История развития этической мысли.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История развития этической мысли.

Этическая мысль начала развиваться еще с древних времен, а особенно со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Так же крупнейшими этиками в истории человечества были Платон и Аристотель.

Основные этические принципы и категории.

Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. К ним относят:

• Добро и зло

• Справедливость

• Долг

• Совесть

• Ответственность

• Достоинство

• Честь

• Гуманизм

Уровни этических принципов выше перечисленные нами, категории этики, можно рассматривать на трех уровнях: персональный, профессиональный и всемирный.

Понятие нравственного конфликта; цели и средства.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Конфликт происходит тогда, когда нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения.

Нравственные конфликты бывают открытые и закрытые.

Открытые (межличностные) – это конфликты между людьми, закрытые (личностные) – это внутренний разлад в человеке – личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее.

Одно из наиболее частых личностных нравственных противоречий - между целью и средствами ее достижения, если для того, чтобы добиться цели, человеку нужно поступиться собственными представлениями нравственности в средствах её достижения. Обычно человек относится к цели как к желаемому благу, и соотносит нравственность способов её достижения с искомым результатом при её достижении.

Основные этапы развития профессиональной этики

Этика - наука, которая изучает поведение человека, развивающееся на основах моральных мотивов, а также выявляет факторы, позволяющие уверенно сказать о том, что моральные мотивы есть в поведении не одного человека, а у многих людей, что свидетельствует о том, что в обществе существует, и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения (наука о морали).

Профессиональная этика изучает:

· отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

· нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

· взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

· особенности профессионального воспитания.

Третий период в развитии

Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине 20 века. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйствования и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и планеты в целом.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса:

Во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а от ее отдельных специализаций;

Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий, объединенных работой на конечный результат.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

Таким образом, вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в ее отдельных направлениях.

Требования профессиональной этики становятся все более принципиальными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит:

· Создание этических ассоциаций

· Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих.

· Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовывать моральные ценности в условиях деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания; она «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

 

Православие

Ислам

- Ислам – вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в VII (7) веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под знаменем единого бога. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле. В исламской религии Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ. Здесь нет христианской троицы с ее запутанными взаимоотношениями между богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.

- Священная книга.

Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконец Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.

Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями исторических событий – рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Коран был доступен далеко не каждому – его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

- «Пять столпов веры»

Старообрядчество

С историей Русской Православной церкви тесно связано старообрядчество. Возникновение его относится ко времени раскола русского православия, причиной которого послужила церковно-обрядовая реформа, начатая патриархом Никоном в середине XVII (17) века. Многие священники различного ранга, которым трудно было переучиваться и отправлять обряды по новым богослужебным книгам и согласно новым правилам, ушли в раскол. Приверженцы «древлеправославных обрядов», не принявшие изменения внешних форм церковной жизни, в большинстве крестьяне, бежали от преследований. Они спасались в глухих лесах Поволжья, Севера, Сибири, на южных окраинах страны или основывали свои общины за границей. Форму старообрядчества принимали многие антиправительственные движения, различные бунтарские силы. В 1685 году вышел специальный указ, окончательно запрещающий раскол. В 50- 60 годы XVII (17) века на Соборах Русской Православной церкви староверы были преданы проклятию, которое было снято лишь в 1971 году, когда было признано, что старые обряды «равночестны» послереформенным, то есть так же каноничны (правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшему три столетия назад. До сих пор Рогожское кладбище в Москве остается одним из руководящих центров русского старообрядчества. В его храмах богослужения ведутся так, как было принято в Русской церкви XVII (17) века до никоновских реформ.

Протестантская этика

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности

Протестантизм выдвигает особую этику. Человек в ней понимается в свете идей благодати, предопределения, божественного призвания. Особо подчеркивается роль труда; предпринимательство приобретает статус освященного религией занятия. Приобретение профессии и достижение успеха в профессиональной деятельности почитаются первейшей обязанностью добродетелью человека. Протестантизм видит милосердие в предоставлении возможности обучиться ремеслу и работать. Нравственный идеал предполагает в числе основных качеств вежливость, приумножение капитала, прилежание, честность исполнении трудовых обязательств и отказ от праздного время препровождения; к злейшим порокам относятся леность, стремление к роскоши и развлечениям, гордыня; Светское искусство осуждается. Особенностью протестантской теологии является то, что в ней на передний план в структуре Троицы выдвигается Христос, понимаемый в качестве нравственного авторитета; неприятие идеи чистилища, отсутствие монашества, отказ от обета безбрачия для духовенства. В протестантизме упразднены все таинства, кроме крещения и причащения, которые рассматриваются в качестве символических обрядов (а не способов обретения благодати). Отсутствует культ святых и связанные с ними праздники.

Проблема насилия

Раскрывая первый вопрос необходимо отметить, что понятие насилия имеет явно негативный нравственный оттенок. В большинстве этических и религиозных учений насилие считается злом. Вместе с тем общественное сознание, в том числе и

этика, допускают ситуации нравственно оправданного насилия (в виде исключения и в рамках негативного нравственного отношения к нему). Далее следует раскрыть суть двух подходов к пониманию насилия:

– в широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех разновидностях и формах (убийство, ложь,

лицемерие и другие);

– в узком смысле насилие сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу (телесные повреждения, ограбления, поджоги и т.д.).

Смертная казнь

Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников. Но смертная казнь не возмещает ущерб, нанесенный преступником.

 Применение смертной казни более гуманно к преступнику, чем пожизненное заключение в одиночной камере. Но, во-первых, условия можно сделать более приемлемыми; а во-вторых, преступник лишен права выбора.

 Смертная казнь есть простой и дешевый способ избавиться от преступника. Но это лишь доказывает, что моральные соображения являются здесь не главными.

Таким образом, аргументы в поддержку смертной казни не выдерживают моральной критики. При освещении третьего вопроса необходимо привести следующие моральные аргументы против смертной казни.

 Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество, так как она фактически

Этикет в развитии общества

Излагая первый вопрос нужно сказать о том, что уже в первобытном обществе можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. Например, многие современные поздравления и пожелания происходят от магических актов колдовства и заклинаний. Из первобытных форм почитания старших людей, вождей, жрецов и колдунов позже произошли три различных явления ритуальной культуры: религиозные культы, светские общественные ритуалы и этикет.

Профессиональная этика

А) Своеобразие медицинской u1101 этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Суть этих норм первоначально была закреплена в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Б) Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Условиями формирования экономической этики

являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства и т.д.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КСО – это выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы.

КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

КСО предполагает:

· производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;

· соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;

· содействие повышению квалификации и навыков персонала;

· защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;

· защиту культурного наследия;

· поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;

· помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;

· соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Сегодня существует множество определений понятия «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность»:

Социальная ответственность фирмы — максимальное использование преимуществ компании и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом.

Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира.

Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества. Социальная ответственность — широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Организации обязаны проявлять ответственность в трех областях — финансы, влияние их деятельности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. Это относится не только к бизнесу, но и к правительственным, общественным и добровольческим организациям.

Социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом.

Социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства.

Социальная ответственность бизнеса:

1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;

2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.

Корпоративная социальная ответственность – инструмент, с помощью которого возможно оказывать влияние на общество, обеспечивая устойчивое развитие.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Корпоративная социальная ответственность – это серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации.

Корпоративная социальная ответственность означает специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций в отношении своих нуждающихся общностей, определяемых и размещенных вне основной операционной среды бизнеса.

Социальная ответственность (social responsibility) — обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями.

Наиболее полным представляется определение, данное Ростиславом Куринько, президентом Центра взаимодействия бизнеса и общества, в котором он емко и комплексно раскрывает сущность понятия корпоративной социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность – это отвечающая специфике и уровню развития компании, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласовано вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании, с особым учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств компании и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышении качества продукции и услуг и др.), улучшению репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями».

Подводя итог, следует сказать, что корпоративная социальная ответственность — это не просто ответственность компании перед людьми, организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, перед обществом в целом, не просто набор принципов, в соответствии с которыми компания выстраивает свои бизнес-процессы, а философия организации предпринимательской и общественной деятельности, которых придерживаются компании, заботящиеся о своем развитии, обеспечении достойного уровня жизни людей, о развитии общества в целом и сохранении окружающей среды для последующих поколений.

Этика руководителя

Этика руководителя – разновидность профессиональной этики, связанная с непосредственной деятельностью ключевых фигур организации, направленных на определение политики фирмы в целом.

Задача управленческой этики – поддержание эффективных механизмов взаимодействия внутри трудового коллектива и отношения между руководителем и подчиненными.

Стили руководства

В практике используется 4 основных стиля управления:

1.авторитарный–единолично решает вопросы, ориентируется на собственные цели и интересы, практически не совет с коллективо, инициативу подавляет, боится квалифицированных работников, может уволить неугодных, все знает и умеет, держит дистанцию, основной метод стимулирования – наказание, поощрение по праздникам и избранных.

В его основе лежит теория «Х» МакГрегори: человек изначально не любит работать, поэтому его нужно направлять, контролировать, и он сам это понимает.

2.демократический– в его основе лежит теория «Y» МакГрегори: средний человек не имеет отвращения к работе, работа естественна для человека и большинством рассматривается как самореализация и цель жизни. Главный приоритет – соучастие всех в общем деле, позволяет рационально использовать внутренние ресурсы, добиваться решения сложных задач, создать обстановку дружбы, взаимовыручки.

3. либерально-анархический – главный акцент на невмешательстве руководителя в трудовую деятельность подчиненных; главная задача – не допускать серьезных срывов в работе. В руках руководителя сосредоточены административно-хозяйственные вопросы, а коллектив занимается трудовой деятельностью. Характерен для творческих коллективов, где работают высокие профессионалы.

4. проблемно-целевой – авторитарность + известная демократия; управление строится по принципу: есть цель или проблема – решается авторитарным способом; в остальное время – коллектив трудится согласно своим установкам. Эффективен в организациях, которые работают в сфере быстрой отдачи.

Этический кодекс высшего руководства

На протяжении истории не раз вырабатывались моральные кодексы работников управления. Один из первых - «Моральный кодекс работников местного управления» (США, 1924 г), поправки к нему принимались 5 раз.

Современный этический кодекс руководителя включает следующие положения:

1. личные финансовые средства не должны вступать в противоречие со служебными обязанностями;

2. ваши финансовые доходы должны соответствовать стандартным доходам представителей
вашей профессии;

3. следование законности (правомерность всех действий);

4. конфиденциальность деловой информации;

5. полная «прозрачность» личных финансовых вложений, включая вложения членов семьи.

Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:

1. будь экспертом в своем деле;

2. будь решителен (руководитель не должен принимать множество решений, немного, но самые важные);

3. будь дипломатом;

4. вызывай доверие своими нравственными качествами: порядочностью, терпимостью…

5. будь обязателен: не неси ложных обязательств;

6. бери в команду самых лучших;

7. помогай росту своих подчиненных;

8. умей создавать мотивацию для других;

9. не будь всезнайкой: умей признавать свои ошибки;

10. не играй в политику;

11. не расстреливай гонца с плохими новостями: можно потерять хорошие новости.


Проблема лидерства

В литературе выделяют 4 подхода к вопросам лидерства:

1. теория черт личности лидера– широко распространялась до 40-х г.г. 20 в., главный подход – поиск универсальных черт лидера, которых называлось более 80, однако общими для всех направлений является только 5:

· ум,

· решительность,

· харизма,

· профессионализм,

· уверенность в себе.

2. теория поведения лидера; была распространен в 40-60-е г.г. 20в., главная задача – раскрыть природу лидерства через особенности поведения, следовательно, если есть модель поведения лидера, то лидерству можно научить. Особенности поведения сгруппированы по 2 категориям:

· ориентированные на производство,

· ориентированные на работников

однако, не была установлена закономерность между поведением лидера и эффективностью профессиональной деятельности, что позволило поставить теорию под сомнение.

3. ситуативная теория;утверждалась с 60-х г.г. 20в., исследовался тип ситуации, где проявляется лидер: заменители и нейтрализаторы лидерства. К факторам ситуативных условий, где проявляется лидерство, относят корпоративную культуру и ее ценности, зрелость подчиненных, качество отношений внутри профессионального коллектива.

4. атрибутивная теория:утверждается на рубеже 20-21 в.в., лидерство – это просто атрибут, которые одни осуществляют в отношении других. Т.о. лидеры – это люди, обладающие умом, умением хорошо говорить, агрессивностью и трудолюбием.

В рамках атрибутивной теории разрабатывается теория «харизматического лидера» Хоуза. Выделяется 3 черты харизматического лидера:

· уверенность в себе,

· твердые убеждения,

· ясное виденье цели.

17 принципов профессиональной этики руководителя

Не следует делать то, что в ваши долгосрочные планы не входит, либо в интересы компании. Никогда не стоит делать то, о чем потом нельзя будет сказать.

Не делайте то, что не будет способствовать развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.

Не нарушайте закон.

Никогда не делайте то, что не стали бы себе советовать.

Никогда не стоит делать что-то вредное для общества, в котором живете.

Не делайте то, что может навредить слабым.

Не делайте то, что может ограничить права и свободы других лиц.

Никогда не нужно делать то, что может стать преградой для самореализации и саморазвития других лиц.

Поступайте всегда так, чтобы способствовать росту дохода предприятия, оставаясь при этом в рамках закона.

Проявляйте интерес к людям, будьте к ним внимательными. Старайтесь запоминать подчиненных по именам.

Необходимо уметь давать указания подчиненным.

Важно уметь приветствовать людей.

Запрещено осуждение, высмеивание людей, нужно уметь ставить себя на место стороны оппонента.

 Развивайте и поддерживайте в служебных отношениях чувство собственного достоинства каждого работника, творческий подход к делу и инициативу.

Слушать людей.

Как руководителю вести себя с подчиненными

Не унижать, не оскорблять, хвалить можно и наедине, и публично, но ругать только при общении один на один. При этом важно стараться быть объективным в любой ситуации, не пытаясь закрыть глаза на проблему. При наличии противоречий в отношениях с кем-то из подчиненных, для решения проблемы стараться наладить открытое общение, ведь замалчивание лишь будет усугублять проблему.

Из чего состоит профессиональная этика

1. Индивидуальная (персональная) этика человека. Обусловлена индивидуальными принципами и нормами человека, прежде всего, моральными, также профессиональным, жизненным опытом, наличием образцов для подражания, стремлением к этичности поведения. уважение права самостоятельности других людей; переживать за благополучие других; принципы честности и надежности; справедливые решения и действия; добровольное следование закону, уважение к социальному порядку; возможность приносить пользу, личная благотворительность; предотвращение вредных последствий; отказ от преимущества над другими.

2. Профессиональная этика руководителя заключается в нравственности должностного лица, поддержании профессиональной чести и ответственности. Проявляться этика менеджера будет следующими факторами: понимание задач и целей руководителя; следование принципам культуры поведения и культуры отношений; соответствие руководящей должности. Для каждого руководителя на любых уровнях необходимы: высокий профессионализм; уверенность в себе, способность влиять на подчиненных; надежность и ответственность; самостоятельность; коммуникабельность, отличные организационные качества; стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность; приоритеты личного примера при взаимодействии с подчиненными; терпимость к слабостям подчиненных; разумное отношение к критике; взаимоуважение; адекватная оценка своих подчиненных.

 3. Корпоративная этика компании, где работает менеджер. Корпоративная этика основана на системе моральных ценностей и норм, регулирующих этические отношения в компании. Определяется спецификой деятельности, целями предприятия, сложившимися стереотипами поведения. Никогда не указывайте и не приказывайте Алексей Сухенко, Генеральный Директор российского представительства Trout&Partners, Москва Общение руководителя и подчиненных подобно отношениям двух клиентов. Среди моих правил взаимодействия с подчиненными – никогда не следует приказывать и указывать. Любую просьбу сопровождаю словом «пожалуйста», не забываю о благодарности после исполнения. Если критика и нужна, то только не в обидной форме. Придерживаюсь принципов концепции эмоционального интеллекта – современным миром правят желание понять другого человека, терпимость, что выражается в корректные адекватные формы общения. Подобный принцип управления гораздо эффективнее авторитарного.

4. Кодексы профессиональной этики работающих в организации сотрудников. Профессиональная этика представлена комплексом принципов, норм и правил поведения, обязательств, которых необходимо придерживаться представителям разных профессий. Она имеет важное значение для профессий, где предметом труда является человеческая личность. В том числе у педагогов, врачей и социальных работников. Профессиональная этика предъявляет особые требования, которые носят общий и частный характер: профессиональная солидарность, индивидуальная форма ответственности, которая скорректирована под определенный вид деятельности, специфическое понимание профессионального долга и чести. Этические нормы руководителя: правильное и неправильное поведение Этические нормы в бизнесе представлены ценностями и правилами этики, которые должны соблюдаться сотрудниками и руководителями организации. Могут быть разные варианты.

1. Этические и нормативные нормы соответствуют друг другу. За счет этого выполнение норм облегчается. В частности, следование законам, учитывая этичность законопослушания.

2. Поведение руководителя неэтично, но оно не противоречит законам. Обычно этичное поведение менеджера не регламентируется на законодательном уровне. В числе возможных проявлений нарушений моральных норм на практике стоит отметить: брань, грубость; неуважение чужой точки зрения; нарушение правил общественного поведения; неуважение к чужим физическим недостаткам; сокрытие изобретений; сплетни; не соблюдается данное слово; руководитель пренебрегает чувствами и здоровьем подчиненных; аморальное поведение в быту; унижение подчиненных; принцип знакомства при подборе кадров; подарки от подчиненных, заинтересованных и зависимых людей; отказ от обязательств, принятых на себя; раскрытие коммерческих и служебных секретов организации; невозвращение долга в положенный срок; раскрытие источника информации, которая была передана доверительным образом.

3. Поведение руководителя одновременно является и аморальным, и противоречащим закону. Когда Генерального Директора уважают, а не боятся, его поручения 1. Утилитарный подход. Руководителю, принимающему управленческое решение, следует проводить анализ воздействия каждого варианта в отношении заинтересованных сторон. Далее должна быть выбрана альтернатива, которая будет способствовать максимальному эффекту для наибольшего количества людей.

2. Индивидуалистический подход. Морально приемлемы в данном случае действия человека, которые будут полезны для него в долгосрочной перспективе. Руководитель на основании этого будет судить про этичность своих решений и действий. К категории допустимых относятся действия, которые приносят в сравнении с другими альтернативами больше пользы, чем вреда. Индивидуализм предполагает поведение, выгодное для других людей – действия человека, соответствующие нормам, желаемым для общества. Однако он часто интерпретируется в качестве стремления лишь к личным целям. Следовательно, он не нашел широкое распространение в деятельности современных организаций.

3. Морально-правовой подход. Человек, в соответствии с данным подходом, имеет изначально фундаментальные права, свободу, которые могут ограничиваться либо нарушаться действиями со стороны других людей. Следовательно, будет считаться правильным решение, в котором учтены права лишь тех людей, которых касается. Для принятия управленческих решений требуется учет: Права на свободу согласия – возможно воздействие на другого человека только при условии его разрешения на это. Право на частную жизнь – человек в нерабочей обстановке будет поступать, как считает нужным, самостоятельно распоряжаясь сведениями о личной жизни. Право на свободу слова – у человека есть возможность аргументированной критики юридических и этических аспектов поступков со стороны других людей. Право свободы совести – у человека есть право отказа от выполнения приказа, противоречащего религиозным и моральным ценностям его личности. Право на жизнь и безопасность - у человека есть право защиты жизни, безопасности и здоровья.

4. Концепция справедливости. В соответствии с данной концепцией, основой этически правильного решения являются принципы честности, равенства и непредвзятости. Справедливость, с позиции руководства, может быть 3 типов: распределительная – основой отношения между руководством и подчиненными должны быть объективные критерии. Например, за одинаковую задачу и мужчина, и женщина должны получать равное вознаграждение; процедурная - честное руководство подчиненными, с понятными и четкими правилами, которые должны непредвзято воплощаться в жизнь; компенсационная – ответственная сторона обязательно возмещает причиненный ущерб. Но людям не придется нести ответственность за события и решения, контролировать которые не могут. Самый простой способ решить этическую дилемму руководителю Например, можно воспользоваться полезным проверочным листом в случае этических дилемм:

Шаг 1. Распознайте и проясните дилемму. 

Шаг 2. Получите все возможные факты. 

Шаг 3. Перечислите все возможные варианты выбора.

Шаг 4. Проверка каждого варианта на основе 3 вопросов: Будет ли это законным? Будет ли это правильным? Будет ли это полезным? 

Шаг 5. Принятие решения. 

Шаг 6. Дважды проверка решения на основе .2 вопросов: Как буду себя чувствовать, если о данном решении станет известно моей семье? Как буду себя чувствовать, если информация о принятом решении будет опубликована местными СМИ?

Шаг 7. Предпринимается действие. Что такое кодекс профессиональной этики Профессиональные кодексы являются системой этических правил, ценностей и принципов, которые должны соблюдаться всеми работниками компании в своей профессиональной деятельности.

История развития этической мысли.

Этическая мысль начала развиваться еще с древних времен, а особенно со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Так же крупнейшими этиками в истории человечества были Платон и Аристотель.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.