УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
С углубленным изучением отдельных предметов
Программа предпрофильного курса
«Экологический мониторинг окружающей среды»
________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Возраст детей: 14-15 лет
_______________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
6 месяцев
Срок реализации программы: _______________________________________
Кузьмина Александра Васильевна (учитель химии и биологии)
Автор ______________________________________________________
(Ф.И.О.)
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Экологическое состояние окружающей среды, в наше время, вызывает все большее и больше тревог. Проблемы экологии все более актуальны. Внимание к ним проявляется на государственном и мировом уровне. Таким образом, одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование.
В настоящее время формирование экологической грамотности обучающихся является неотъемлемой частью и реализуется в различных формах и на разных ступенях общего образования.
В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.
В конце 2016-2017 учебного года, среди учащихся 7 «В» класса был проведен опрос, показавший, что уровень экологической грамотности сформирован недостаточно. Для решения данной проблемы была разработана программа «Экологический мониторинг окружающей среды».
Актуальность внедрения данной программы обусловлена:
ü Предпрофильной ориентацией обучающихся (помощь в выборе будущей профессии;
ü Расширением знаний подростков о необходимости профессии эколога и методах экологического мониторинга;
ü Включением в программу регионального компонента и основ краеведения;
ü Практической направленностью данного курса;
ü Реализацией системно-деятельностного подхода;
Новизна данной программы предпрофильного курса обусловлена в преобладании практических занятий над теоретическими. В основу программы положен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.
Данная программа адресована обучающимся 8 класса. Для реализации программы будут использованы такие формы обучения и виды занятий как:
ü Беседы;
ü Лекции;
ü Практические работы;
ü Проектная деятельность;
ü Семинарские занятия;
ü Исследовательская деятельность;
ü Дидактические игры;
Данная программа адресована обучающимся 8 класса, прослушавшим курс ботаники и зоологии, которым предстоит начать изучать новый предмет – химию. В рамках реализации ФГОС программа предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды» будет реализована в пределах внеурочной деятельности за 17 часов. Занятия будут проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Срок реализации рабочей программы 6 месяцев.
2.2.Цель и задачи программы:
формирование экологических знаний и культуры школьников в ходе исследовательской деятельности; комплексная оценка и прогноз изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Сформированные у школьников экологические знания и культура в ходе исследовательской и практической деятельности;
Реализация поставленной цели будет достигаться через выполнение следующих задач:
ü Формировать у подростков представление о ценности окружающего их мира;
ü Изучить антропогенное влияние на экологическое состояние окружающей среды;
ü Сформировать знания об основных методах экологического мониторинга;
ü Создать условия для практического краеведения;
Содержание программы предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды»
Тема 1. «Что такое окружающая среда».
Понятие «Окружающая среда», в различных источниках. Якоб Икскюль. Исторический аспект. Основные экологические объекты, окружающие школу.
Тема 2. «Экологический мониторинг – что это? »
Понятие экологический мониторинг в различных источниках. Р. Менн. Значимость своевременного экологического мониторинга.
Тема 11. «Изучаем почву»
Практическая работа №6. Выбор изучаемых объектов. Краеведческое описание. Классификация почв. Оценка уровня загрязнения почвы солями тяжелых металлов при помощи кресс-салата. Качественный анализ почвы.
Планируемые результаты освоения программы
Изучение предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды» в основной школе, направлено на достижение следующих результатов:
Личностные УУД:
ü Сформированность у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру;
ü Сформированность экологической грамотности;
Предметные УУД:
В познавательной сфере:
ü Овладение умениями анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и систематизировать изучаемый материал;
ü Способность классифицировать основные виды методов экологического мониторинга;
ü Сформированность навыков по поведению на природных объектах;
ü Понимание процессов, происходящих в окружающем мире;
ü Сформированность представления о биогеоценозе, как об саморегулирующейся системе;
ü Способность распознавать источники загрязнения окружающей среды;
ü Способность распознавать и классифицировать пищевые добавки;
ü Определение связи между отношением человека к природным объектам и экологическим состоянием окружающей среды;
В ценностно-ориентационной сфере:
ü Понимание личностной и социальной значимости экологического образования;
ü Знание норм и правил взаимоотношений человек-природа;
ü Формирования чувства ответственности по отношению к окружающему миру;
В сфере трудовой деятельности:
ü Знание и соблюдение техники безопасности при проведении практических работ;
ü Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
ü Приобретение навыков по очистке природных объектов от загрязнений;
Коммуникативные УУД:
ü Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;
ü Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);
ü Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;
ü Способность учитывать различные мнения;
ü Способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
ü Способность к работе в группе, распределению обязанностей и осуществлению взаимопомощи;
Регулятивные УУД:
ü Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);
ü Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;
ü Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
ü Умение оценивать результат деятельности;
ü Умение планировать собственное время и управлять им;
ü Выделять альтернативные способы достижения цели;
Метапредметные результаты:
ü Умение логично излагать материал, составлять план доклада, проекта, исследовательской работы;
ü Умение работать с различными источниками информации (учебная литература, интернет, научные статьи и т.д.), самостоятельно проводить анализ и обработку полученной информации;
ü Овладение исследовательскими умениями (выявлять цель и задачу исследования, разрабатывать план исследовательской работы, самостоятельно проводить и презентовать учебный эксперимент и на его основе находить пути решения поставленной задачи)
Формы аттестации (контроля)
А) Тестовые работы:
1. Тестовая работа «Окружающая среда»
2. Тестовая работа «Методы экологического мониторинга»
3. Тестовая работа «Методы биоиндикации»
4. Тестовая работа «Физико-химические методы»
Б) Практические работы:
1. Практическая работа №1 «Составление плана изучаемого объекта»
2. Практическая работа №2 «Использование метода лихеоиндикации для оценки уровня загрязненности воздуха на пришкольном участке».
3. Практическая работа №3 «Определение основных видов степных растений»
4. Практическая работа №4 «Определение основных видов насекомых степи»
5. Практическая работа № 5 «Оценка уровня загрязненности почв»
6. Практическая работа №6 «Оценка уровня загрязненности атмосферного воздуха»
7. Практическая работа №7 «Оценка уровня загрязненности водных объектов»
В) Исследовательская деятельность:
1. Исследовательская работа «Путешествие по реке малый Койсуг»
2. Исследовательская работа «Знакомство с малой Родиной»
Г) Проектная деятельность:
1. Проект «Давайте делиться своими знаниями!!!»
Также в качестве контроля рекомендовано использовать такие формы как:
ü Составление опорных схем;
ü Дидактические игры;
ü Составление конспектов;
ü Анкетирование;
Методическое обеспечение
В основу проведения занятий положен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.
В процессе реализации программы «Основы экологического мониторинга» рекомендовано использовать такие методы и технологии как:
ü Технология критического мышления
ü Технология проблемного обучения;
ü Проектная технология;
ü Исследовательская деятельность;
ü Технология дифференцированного обучения;
ü Технологии Web 2.0;
Список рекомендуемой литературы
1. Зубарев А.Е. Изучение физико-географических характеристик исследуемой территории при проведении школьного экологического мониторинга. / / Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 75-102.
2. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. И доп./Под ред. Т.Я.Ашихминой. М.: Академический проект, 2006.-416с.
3. Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждений системы школьного образования. Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). Москва, 1996.
4. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Учебное пособие. Воронеж, 1997
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем занятий |
Дата
Кол-во
Часов
Результаты обучения
Диагностика
Коммуникативные УУД:
Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
Обучающиеся узнают:
-основы краеведческой характеристики;
-значение значение методов экологического мониторинга;
-строение и функции лишайников
-роль белков в функционировании организма;
-сущность метода лихеоиндикации
Регулятивные УУД:
Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);
Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;
Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
Умение оценивать результат деятельности;
Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;
Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;
Понимание процессов, происходящих в организме человека;
Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;
Обучающиеся узнают:
-основные физико-химические методы экологического мониторинга;
-влияние человека на природу
-строение и функции углеводов;
-видовой растительный состав степи;
Регулятивные УУД:
Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;
Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
Умение оценивать результат деятельности;
Познавательные УУД:
Понимание процессов, происходящих в организме человека;
Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;
Коммуникативные УУД:
Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;
Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);
Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;
Обучающиеся узнают:
-Качественный состав воздуха;
-Виды методов анализа экологического состояния атмосферы
- способы профилактики загрязнения водных объектов
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать состояние водной и воздушной среды;
Регулятивные УУД:
Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);
Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
Умение оценивать результат деятельности;
Познавательные УУД: Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;
Понимание процессов, происходящих в организме человека;
Коммуникативные УУД:
Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;
Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);
Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;
Обучающиеся узнают:
-превентивные методы защиты окружающей среды
Регулятивные УУД:
Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);
Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;
Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;
Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;
Понимание процессов, происходящих в организме человека;
Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.