IX. Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

- политическая мысль Древнего мира (Египет, Иран, Китай, Индия, Греция, Рим). Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений, в это время господствовало представление о божественном происхождении власти, но проявлялись и признаки постепенного освобождения от донаучных в целом представлений о мире политических отношений. В трудах древних мыслителей политика отождествлялась с государством, государство - с обществом, предполагая взаимосвязанность организации человеческой жизни и публичной власти. В этот период политика впервые выступает предметом научной рефлексии, имея в виду превращение власти в проблему и в смысле опасности безвластия (анархии), и как гипертрофии власти, всегда грозившей обществу необузданностью тирании. В Древней Индии эта проблема рассматривалась сквозь призму управления делами общества, заключавшемся в том, чтобы с помощью данды (принуждения, наказания) сохранять и поддерживать дхарму (праведное исполнение людьми своих обязанностей). Самый крупный индийский политический мыслитель этого периода Каутилья (IV век до н.э.) акцентировал в этой связи внимание на трех основных вопросах: деятельности и функциях мудрого правителя; управлении общественными делами и праве; войне и дипломатии. Политические концепции мыслителей Древнего Китая практически всегда сводились к нескольким позициям: а) власть носит божественный характер; б) управлять общественными делами должны мудрые люди; в) правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных.

В творчестве Платона и Аристотеля - высшем достижении политической мысли древней Греции, - дилемма безвластия и тирании занимала центральное место. Платон при ее исследовании концентрировал внимание на укреплении власти, гарантиях порядка и согласия в обществе. Аристотель же, прежде всего, уделял внимание анализу средств и механизмов подчинения власти требованиям общественного блага и обеспечения человеческого благополучия. С ростом и укреплением могущества Древнего Рима развивались политические институты, а с ними и политические концепции Полибия, Цицерона, Сенеки, в центре внимания которых были институциональные формы политики и критерии их оценки с позиций законности и справедливости;

- политические учения Средневековья, когда господствовали теологические обоснования политической власти. Весьма популярная теория о правящих миром двух мечах, духовном и светском, положила начало длительным конфликтам в Европе. Власть церкви в средние века признавалась более значимой по сравнению с прерогативами государства, в связи с чем светская власть ставилась в непосредственную зависимость от церковной. Но постепенно, особенно начиная с XII века, начался процесс выделения государства из общества. Политическая мысль стала решительно двигаться к таким понятиям, как суверенитет народа, обязанности государства, законы как правила общежития людей, в то же время государство начало рассматриваться как автономный, самостоятельный корпоративный орган.

Нарастание рационального описания все более усложнявшихся политических явлений привело в XIII веке к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки. Она именовалась по разному: "ars politica", что означало "политическое искусство" (Альберт Великий), "scientia politica" - "политическая наука" (Фома Аквинский), "doctrina politica" - "политическое учение" (Л. Гвирини), "sanctissima civils scientia" - "божественная гражданская наука" (С. Брент). Это был коренной поворот в сторону формирования специализированных знаний о политической cфере жизни людей. Как бы там ни было, но именно средневековые мыслители создали основы для появления в недалеком будущем теории общественного договора. К XIV столетию уже были известны основные положения этой теории, согласно которой народ имел право:

а) на создание системы власти, не зависимой от церкви и ее порядков;

б) на изменение формы правления, коль скоро это ему, народу, заблагорассудится;

в) на представительство в высших органах власти и т.д.;

- эпоха Возрождения и Просвещения была отмечена новым пониманием политики и ее роли в общественных делах. Обособление науки от религии, появление технологического отношения к природе (природа не храм, а мастерская) и отделение политики от морали открыли путь к ее развитию как инструментального знания, связанного, прежде всего, с функционированием власти. По своему восприняв завещание античности, Т. Гоббс и Дж. Локк в новых условиях разрабатывали дилемму, уже традиционно включавшуюся в основу размышлений о политике: диктатура или самоуничтожение общества безвластьем. Рассуждения Гоббса о власти, стоящей перед лицом опасности разрушительных общественных стихий, не потеряли своей актуальности и в наши дни, имея в виду необходимость установления порядка и стабильности во многих вовлеченных в процессы радикальных трансформаций странах современного мира.

Анализ Локка развертывался в иной плоскости: он размышлял над тем, как обуздать неумеренные аппетиты власти и гарантировать свободу гражданскому обществу. Здесь главной проблемой становится не власть как альтернатива безвластию, а качество самой власти, которую всегда полезно держать в разумных рамках общественного контроля. Этот английский мыслитель закладывает основы либеральной традиции на Западе, согласно которой история рассматривается как процесс постепенного отступления государства, сужения его прерогатив в пользу общественной гражданской самодеятельности.

Синтез гоббсианских и локковских взглядов осуществил Ш. де Монтескье, ответивший на вопрос, посредством каких правовых процедур можно получить гарантии эффективной и в то же время законопослушной власти. Своим пониманием духа законов в смысле одинакового подчинения им и отдельных граждан, и самой верховной власти, этот философ создал предпосылки для возникновения концепции правового государства. В качестве наиболее действенной технологии обуздания демона неограниченной власти он выдвигал принцип разделения властей. На этом этапе политическая мысль освобождается от теологии, формируется гражданская концепция политики. В трудах ученых детально исследуются такие понятия, как общественный договор, естественные права, разделение властей, анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Итальянский мыслитель Н. Макиавелли, введя в научный лексикон термин stati, трактовал его не как отражение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти, призванную дать людям защиту и безопасность, а не мудрость, спасение или счастье, как это считалось раньше. Провозгласив, что Человек, а не Бог - центр Вселенной, он предвосхитил появление либерализма, впервые в истории политической мысли выделившего человека с его разумом и способностями в самостоятельный объект исследования и субъект политического равенства. Новая концепция политики утвердилась в западноевропейских буржуазных обществах и глобализировалась по мере колонизации народов Азии, Африки и Америки. Она основывалась на следующих исходных постулатах: а) материальная заинтересованность и благополучие человека являются основой политической деятельности и ее динамики; б) политика базируется на политическом равенстве и равенстве перед законом всех граждан государства; в) политически человек выступает создателем общества, его индивидуальный эгоизм считается естественным;

- политические учения Нового времени, когда происходит формирование идеологий власти (либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм), обосновывается необходимость разделения властей, формируются механизмы либеральной демократии, возникают идеи правового государства и гражданского общества, формулируются концепции прав и свобод человека и т.д. На этом этапе на смену гражданской концепции политики приходит социальная форма ее интерпретации. Отправной точкой новой концепции является уже не индивид с его потребностями, интересами и естественными правами, а социальные группы: сословия, социально-профессиональные объединения, классы, нации. В выяснении характера и роли государства в социальном прогрессе основное внимание сосредоточивается на его историческом развитии, причем допускается мысль об участии государства в экономическом и общественном прогрессе стран и народов.

Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк, И. Бентам, Дж. Милль и другие выдающиеся мыслители XVIII-XIX вв. четко обозначили проблемы примирения, сотрудничества государства и общества. XIX век ознаменовался разработкой трех разновидностей понимания буржуазного общества и логики развития его политических институтов:

1) К. Сен-Симон, И. Кант характеризовали Западную Европу как индустриальное общество, занятое производством богатства;

2) К. Маркс описал его как капиталистическое общество, классовые антагонизмы которого и образуют основу всей социально-политической и экономической динамики;

3) А. де Токвиль относился к индустриальным странам как к массовым обществам, скрытая пружина развития которых заключается в противоборстве между демократией свободы и демократией равенства.

 Парадокс сопоставления социальных теорий этих великих мыслителей заключается в том, что каждый из них так или иначе показывал, как логика развития социально-политических процессов и отношений ведет к возникновению общества без политики, к концу политики, если исходить из идеалов свободы и справедливости. Они установили наличие конфликта между главными устоями индустриального общества. В своей устремленности к рациональному управлению оно не могло не подрывать несущих консолей буржуазного образа жизни (замена власти собственников властью менеджеров) и оснований демократии (переход от республики депутатов к республике экспертов). При этом неприязнь к политике как сфере иррациональных стихий, страстей и насилия отражала во всех трех случаях не только сциентистские (научные) установки индустриального общества, но и бюргерскую трезвость классического буржуазного общества.

Во второй половине XIX в. начинает формироваться самостоятельная политическая наука. Существуют несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, то есть ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX века в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Другие отдают предпочтению созданной во Франции несколько позже, в 1871 г., Свободной школы политических наук. Третьи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 год, когда в США в Колумбийском колледже Фрэнсис Либер стал читать курс политической теории, а в 1880 году здесь была открыта Школа политической науки. С 70-х годов XIX в. политологию стали преподавать и в большинстве университетов Европы. С 1880 года в США начал издаваться первый политологический журнал.

Развитие современной политической науки условно можно разделить на три этапа:

1) период становления (вторая половина XIX в. - конец 40-х годов ХХ в.), когда главное внимание уделялось исследованию проблем политической власти и ее социальных основ;

2) период активного расширения сфер политологических исследований после создания в 1949 г. Международной ассоциации политической науки (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. ХХ столетия);

3) период поиска новых парадигм развития политической науки (конец ХХ века по настоящее время). Он характеризовался выдвижением адекватных современному состоянию человеческого общества моделей и концепций власти и политических отношений.

На рубеже XIX - XX веков в политической науке формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию явлений политики, что приводило к появлению разнообразных школ и исследовательских направлений, сыгравших значительную роль в становлении политологии:

- во-первых, нарождавшаяся политическая наука испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом и Г. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердились методы верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), то есть подтверждения того, что научную ценность имеют только достоверные эмпирические данные, факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Значительный вклад в развитие эмпирических политических исследований внесла Чикагская школа политической науки, основанная Ч. Мэрриамом;

- во-вторых, в политологии утверждается и другой методологический подход - социологический, который истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни - экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм воплотил в себе традицию экономического детерминизма - понимания политики через действия объективных экономических законов классового общества.

Для европейских политологов начала ХХ века было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии, психологии. Развитие политологии этого периода было связано с именем М. Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основы теории элит. Мощное воздействие на становление методологии и расширение проблематики политологии оказали идеи основоположника психоанализа З. Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политической науке сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные мотивы стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мэрриам и его соратник по чикагской научной школе Г. Лассуэлл. Деятельность чикагской школы подготовила почву для бихевиористской революции в западной политологии после второй мировой войны

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 178.