С углубленным изучением отдельных предметов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

С углубленным изучением отдельных предметов

Программа предпрофильного курса

«Экологический мониторинг окружающей среды»

________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

 

Возраст детей:                               14-15 лет

_______________________________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)

 

6 месяцев

Срок реализации программы: _______________________________________

 

Кузьмина Александра Васильевна (учитель химии и биологии)

Автор ______________________________________________________

(Ф.И.О.)

 

 

2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка

Экологическое состояние окружающей среды, в наше время, вызывает все большее и больше тревог. Проблемы экологии все более актуальны. Внимание к ним проявляется на государственном и мировом уровне. Таким образом, одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование.

В настоящее время формирование экологической грамотности обучающихся является неотъемлемой частью и реализуется в различных формах и на разных ступенях общего образования.

В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.

В конце 2016-2017 учебного года, среди учащихся 7 «В» класса был проведен опрос, показавший, что уровень экологической грамотности сформирован недостаточно. Для решения данной проблемы была разработана программа «Экологический мониторинг окружающей среды».

Актуальность внедрения данной программы обусловлена:

ü Предпрофильной ориентацией обучающихся (помощь в выборе будущей профессии;

ü Расширением знаний подростков о необходимости профессии эколога и методах экологического мониторинга;

ü Включением в программу регионального компонента и основ краеведения;

ü Практической направленностью данного курса;

ü Реализацией системно-деятельностного подхода;

      Новизна данной программы предпрофильного курса обусловлена в преобладании практических занятий над теоретическими. В основу программы положен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.

Данная программа адресована обучающимся 8 класса. Для реализации программы будут использованы такие формы обучения и виды занятий как:

ü Беседы;

ü Лекции;

ü Практические работы;

ü Проектная деятельность;

ü Семинарские занятия;

ü Исследовательская деятельность;

ü Дидактические игры;

Данная программа адресована обучающимся 8 класса, прослушавшим курс ботаники и зоологии, которым предстоит начать изучать новый предмет – химию. В рамках реализации ФГОС программа предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды» будет реализована в пределах внеурочной деятельности за 17 часов. Занятия будут проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Срок реализации рабочей программы 6 месяцев.

2.2.Цель и задачи программы:

формирование экологических знаний и культуры школьников в ходе исследовательской деятельности; комплексная оценка и прогноз изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Сформированные у школьников экологические знания и культура в ходе исследовательской и практической деятельности;

Реализация поставленной цели будет достигаться через выполнение следующих задач:

ü Формировать у подростков представление о ценности окружающего их мира;

ü Изучить антропогенное влияние на экологическое состояние окружающей среды;

ü Сформировать знания об основных методах экологического мониторинга;

ü Создать условия для практического краеведения;

Содержание программы предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды»

Тема 1. «Что такое окружающая среда».

Понятие «Окружающая среда», в различных источниках. Якоб Икскюль. Исторический аспект. Основные экологические объекты, окружающие школу.

Тема 2. «Экологический мониторинг – что это? »

Понятие экологический мониторинг в различных источниках. Р. Менн. Значимость своевременного экологического мониторинга.

Тема 11. «Изучаем почву»

Практическая работа №6. Выбор изучаемых объектов. Краеведческое описание. Классификация почв. Оценка уровня загрязнения почвы солями тяжелых металлов при помощи кресс-салата. Качественный анализ почвы.

Планируемые результаты освоения программы

Изучение предпрофильного курса «Экологический мониторинг окружающей среды» в основной школе, направлено на достижение следующих результатов:

Личностные УУД:

ü Сформированность у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру;

ü Сформированность экологической грамотности;

Предметные УУД:

В познавательной сфере:

ü Овладение умениями анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и систематизировать изучаемый материал;

ü Способность классифицировать основные виды методов экологического мониторинга;

ü Сформированность навыков по поведению на природных объектах;

ü Понимание процессов, происходящих в окружающем мире;

ü Сформированность представления о биогеоценозе, как об саморегулирующейся системе;

ü Способность распознавать источники загрязнения окружающей среды;

ü Способность распознавать и классифицировать пищевые добавки;

ü Определение связи между отношением человека к природным объектам и экологическим состоянием окружающей среды;

 

 

В ценностно-ориентационной сфере:

ü Понимание личностной и социальной значимости экологического образования;

ü Знание норм и правил взаимоотношений человек-природа;

ü Формирования чувства ответственности по отношению к окружающему миру;

В сфере трудовой деятельности:

ü Знание и соблюдение техники безопасности при проведении практических работ;

ü Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

ü Приобретение навыков по очистке природных объектов от загрязнений;

Коммуникативные УУД:

ü Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

ü Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

ü Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

ü Способность учитывать различные мнения;

ü Способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

ü Способность к работе в группе, распределению обязанностей и осуществлению взаимопомощи;

Регулятивные УУД:

ü Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

ü Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

ü Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

ü Умение оценивать результат деятельности;

ü Умение планировать собственное время и управлять им;

ü Выделять альтернативные способы достижения цели;

Метапредметные результаты:

ü Умение логично излагать материал, составлять план доклада, проекта, исследовательской работы;

ü Умение работать с различными источниками информации (учебная литература, интернет, научные статьи и т.д.), самостоятельно проводить анализ и обработку полученной информации;

ü Овладение исследовательскими умениями (выявлять цель и задачу исследования, разрабатывать план исследовательской работы, самостоятельно проводить и презентовать учебный эксперимент и на его основе находить пути решения поставленной задачи)

Формы аттестации (контроля)

А) Тестовые работы:

1. Тестовая работа «Окружающая среда»

2. Тестовая работа «Методы экологического мониторинга»

3. Тестовая работа «Методы биоиндикации»

4. Тестовая работа «Физико-химические методы»

Б) Практические работы:

1. Практическая работа №1 «Составление плана изучаемого объекта»

2. Практическая работа №2 «Использование метода лихеоиндикации для оценки уровня загрязненности воздуха на пришкольном участке».

3. Практическая работа №3 «Определение основных видов степных растений»

4. Практическая работа №4 «Определение основных видов насекомых степи»

5. Практическая работа № 5 «Оценка уровня загрязненности почв»

6. Практическая работа №6 «Оценка уровня загрязненности атмосферного воздуха»

7. Практическая работа №7 «Оценка уровня загрязненности водных объектов»

В) Исследовательская деятельность:

1. Исследовательская работа «Путешествие по реке малый Койсуг»

2. Исследовательская работа «Знакомство с малой Родиной»

Г) Проектная деятельность:

1. Проект «Давайте делиться своими знаниями!!!»

Также в качестве контроля рекомендовано использовать такие формы как:

ü Составление опорных схем;

ü Дидактические игры;

ü Составление конспектов;

ü Анкетирование;

Методическое обеспечение

В основу проведения занятий положен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.

В процессе реализации программы «Основы экологического мониторинга» рекомендовано использовать такие методы и технологии как:

ü Технология критического мышления

ü Технология проблемного обучения;

ü Проектная технология;

ü Исследовательская деятельность;

ü Технология дифференцированного обучения;

ü Технологии Web 2.0;

Список рекомендуемой литературы

 

1. Зубарев А.Е. Изучение физико-географических характеристик исследуемой территории при проведении школьного экологического мониторинга. / / Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 75-102.

2. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. И доп./Под ред. Т.Я.Ашихминой. М.: Академический проект, 2006.-416с.

3. Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждений системы школьного образования. Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). Москва, 1996.

4. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Учебное пособие. Воронеж, 1997

 

 


Календарно-тематическое планирование

                                           

№ п\п

Наименование тем занятий


Дата

Кол-во

Часов

Результаты обучения

Диагностика

Коммуникативные УУД:

Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

Составление опорной схемы Анкеты 2 «Экологический мониторинг – что это?»   1 Дидактическая игра Таблица «Экологический мониторинг»   3 «Как можно провести экологический мониторинг»   1 Составление опорной схемы Презентация. Учебный фильм «Виды экологического мониторинга» 4 «Краеведческая характеристика изучаемых объектов»   1

Обучающиеся узнают:

-основы краеведческой характеристики;

-значение значение методов экологического мониторинга;

-строение и функции лишайников

-роль белков в функционировании организма;

-сущность метода лихеоиндикации

 

 

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

 

Творческий проект Презентация по теме урока 5 «Наши главные помощники»   1 Семинарское занятие Презентация по теме урока 6 «Кто такие лишайники?»   1 Практическая работа Таблица «Лишайники» 7 «Давайте похимичим!»   1

Обучающиеся узнают:

-основные физико-химические методы экологического мониторинга;

-влияние человека на природу

-строение и функции углеводов;

-видовой растительный состав степи;

 

Регулятивные УУД:

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД:

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

 

 

Семинарское занятие таблица «Качественные реакции на катионы и анионы» 8 «Как человек изменяет окружающую среду»   1 Семинарское занятие Таблица «Антропогенные факторы» 9 «Изучаем родную степь»   1 Практическая работа плакаты и иллюстрации по теме занятия 10 «Каким воздухом мы дышим?»   1

Обучающиеся узнают:

-Качественный состав воздуха;

-Виды методов анализа экологического состояния атмосферы

- способы профилактики загрязнения водных объектов

Обучающийся получит возможность научиться:

-анализировать состояние водной и воздушной среды;

 

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Практическая работа Оборудование для практической работы 11 «Изучаем почву»   1 Практическая работа Учебный фильм 12 «Знакомство с рекой малый Койсуг»   1 Практическая работа Оборудование для практической работы 13 «Обезвредить – значит предотвратить!!! Лаборатория юных исследователей»   1

Обучающиеся узнают:

-превентивные методы защиты окружающей среды

 

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Деловая игра плакаты и иллюстрации по теме занятия 14 «Рациональное использование водных ресурсов водоема. Лаборатория юных исследователей »   1 Деловая игра плакаты и иллюстрации по теме занятия 15 «Лаборатория юных исследователей»   1   Регулятивные УУД: Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения); Умение прогнозировать результат собственной деятельности; Умение оценивать результат деятельности; Познавательные УУД: Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи; Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе; Коммуникативные УУД: Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей; Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);   Исследовательская работа Презентация к уроку.     16 «Лаборатория юных исследователей»   1   Исследовательская работа   17 «Давайте делиться накопленными знаниями!!!»   1   Творческий проект  

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Дата: 2019-07-24, просмотров: 160.