I. Политология - наука о политике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Политология как наука о политике

Взаимосвязь и соотношение политики и политологии

Политология как система наук о политике

Политическая наука - одновременно и старая, и молодая

Объект и предмет политологии

Система категорий политической науки

Методологии и методы политологических исследований

Функции политологии

Основные этапы развития политической мысли

за рубежом и в России

Развитие политологии после II мировой войны

Политическая наука в России

Почему нужно изучать политологию?

 


 


VIII. Функции политологии

 

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

1) концептуально-описательная, которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологическо-оценивающая, предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - "для чего?" Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает. Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

- теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

- мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

- методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

- регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

- прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

- оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.


 


Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой политическая наука?

2. Раскройте основное содержание периодизации мировой политической мысли.

3. Назовите основные этапы развития политологии.

4. Перечислите основные подходы к определению политической науки.

5. Определите, что является объектом и предметом политической науки.

6. Назовите основные этапы развития политической науки в России.

7. Дайте характеристику политологии как системы политических наук и ее элементов.

8. Как политология соотносится с другими общественными науками?

9. Назовите основные функции политологии.

10. Почему нужно изучать политологию?

 


 


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Актуальные проблемы политики и политологии в России. Сб. ст. Под общ. ред. B.C. Комаровского. М., 2005.

Алексеева Т.А. Какие требования российская политическая практика предъявляет к политологу? // Полис. 2001. N 5.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. N6.

Баталов Э.Я. Восхождение к политической науке // Общественные науки и современность. 2005. N3.

Баранов Г.В. Политология: словарь понятий и названий. Учебное пособие. Омск, 2004.

Бачинини В.А. Политология: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

Воробьев Д.М. Политология в СССР: формирование и развитие научного сообщества // Полис. 2004. N4.

Коваленко В.И. Политологическое образование в Московском университете и России: новые перспективы // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2005. N 1.

Пляйс Я.А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2005. N 1.

Соловьев А.И. Теоретические приоритеты российской политической науки в преподавании. // Полис. 2001. N 5.

Дополнительная

Волны и циклы политического развития (заочный круглый стол) // Полис. 2002. N4.

Ильин М.В. Феномен политического времени // Полис. 2005. N 3.

Кирсанов В.Н. Новейшая политология. М., 2004.

Нилов В.М. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Петрозаводск, 2005.

Пляйс Я.А. Отечественная политология на рубеже XX и XXI вв. // Полис. 2002. N3.

Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. Ежегодник 2004. М., 2004.

Политическая наука. Сб. науч. трудов. Сто лет русской публичной политики: итоги и перспективы. Ю.С. Пивоваров (гл. ред.). М., 2005.

Сулимов К.А. К парадоксальности современного политического знания // Полис. 2005. N 5.

 Сумбатян Ю.Г. Сравнительная политология - важнейшее направление науки о политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2004. N4.

Содержание

 

Политология как наука о политике

Взаимосвязь и соотношение политики и политологии

Политология как система наук о политике

Политическая наука - одновременно и старая, и молодая

Объект и предмет политологии

Система категорий политической науки

Методологии и методы политологических исследований

Функции политологии

Основные этапы развития политической мысли

за рубежом и в России

Развитие политологии после II мировой войны

Политическая наука в России

Почему нужно изучать политологию?

 


 


I. Политология - наука о политике

 

Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

- политика - это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение термина политика различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что слово происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы);

- политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;

- политические отношения - это структурный элемент политики, в котором отражаются, прежде всего, отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;

- политическое сознание - это рефлексия мира политического на обыденном и теоретическом уровнях, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);

- политическая культура - это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;

- политический процесс - это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.

- политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы.

Политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. В этом смысле следует обратить внимание на две существующие парадигмы: Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, С. Липсет, Р. Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых установок. А поэтому, по их мнению, серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли стоит. Известный российский философ А. Зиновьев в своей книге "Запад. Феномен западнизма" пишет в этой связи: "Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали. Никакой моральной политики вообще не существует".

Вот почему политология и по сей день "борется" за статус научной самостоятельности. Данное обстоятельство является одним из стимулирующих факторов уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем, для чего необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политической науки:

- cогласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под "наукой о политике" изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике считался и вопрос о том, кто должен управлять государством. Философ считал, что править должны лучшие, но, безусловно, немногие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов. Платон впервые попытался сверху перекроить всю структуру государства, предложив свою модель политической системы. Его государство не являлось ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно представало парадигмой, то есть изображением того, что, по мнению мыслителя, составляло сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решала, чему быть и чему не быть общественным благом. Этика и политика в его системе были неразрывно связанными. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении всех участников последующего развития политической науки;

- выступив против Платона, Аристотель выдвигает аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, поэтому платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, кто властвует, а также вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день. Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, так как исходил из человеческой природы, а не из произвольно установленных ценностей. Философ указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его государственной системе конституция и законы являлись высшей инстанцией. Утверждая подобное, он желал дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и, в отличие от Платона, этика и политика у него выступали порознь;

- родоначальником третьего традиционного направления политического мышления - политической теории как учения о государстве, стал Николо Макиавелли. Государство рассматривается в этом учении не как общество (коммуна, коллектив), что было характерно для Платона и Аристотеля, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, то есть, неограниченные правовые полномочия высшей инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной человеческой общности. Н. Макиавелли разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, в связи с чем его политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Этот метод помогал ответить на вопросы, касающиеся основанных на власти типов человеческих взаимоотношений, господства, авторитета. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.

Проблемы, поднятые Платоном, Аристотелем, Макиавелли, развивались учеными в новое и новейшее время, при формировании политологии как науки и учебной дисциплины на заре XX века. В то время преобладало мнение, что политология представляет собой перекресток многих дисциплин, включая социологию, юриспруденцию, историю, экономику, социальную психологию и т.д., поэтому и называли ее "политические науки". Однако настоятельная потребность в научном познании и рациональной организации политики, а также развитие самого политического знания требовали более конкретного понимания предмета политической науки.

К середине XX века сфера, представлявшая объект изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. В то время была сформулирована концепция четырех главных ветвей политической науки: политической теории, политической социологии, административных наук и международных отношений. Они были связаны между собой понятием "политика", которое, в свою очередь, различные исследователи трактовали по-разному. Поэтому в определении политологии как науки и учебной дисциплины и сегодня сохраняется несколько точек зрения:

- первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти. В этом случае в понятие "политология" вкладывается "собирательный" смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П. Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. При этом политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о собственно политической науке. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин;

- cогласно второй точке зрения, политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг утверждает, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. Их сходство видно хотя бы уже из того, что и политические социологи, и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности, прежде всего Аристотеля и Платона, как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М. Острогорский, Р. Михельс, А. Бентам, Д. Трумен, Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, - как основателей этих наук. Различие предметов социологии и политологии, по их мнению, обнаруживается лишь тогда, когда политология понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения;

- согласно третьей точке зрения, политология является общей теорией политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти, а социальной организацией, обладающей "конечной" властью над людьми, выступает государство. Оно, как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать цели, интересы, индивидуальные, групповые воли и, по возможности, направлять их на реализацию единой общенациональной политики. Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике, полнота же ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки о политике. Она, как представляется:

- раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики;

- определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов;

- показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, как формы и методы властвования;

- вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований.

Как любая другая наука, политология вычленяет из совокупности общественных взаимодействий лишь свой собственный объект, исследуя то, "что в политике является политическим".

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 270.