В настоящее время признается, что функции этики многообразны и основные из них следующие:
1) регулятивная — этика регулирует поведение людей, позволяет привести его в соответствие с требованиями морали, определяет нормативы поведения, поступков, деятельности субъектов и позволяет давать им моральную оценку;
2) ценностно-ориентирующая — знание основных этических норм и правил ориентирует человека в мире окружающих его духовных ценностей и позволяет оценивать явления мира с позиций норм морали;
3) познавательная (гносеологическая) — благодаря этике человек познает нравственную ценность явлений, поступков, поведения, деятельности;
4) воспитательная — этика формирует важнейший элемент сознания моральное сознание, воспитывает, способствует усвоению, интернализации нравственных норм, привычек, обычаев, нравов, признанных социумом образцов поведения;
5) оценочная — благодаря этике человек в состоянии оценивать с позиций этических категорий, критериев, принципов поведение, поступки, деятельность личности и социума, способы и методы освоения человеком действительности;
6) мотивационная — категории, убеждения, принципы морального характера включены в состав оценочных факторов при формировании мотива в сознании человека. Этика позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации;
7) коммуникативная — этика и этикет выступают как фактор восприятия людей в процессе общения, распознавания ряда особенностей общающихся сторон, служит объектом передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей;
8) личностно и социально формирующая функция этики заключается в том, что этика активно участвует в формировании ряда личностных характеристик (в частности, направленности) и качеств социума, выступает как стимулирующий или ограничивающий фактор. Нравственные категории, критерии, принципы являются факторами, рассматриваемыми личностью в процессе установления и следования ведущей потребности, желанию, интересу, мотиву, идеалу, убеждению, установке, ценностной ориентации, служат формированию мировоззрения в целом.
Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:
Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т. д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.
Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.
Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.
Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.
Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.
Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.
Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.
Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.
Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов, и социальное окружение клиентов.
Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.
Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.
Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.
Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.
Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.
Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.
Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.
Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.
Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 383.