На основе данных анализа организации бюджетных ассигнований, в качестве рекомендаций с целью улучшения финансирования можно выделить определяющие моменты системы финансирования и предложить некоторые рекомендации.
Ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг. Финансирование отраслей народного хозяйства, осуществляемое за счет средств бюджета, требует особого подхода. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества. Так, приоритетными направлениями бюджетного финансирования отраслей на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную промышленность и нефтяную, а также на конверсию оборонной промышленности (например, дотации предприятиям, ранее связанным с производством химического оружия). Предусматриваются государственные инвестиции: на жилищное строительство (например, жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностям), на поддержку федеральной целевой программы «Свой дом» и т.д. В федеральном бюджете на 1999 год Правительству РФ разрешено производить финансирование эффективных инвестиционных проектов в угольную промышленность на конкурсной основе на условиях возвратности в пределах сумм ассигнований, утвержденных бюджетом.
В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ, используемые при выращивании овощей и т.п.)
Из бюджетов субъектов Федерации, как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.
На муниципальном уровне значительны расходы бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Удельный вес в общих расходах бюджета составляет около 30%.
Таким образом, участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
В связи с проблемой нехватки собственных средств и снижением роли бюджета в финансировании предприятий народного хозяйства возникла необходимость изыскания эффективных методов финансирования, характерных для рыночной экономики.
Несмотря на огромное разнообразие применяемых на практике форм привлечения денежных средств, можно выделить две элементарных и преобладающих в условиях рыночной экономики стратегии - это эмиссия простых акций (для акционерных обществ) и облигационное заимствование.
Эмиссия обыкновенных акций не предполагает постоянных финансовых выплат, в отличие от выпуска долговых обязательств. Акции не имеют фиксированной даты погашения, то есть - это постоянный капитал, который не подлежит «возврату». Иногда бывает легче эмитировать обыкновенные акции, чем получить кредит.
Данный способ финансирования, в силу сложившихся обстоятельств, является не совсем эффективным в силу большого недоверия инвесторов к корпоративным ценным бумагам (за исключением крупнейших акционерных обществ России).
Такой же недостаток характерен и такому инструменту финансирования предприятий, как выпуск долгосрочных долговых ценных бумаг.
Однако, следует отметить, что у данного метода финансирования также существуют свои преимущества. В частности, долговой процент не зависит от прибыли эмитента (но этот аргумент имеет и противоположный смысл - в случае снижения прибыли элементу все равно придется выплачивать проценты владельцам облигаций: такая ситуация не закончится банкротством). Следующим преимуществом является то, что собственником предприятия не приходится уступать арендаторам свои права на управление предприятием. Но вместе с тем следует отметить, что обычно долговые обязательства имеют фиксированный срок погашения. Следовательно, предприятие обязано в будущем вернуть основную сумму дога в некоторый момент времени. Кроме того, размер средств, который можно взять в долг под «разумные» проценты имеет свой предел. Так как, когда долг возрастает, то процентная ставка новых займов неограниченно растет.
Долгосрочные финансовые решения предприятия зависят от текущего и прогнозируемого уровня процентной ставки, современного и перспективного финансового положения предприятия, а также от степени пригодности для предоставления кредиторам в качестве залога имущества.
В условия российской экономики эмиссия облигаций не особо поощряется. В какой-то степени это справедливо: эмиссия облигаций инвестиционного качества в настоящее время под силу немногим эффективно и устойчиво работающим корпорациям. Нестабильность инфляционного режима и непредсказуемая динамика рыночных процентных ставок усугубляет неудобства долгового финансирования даже для них.
В качестве дополнительного источника финансирования предприятий можно рассматривать финансовую аренду (или лизинг). Преимущество лизинга заключается в том, что лизингополучатель получает экономию средств. Однако недостатком этого средства кредитования является то, что лизинг предусматривает предоставление предприятию в кредит в основном только оборудования.
Другим источником финансирования может быть ипотечное кредитование - ссуда под залог недвижимого имущества. Ипотечное кредитование выгодно для предприятия тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с длительным сроком кредитования успевает возвратить заемные средства уже из полученной прибыли.
В зарубежной практике часто применяется так называемое гибридное финансирование. Главные преимущества, с точки зрения эмитента, таковы:
1. в противовес облигациям, обязательство выплаты дивидендов по привилегированным акциям не является по своей природе договорным и неуплата дивидендов не может повлечь за собой банкротство фирмы;
2. поскольку привилегированные акции чаще всего являются бессрочными, то эмиссии этих акций не приводит к существенному уменьшению потока денежных средств, как это происходит при заемном финансировании в случае выплат в счет погашения основного долга.
Что касается недостатков, то основным из них является то, что дивиденды по привилегированным акциям являются в полном смысле слова фиксированными платежами и использование данного источника как заемного капитала увеличивает финансовый риск предприятия.
Таким образом, затраты предприятий отраслей народного хозяйства можно обеспечить путем самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.
Субсидии из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации представляются предприятием, нуждающимся в первоочередном финансировании. Предполагается следующая методика определения предприятий для приоритетного финансирования по ряду факторов: определение признаков тяжелого финансового положения, анализ финансово-экономического состояния, анализ показателей работы в прогнозируемом и отчетном периоде, формирование перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке в виде безвозмездных субсидий, установление порядка распределения финансовых средств в зависимости от эффективности инвестиционных проектов, потребности в финансовых средствах, срока окупаемости и возврата средств, определения значимости функционирования предприятия по критериям принадлежности к приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.
При отборе предприятий для государственной поддержки учитываются направления их деятельности и приоритетность, а также финансовые и социальные критерии.
По принадлежности к приоритету на помощь в первую очередь могут рассчитывать предприятия, изготавливающие лекарственные средства; обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, в том числе производства, к которым предъявляются высокие требования по технике безопасности и экологии (ядерное вооружение); предприятия, функционирование которых регулируется, в том числе лицензируется государством, работающие по регулируемым ценам.
По критерию, характеризующему направление деятельности, помощь может оказываться перспективным предприятиям, способным активизировать свою деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь - в производственной инфраструктуре, необходимой для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы, современных транспортных систем и т.д.)
При отборе предприятий для оказания финансовой поддержки в виде субсидий необходима оценка социальных последствий отдельных производств. Это особенно важно для районов, характеризующихся высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства.
Итак, государственное финансирование предполагает рассмотренный выше порядок отбора предприятий.
В настоящее время, особенно актуальной является проблема финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Проведение реформы ЖКХ обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, расходы на ЖКХ составляют примерно одну треть бюджета муниципального уровня. Таким образом, правильное проведение реформы ЖКХ может дать наиболее существенную экономию бюджетных средств, по сравнению с любым остальных направлений расходов.
Во-вторых, бедой российской экономики было и остается расточительное отношение к крайне ограниченным природным ресурсам. Это характерно и для производственного сектора, и для непроизводственного. Потери тепла, воды в 2,5 - 3 раза превосходят мировой уровень. Учитывая то, что в сфере ЖКХ расходуется до трети энергетических ресурсов, экономия даст колоссальный эффект.
В-третьих, существующая система финансирования не позволяет должным образом производить обслуживание объектов ЖКХ, износ основных фондов которого составляет 40-60%. Предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования.
В-четвертых, действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. При формировании тарифа учитываются все непроизводственные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потери воды и тепла при их транспортировке, которые перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации. Необходимо учитывать и тот факт, что договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщикам ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
По большому счету перед реформой ЖКХ поставлены следующие основные задачи:
· снизить расходы бюджетной системы;
· осуществить переход к самофинансированию ЖКХ за счет повышения доли платежей населения;
· стимулировать энергосбережение;
· исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг.
При реализации реформы следует помнить, что бюджетная система в РФ делится на три самостоятельных уровня - федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень не несет непосредственных расходов по содержанию ЖКХ. Однако в его ведении находятся важнейшие рычаги по контролю ценообразования в данной сфере. В первую очередь, это касается организации системы регулирования цен и размеров издержек естественных монополий, от РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» до МПС России. Только центр может стимулировать эти мощнейшие структуры к внедрению ресурсосбережения и снижению необоснованных тарифов. Одновременно Федерация косвенно оплачивает расходы на ЖКХ, выделяя регионам средства финансовой поддержки.
Несколько иной характер носят задачи субъектов РФ. К их компетенции относится работа в региональных энергетических комиссиях, определение социальных норм, финансовая поддержка органов местного самоуправления и т.п. Результатом деятельности региональных властей должно стать максимальное снижение тарифов, что должно благоприятно сказаться на сокращении потребности по финансированию ЖКХ за счет бюджетных средств. Одновременно должна функционировать действенная система социальной защиты, чтобы исключить негативные последствия реформы для населения.
Наконец основной объем работы приходится на местные органы власти, поскольку львиная доля финансирования сферы ЖКХ приходится на них.
Именно на местном уровне можно принять решение, какая доля затрат должна приходиться на население, какая - на бюджет, поскольку только в муниципалитетах есть достаточная информация по базовым вопросам: что дешевле - осуществлять платежи за счет населения и выдавать субсидии или продолжать оплачивать из бюджета (если 99% населения должны будут получать субсидии); где выгоднее ставить теплосчетчики - на выходе котельных или в каждой квартире и т.д.
Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не решил проблем предприятий местного хозяйства, так как необходимыми средствами ни предприятия, ни бюджет не располагают. Как показывает практика, возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат предприятий ЖКХ, снизились. Так, расходы городского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство составили в 1996г. - 27,69%, в 1997г. - 30,16%, в 1998 г. - 30,03%, в 1999г. - 23,87% в общей сумме расходов. Уровень финансирования в целом по отрасли составляет в 1996г. - 61,30%, в 1997г. - 76,54%, в 1998г. - 76,49%, в 1999г. – 87,6% от утвержденного бюджетом, из них 92% средств проводится взаимозачетами и бартером. Применение неденежных форм расчетов оказывает отрицательное влияние на состояние предприятий местного хозяйства, вызывая увеличение непроизводительных расходов. Так, организациям, в силу объективных причин, приходится брать товар не всегда нужный на данный период и изыскивать возможность его использования в повторных взаимозачетах. Постоянное недофинансирование предприятий муниципального хозяйства, дотируемых из местного бюджета, приводит к тому, что запланированные работы фактически не выполняются в полных объемах; занижается качество предоставляемых услуг; ухудшается техническое состояние основных фондов, так как текущий и профилактический ремонт, предусмотренный нормативами не осуществляется; увеличивается задолженность предприятий по обязательным платежам в бюджет. Необходимо отметить, что по своей природе бюджетное дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства делает экономически нецелесообразным уплату предприятиям значительной части налогов и приводит к финансовым потерям. Для исключения перераспределительных финансовых потоков представляется целесообразным освободить отрасль от ряда налогов. В финансовый отдел администрации г.Зеленодольска поступило предложение освободить эти предприятия от уплаты налога на землю.
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований.
3.2.1 Снижение дотаций на энергоносители.
Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным потребителем топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Выбор поставщиков ресурсов только на конкурсной основе, как показывает опыт, позволяет обеспечить их экономию на 20-30%. Другое направление ресурсосбережения - оплата услуг в зависимости от их реального потребления. В противном случае ни один из субъектов жилищно-коммунальных отношений не заинтересован в ресурсосбережении. Для производителя услуг сокращение их потребления означает сокращение поступления платежей за них, необходимость осуществления дополнительных затрат на снижение потерь в сетях. Население, оплачивая услуги по усредненным нормативам, также не имеет стимулов к экономии, так как самоограничение в их расходовании никак не сказывается на размере платежей. Поэтому плата за реально потребляемые услуги стимулирует экономию у потребителя и снижение потерь у производителя.
Становление рынка жилищно-коммунальных услуг, являющегося фактором ресурсосбережения, в условиях существования естественных монополий затруднено и требует как усиления антимонопольного законодательства, так и активной поддержки конкурирующих предприятий со стороны органов власти. В этом заинтересовано не только население, но и городская администрация, так как даже при стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением непомерный рост платежей будет повышать потребность в бюджетных средствах для компенсации малоимущим группам населения.
Реализация программы ресурсосбережения предусматривает участие в ней населения, органов власти, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественных организаций.
Во исполнение Постановления Кабинета Министров РТ № 482 от 16.06.97г. «О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства РТ», Постановления Правительства РТ « 832 от 08.07.97г. «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» и Постановления КМ РТ № 653 от 13.08.97г. «О мерах по развитию энергосбережения в РТ» администрацией Зеленодольского района и города Зеленодольска совместно с Республиканским центром энергосберегающих технологий в рамках Генерального соглашения разработан проект «Программа энергосбережения города Зеленодольска».
Реализация Программы позволит в сложившихся экономических условиях продолжить работу по оздоровлению бюджета города за счет снижения дотаций на энергоносители, повысить эффективность транспортировки, распределения и потребления тепла, повысить надежность работы системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). Согласно расчетов реализация программы позволит ежегодно экономить треть тепловой энергии, вырабатываемой городскими котельными.
Разработанная программа энергосбережения г.Зеленодольска предполагает в 2004 году перейти к полному возмещению затрат на теплоснабжение населением.
Основными источниками финансирования проекта в 1999г. были:
· средства республиканского бюджета (средства, выделяемые на реализацию целевой Республиканской программы энергосбережения);
· средства городского бюджета.
В бюджете на финансирование программы энергосбережения предусмотрено 475 тыс.руб. Проблема состоит в финансировании этой программы.
«Программа энергосбережения» включает следующие виды проектов:
· проект по котельным;
· проект по тепловым сетям;
· энергосбережение в бюджетной сфере;
· энергосбережение в муниципальной сфере.
Следует отметить, что до начала разработки Программы в 1996 году Управлением жилищно-коммунального хозяйства городской администрации (УЖКХ) были проведены практические работы по обследованию объектов бюджетной сферы на предмет рационального использования воды, тепловой, электрической энергии и соответствия фактически предъявленной сумме к оплате, согласно заключенных договоров на основании расчетов, фактическому потреблению.
С этой целью на трех объектах городского отдела образования были оборудованы водомерные узлы в соответствии с проектом и строительными нормами и правилами и установлены приборы учета.
Проведенные исследования показали, что при установке приборов учета даже без проведения соответствующих мероприятий происходит сокращение затрат бюджетных средств за указанные коммунальные услуги: по воде - на 30%, по теплу - на 20%.
Учитывая сложившуюся обстановку в экономике муниципалитета, главная роль в переводе инфраструктуры ЖКХ на энергосберегающие технологии не может не принадлежать бюджету. Это обусловлено отсутствием свободных средств у населения.
В целях сокращения задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам ведется определенная работа:
· с работающей части населения платежи удерживаются с заработной платы и проводятся взаимозачетами;
· с неработающих жильцов - удерживают через Фонд занятости;
· на злостных неплательщиков оформляют исполнительные листы, заверенные государственным нотариусом, для взыскания соответствующих платежей с заработной платы по месту работы или направляет дела в суд на взыскание задолженности. Систематически высылаются письма-напоминания по адресу должников.
3.2.2 Льготы, предоставляемые населению по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Наличие у большинства населения льгот как по оплате жилищно-коммунальных услуг, так и по бесплатному пользованию общественным транспортом требует пересмотра государственной политики по этому вопросу. Необходимо упорядочить перечень категорий населения, имеющих право на данные льготы, а также доработать механизм предоставления льгот. По каждой льготе должен быть четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств.
3.2.3 Новые формы расчетов за проезд для пассажиров-льготников.
Согласно данных только Горсобеса в 1999 году правом бесплатного проезда по городу пользуются 33141 человек, по пригороду 32112 человек. Выпадающие доходы в год по транспортному предприятию ПАТП составляют сумму 13919 тыс.руб. При условии учета выпадающих доходов деятельность предприятия была бы прибыльной.
Для решения данной проблемы предлагается провести переучет всех льготников, а также ввести в обращение жетоны, которые будут использоваться в качестве оплаты за проезд льготными пассажирами.
В целях упорядочения механизма сбора платежей с населения за найм жилья и коммунальные услуги, улучшение собираемости квартплаты, освобождения подрядных организаций от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, оформления льгот и субсидий в городе была создана муниципальная служба коммунальных платежей.
3.2.4 Диспетчеризация лифтового хозяйства города.
Заслуживает отдельного внимания и еще один крупный проект в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Диспетчеризация лифтового хозяйства, осуществление полного и всеобъемлющего контроля за инженерно-механическими и электронно-электрическими параметрами работы всех лифтов всех домов, находящихся на балансе КП ПТЖХ, со стационарных контрольных пунктов (полностью компьютеризованных), один из которых в центральной части города, другой в микрорайоне «Мирный».
Общая предварительная стоимость проекта 1300 тыс. руб. (включая поставку оборудования, монтажные и пусконаладочные работы).
Введение в действие данной системы позволит не только снизить расходы КП ПТЖХ за счет оптимизации численности обслуживающего персонала (вместо 120 лифтеров для обслуживания системы необходимо примерно 40 лифтеров-обходчиков и примерно 10 человек техников и диспетчеров контрольных пунктов), но так же позволит более оперативно реагировать нна сигналы о нарушениях нормативных параметров работы лифтового хозяйства. Кроме того, будет возможность эксплуатировать лифты не 16 часов, как сейчас, а полные сутки.
Перспективное планирование каких-либо серьезных проектов и программ развития предприятия , требующих капитальных вложений в настоящих условиях хронического дефицита бюджетного финансирования, снижения денежных поступлений от населения, как в следствии введения новых льгот по техническому обслуживанию жилищного фонда, так и от применения нового порядка расчетов платы за найм жилого помещения требует полной уверенности в материально-техническом обеспечении планируемых задач.
Выводы и предложения.
Как было показано в работе, ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг;
Переход на принципы самоокупаемости и самофинансирования в условиях рыночных преобразований привел к изменениям в источниках финансирования предприятий отраслей народного хозяйства.
Современный период характеризуется сокращением объемов бюджетного финансирования отраслей народного хозяйства. В свете событий, происходящих в экономике нашей страны последнее десятилетие особую актуальность приобретает проблема эффективности использования бюджетных ассигнований.
В условиях рыночной экономики, несмотря на наличие разнообразных форм и методов финансирования расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование не исчерпывает своей значимости. Следует отметить, что роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. В ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования, а также через финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе и на условиях возвратности.
· Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством химического оружия).
В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)
Из бюджетов Субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.
В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».
На местном уровне, в силу сложившихся объективных причин, заведомо убыточная часть деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта (т.е. предприятия первой категории) нуждаются в обязательном бюджетном финансировании. Муниципальными органами власти, предприятиям этой группы, за счет средств бюджета возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг. Так, дотации на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в 1999 году составили 24,98% в общих расходах бюджета г.Зеленодольска.
Проведенный в работе анализ позволяет наблюдать тенденцию снижения доли расходов городского бюджета на поддержку предприятий местного хозяйства. В 1996 году удельный вес в общих расходах бюджета составил 28,93%, 1997 году - 31,18%, а в бюджете 1999 года предусмотрено 24,98%. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме бюджетных ассигнований занимают дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 1996 году они составили 27,69%, в 1997 году - 30,16%, в 1998 году - 30,03%, в 1999 году утверждены в размере 23,87%.
Проведенное исследование в области финансирования предприятий местного хозяйства позволяет выявить следующие проблемы:
-Систематическое недофинансирование муниципальных предприятий.
Действующая практика финансирования предприятий показывает, что фактические расходы не соответствуют плановым показателям утвержденного бюджета г.Зеленодольска. Например, предусмотренные в бюджете расходы на жилищно-коммунальное хозяйство фактически были профинансированы в 1996 году на 61,3%, в 1997 году на 76,54% и в 1998 году на 76,49%. Таким образом, процент недофинасирования составил соответственно в 1996 году - 38,7%, в 1997 году - 23,46%, а в 1998 году - 23,51%. Достаточно высокие размеры недофинансирования объясняются недостатком средств в местном бюджете, который возникает в силу недопоступления запланированных дотаций из вышестоящего бюджета, т.е. из бюджета Республики Татарстан. Необходимо отметить, что собственная доходная база местного бюджета в 1999 году была исполнена на 118% от запланированного объема;
- Для расчета финансовых планов, специфицированной потребности в используемых ресурсах, предприятиями применяются социальные стандарты: минимальный, средний и рациональный. С одной стороны, применение социальных стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных ассигнованиях, но с другой стороны, при планировании в бюджете закладываются расходы по минимальному социальному стандарту, которые за тем утверждаются с учетом доходной базы бюджета и коэффициента 0,7 действующего в 1999 году.Так, в бюджете города Зеленодольска по предприятию ПТЖХ-2 в 1999 году дотация на покрытие убытков была утверждена в сумме 5700 тыс.руб., что соответствует 49,62% от запланированной предприятием потребности по минимальному социальному стандарту;
- В силу объективных причин, финансирование местного хозяйства производится в основном взаимозачетом (90-92% от общей суммы финансирования), что затрудняет финансово-хозяйственную деятельность предприятий, так как организации вынуждены производить бартерный обмен, что в известной степени уменьшает сумму финансирования (при бартерном обмене взимается налог).
В целях решения вышеперечисленных проблем в сфере повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в г.Зеленодольске предлагается:
1. Определить источники финансирования.
В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства: местного бюджета; внебюджетных фондов; органов местного самоуправления; немуниципальных фондов, образованных с участием органов местного самоуправления; независимых фондов, образованных без участия органов местного самоуправления; финансово-кредитных организаций; средства муниципальных предприятий (самофинансирование, взаимное финансирование); других юридических лиц; физических лиц.
Из бюджетных средств должны возмещаться расходы только в части заведомо убыточной деятельности предприятий.
Финансирование муниципальных предприятий из средств различных фондов возможно в тех случаях, когда цели деятельности соответствующих предприятий совпадают.
Финансово-кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставляемый кредит. Важно при этом, чтобы органы местного самоуправления, прибегая к услугам финансово-кредитных организаций для финансирования муниципальных предприятий, руководствовались правилом, что использование заемных средств допустимо только в целях развития( на капитальные вложения).
Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в одном из следующих случаев:
· расчет на участие в прибыли( для прибыльных муниципальных предприятий);
· расчет на получение части товаров и услуг (долевое участие в строительстве жилья, объектов энергосбережения и.т.п.)
2. В качестве механизма рационализации расходов можно предложить регулярную корректировку тарифов и цен в зависимости от эффективности деятельности предприятия и платежеспособного спроса населения. Нерегулируемый рост тарифов и цен на услуги, оказываемые населению, может привести к увеличению платежей. Так, просроченная задолженность населения г.Зеленодольска за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 1999 года составила 26% к месячному ее начислению.
В целях сокращения задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам ведется определенная работа:
· с работающей части населения платежи удерживаются с заработной платы и проводятся взаимозачетами;
· с неработающих жильцов - удерживают через Фонд занятости;
· на злостных неплательщиков оформляют исполнительные листы для взыскания соответствующих платежей с заработной платы по месту работы или направляют дела в суд на взыскание задолженности.
3. Создать условия и стимулы для самостоятельного зарабатывания средств предприятиями для частичного, а в идеальном варианте полного самофинансирования;
4. Демонополизировать и развивать конкурентную среду посредством создания служб заказчика. В городе Зеленодольске в качестве заказчика выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которое заключает договора с подрядными организациями любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе;
5. Отказаться от применения в финансировании предприятий взаимозачетов;
6. В целях сокращения бюджетного финансирования перевести предприятия жилищно-коммунального хозяйства на энергосберегающие технологии и провести реформирование этой отрасли в целом;
Таким образом, в ходе проделанной работы можно сформировать четкие и понятные пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в городе Зеленодольске. Тем более, что нынешние непростые экономические условия являются стимулом для проявления инициативы.
И надо сказать, что позитивные изменения в этом направлении уже есть. Как результат – программа повышения эффективности использования энергии в системе теплоснабжения г. Зеленодольска на 1998-2004 г., основные положения которой приведены мною в приложении 2.
Список литературы:
2. Гражданский Кодекс (Часть 1) №14-ФЗ от 26.01.96г.
3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.99
4. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1998 год» № 42-ФЗ от 26.03.98г.
5. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1999 год» №36-ФЗ от 22.02.99г.
6. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 2000 год» №227-ФЗ от 31.12.99г.
7. Указ Президента РФ « О порядке представления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета» № 1484 от 08.07.94г.
8. Закон РТ « О бюджетной системе РТ на 1999 год» № 1924 от 22.12.98г.
9. Постановление КМ РТ № 611 от 14.10.98г. « Об упорядочивании системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
10. Постановление КМ РТ № 188 от 20.04.98г. «Об утверждении программы рефинансирования жилищно-коммунального хозяйства РТ»
11. Постановление КМ РТ № 444 от 29.05.97г. « Об утверждении порядка применения, развития и поддержки системы социальных стандартов и социальных норм в РТ»
12. Постановление КМ РТ № 1022 от 09.12.96 г. « Социальные стандарты и натуральные нормы удовлетворения потребностей населения и расходов на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства РТ»
13. Приложение к письму Минфина РТ № 04-ФЗ от 20.05.95г. « Рекомендации по определению расчетных тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях и порядок расчетов по ним с предприятиями всех видов транспорта »
14. Отчеты « Об исполнении консолидированного бюджета РТ за 1997-1998г.г.» Минфин РТ
15. Блинов Л.П. Бюджет региона: учебное пособие. Казань, 1997г.,с.53-60
16. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Том 2, С.-П.: Экономическая школа, 1997г.,с.107
17. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: Инфора-М, 1997г.,с.129
18. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение и кредит. М. Финансы,1999., с. 150
19. Куршев В.И. Система управления финансами: Государственная система управления финансами: Конспект лекций. - К.,1989-1996г.г
20. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства : Учебное пособие. М.: Финансы и статистика.,1996г.-176с.
21. Павлов В.С. Государственный бюджет СССР. М.: Финансы,1980г.-368с.
22. Сабанти Б.М. Теория финансов: учебное пособие. М.: Менеджер, 1998г.-168с.
23. Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ . М.: 1997г-136с.
24. Ткачук М.И. Государственный бюджет . Мн., Высшая школа,1995г.-240с.
25. Беседин М. Оструктурной перестройке железнодорожного транспорта в РФ // Вопросы экономики,1998г., № 4, с.83
26. Буклемишев О.,Померанский А. Структура капитала как объект выбора // Финансовый бизнес, 1995г., №3, с.30
27. Жакимов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации// Регион: экономика и социология, 1998г.,№ 3, с.95-104
28. Ильин И. Проблемы Реформирования федерального железнодорожного транспорта // Вопросы экономики, 1998г.,№4,с.110-111
29. Илюхина Е.А. Законодательное регулирование муниципальной собственности // РЭЖ, 1996г., №3, с.32-37
30. Кратко И. Из истории государственного предпринимательства в России // Риск-1994г., № 3-4,с. 101-107
31. Лелюхина Н. Государственное предпринимательство в России ( начало ХХ века) // Вопросы экономики, 1994г., №8 с.69-79
32. Попов А.А. Об инвестировании в АПК // РЭЖ, 1998г., №4, с.76-83
33. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист, 1997г., №5, с.45-48
34. Синько В., Черноусов Е. Ипотека в сфере промышленности // вопросы экономики, 1998г., №4, с.83
35. Курсевич С.Н. О реформе жилищно-коммунального хозяйства // Финансы, 1997г., №12, с.7-9
36. Широков А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций.// Экономист, 1997г.,№7, с.46-51
37. Налогобложение в России . М.: “Ось-89”, 1999 г.
38. Петровский А.Г. Налоги России.- М.: 1999 г.
39. Коровкин В.В. “ Налоговые ошибки”.-М.:1997г.
40. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.
41. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. М., 1991.
42. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.
43. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.
44. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 1998, №5:
45. Миляков Н.В. Налог на имущество предприятий // Бухгалтерский вестник, 1998, № 9:.- cтр. 5
46. Мухаметдинова Г.Г. Как избежать налоговых ошибок. – М.: Финансы и статистика, 1998:. - 147 с.
47. Налоговая система в России. Инесса Славутинская, Ирина Квателадзе //Профиль, 5.10.98, № 36:.- 169c.
48. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».- Минск, 1998 г:.- стр.114
49. Топольская Е., Котко А., Налог на имущество предприятий // Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение, 1998, № 11:.- стр.7
50. Чальцев А.В. К новой системе налогообложения. // Финансы. – 1997. №11
51. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 1998:.- 89c.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.