Хозяйственные занятия народов Закавказья имеют много общего. Все живущие здесь народы — земледельцы. Земледелие пашенное. Тягловые животные —
волы или буйволы (лошадь используется как вьючное животное и для верховой езды). Основа земледелия — зерновые, хлебные культуры (ячмень, просо, пшеница, кое-где — рис и др.). Кавказ — родина нескольких десятков разновидностей и сортов пшеницы. Культивируются бобовые, в особенности фасоль (груз, лобио). Очень широк набор овощных культур (помидоры, перец, баклажаны, шпинат, лук, чеснок, пряные травы и многое другое). Однако главную отличительную черту местного земледелия составляют садоводство и виноградарство. В субтропических районах культивируют цитрусовые, персики, тутовые и ореховые деревья и проч. Виноградарство распространено повсеместно (где позволяют климатические условия), но особенно продуктивно оно в Кахетии (Грузия). В Абхазии и некоторых других районах распространена культура чая.
Развито животноводство — стойловое (на равнинах) и отгонное (в долинах, предгорьях и в горах). Разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов, свиней (кроме мусульманских районов), домашнюю птицу.
С древних времен в Закавказье сложились разнообразные ремесла: гончарное, кузнечное, ткацкое и многие другие. Повсюду развито ковроткачество, особенно в Азербайджане.
Во всех республиках создана современная промышленность, в том числе и обрабатывающая. Большую роль играет нефтедобыча в Азербайджане, разработки марганца и других минеральных ископаемых в Грузии. Армения не имеет таких полезных ископаемых, но она славится залежами высококачественного строительного камня. Большой вклад в экономику Азербайджана, Грузии, Абхазии вносят курорты и здравницы на побережьях Черного и Каспийского морей.
Сельские поселения народов Закавказья также имеют между собой немалое сходство. Населенные пункты, расположенные в горах, обычно невелики и не имеют правильной планировки. Они могут располагаться в тесном соседстве друг с другом, как, например, в горной Тушетии, но могуг быть и разбросаны по огромной территории (в Абхазии). Жилища очень раз-
нообразны как по планировке, так и по используемому строительному материалу (камень, плетень, турлук, дерево). Обращает на себя внимание традиция строительства для нужд обороны башен в Сванетии и Тушетии (Грузия). Особенностью усадебного комплекса у народов Закавказья является многочисленность как жилых, так и хозяйственных построек. У азербайджанцев дома ограждались высоким глинобитным дувалом, скрывавшим семейную жизнь от посторонних глаз. Закавказье — страна городов. Столицы республик — Баку, Ереван, Тбилиси — древние города, сыгравшие очень большую роль в формировании современных наций. В качестве примера можно охарактеризовать столицу Грузии г. Тбилиси.
Тбилиси был построен в IV в. н. э. близ источника горячей сернистой воды (тпили — по-грузински теплый), которая до сих пор используется в знаменитых городских банях. Город стал центром ремесла, а в XIX— XX вв. — и промышленности, высшего образования, науки и культуры. Тбилиси — грузинский город, но в нем всегда жили и живут и армяне, и азербайджанцы,
и греки, и евреи, и представители других национальностей. В XIX в. он становится местом, где находили работу мастера-отходники, также принадлежавшие к разным национальностям. Среди отходников-греков преобладали каменотесы, среди персов — штукатуры и кирпичники, среди армян — ремесленники, разносчики, водовозы и т. д.
Социальный состав населения города исторически менялся. Князья, духовенство, богатые купцы владели лучшими участками, домами и земельными угодьями в городе (например, большими ореховыми садами). Ремесленники селились по окраинам. Они были организованы в цехи. Большую роль в жизни города играли разносчики и возчики воды, доставлявшие воду в дома. Своеобразной группой населения были кинто — разносные торговцы, отличавшиеся характерным жаргоном и типом одежды.
Современный Тбилиси насчитывает свыше 1 млн. жителей. Это не только промышленный, но и научный центр, включающий в себя университет, Академию наук, более десяти вузов, много библиотек и музеев, в том числе этнографический музей.
Традиционная одежда жителей Закавказья гораздо более разнообразна по покрою и колоритна по цветовой гамме, нежели сложившееся в последние годы представление о ней в сфере массовой культуры. В костюме проявляются этические нормы, принятые у того или иного народа, отражаются половозрастные и другие различия.
По пестроте красок и своеобразию орнаментации обращает на себя внимание как мужская, так и женская одежда хевсур (Грузия). Мужскую нательную одежду — рубаху из грубой шерстяной ткани или бязи красно-бурого цвета украшали пуговицами, крестами из ткани, нашитыми в виде треугольника, а также тесьмой желтого, красного, белого и черного цвета. Верхнюю одежду (чоху) из домотканой шерсти красного, реже синего цвета обшивали пестрой тесьмой из бязи красного, оранжевого цветов. Женскую чоху, кроме вышивки на спине украшал кусок шерстяной ткани с мелки-
ми монетами и бусами. В ушах женщины носили очень большие по размеру круглые серьги. Не менее примечателен головной убор хевсурки и способ его ношения. Основа его — убор наподобие кокошника (сатаура) из шерстяной или льняной ткани, украшенный вышивкой и бисером. Поверх него носили черный шерстяной вышитый платок, подвязывавшийся так, что его конец с кистью висел над правым ухом.
В комплексах мужской одежды в наши дни присутствуют черкеска, бурка, башлык, папаха, ноговицы, мягкие чувяки или сапоги и т. п.
Современная одежда мало отличаются от общеевропейской. Некоторые традиционные черты сохраняются только в отдаленных горных районах. Все многообразие традиционной, например, грузинской одежды, сейчас можно наблюдать только во время празднования Дня Тбилиси (Тбилисоба).
В пище дольше всего сохраняются национальные народные традиции. У народов Закавказья в конце XIX —начале XX в. основу питания составляла растительная пища, прежде всего хлеб или блюдо, его заменяющее. Таковым у абхазов, жителей Западной Грузии стала сваренная без соли густая каша (абыста). К ней подавали лобио (блюдо из фасоли), мясо, острые приправы. У армян такая каша из грубо смолотой пшеницы (хашил) была обрядовым блюдом. В состав народной кухни многих народов Кавказа входила пшенная каша (из просяной крупы). Но основным продуктом питания здесь служит дрожжевой хлеб (лаваш), испеченный в специальной печи — тандыре. Армянский лаваш бывает длиной до метра и шириной в полметра при толщине в несколько миллиметров. Лист лаваша может заменять скатерть, тарелку, а то и ложку: куском лаваша, если свернуть его кулечком, можно есть и жидкий соус. Обычно на него кладут сыр, зелень и масло, свертывают и в таком виде едят. Он характерен для армян, южных азербайджанцев, иранцев. Грузинский тандырный хлеб (шоти) продолговат и но форме напоминает полумесяц. На севере Армении и в ряде районов Грузии хлеб выпекают в подовых печах.
В кавказском хлебопечении предпочтение отдается дрожжевому тесту, а пресный хлеб чаще используется в ритуальных целях. Бывает выпечка в тандыре и с начинкой (азерб. гутаб, арм. котан). В Грузии, особенно в западной и горной ее части, пекут хорошо известные пироги с творожной или сырной начинкой — хачапури (пури — хлеб.хача — творог). В Закавказье известно несколько видов сыров. Наиболее популярен сычужный и творожистый рассольный сыр, наподобие грузинского сулугуни. Принимая гостя, хозяева в первую очередь подают на стол сыр, хлеб, мед и вино (в Грузии, Армении, Абхазии). Это особенно важно, так как мясные блюда, чтобы подчеркнуть их свежесть, готовят только по прибытии, в присутствии гостей, и в это время гость ни в коем случае не должен испытывать чувство голода.
Жареное мясо, в том числе шашлык (груз, мцвади, арм. хоровац, азерб. кабаб) до сих пор на Кавказе считается гостевым и обрядовым блюдом. Общим стало употребление отварного мяса и мясных блюд с острыми приправами, чесночным соусом и др. При приеме гостей части отварного мяса распределялись с соблюдением традиционного этикета, с учетом престижности отдельных кусков (головы, лопатки и т. п.) в зависимости от старшинства гостей или их социального статуса. Мясной бульон становится основой другого блюда — разного рода супов.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Предки народов Закавказья прошли длительный исторический путь — первобытный строй, рабовладение (на этот счет некоторые ученые высказывают сомнения), феодализм (не все этносы) и капитализм. В XIX в. у местных народов прочно сохранялись черты феодальных, а то и патриархальных отношений; в Грузии, например, существовало крепостное право. В Закавказье существовали разные формы государственной организации — царства, ханства и княжества. Было распространено феодальное землевладение. Издавна сложилось влиятельное купечество (особенно у армян).
Ремесленное производство обусловило формирование обширного слоя ремесленников, частью объединенных в цехи (в Грузии), частью входивших в местные крестьянские общины.
Крестьянские поземельные общины были характерны для всех народов Закавказья. Вместе с тем в структуры общины сложным образом вплетались семейные отношения, обширные семейные союзы (патронимии), объединявшие многолюдные родственные коллективы. Большие патриархальные семьи воспитывали твердые представления о власти старших мужчин, о священных принципах и обязанностях родственной взаимопомощи, об обязательности кровной мести (например, у абхазов).
Как и на Северном Кавказе, у народов Закавказья был распространен обычай am алычества. Этим обычаем были связаны семьи грузин (мегрелов) и абхазов. В XIX в. здесь развилась новая форма аталычества, когда 9—10-летнего ребенка на 1—2 года отдавали в семью другой национальности, в которой ребенок помогал взрослым вести хозяйство и попутно овладевал другим языком. В конце XIX в. мегрелы отдавали своих детей в русские семьи для изучения русского языка. Посредством обычая куначества (побратимства) и через межнациональные браки в XIX —XX вв. в регионе шел процесс интеграции культур. Этому способствовало также почти двухвековое отсутствие границ между государствами. Но в конце 1980-х гг. межэтнические браки, например, в Армении и Азербайджане имели уже довольно низкие показатели (от 4 до 8% всех заключенных браков). Это был симптом нарастающего напряжения в армяно-азербайджанских отношениях.
Семья воспитывала у молодежи точное знание правил поведения, формировала принципиально различные социальные роли мужчин и женщин, обязанность строго следовать обычаю.
Свадебные и погребальные ритуалы, обряды, связанные с рождением и наречением ребенка, также регулировались. Обычно свадьбы устраивались по сватовству (однако не исключались и похищения не-
вест, особенно при желании избежать больших расходов на свадьбу). Бытовали (в частности, среди азербайджанцев) случаи люлечного обручения: мальчик и де-Еочка с рождения признавались их родителями женихом и невестой. Брачный возраст у азербайджанцев для голо дых людей устанавливался около 18 — 20 лет, для двушек — 14—18 лет; среди грузин представители обоих полов обычно вступали в брак в возрасте 19 — 25 лет. У большинства армян брачный возраст колебался гоимерно в тех же пределах, но бывали случаи и очень ршних браков. Христианские народы придерживались юногамии, мусульманам разрешалось иметь до четырех жен. В действительности, особенно среди простого народа, случаи многоженства встречались редко.
Свадебный обряд представлял собой многодневное, южное по структуре и числу участников действо. Е'/ководителем свадьбы у грузин служило особое лицо— эджиби. У азербайджанцев сторона жениха вносила плату за невесту (башлыг), что оговаривалось брачном договоре (кебин).
Свадьбы, а также религиозные и другие праздни-ш обычно становились событиями общественного значения. В них принимали участие не только родствен-ики и соседи, но и значительная часть общины, жители всего поселения или городского квартала.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 275.