Профессиональная этика как наука и явление духовной культуры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль как специфический регулятор человеческого поведения и общественных отношений.

Предмет этики – мораль. Мораль (нравственность) – объективно сложившиеся, реальные регуляторы поведения (система оценок,

норм, требований, образцов долженствования). Этика – область философского знания, исследующая

моральные принципы и нормы поведения.

Методы исследования - изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений культуры.

Этика имеет связь с другими гуманитарными науками: философией, психологией, этнографией, культурологией и т.д.

· В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем (IV в. до н.э.).

Первая его систематическая работа – «Никомахова этика», в которой Аристотель впервые употребил термин «этика» для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях

· По Аристотелю все науки делятся на:

− Теоретические (умозрительные) - философия, математика и физика

− Практические - этика и политика

− Творческие (созидательные) - искусства, ремесла и прикладные науки

· Задачи этики - описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества; объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах; учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».

Этику как науку можно разделить на три вида: теоретическая, нормативная, профессиональная.

Теоретическая - представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, пытается объяснить происхождение и эволюцию морали. Она доказывает, почему человек должен быть нравственен, какие основания он может использовать для аргументации правильности своих поступков.

Нормативная - Обосновывает моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми; Концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации; Разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

Профессиональная - Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

− отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

− нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

− взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

− особенности профессионального воспитания.

6. Золотое правило этики: сущность и содержание.

Это общее этическое правило, основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «не делайте другим того, чего не хотите себе». Исходя из этого правила, человек учится отождествлять себя с другими людьми, развивает умение адекватно оценивать ситуацию, формирует представление о добре и зле.

В произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Примеры:

· Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать своим товарищам (памятник древневавилонской письменности)

· Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам (Питтак, VII-VI в.в. до н.э.)

· Не делай человеку того, чего не желаешь себе (Конфуций, VI-V в.в. до н. э., Луньюй, 12, 2)

· Не причиняй другому боли способом, который для тебя будет болезненным (Будда)

· Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям (древнеиндийский "Махабхарат" (V в. до н. э.)

· Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Евангелие от Луки (6:31), от Матфея 7:12)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.