Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, чему было несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и формирование норм абсолютистской власти.
Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессии, обслуживающих население, поставил людей в зависимость от труда друг друга.
Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием некоторых тенденций.
Во-первых, значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счет профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.
Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношение внутри профессии, и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Такое деление было вызвано тем, что к этому моменту люди отметили то, насколько оценка и признание их деятельности зависят от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега.
Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят, с одной стороны, основы служебной этики, а с другой - позволят сформировать принципы корпоративной этики со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
В третьих, стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединялись нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине - врачи, сиделки, медсестры и пр.
По мере укрепления государств, значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.
Третий период в развитии
Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине 20 века. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйствования и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и планеты в целом.
Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса:
Во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а от ее отдельных специализаций;
Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий, объединенных работой на конечный результат.
Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.
Таким образом, вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в ее отдельных направлениях.
Требования профессиональной этики становятся все более принципиальными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит:
· Создание этических ассоциаций
· Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих.
· Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовывать моральные ценности в условиях деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания; она «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 311.