Поселения. Многие города Прибалтики имеют многовековую историю. Столица Эстонии — Таллинн — очень старый город. Впервые поселение, расположенное на месте современного Таллинна, упоминается арабским географом аль-Идриси в 1154г. Впрочем, сначала это было скорее место торговли. Позже для его защиты построили городище, которое стали именовать Тоомпеа. В 1219г. это поселение было захвачено датчанами, которые дали ему название Ревель (это было официальное название города до 1917г.). Эстонцы же стали называть его Таллинном, что означает «датский город». В 1248г. Таллинн получил по Лю-бекскому кодексу статус города, а в 1285г. вошел в Ганзейский союз и постепенно превратился в важный торговый центр. Торговля была сконцентрирована в руках немецких купцов. Средневековая часть Таллинна с узкими улочками и постройками XIII — XVI вв. хорошо сохранилась до наших дней. Это так называемый Старый город, состоящий из Вышгорода и Нижнего города. Рига (столица Латвии) впервые упоминается в письменных источниках в 1201г. Свое название город получил по имени протекавшей здесь речки, которая в XVIII в была засыпана. Город основали епископ Альберт и купцы из Любека, создавшие здесь немецкую
колонию. Город Вильнюс (столица Литвы) был основан князем Гедиминасом в 1323г., но поселение на его месте, по мнению археологов, существовало и раньше.
На протяжении долгого времени значительную часть городских жителей составляли иноземцы. В сельской местности, где в основном сосредоточивалось коренное население, имели распространение как мно-годворные поселения (деревни), так и однодверные (хутора). С конца XIX в. хутора становятся все более типичной формой сельского поселения.
Постройки. Крестьянские жилища были главным образом срубными. Встречались дома нескольких типов. У литовцев традиционным типом дома был прежде намас (нумас), представлявший собой однокамерный сруб с открытым очагом посередине. Такие дома были особенно характерны для западных районов Литвы и до XVI в. там преобладали. Затем это жилище стало постепенно обрастать дополнительными помещениями и из однокамерной постройки превратилось в многокамерную. Очаг стали огораживать и устанавливать над ним трубу (такой очаг получил название каминас). В восточной части Литвы с XVIв. стали строить дома, аналогичные русской избе. В Литве они получили название пиркя или истаба. Такие сооружения состояли из жилой части с русской печью, сеней и иногда коморы. Пиркя тоже постепенно обрастала пристройками. Хозяйственные помещения обычно располагались отдельно. Главными из них были амбар, обязтельно с навесом. Во дворе строилась баня.
В юго-западной части Латвии жилище, называемое намс, похоже на литовский намас. В XVIII—
XIX вв. намс превратился в многокомнатный дом с каминной кухней в центре. На востоке Латвии, как и в восточной части Литвы, дома были сходны с избами восточных славян.
В Эстонии и на севере Латвии основной традиционной жилой постройкой была жилая рига — срубное сооружение с соломенной крышей. В заднем углу риги устанавливалась печь. Топилась рига по-черному (то есть не имела дымохода). С середины XIX в. печь стали делать с дымоходом. Хотя рига была прежде всего местом для жилья, осенью в ней также сушили снопы. Первоначально рига состояла из одного помещения, позже к ней стали пристраивать с одной стороны жилые комнаты, с другой — кладовую. Отдельно строилась баня, которая нередко использовалась и как жилье для батраков. У сету жилая рига была вытеснена русской избой.
В настоящее время большинство литовцев, латышей и эстонцев живет в домах современного типа, хотя в них нередко сохраняются отдельные черты традиционной архитектуры.
Пища. В рационе народов Юго-Восточной Прибалтики прежде преобладали растительные и молочные продукты. В прибрежных районах основу питания составляла рыба.
Эстонцы в прошлом употребляли много хлеба (преимущественно ржаного). Поэтому слово лейб (хлеб) в эстонском языке означает и пищу вообще. Всю остальную еду (мясо, рыбу, масло и т. д.) раньше называли лейвакырване — добавка к хлебу. Молоко чаще употребляли в кислом виде. Из молочных продуктов особенно распространены творог, домашний сыр, простокваша, а также взбитые сливки. Традиционные эстонские блюда — каши из ячменя, похлебки из капусты, картофеля, гороховый суп со свиными ножками, соленая салака, сельдь. На юге Эстонии довольно популярно было толокно, у сету— кислый овсяный кисель. Еду принято запивать квасом (сету готовят можжевеловый квас). Мясо, преимущественно свинина, служило праздничной едой. Для эстонцев очень характерно приготовление кровяных колбас.
Основу традиционной кухни латышей составляют блюда из муки, круп, гороха, картофеля, а также различные молочные продукты (простокваша, творог, домашний сыр и др.). Из мясных продуктов предпочитают свинину. Латыши также едят много рыбы: сельди, яиш, салаки. В качестве первых блюд особенно по-тазны щи, кислый молочный суп, в качестве десерта - хлебный суп из ржаного хлеба со сливками. Распространенным кушаньем является путра — густая крупяная похлебка (обычно из перловой крупы), заправленная молоком или мясом с салом. Часто готовят отварной горох с жареным шпиком, а также клецки из гороха или бобов с кефиром.
Литовцы любят блюда из картофеля (его часто подают со сметаной, творогом и молоком), овощей (прежде всего свеклы и капусты), молочные продукты (творог, простоквашу, сметану). На первое обычно подают мясной суп из капусты или свеклы с картофелем, летом — холодный борщ со сметаной. В качестве мсзого блюда часто предлагаются картофельные оладьи, блины из муки и тертого картофеля, зразы. Во многих районах Литвы готовят ведерай — толстые свиные кишки, начиненные тертым сырым картофелем (или крупой) с жиром. Очень популярны вареники из тертого сырого картофеля, начиненные творогом или рубленым мясом. Подают их, полив свиным салом со шкварками. Из мясных продуктов особенно распространена свинина. Любят литовцы колбасу скиландис из свинины, которую несколько дней коптят в трубе.
У народов Юго-Восточной Прибалтики популярны и разные блюда других европейских народов, особенно много заимствований из русской, немецкой и польской кухни.
Одежда народов Юго-Восточной Прибалтики очень приспособлена к местному влажному прохладному климату. В традиционный комплекс женской одежды входят: длинная шерстяная юбка, полотняная pyбaха, кофты или лифы, наплечные покрывала (кстати в зависимости от погоды, наплечные покрывала могли использоваться и как юбки). При наличии зна-
читсльиого числа местных вариантов традиционная одежда народов Восточной Прибалтики во многом сходна. Праздничная женская и девичья одежда состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, безрукавки или кофты, пояса, передника, наплечного покрывала, головного убора, чулок или онуч. Праздничная обувь делалась на жесткой подошве, повседневно носили мягкую обувь: кожаную (постолы) или плетенную из лыка (лапти) . В костюме девушек и замужних женщин различались прежде всего головные уборы. Девушки носили головные уборы с открытым верхом: венки, обручи, повязки из лент. Женщины должны были полностью закрывать волосы, и их головные уборы были глухими (полотенчатые уборы, чепцы, шапочки). Дома девушки обычно ходили с непокрытой головой, а замужние женщины и дома должны были носить платки или чепцы.
Костюмы каждого из трех основных народов Прибалтики имели свои особенности. В эстонский женский комплекс одежды на севере входили тунико-образная рубаха без рукавов, поверх которой надевали короткую блузку кяйсед и юбку (обычно в продольную полоску). На западе Эстонии продольно-полосатые юбки часто ткали с узорами из пестрых ниток. На юге Эстонии носили рубахи, юбки, кофты или блузки. Своими особенностями отличался костюм сету. Женщины сету носили глухие сарафаны (типа старинной русской ферязи). В одежде преобладали белый и светло-серый цвета. Костюм сету дополняли характерные круглые конусообразные нагрудные пряжки-фибулы, часто очень больших размеров.
Латышки носили туникообразные рубахи, клетчатые или полосатые юбки (причем встречались юбки как в продольную, так и в поперечную полоску), безрукавки и кофты. В некоторых районах (прежде всего, на северо-западе) лиф пришивался к юбке. Поверх них надевали наплечное покрывало из белой шерстяной или льняной ткани (иногда с вышитым орнаментом). В западной Латвии в традиционный женский костюм входили металлические пояса и ярко-синие накидки с металлическими украшениями. Латгальские женщины
носили туникообразные рубахи с красным узором и клетчатые или белые юбки. Безрукавки и кофты в Латгалии распространения не получили. Из наплечных покрывал преобладали льняные — клетчатые или белые.
Литовский женский костюм также включал туни-кообразную рубаху, безрукавку, продольно-полосатую юбку и наплечное покрывало. При этом для западных районов Литвы были характерны контрастные, хотя и довольно темные, цвета юбок и обилие платков: их накидывали на плечи, повязывали на шею, надевали на голову. В одежде жителей восточной Литвы преобладали светлые тона и особенно белый цвет.
Мужская традиционная одежда была менее разнообразна, чем женская. Основу мужского костюма всюду составляли полотняная рубаха, короткие или длинные штаны, куртка. Верхнюю одежду подвязывали шерстяным или кожаным поясом.
С середины XIX в. среди населения Юго-Восточной Прибалтики постепенно распространяется так называемый женский городской (европейский) костюм, и к концу XIX — началу XX в. во всем регионе у женщин господствующей становится городская одежда. У мужчин традиционная одежда была вытеснена городским костюмом и того раньше — к середине XIX в. В наше время традиционную одежду шьют и сохраняют как праздничную одежду (для праздника песни, свадьбы и т. п.). Впрочем, кое-где на островах можно и в повседневной жизни встретить старушек, которые носят традиционную одежду.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 292.