ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОСТАВЕ НПКХ «АЗОВСКИЙ ФЕРМЕР»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Краткая историческая справка

Развитие любого общества в своих истоках начиналось с отношения к земле. Еще в Киевской Руси развитие феодальной земельной собственности выражалось в росте вотчинного землевладения. Вотчина – это землевладение феодалов. Основными формами вотчин IX – XI веках были княжеские и боярские землевладения, а с конца XI века стало развиваться монастырское землевладение.

Земля обеспечивает средства к существованию человечества и получение дохода. В середине XIII века с целью раскладки и сбора дани появилась необходимость учитывать количество земли – основной доходной статьи русских княжеств. Повышение роли политического значения земельной собственности способствовало усилению государственной власти. Государство пыталось влиять в первую очередь на формирование и использование землевладений. На Руси к середине XVII века было практически сформировано феодальное землевладение и завершен процесс формирования крепостного права с барщинной и оброчной системой ведения хозяйства. В соответствии с Указом Петра I (1714) «О прекращении деления землевладений на вотчины и поместья» вводится новое понятие – «недвижимая собственность» или «имение». Помещики получили право собственности на землю, причем с правом полного и неограниченного распоряжения ею. Для укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления и размельчения был издан Указ «О единонаследии в недвижимых имуществах». При этом, землевладения должны были переходить по наследству только одному из сыновей помещика.

Однако четких узаконенных границ изменений не было. В 1756 г. Екатерина II издала манифест о Генеральном межевании, согласно которому все земли закреплялись за владельцами по фактическому пользованию.

В этот период проводилось поземельное устройство государственных крестьян, которое заключалось в уравнивании наделов сельских общин до установленных размеров.

Таким образом, в аграрной России складывалась государственная политика по отношению к помещикам и крестьянам. Историческое развитие России к концу XIX века характеризуется появлением, с одной стороны кризиса помещичьего хозяйства, с другой – бурным развитием крестьянских хозяйств. Известно, что сельскохозяйственный кризис 80-90 годов ознаменовался значительной убылью помещичьего землевладения, самоликвидацией имений. За 1887 – 1905 годы помещики утратили 11,7 миллионов десятин земли, а за последующие 6 лет - еще 6,6 миллионов десятин. Начавшийся сельскохозяйственный подъем не остановил этого падения. К 1916 году, по подсчетам А.В.Чаянова, ликвидировано 59 % прежней помещичьей площади, а из оставшейся почти половина земли находилась в аренде у крестьян.

Дворянские земли скупали купцы, крестьяне, различные предприниматели. В итоге крепла деревенская буржуазия при одновременном разорении и раскрестьянивании деревенских низов. В этих условиях складывалась аграрная политика: в освоение помещичьих земель вовлекались средние слои крестьян; выявилась тенденция к перемещению центра тяжести на прогрессирующие крестьянские хозяйства. Изживались старые формы трехпольного земледелия, вводилось травосеяние и заменялся старый инвентарь. Крепли кооперативные формы маслоделия и льноводства. Углублялся внутренний рынок для продуктов сельского хозяйства, развивалась кооперация с проникновением в Европу и Америку. Увеличивалось число предприятий, обслуживающих сельское хозяйство, особенно агрономическая помощь.

В дореволюционной России сельскохозяйственные угодья составляли 367 миллионов гектаров и распределялись по землепользователям следующим образом: 215 миллионов гектаров принадлежало крестьянам (58,6 %), в том числе более 80 миллионов гектаров (21,8 %) кулакам; помещикам, царской фамилии и монастырям – 152 миллиона гектаров (41,6 %).

В период 1909 – 1913 годов крестьянские хозяйства давали 88 % всего хлеба, в том числе 78,4 % товарного. Еще выше была доля товарного картофеля, продукции животноводства.

Роль различных слоев крестьянства в производстве сельскохозяйственной продукции не одинакова. Середняки и бедняки производили больше хлеба, однако он весь шел на внутреннее потребление. Зажиточные крестьяне давали около половины товарного хлеба России и две трети крестьянского товарного хлеба.

Накануне Первой мировой войны Россия значительно увеличила объемы зерна на экспорт. Отдельные отечественные компании и кооперативы становятся крупными поставщиками на мировом рынке льна, масло-продуктов.

В этот период отмечаются структурные изменения в аграрном секторе. По подсчетам В.С.Немчинова, в производстве всех хлебов в 1909 – 1913 годах крестьянское хозяйство давало 88 % всего хлеба и 78, 4 % товарного, а помещики производили только 21,6 % всего хлеба. По стоимости совокупного продукта земледелия и животноводства крестьяне производили 92,6 %, а помещики – 7,4 %. Следует отметить, что крестьяне существенно разделились на бедняцкие (65 %), середняцкие (20 %) и кулацкие (15 %) хозяйства. Товарными были в основном кулацкие хозяйства, бедняцкие хозяйства всю продукцию использовали на внутреннее потребление.

Обе тенденции в аграрном секторе России – кризис помещичьих хозяйств и развитие крестьянских подворий – развивались весьма противоречиво, они углубили кризис России ХХ века.

Столыпинская аграрная реформа стимулировала образование хуторских хозяйств за счет общин, а не за счет помещичьих угодий, которые остались в неприкосновенности. Это еще более обострило назревший кризис и, в конечном счете, не разрешило социальной проблемы крестьянских хозяйств.

Коренным переломным этапом в аграрной политике России явилась Октябрьская революция 1917 года. Уже в 1918 году на XI съезде Советов был принят «Декрет о земле», которым было объявлено о конфискации 150 миллионов гектаров помещичьих земель. Крестьяне же освобождались от расходов на покупку новых земель. В основу аграрной политики на этом этапе был положен Ленинский кооперативный план, предусматривающий в первую очередь преобразование мелкого частнособственнического хозяйства в социалистическое. Суть такого преобразования сводилась к постепенному добровольному объединению крестьян в кооперативы.

В послереволюционный период структурная политика в аграрном секторе предполагала создание товариществ по обработке земли (ТОЗы), развитие крестьянских хозяйств. Большой вклад в территорию организации крестьянских хозяйств в период 1922 – 1925 годов внес А.В.Чаянов. Он подробно рассмотрел факторы доходности крестьянских хозяйств, выявил зависимость структурных элементов: пашни, рабочей силы, скота, инвентаря и т.д. Кроме крестьянской семьи, в структурной политике этого периода выделялись общественно-кооперативные хозяйства, созданные на добровольной основе и строго стимулируемые государством.

Особое место в аграрной политике занимает новая экономическая политика (НЭП), допускавшая элементы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Однако политический курс СССР на развитие социализма существенно повлиял на структурную политику в аграрном секторе. Так, в 1924 году в валовой продукции народного хозяйства СССР на социалистический уклад приходилось 38,5 %, мелкоукладный – 51,0 %, частнокапиталистический – 8,9 %, государственно-капиталистический – 1,0 %, патриархальный – 0,6 %. Классовый состав населения СССР на 1924 год представлен рабочими и служащими – 15,8 %; колхозное крестьянство и кооперированные кустари – 1,3 %; буржуазия, помещики, торговцы и кулаки – 8,5 %. К 1940 году рабочие и служащие составляли 50,2 %, колхозники и кооперативные кустари – 33,7 %, крестьяне-единоличники и некооперированные кустари – 2,6 %.

Коллективизация предполагала переход к новым формам хозяйствования. В связи с коллективизацией сложились следующие предприятия в сельском хозяйстве:

· на государственной собственности базировались совхозы, учебно-опытные хозяйства, семеноводческие, племенные, совхозы-заводы и другие государственные предприятия;

· широкое распространение получили межколхозные, межсовхозные, государственно-колхозные и агропромышленные предприятия и объединения.

Наряду с коллективными предприятиями широко использовались подсобные хозяйства предприятий и граждан, коллективное садоводство и огородничество.

Коллективизация сельскохозяйственного производства и ликвидация кулацких и единоличных хозяйств, привели к развитию крупных сельскохозяйственных предприятий.

Развитие сельскохозяйственного производства предполагало интенсивный путь, что обеспечивало рост его материально-технической базы.

Техническое перевооружение сельского хозяйства требовало обучения кадров. Численность механизаторов на 1977 год составляла 4,2 миллиона человек, специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, на 1977 год составляла 1207 тысяч человек, что в 24 раза больше, чем в 1940 году.

Накануне Октябрьской революции электрическая энергия в сельском хозяйстве не использовалась. В 1940 году в сельском хозяйстве было потреблено 542 миллиона кВт/ч электроэнергии, в 1950 году – 1,5 миллиарда кВт/ч, в 1976 году – уже 83 миллиарда кВт/ч.

Оснащение техникой сельскохозяйственных предприятий, наличие квалифицированных кадров позволили увеличить производительность труда в сельском хозяйстве против 1913 года, в 1940 году – в 1,9 раза, к 1976 году – в 6 раз.

Аграрная политика довоенного периода требовала значительных затрат в сельское хозяйство, однако производство сельскохозяйственной продукции росло медленно.

В 1976 – 1980 годах на развитие сельского хозяйства направлено 170 миллиардов рублей, или более четверти общего объема капитальных вложений в народное хозяйство. В этот период был взят курс на межхозяйственную кооперацию и агропромышленную интеграцию. В конце 1975 года по данным ЦСУ СССР насчитывалось 584 агропромышленных предприятия, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а к концу 1981 года их было уже 604.

Получила развитие и такая форма хозяйствования, как агропромышленные объединения. Если на конец 1975 года их было 69, то на конец 1980 года – уже 150 единиц.

Высокая степень обобществления аграрного сектора требовала совершенствования аграрной политики в сфере планирования, управления экономикой, совершенствования всего хозяйственного механизма.

Таким образом, аграрная структура России в период дорыночных отношений характеризовалась крупными производственными единицами с компактными земельными массивами, сложившейся внутрихозяйственной производственной структурой, определенной специализацией, высоким уровнем интенсификации отрасли растениеводства и значительным применением ручного труда в отраслях животноводства. Сельскохозяйственный сектор России конечной целью считал производство валовой продукции, реализация которой гарантировалась государством по твердым закупочным ценам.

Доступность дешевых кредитов, дотаций государства на отдельные виды деятельности не стимулировала аграрный сектор к совершенствованию его структуры.

Переход к рыночным отношениям в России изменил аграрную политику государства. Аграрная реформа направлена на создание структур, способных адаптироваться к условиям рыночной экономики и обеспечить эффективное и устойчивое сельскохозяйственное производство. Основными путями формирования новых производственных структур определены процессы: приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

Для регулирования этих процессов был принят ряд законов, постановлений Правительства, указов Президента. Основополагающими нормативными актами являлись: «Закон о собственности», «Закон о земле», Земельный кодекс РФ», «Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Закон о предприятии и предпринимательской деятельности» и другие.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов) проводилась в целях создания новых форм хозяйствования, жизнеспособных и эффективных в условиях рынка. В основу таких форм хозяйствования положена реализация прав собственности земельных и имущественных долей в отношении распоряжения ими. На смену коллективной собственности пришла долевая (частная) собственность на земельный и имущественный пай каждого члена коллектива.

Первым шагом к осуществлению реорганизации колхозов и совхозов явилось постановление Правительства РСФСР от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли. В ходе массовой реорганизации колхозов и совхозов (1992 – 1993 годов) более 70 % хозяйств России приняли новую организационно-правовую форму хозяйствования: около 11 тысяч хозяйств перерегистрировались в товарищества, свыше 2 тысяч стали сельскохозяйственными кооперативами, остальные преобразовались в акционерные общества закрытого и открытого типа, создано 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Фермерские хозяйства в Азовском районе начали организовываться с января 1991 года. До 1994 года в Азовском районе организационно-правовым управлением фермерских хозяйств занималась Ростовская областная Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России (АККоР).

8 февраля 1994 года 50 фермерских хозяйств Азовского района учредили Азовскую районную АККоР.

Азовская районная АККоР в данной организационно-правовой форме просуществовала до 19 апреля 1997 года. С 19 апреля 1997 года Азовская районная АККоР была приведена к юридическому статусу в связи с выходом I части ГК РФ и перерегистрировалась в Некоммерческое партнерство крестьянских (фермерских) хозяйств и других представителей малого сельского предпринимательства «Азовский фермер» - Постановление главы администрации Азовского района Ростовской области № 69 от 06 марта 1997 года. Регистрационный № 1927. Сокращенное наименование Партнерства: НПКХ «Азовский фермер». Учредители: 66 крестьянских (фермерских) хозяйств. Учредительный договор от 19 апреля 1997 года.

НПКХ «Азовский фермер» осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ от 21 октября 1994 года и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Членами Партнерства могут быть фермерские хозяйства, другие коммерческие и некоммерческие организации любой организационно-правовой формы, предусмотренной действующим законодательством, и граждан, которые принимаются по решению Совета Партнерства.

Члены Партнерства сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Партнерство не является вышестоящим органом по отношению к его Членам.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.