Главн пробл- киевск русь это феод общ или нет. Предст-е о феод-ме слож-сь под влиянием марксизма – 5 формаций. Феод-и обязателен. Но от этого подхода отказ-сь (не все). По цивилиз-му: феод-м феномен ЗЕ развития. ГУРЕВИЧ – феодализм-качественное состояние западно-европей общ. Русь не имела к эт отношен. То, что есть на руси это не феодал. (о различ истор пути рс и евр). 2 осн. проблемы: В самом опред-и темпов развития- 1. старая школа(совет.) – феод-м сущ-ет с начала госуд-ти 9-10в. - 2. Фроянов – феод-м на Руси п-ся медленно с 12в, но т. его эл-ты, не полностью. период Киев Р дофеодальн (он указыв что в Руск Правд практ не говор о земле, тогда как в феод-ом общ-ве это высш цен-ть.; кром т-владеет земл –община а не феодал). Вторая пробл.: Само понятие феод-м? - 1. Формац. подход – феод-м – некая сис-ма соц связей (круп землевледение и завис. кр-во). 2. Гов-т о Европ. феод-ме. Это опр сложная сис-ма соц связей- вертик (синьор- вассал. внизу кр-не. Не просто господ-во, а сложн связи, сис-ма выживания) и горизонт-х(корпоративность: рыцарство, гор. комунны, цеха, общины).
Строй: В киевР община объявляется ответственной за деяния, которые в ней происходят. (изгои). Община- внизу, княж власть на верху. Власть князя:1)военная 2)внешне полит3)судебная. Князь имеет право на часть нац-го продукта через полюдье. Дарообмен –обмен услугами. Князь защищает, верховный арбитр, высший носитель судебных функций, общество само дилигирует эти фукции. Законы: писаные (Русская правда) и не писаные(дарованы богами, идут из глубины веков). Князь не имел права покушаться на обычаи той поры. Власть не была монархией, она опиралась на баланс сил м\у народом и князем. Князь опирался на дружину. Он первый среди равных. Взаимоотношения опр-ся неписаными законами. Дружина обязана верно служить. Князь обязан: быть достойным своей дружины, содержать ее, делиться с ними воен-й добычей, в период мира – полюдьем. Дружина: старшая и младшая. Когда начиналась война- большую роль играло ополчение – люди – вои. Их руководитель воевода. У князя есть владения: скот, зависимые люди, была вотчина – владение, кот Влад-т отец и перед-ся сыну. Это зачатки земельной собств-ти, но не собств-ть. «Держание»- держу пока правлю. Боярской собств-ти не сущ до12в.
Основу общества сост кр-не – общинники. Зависимые- «холоп (личн движ соб-ть, за уб-во ничего не будет, не дееспособен), челядь». Ист-ки предполаг 1-челядь-домашние слуги, а холоп-вне дома 2-челядь-бывши воен плен, а холоп – утративш своб русск. 3 способа стать холопом:1 самопродажа,2женитьба на зависимой. Но если брак заключен при хозяине рабыне, при свидетелях. То остается свободным. 3 если вступает в должность ключника без договора. Обычай требовал, чтобы хозяин обувал, одевал своего слугу. Перед смертью хозяин писал духовную грамоту, по кот он давал всем волю. Закупы и рядовичи: эти слои населения связаны с хоз-м договором – рядович закл просто дог-р; закуп берет «купу» - то, что этому чел-ку необходимо. Пока купу не вернул – закуп. Видак, послух – свидетели в суде. Смерды- это люди, живущие с\х трудом. Они зависимы, не явл объектом купли-продажи, именно князь распор-ся имущ смерда.
Города Русь страна городов. Город – укрепленное, огороженное место (укрепление - вал, ров, частокол). Число жителей- неск-ко сотен. В Киеве и Новгороде в10в 15 тыс чел. Город – межплеменной центр, сосредоточение религиозной власти.1 живет князь, люди спас-ся от набегов;2 центр ремесла и торговли; 3 религиозный центр после крещ-я. Кроме власти князя есть власть городская. Во главе стоит посадник, в Новгороде посадник не зависел от князя. Ремесло – 1мелкое кустарное произв-во. В домашней пром-ти – то чем занималась любая семья (одежда, обувь, посуда). 2Производство изд-й на заказ; 3 мелко-товарное производсто ч\з рынок. Кузница (есть черный металл), цветные, драг-е, медь – привозили из-за границы. Торг-ли: ввоз (пряности, вино, ткани, ювелир украш-я, оружие), вывоз (воск, пенька, пушнина). Русская правда – первый писаный закон. В пер пол11в появл ее ранний вариант –«правда Ярослава». Она разрешила заменить кровную месть Вирой. Ее размер зависел от соц статуса, т.е. правовое неравенство. В70-х гг 11в была составлена правда Ярославичей, она запрещала кровную месть и конкретизировала положение различных слоев общ. Появл инстит свидителей и свидит показан.
4.Крещение Руси. С формиров древнерус госуд-ти было тесносвяз принят христ-ва. Язычники поклоняются многим богам. Они смотр на природу как на живое сущ-во и предст-ли ее в виде разл божеств. Наиболее почитаемые: Ярило – бог Солнца, Перун, Стрибог – повелитель ветра, Волос – покровитель скотоводства, Макош – бож-во плодородия. Для покл-ния своим богам славяне не строили храмов. Они соверш-ли свои обряды в свящ рощах, у свящ дубов, где стояли дерев-ые, а иногда каменные статуи языч богов – идолы. В жертву приносили животных, иногда людей. Не было жрецов, а были люди, умеющие общаться с богами, предсказывали будущее – волхвы, кудесники. Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Когда на смену рода пришел семейный предок — то стал домовой. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников (чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала)), праздники об умерших — тризны (застольные поминки).
Владимир укреплял идеологические основы своей власти. С этой целью в 980 г был реформирован славян-й языч пантеон, на 1ое место в кот выдвинулся бог грома и войны – Перун (как олицетворение великокняжеской власти. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун явл-ся гл среди богов, тж как киевский князь – среди славян. Но многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, кот поклонялись киевские дружинники. Однако должных рез-тов это не принесло. Киевский князь Владимир задумался над необходим-ю принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого гос-ва. Такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь гос-ва. Стал вопрос – христианство, ислам или иудаизм. Выбор был остановлен на христ-ве из Византии, сосед Руси. Владимир готов был принять крещение от греческих священников и даже представить воен мощ визант-им императорам Василию и Константину в борьбе с мятежным полководцем Вардой Склиром в обмен на руку сестры правителей Анны, в кот было отказано самому германскому императору. Василий и Конст-н приняли помощь, но свое обещание не выполнили. Тогда Владимир захватил центр Визант владений в Крыму Херсонес и добился выполнение договора. В Херсонесе он принял вместе с дружиной крещение и женился на Анне. Вернувшись на Русь, Владимри обратил в Христ-во киевлян. Это произошло в 988 г. Распр-ние христ-ва на тер-рии всей Руси растянулось на долгие годы и местами не обошлось без кровопролития. 1024, 1071 – волнения по поводу крещения. В Киеве была учреждена русская митрополия, подчинившаяся Константинополю, а в др городах позднее возникли епископства. Во главе церкви стоял киевский митрополит(патриарх), присылавшийся из Константинополя. Орг-я: митрополит – епископы (в наиб. круп- архиенископы) –приход (тер-я и нас-е объединен. вокруг храма или церкви, народ – прихожане; во гл- прихода – священник) – монастырь. Архимадрит – рук-ль круп. мон-ря., игумен- настоятель мон-ря. Протопоп в круп. кафедр. храмах, там еще неск-ко священников. Дух-во подразделялось на белое и черное. Черное дух-во жило в монастырях (первый – киево- Печерский; гл. –Троице-сергиев мон-рь). При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собств суд. Церковные суды судили за преступления против веры – ереси, языч моления, а тж за все проступки нравств хар-ра. Развитие религиоз связей с Визант способств укреплению связей культурных, что дало мощный толчок развитию русс кул-ры. Принятие христ-ва благотворно сказалось на м/ународ полож Руси, кот перестало выгл в глазах Европы как языч варварская страна. Симфония византийская (гармония) – богу божью, кесарю – кесарево. Распределение обязанностей. Значение принятия христ-ва – оно изменило быт и нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некот языч праздники. Но запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и др языч традиции. Дух-во призывало оказ помощь убогим и нищим. Вместе с христ-вом на Русь пришли письм-ть, образ-ие, церков искусство. Открылись церков школы. 989г. – Десятинная церковь в Киеве, посвящена Успению Богородицы.
(В начале XX века появилось сразу несколько важных работ, по-разному ставивших и разрешавших вопрос о принятии христианства. Это работы Е. Е. Голубинского, академика А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и многих других. Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной).
Полит раздроб-ть на Руси
С 30гг 12в на Руси нач-ся процесс полит раздробл-ти, что было закономерным. Великим князьям – Мономаху и его сыну Мстиславу – удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой. И Любический съезд князей в 1097 г установил: «Каждо да держит отчину свою». Распад Руси – шаг вперед с развитием общ-ва. В сер. 12 в боль-во рус князей окончат перестают считаться с властью киев князя. Причины: 1. Рост вотчинного землевладения; 2. Киев не мог при необх-ти обеспечить защиту городам и боярам, это мог сделать местн князь; 3. Сами князья стремились к независ-ти, но борьба за Киев продолж (самый престиж престол и самый круп город). 4. в Др. Рус. гос-ве не было твердого определенного порядка наследования престола, некот князья стали стремиться закрепить власть на опред тер-рии и передавать ее по наследству. Князь передавал престол не 1 сыну, а делил княжество м/у своими сыновьями – процесс дробления княж-в. 5. племена говорили на разных диалектах, культ. различия, слабые эк связи( натур хоз-во), слабая коммуникац сис-ма – т. реки. До опред момента раздробл-ть позитивно влияла на развитие Руси, но при нашествии монголо-татар – роковой фактор.
В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были 3: Новгородская земля: больш-во Новгород-х земель мало пригодны для земледелия, новгородцы сосредоточили свои усилия на совершенствовании навыков ремесла и торговли. Торговля велась с немцами, датчанами, Византией, со странами Востока. Сущ-ли торговые дворы иностр купцов. Новгород – один из красивейших городов не только Руси, но и Евр. Высокий уровень грамотности, любовь к свободе, независимое поведение. В нач 12 в – республиканская форма правления. Верховная власть – вече. Символ народной власти – вечевой колокол. Высшее должностное лицо – посадник (выбирался из местн бояр). Его помощник – тысяцкий (представлял купцов и ремесленников. Глава новгородской церкви – владыка, епископ (позже архиепископ), избирался на вече. Его должность – пожизненная. Выбирали на вече анрхимандрита – возгавлял черное духовенство, независим от владыки. Новгородское вече приглашало князя с дружиной как начальника вооруж сил в случае войны. Вече заключало с князем договор. Если нарушал договор – «указывали путь». С 1095-1304 на престоле побывало 40 человек. Это объясн-ся тем, что Новгород не имел внешн врагов – в отл от Киева. Отсут-вие собств княж власти позволило избежать дробления княж-ва. Галицко-Волынское – ЮЗ Русь. Плодородные почвы и мягкий климат – пашенное земледелие. Рано появилась боярская собст-ть на землю. Разв-сь лесные и рыболовные промыслы, имелись соляные месторождения. Проходили торговые пути к Дунаю, в Центр и на Юг Евр, в Византию. – Рост городов, отдаленность от кочевников. Вотчинное-наследственное боярство. Общаясь со своевольной знатью соседних стран, бояре перенимали у нее независимый стиль поведения по отношению к князю. Вспыхивали в их среде столкновения. Европейские гос-ва вмешивались в княж и боярские усобицы. Старший среди городов – Владимир-Волынский, с ним соперничал Галич. Во ВВ правили потомки Владимира Мономаха, в Галиче – потомки старшего сына Ярослава Мудрого – Владимира и его сына Ростислава. Первоначально эти княжества – самост гос-ва. В нач втор пол 12 в. при Ярославе Владимировиче (Осмысл) – Галицкое княжество переживает период расцвета. После его смерти княж-во в упадке. В 1199 г Волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Волынь и Галич. Ему удалось на время прекратить боярские усобицы. Он захватил Киев, проводил активную внешн пол-ку. В 1205 г вмеш-ся в княж усобицу в Польше и погиб. Его сыну Даниилу было 4 года. В княж-ве начил-сь новая усобица. Один из бояр на время стал князем. 1238 г Даниил сломил сопротивление бояр, (сильное боярство), продолжил дело отца. Окончательно победить боярство не смог. Владимиро-Суздальское княжво: в 12-13 вв нач-сь активное хоз-ое развитие Сев-Вост земель. Сев-Вост Русь имела большие площади земли, пригодной для земледелия. С Юга нач-ся приток переселенцев, кот спасались от набегов степняков. Сев-вост Русь была хорошо защищена сЮга. Она имела огромные массивы густых лесов, широкие полноводные реки. Возвышается при сыне Мономаха – Юрии Долгоруком (Руки – из Киева дотянулись до Суздаля). Основал города – Юрьев-Польской, Москва, Дмитров и др. Когда он сел в Киеве, его сын Андрей Боголюбский уехал самовольно в Ростово-Суздальскую землю, подальше от усобиц. В 1164 г разбил Волжскую Булгарию, перенс резиденцию из Суздаля во Владимир, пытался устранить зависимость от сузд-го боярства (сильная княжеская власть), развернул активное каменное строит-во. Стремился подчинить Киев и Новгород. В 1168 г захватил Киев, но остался княжить во Владимире, а власть в Киеве передал младшему брату Глебу. Желая, чтобы его город ни в чем не уступал Киеву он заложил во Владимире новую крепость, построил Золотые ворота с церковью по образцу киевских. В 1147 – убит заговорщиками. После его смерти – усобицы. На престоле его брат Всеволод Юрьевич – Большое гнездо. Он продолжил дело старшего брата. В Киеве посадил своего ставленника. 1ым присвоил себе титул Великого князя Владимирского. При жизни он начал выделять уделы сыновьм. После его смерти в 1212 г княж-во раздробилось на неск-ко удельных, где правили Всеволодовичи. Власть Великого князя стала усил-ся при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы княж-ва расширились на Восток. В 1221 г после похода на Волжскую Булгарию – основан Нижний Новгород. Он стал важнейшим торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье. Юрий начал борьбу за подчинение Великого Новгорода и за влияние в юж землях Руси.
(«+» раздробленности: расцвет городов и ку-ры, разв-ие хоз жизни, сохранение единого языка, к-ры, общности. «-» - пост борьба м/у феодалами, конфликты м/у боярами и князьями, дробление княжеств м/у наследниками, ослабление обороноспособ-ти Руси.)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.