Тройное понятие мимесиса в теории нарративного времени П. Рикера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИМЕСИС

(от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — принцип, выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного.

 

Повествуя о фактах или событиях, мы помещаем их в некую последовательность так, что одно следует за другим, предшествует третьему и т.д. Согласно Рикеру, невозможно рассматривать элементы опыта как прошлые, настоящие или будущие, не называя их таковыми, мысленно или вербально не проговаривая их последовательность, не создавая о них нарратив. Само представление о прошлом, настоящем и будущем опыте формируется в процессе повествования. Именно повествование делает возможным существование прошлых или будущих переживаний и, соответственно, возможность измерения их продолжительности.

=> в особенностях нарративной деятельности содержится секрет временности человеческого опыта.

С другой стороны, нарратив, находясь в неразрывной связи с живым опытом, становится не застывшим (каким его представляют структуралисты), а подвижным, временным образованием.

Рикер, вслед за Аристотелем, рассуждающим об особенностях литературного произведения, полагает, что нарратив – это не конечный результат создания некого сюжета.

Человеческий опыт, трансформируясь в повествование, в обязательном порядке проходит три стадии:

1) префигуративную (мимесис-I): факты, события, действия разрозненны, логически не связаны друг с другом, но уже маркированы повествованием. Некий автор заранее предполагает, каким образом они будут связаны в нарративе; 2) конфигуративную (мимесис-II): «осюжечивание», Конфигурация – основное понятие, используемое Рикером при описании устройства нарратива. «Конфигурация, – пишет Рикер, – представляет собой логическое единство… Она может быть представлена как одна ''мысль''» (с. 50). Конфигурация – это сюжет, собирающий факты или события вместе и подчиняющий их замыслу повествования. Понятие «конфигурация», используемое Рикером, соответствует аристотелевскому понятию «mythos», обозначающему «упорядочивание фактов в систему».

3. рефигуративную (мимесис-III): возникает при воспроизведении нарратива слушателем или читателем. Для прояснения специфики нарративной организации опыта рассмотрим подробнее, что подразумевается под стадией конфигурации.

*Дополнительно о конфигурации:

Каково же отношение между конфигурацией и живым опытом? Факты и события опыта сами по себе не имеют никакой логики. Логику им придает нарратив. Нарративная конфигурация «собирает» отдельные элементы опыта и придает им осмысленность. Теперь факты и события связаны логически и следуют друг за другом, согласно замыслу нарратива. Как полагает Рикер, «идеи начала, середины и конца берутся не из опыта: это не черты реального действия, но следствия самого построения поэмы…» (с.51). Мы не можем быть уверены, что события «на самом деле» были именно такими и в такой последовательности. Становясь элементами нарративной конфигурации, они приобретают совсем иной статус в соответствии с правилами и логикой сюжета. Нарратив представляет собой, скорее, «подражание» опыту, а не его описание. Он репрезентирует живой опыт, отсылает к нему, но привносит в него столь существенные изменения, что мы можем рассуждать о нарративном «сочинении», а не о «реальном» изображении опыта.

Характерной особенностью конфигурации является «ощущение конца». Имеется в виду, что в нарративе, в отличие от следования событий в «реальной» жизни, некое событие в любом случае представляется последним (с. 53). Именно наличие последнего события способствует восприятию всех событий в конфигурации как единого целого, поскольку оно является логическим завершением всей последовательности. Когда читатель или слушатель повествования доходит до последнего описываемого события, становится возможным «охватить одним взглядом» замысел повествования. Констатация же конечного события при рассмотрении событий в «реальной» жизни представляется весьма затруднительной.

Рикер целиком посвящает специфике нарративной конфигурации третью часть книги под названием «Конфигурация времени в вымышленном рассказе».

(По А. Борисенковой http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-povestvovaniya-polya-rikera-ot-narrativnoy-organizatsii-opyta-k-narrativnym-osnovaniyam-nauchnogo-znaniya)


 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 457.