АЗОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В СОСТАВЕ НПКХ «АЗОВСКИЙ ФЕРМЕР»

Дипломник                                                       Ковава Дина Станиславовна

Руководитель дипломной

Работы,к.э.н., доцент                                   Боков Иван Иванович

Рецензент, директор

НПКХ «Азовский фермер»                         Кравченко Анатолий Васильевич

Зав. Кафедрой,

Профессор                                                       Пелих Анатолий Савельевич

Декан факультета

НиМЭ, профессор, д.э.н.                             Джуха Владимир Михайлович

А З О В

2003



РЕФЕРАТ

Текст 74 страницы,     5 таблиц, 15 источников.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, ТОВАРОПРОДВИЖЕНИЕ, СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БАРТЕР, ТОВАРНО-СЫРЬЕВЫЕ БИРЖИ, ЗАКОН СТОИМОСТИ, ЗАКОН ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ, ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА, КОНКУРЕНЦИЯ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.

 

Анализируется состояние сбытовой деятельности малых предприятий в сельском хозяйстве при переходе к рыночным отношениям. Рассматривается система показателей сбытовой деятельности. Выделяются основные проблемы сбытовой деятельности малых предприятий в сельском хозяйстве.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..   4

1. Технико-экономическая характеристика малых предприятий

в составе НПКХ «Азовский фермер» …………………………………. 8

1.1. Краткая историческая справка …………………………………..  8

1.2. Характеристика производимой продукции …….......................  16

1.3. Характеристика организационно-технического уровня …….. 18

1.4. Динамика основных технико-экономических показателей в 2000 – 2002 гг. ……………………………………………………… 19

1.5. Основные задачи, стоящие перед малыми предприятиями

на перспективу ……………………………………………………..   22

2. Сбытовая деятельность как экономическая категория и

основные пути совершенствования сбытовой

деятельности малых предприятий …………………………………….  24

2.1. Сбытовая деятельность, ее сущность и значение …………. 24

2.2. Система показателей сбытовой деятельности ……………… 35

2.3. Основные пути совершенствования сбытовой

деятельности ………………………………………………………  41

2.4. Значение совершенствования сбытовой деятельности и влияние ее на основные технико-экономические

показатели малых предприятий ………………………………..  62

3. Разработка мероприятий по совершенствованию

сбытовой деятельности ………………………………………………….  65

3.1. Оценка уровня сбытовой деятельности ………………….......  65

3.2. Организационно-технические мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности ……………….  66

3.3. Определение экономического эффекта от совершенствования сбытовой деятельности ……………….. 71

Выводы и предложения …………………………………………………....   72

Список информационных источников …………………………………… 76



ВВЕДЕНИЕ

В XXI столетии успехи развития экономики, как в мировом сообществе, так и в России во многом будут зависеть от того, насколько человечество сможет эффективно и масштабно использовать положительный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Малое предпринимательство в сельхозпроизводстве должно способствовать удовлетворению потребности населения в продовольствии, а пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье. Основные отрасли сельского хозяйства – растениеводство и животноводство.

Резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура агропромышленного комплекса (АПК), система управления, земельные отношения, принципы деятельности экономической системы в целом. Переход на рыночные условия способствовал прежде всего развитию различных форм собственности в агропромышленном комплексе: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельские производственные кооперативы, крупные сельскохозяйственные производители – совхозы и колхозы, различные акционерные общества и другие. Радикальная либерализация экономики за последние годы и самоустранение из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем. В результате имеет место двукратный спад производства сельскохозяйственной продукции и значительная потеря населением реальных доходов. В аграрной сфере возник пятикратный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в пользу промышленных товаров. Специфика сельского хозяйства обусловливает изучение аграрных экономических отношений в условиях перехода отрасли к рынку, взаимодействия сельского хозяйства с другими сферами материального производства на основе кооперации и агропромышленной интеграции.

Анализ аграрного сектора предполагает изучение производительных сил и производственных отношений, их взаимодействия и взаимообусловленности в сельском хозяйстве с целью выявления тенденций развития и повышения эффективности, изучение организации деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, в том числе кооперативных, а также выявление факторов, обусловливающих оптимальное соотношение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию.

Одновременно выявляются способы достижения цели, решения конкретной задачи.

В сельском хозяйстве России постоянные проблемы. Урожай низкий – у фермеров проблемы возмещения затрат. Есть хороший урожай – снова проблемы: цены на рынке на крестьянскую продукцию снижаются, крестьяне не могут возместить производственные затраты.

Третий год подряд в России высокий урожай, из-за этого, по данным Института аграрного маркетинга в 2002 году около 80 % крестьянских хозяйств России на грани банкротства.

В 2002 году 1 тонна продовольственной пшеницы на рынке стоит от 1400 рублей до 2700 рублей, в зависимости от качества. Аналитики всех уровней единодушны в своем мнении – эти цены катастрофически низки.

По данным того же Института аграрного маркетинга, на рынок можно выйти и выгодно продать, имея партию зерна (или другой сельскохозяйственной продукции) от 1000 тонн, а лучше более 50 000 тонн. Такую партию ни коллективные хозяйства, ни тем более крестьянские хозяйства, не объединившись, собрать не могут.

Поэтому, партии для продажи формируют тредеры (в данном случае зерновые), или если перевести на русский язык – перекупщики.

По данным Общенациональной ассоциации организации финансовой взаимопомощи доля сельскохозяйственных производителей в цене готового продукта за последние 40 лет в странах Евросоюза снизилась с 60 % до 15 %. В России она также низка. И если в Европе это происходит из-за того, что растет урожайность, уменьшается себестоимость производства, уменьшается % сельских тружеников, то в России из-за несовершенства рынков, ценовой политики государства.

По данным проекта «Tacis» «Поддержка развития независимых институтов оптовой торговли в АПК России, в % отношении от продажи единицы продукции, ситуация складывается так:

- сельскохозяйственные предприятия – 28 %;

- посредники (перекупщики) – 24 %;

- переработчики – 16 %;

- упаковка, импортные ингредиенты и т.д. – 7 %;

- розничная торговля – 11 %;

- государство (налоги) – 14 %.

По оценкам аналитиков, в деньгах посредники ежегодно зарабатывают примерно 17,2 миллиарда долларов, вкладывая при этом немногим более 2 миллиардов долларов, на продаже крестьянской продукции.

Чтобы эти деньги остались у крестьян, необходимо:

1. Объединение крестьянских хозяйств по районному признаку в сбытовой кооператив для формирования крупных партий зерна (например, при НПКХ, «Азовский фермер» организовать сбытовой кооператив ЗАО).

2. Объединение кооперативов районных в кооператив областного уровня (например, «Фермерский торговый дом» при областной АККоР).

3. Организация в стране настоящей статистики по сельскому хозяйству, мониторинга, которые бы давали рекомендации по специфике рынка, что сеять и сколько (в настоящее время пшеницу мы сеем ради того, чтобы с высоких трибун заявить о высоком сборе хлеба).

4. Ценовая политика государства – организовать «хлебные интервенции» не в ноябре-декабре, когда хлеб у крестьян уже скуплен по бросовым ценам, а в августе-сентябре, сразу после уборки.

5. Увеличение количества экспортируемой продукции за рубеж с 5-7 миллионов тонн сейчас, до 12-14 миллионов тонн, осваивая такие рынки как: Япония, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Иран, Ирак и т.д.

Таковы пути совершенствования сбытовой деятельности малых предприятий (и не только). Не решив этих вопросов, крестьянин так и не сможет работать на себя, раньше урожай «отбирало» государство, теперь рынок и прибыль «воруют» перекупщики.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.