С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Основной вклад в развитие современной политологии внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Даунс, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука - авторитетнейшая академическая дисциплина, В мире действует образованная в 1949 г. Международная ассоциация политологов (IPSA), которая систематически проводит научные конференции и симпозиумы. Мнения профессиональных политологов-аналитиков сейчас является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и международных организациях. Особенно быстро и плодотворно политология развивалась во второй половине ХХ столетия. И связано это было в основном с двумя обстоятельствами:
- во-первых, с появлением в американской политической науке бихевиористского подхода, который стал, следуя определению Р. Даля, синонимом политического поведения. Этот подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма: верификации и освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок. Политика, по мнению бихевиористов, представляет собой реальные действия реальных людей в политической практике, а не различные совокупности институтов и структур, через которые выражают свою волю граждане. Главным отличием бихевиористского подхода можно считать то, что он выдвинул в центр исследований обыкновенного человека, рядового гражданина. Это сразу же отразилось на исследовательских приоритетах. Традиционная политическая теория в политических исследованиях продолжала отдавать предпочтение таким понятиям, как справедливость, государство, право, общество, тирания, в то время как бихевиористы предпочитали оперировать в этой же связи терминами отношения, группа, конфликт, сотрудничество. Бихевиористы, с одной стороны, отвергая любое идеологическое участие в объяснении политики, с другой стороны, отказывали политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества. Это вызывало критику ряда известных политологов с самого начала использования бихевиористского подхода;
- во-вторых, с внедрением новых методологий политических исследований стал широко использоваться системный анализ политической практики. Системный подход в политической науке схематично можно охарактеризовать следующим образом: а) политическая жизнь - это система поведения человека в окружающей общественной среде, открытой для влияний, исходящих извне и внутренних источников; б) политическая система - это ряд взаимодействий, посредством которых в обществе распределяются необходимые для цивилизованной жизни ценности; в) политическая система имеет регулирующий и саморегулирующий потенциалы, позволяющие изменять, корректировать внутренние процессы и структуры во избежание саморазрушения системы; г) политическая система динамична и изменчива; д) политическая система может сохранять устойчивость при наличии определенного баланса между входящими и исходящими воздействиями и импульсами.
Значение теории универсальной системы политики и политических отношений состояло в том, что возник целый ряд теорий и концепций - новая теория демократии Й. Шумпетера, плюралистическая теория демократии Р. Даля, теория партиципаторной демократии К. Макферсона, Дж. Вульфа и Б. Барбера, концепция государства всеобщего благоденствия, общества потребления. Появилась стандартизированная терминология, соединившая политологию с другими, в том числе и фундаментальными науками. В, сравнительной политологии, наконец, понятие система используется в качестве макроединицы для сопоставительного анализа.
В 1969 г. Д. Истон, возглавлявший IPSA, объявляет о новой революции в политической науке, получившей название постбихевиоральной. Необходимо было преодолеть, по его мнению, не только некоторые негативные стороны бихевиоризма (увлечение созданием чистой науки, недооценка практической составляющей политических знаний, увлечение абстрактным анализом, недостаточное внимание к проблемам морали), но и осуществить переориентацию политической науки на решение новых задач:
- исследование проблем общего кризиса человеческой цивилизации и перехода в постиндустриальную фазу развития;
- преодоление эмпирического консерватизма, традиционно свойственного политической науке;
- введение в теорию политологии рассуждений, связанных с влиянием морально-этических ценностей на поведение человека политического в развертывании политических процессов;
- включение в предметное поле политической науки нетрадиционных субъектов политики - новых социальных движений, транснациональных объединений, маргинальных структур.
Необходимость новой революции в политической науке может быть обоснована и аргументами другого плана:
1) постиндустриальная модернизация современного мира продемонстрировала недостаточность аналитических методов политологической классики, основанных на интересах, и возникновение потребностей обращения к ценностям и их роли в социально-политических преобразованиях;
2) транзит от индустриального к информационному обществу потребовал выдвижения на передний план общественной жизни интеграционистских функций политики, идущих от государства, взамен представительских функций политики, связанных с гражданским обществом. Такая рокировка мыслилась как единственный способ преодоления угрозы общественной дестабилизации и распада социальных связей;
3) довлеющая в западной политологии концепция общества как совокупности разумных эгоистов, вступающих в отношения взаимовыгодного обмена, все чаще наталкивалась на приоритеты, носящие коллективистский характер и не сводимые к понятию индивидуализма. Неспособность сложившейся политической теории отражать подобные коллективные сущности свидетельствовала об известной ограниченности западной политологии. В науке все настойчивее ставился вопрос о том, что сложившаяся западная политическая теория отражает не столько универсалии мира политического, сколько цивилизационную специфику евро-атлантического региона, в связи с чем главной задачей современной политологии представало освоение уже не регионально-европейского или американского, а действительно всемирно-исторического опыта политического развития человечества.
Постбихевиоральная революция привела к тому, что возродился интерес к самым разнообразным исследовательским подходам - к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М.Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности, к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма. Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Было признано, что главным в политологии является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также формулирование ответов на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Следствием новой революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении мира политического и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления.
В послевоенные годы политология значительно расширила проблематику своих исследований, прежде всего, таких вопросов, как:
а) политические системы (Т. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч и др.);
б) политическая культура (Г. Алмонд);
в) политические режимы (Х. Арендт, К. Поппер, К. Фридрих, Зб. Бжезинский);
г) партии и партийные системы (М. Дюверже, Дж. Сартори);
д) политическая конфликтология (Р. Дарендорф, С. Липсетт) и др.
В последние десятилетия ХХ века возрос интерес к проблематике политической модернизации и проблемам создания условий, определяющих демократическое преобразование различных стран. Пристальное внимание современная политология стала уделять таким глобальным явлениям, как глобализация и ее воздействие на различные сферы мира политического, возникновению феномена мировой политики и т.д.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 199.