Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

 

Дипломная работа посвящена такой важной и актуальной на сегодняшний день теме, как эффективность бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства.

В современных условиях, когда все сферы экономики переживают фазу депрессивного развития, народное хозяйство оказалось в наиболее бедственном положении. Последние годы характеризуются резким ухудшением финансового состояния предприятий отраслей народного хозяйства. Это объясняется нехваткой собственных средств, кризисом неплатежей и разрывом хозяйственных связей между предприятиями, непосильным налоговым бременем со стороны государства, а также сокращением объема бюджетных ассигнований.

В условиях командно – административной системы управления экономикой огромные средства на финансирование отраслей народного хозяйства направлялись из бюджета. Эти средства в расходах бюджета составляли наибольший удельный вес. Так, доля расходов бюджета СССР на народное хозяйство в 1980 году составляла 53.7 % всех средств бюджета. Основная часть бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе и предоставление предприятиям дотаций.

Новые условия хозяйствования позволили предприятиям самостоятельно определять источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, что существенно сократило размеры государственного участия в финансировании отраслей народного хозяйства.

На фоне снижения размеров государственного участия возникает вопрос об эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства.

Переход на принципы самофинансирования и самоокупаемости изменил объем и структуру расходов бюджета на народное хозяйство.

Проблемы финансирования отраслей народного хозяйства в современных условиях и необходимость их быстрого решения предопределили выбор темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.

В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:

· раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;

· рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;

· оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;

· отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;

При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Участие государства в финансировании отраслей

Народного хозяйства.

Размеры государственного сектора в хозяйстве России всегда были весьма значительны, особенно к концу 19 – началу 20 века. О масштабах участия госсектора в экономике страны можно судить по параметрам его отдельных структурных элементов. В начале 20 века оно было представлено :

· в промышленности – военными, горными, спирто-водочными и лесопильными заводами. Самую крупную группу казенных предприятий составляли военные заводы. К ним примыкали горные заводы , также выпускавшие военную продукцию. Затем шли спирто-водочные заводы, поскольку государство являлось крупным производителем водки;

· в инфраструктурных отраслях – железными дорогами, речными судами, предприятиями связи ( казне принадлежала основная, так называемая правительственная, почтово-телеграфная и телефонная сеть );

· в лесном хозяйстве – лесничествами, производившими заготовку и продажу леса;

· в сфере обслуживания сельского хозяйства – казенными конезаводами, элеваторами и зернохранилищами, агрономическими участками, прокатными и зерноочистительными пунктами, опытными станциями и прочими.

Правительство несмотря на сопротивление промышленных кругов, сознательно проводило политику расширения государственного сектора. В то же время дальнейшее развитие получают государственные заказы, которые предоставлялись как казенным так и частным предприятиям. Однако казенные заводы получали менее выгодные заказы, чем частные предприятия, в целях финансовой поддержки последних. Такое распределение заказов привело к появлению излишнего количества частных предприятий, использующих казенные заказы.

Этому периоду также свойственно стремление государства поддерживать малорентабельные, но необходимые ( в том числе новые ) отрасли народного хозяйства. Это отчасти касается развития в России железнодорожного транспорта.

В начале 20 века доминирующее положение стала занимать сеть казенных железных дорог (39;с.71).

Эксплуатация железных дорог осуществлялась следующим образом. Управлениям железных дорог из казны выделялись средства на эксплуатационные расходы, которые покрывались поступлениями от оплаты грузо – и пассажиро- перевозок. Оплата определялась тарифами, разрабатываемыми Тарифным комитетом Министерства финансов с участием представителей от железных дорог, с одной стороны, представителей от производителей, потребителей и торговцев (бирж) – с другой.

При разработке тарифов упор делался на принцип прибыльности железных дорог, хотя нередко на первый план выдвигалось государственное регулирование грузопотоков в целях развития отдельных регионов или производств. Пассажирские перевозки, как и в других странах, были убыточны. Тем не менее по предложению министра финансов С. Витте в 1894 году в России были установлены самые низкие цены на билеты при наибольших удобствах для пассажиров. После снижения цен выручка от пассажирских перевозок резко возросла, убытки казны сократились вдвое – с 0.4 копеек на одну пассажиро-версту до 0.18 – 0.2 копеек.

Как свидетельствуют данные за 1892 – 1900 годы, поступления за все перевозки превышали текущие эксплуатационные расходы. Но эксплуатационные расходы не отражали всех затрат на железные дороги. Казенные железные дороги имели даже чистый доход. Прибыль объяснялась промышленным подъемом в стране, урожайными годами и увеличением перевозок по железным дорогам.

Следующим важнейшим направлением было участие государства в развитии казенных промышленных предприятий. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы. Государство стремилось перевести их на « коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15 процентов на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10 процентов ее предназначалось на премирование администрации. «Коммерческие основания» представляли собой определенное приспособление госпредприятий к рынку, хотя, конечно, это еще не был рыночный режим хозяйствования. На практике даже урезанные «коммерческие основания» полностью реализовать не удавалось. Для решения определенных общегосударственных задач приходилось отдавать предпочтение нерыночным методам хозяйствования. На казенные предприятия возлагались некоторые функции социальной помощи населению (например, отпуск продукции на льготных условиях ).

Горнопромышленные предприятия под объем производства в соответствии с утвержденной правительством сметой доходов и расходов получали из казны средства в виде «операционного кредита», которые возвращали из поступлений от производства продукции и услуг. Специальным целевым назначением выделялись средства на реконструкцию заводов, капитальный ремонт, приобретение оборудования, а также на уплату промыслового налога и сборов с имущества. Финансирование горных заводов осуществлялось так же, как и железных дорог.

На «коммерческие основания» переводились и военно- промышленные предприятия (38;с.101).

Таким образом, государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло расходы по организации производства.

Исторически можно выделить следующие основные причины возникновения государственных предприятий :

1. Экономические причины

С развитием общественного производства и торговли возникает потребность в средствах сообщения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям организовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов;

2. Политические причины.

По политическим причинам государство развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и почтовую связь. Эти отрасли в свою очередь дают толчок развитию ряда смежных отраслей ;

3. Фискальные причины.

Ряд отраслей ( добыча соли, золота ) государство развивает в силу ограниченности ресурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство объявляет эти отрасли своей монополией.

Рассматривая развитие государственных расходов на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае ухудшения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов. В силу объективных причин государство не может отказаться от финансирования народного хозяйства. Так, основным мотивом расширения участия государства в создании предприятий в 15-17 веках можно считать стремление укрепить единое централизованное государство, его экономическое положение, обороноспособность, стабилизировать государственный строй. На пороге 21 века потребность в государственном финансировании отраслей народного хозяйства обусловлена такими факторами, как :

· государственная безопасность ;

· безопасность функционирования отдельных объектов государственного значения ;

· необходимость экологического равновесия ;

· удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах, производство которых убыточно ;

· добыча и хозяйственное использование нерентабельных ресурсов;

· решение крупных научно-технических, экономических, социальных, экологических и других задач государственного масштаба.

К настоящему времени в большинстве стран сложилась система государственных предприятий двух типов – принадлежащих центральному правительству (или правительствам субъектов Федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной.

Муниципальная собственность с позиции права представляет достояние населения соответствующей территории . Пункт первый статьи 215 Гражданского Кодекса РФ определяет объект муниципальной собственности как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельскохозяйственным поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Для имущества, входящего в муниципальную собственность. Гражданским Кодексом предусмотрено два типа реализации правомочий собственности :

1. Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, во владении, пользовании или распоряжении на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления;

2. Охватывает средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, которые не закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляя казну соответствующего муниципального образования.

Целью реализации права муниципальной собственности является удовлетворение интересов собственников. Оно достигается тем, что муниципальная собственность составляет финансово-экономическую базу, фундамент местного самоуправления.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ муниципальные предприятия создаются только в форме унитарных предприятий, то есть коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними органами местного самоуправления имущество.

Особо следует отметить, что государственные и муниципальные органы выполняют функции управления собственностью, но не производством. Исключение составляют некоторые функции по управлению казенными предприятиями.

Необходимость создания казенных предприятий в настоящее время обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий по сути от имени государства и не нуждающихся поэтому в значительных объемах правомочий по отношению к закрепленному за ними имуществом, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию (например, Государственное производственное объединение «Госзнак», предприятия связи и т. д. ).

Право создания казенных предприятий принадлежит только Российской Федерации.

Роль государства и муниципальных органов в управлении собственностью различается в зависимости от того, передается имущество в хозяйственное ведение или в оперативное управление. Однако эти различия несущественны. Так, государство и органы местного самоуправления не могут вмешиваться в производственную деятельность унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Казенное предприятие в отличии от унитарного обладает правом оперативного управления соответствующим имуществом, которое значительно уже права хозяйственного ведения; так в частности:

· владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом казенное предприятие может только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;

· собственник, то есть Российская Федерация может изъять у казенного предприятия имущество, которое будет им сочтено излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, а также распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником имущества. Необходимо обратить внимание на то, что казенное предприятие должно иметь план-заказ на производство продукции, а рыночный механизм предполагает заключение равноправного контракта. За административное вмешательство в производство органам власти приходится платить довольно высокую цену, то есть нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия, финансировать из бюджета насущные потребности предприятия при недостаточности его доходов, компенсировать из бюджета убытки, связанные с выполнением плана-заказов и других заданий.

Таким образом, в настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:

· финансирование отраслей инфраструктуры;

· финансирование отраслей, имеющих стратегическое значение. К таким отраслям относятся атомная промышленность, освоение космоса, некоторые отрасли химической промышленности и прочие. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль;

· финансирование заведомо убыточных отраслей. К таким отраслям можно отнести добычу каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы, так как добыча некоторых видов ресурсов убыточна для предприятий добывающей промышленности. Немаловажное значение имеет и ограниченность природных ресурсов, находящихся на территории данного государства; 

· финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости ( например, строительство гидростанций );

· финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий; 

· финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;

· финансирование предприятий оборонной промышленности.

Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию народного хозяйства за счет средств бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем, в ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом – долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов. Вместе с тем, в соответствии с особенностями каждого вида затрат определяются наиболее целесообразные формы и методы бюджетного финансирования, которые основываются на общих принципах :

· плановости финансируемых затрат;

· максимального и первоочередного использования на финансирование собственных и заемных средств;

· целевой направленности;

· безвозвратности;

· соблюдение режима экономии.

Суммы расходов на народное хозяйство определяются исходя из прогноза экономического и социального развития.

Бюджетные ассигнования на развитие народного хозяйства основаны в первую очередь на принципе плановости финансируемых затрат, признанных общественной необходимостью на данный период.

Бюджетные ассигнования выделяются при отсутствии собственных средств. При планировании расходов на финансирование отраслей народного хозяйства в первую очередь учитываются собственные средства отрасли, которые должны быть направлены на те или иные цели.

Финансирование расходов на развитие сферы материального производства из бюджета осуществляется на безвозвратной основе. Это не означает, что бюджетные ассигнования не окупаются. Они обеспечивают прирост объема производства продукции и национального дохода, в том числе чистого дохода. Следовательно, окупаемость бюджетных ассигнований выражается в росте народнохозяйственной эффективности. Повышение рентабельности и других экономических показателей отдельных предприятий и отраслей не всегда отражает весь эффект от осуществления затрат на развитие хозяйства, финансируемых из бюджета. Он может проявиться в экономии ресурсов и получении дополнительных доходов в других отраслях.

Финансирование расходов на развитие народного хозяйства из бюджета осуществляется строго по целевому назначению. Каждое предприятие или организация получает средства из бюджета на конкретные виды затрат и не может использовать их на покрытие других расходов. Это позволяет воздействовать на пропорциональность и сбалансированность во всех звеньях экономики через государственный бюджет в процессе его исполнения. Полученные, но не израсходованные по целевому назначению средства подлежат возврату.

При выделении бюджетных средств применяется принцип первоочередного использования собственных и заемных средств. Это позволяет обеспечить прямую зависимость производимых затрат от создания ресурсов на предприятиях для указанных целей, что способствует мобилизации неиспользованных резервов в народном хозяйстве. Для этого в первую очередь проверяется обоснованность общей потребности в средствах на испрашиваемые нужды, их эффективность для народного хозяйства, соблюдение режима экономии. Затем анализируются собственные резервы хозяйства по мобилизации доходов и экономии в расходах, которые могут быть направлены на ту же цель; определяется возможность использования кредита банка. Этот порядок соблюдается в ходе как разработки, так и исполнения бюджета.

1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии.

В условиях перехода на рыночные отношения система финансирования народного хозяйства претерпела значительные изменения: сократился объем бюджетных ассигнований на народное хозяйство ; бюджетные ассигнования направляются на финансирование ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, угольная промышленность, на конверсию оборонной промышленности и прочие.

Так, доля расходов бюджета СССР на народное хозяйство в 1980 году составляла 53.7 процентов всех средств бюджета, а в ходе проведения рыночных реформ расходы значительно сократились ( табл. 1.1 ).

Таблица 1.1

Государственный бюджет в 1992 – 1997 годах ( в % ).

Показатель

Доля расходный статей консолидированного бюджета в ВВП, %

  1994 1995 1996 1997 1998 1999
Народное хозяйство 40,3 33,1 30,1 30,8 30,4 28,8

Основная масса бюджетных средств для финансирования народного хозяйства направлялась на капитальные вложения, на покрытие убытков малорентабельных предприятий, на пополнение норматива собственных оборотных средств и другие цели.

Переход на самофинансирование и самоокупаемость с середины 80-х годов несколько изменил структуру расходов бюджета на народное хозяйство , а также структуру распределения расходов в консолидированном бюджете Российской Федерации по уровням бюджетной системы. В настоящее время наблюдается уменьшение бюджетного финансирования расходов на народное хозяйство из федерального бюджета и соответственно, увеличение доли расходов из бюджетов территорий. Таким путем происходит процесс делегирования полномочий бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам в области финансирования расходов на народное хозяйство ( табл. 1.2 ).            

Таблица 1.2

Структура распределения расходов в консолидированном бюджете РФ                                      по уровням бюджетной системы ( в % )

Показатели

В процентах от консолидированного бюджета

  1995 1996 1997 1998 1999

Федеральный бюджет

Расходы: всего 49 47,5 45,3 45,6 41,5
из них на народное хозяйство 25 20,9   23 20,2 19,4

Бюджеты территорий

Расходы: всего 51 52,5 55 59 62,3
из них на народное хозяйство 75 79,1 83 91,4 93

Приведенные данные показывают снижение расходов на народное хозяйство из Федерального бюджета с 1995 по 1999 годы на 15.3 процента и увеличение соответствующих расходов бюджетов территорий.

· Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством химического оружия).

Расходы на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе, могут производиться в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета только на условиях возвратности.

В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)

Из бюджетов субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.

В бюджете по агропромышленному комплексу Республики Татарстан предусмотрены : расходы на возмещение 50 % разницы в ценах на минеральные удобрения; компенсации на приобретение комбикормов; расходы на поддержку племенного дела, искусственного осеменения и элитного семеноводства; расходы на формирование уставного фонда лизинговых компаний и на капитальные вложения; дотации на животноводческую продукцию и прочие расходы.

Расходы на народное хозяйство в консолидированном бюджете РТ занимают значительное место.

С началом реформы практически сразу и значительно сократилось бюджетное финансирование агропромышленного комплекса, который на протяжении многих десятилетий советского периода был одним из важнейших "потребителей" бюджетных ассигнований ( их доля достигала 21 – 23 процентов расходной части бюджета и 17 – 18 процентов объема национального дохода бывшего СССР). В 1999 году из принятых на федеральном уровне 12 целевых программ по развитию АПК финансировались, да и то частично, лишь две: индустрии детского питания и повышения плодородия почв. За эти годы изменились не только объемы и статьи дотаций и компенсаций аграрному сектору, но и сам подход к субсидированию сельскохозяйственных производителей : были отменены продовольственные субсидии на федеральном уровне, основная доля выделяемых селу дотаций стала направляться на поддержку животноводства.

За последние годы значительно уменьшена государственная поддержка транспорта , дорожного хозяйства, связи и информационного обеспечения.

 Так, с 1991 по 1999 г.г. поступление средств из бюджета                     железнодорожному транспорту сократилось почти в 12 раз. В то же время средства, перечисляемые в бюджет железными дорогами, за этот период увеличились в три раза. При поддержке федерального бюджета финансируется строительство отдельных объектов железнодорожного транспорта общегосударственного значения, а также приобретение подвижного состава для перевозок пассажиров в дальнем сообщении. При поддержке местных органов осуществляется финансирование строительства местного значения и приобретения подвижного состава для пригородного сообщения.

В федеральном бюджете предусмотрены расходы на покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного характера, - на срок до одного года, которые финансируются на условиях возвратности в пределах утвержденных ассигнований.

В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».

Итак, в условиях рыночных отношений, в силу перераспределений властных полномочий от центра к регионам увеличивается роль местных бюджетов в осуществлении финансирования отраслей народного хозяйства, но вместе с тем сохраняется необходимость участия государственного сектора в развитии народного хозяйства. Несмотря на существенное снижение доли бюджетных ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней власти, расходы на народное хозяйство имеют важное значение.

Следует отметить здесь еще одну положительную черту. Теперь каждый конкретный регион, обладая большими полномочиями, нежели ранее, может распоряжаться значительной долей налоговых поступлений в собственный, местный бюджет, а следовательно – может сам аккумулировать финансовые средства для решения своих насущных проблем, сам определять приоритеты в финансировании отраслей народного хозяйства и, следовательно, может определять пути собственного социально-экономического развития.



Рис.1. Динамика льготных пассажиров (чел.)

Согласно данных Горсобеса в 1999 году правом бесплатного проезда по городу пользуются 33141 человек, по пригороду 32112 человек.

По результатам обследования пассажиропотока в 1998г. на данного бесплатного пассажира приходится в месяц 35 поездок. Следовательно, выпадающие доходы в год составляют сумму 13919 тыс. рублей:

33141 человек * 35 поездок  * 1рубль * 12 месяцев

При условии учета выпадающих доходов внутригородские пассажирские перевозки дали бы прибыль в сумме 12056 тыс.рублей (выпадающие доходы 13919 тыс. рублей минус убытки 1863 тыс. рублей).

Вышеприведенные показатели свидетельствуют, что при сложившейся себестоимости проезда 1 рубль, предприятие может работать прибыльно.

 

 

2.2. Состав и структура бюджетных ассигнований местного бюджета на народное хозяйство.

 

Рассмотрим сначала категории муниципальных предприятий.

Все муниципальные предприятия можно условно разделить на две категории:

1. Предприятия, имеющие возможность осуществлять частичный хозяйственный расчет (предприятия, оказывающие обязательные услуги населению, но имеющие возможность получения самостоятельных доходов).Такая возможность появляется в случаях, когда:

· услуги частично оплачиваются потребителем;

· определенный объем услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объема услуги предоставляются на платной основе;

· услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

2. Предприятия, которые учреждаются в расчете на их коммерческий успех. При этом преследуются две цели: получение дополнительных доходов в местный бюджет и производство товаров и услуг, в которых нуждается население.

Относительно рассматриваемой проблемы наибольший интерес представляют предприятия первой группы. Этим предприятиям из бюджетных средств возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг.

Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль местного хозяйства. Основой жилищного хозяйства г. Зеленодольска является муниципальный жилищный фонд, который содержится на балансе двух предприятий: коммунального предприятия производственного треста жилищного хозяйства №1 (КПТЖХ -1) и коммунального унитарного предприятия производственного треста жилищного хозяйства№2 ( КУП ПТЖХ - 2). Часть жилищного фонда находится в ведении жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) .

КП ПТЖХ-1 зарегистрировано в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ №125 от 28.02.1999г. как коммунальное предприятие, созданное на базе государственного треста жилищного хозяйства.

КУП ПТЖХ-2 образован в связи с передачей жилищного фонда от предприятий военно-промышленного комплекса, зарегистрированного постановлением главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 09.04.1997г. № 552.

Структурными подразделениями предприятий ПТЖХ-1 и ПТЖХ-2 являются жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ), которые функционируют на отдельных участках города и непосредственно занимаются обслуживанием и содержанием жилищного фонда города.

Управление жилищным хозяйством ведется на началах хозяйственного расчета, который имеет свои особенности, обусловленные характером деятельности и уровнем доходной базы жилищного хозяйства. Однако, действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условий для образования источников финансирования для расширенного воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Поэтому за счет средств бюджета возмещаются убытки предприятиям жилищного хозяйства, хотя в последнее время наблюдается тенденция увеличения затрат, возмещаемых конечными потребителями- населением, предприятиями. Также из бюджета возмещается разница в тарифах для предприятий и населения, утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ.

В доходных отраслях коммунального хозяйства на полном хозрасчете находятся отдельные крупные предприятия, комбинаты и тресты (например, предприятия коммунальной энергетики - горэлектросети, горгаза и т.д.) Из местного бюджета возмещаются расходы коммунальному предприятию тепловых сетей, которое обеспечивает город теплом и горячей водой, в виде компенсации не покрываемых расходов в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию и суммах оплаты, вносимой квартиросъемщиками.

При администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска имеется Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которое является самостоятельным структурным подразделением администрации и выступает в роли единого заказчика, осуществляя технический надзор по строительству, реконструкции и ремонту объектов благоустройства, санитарной очистке, озеленению и освещению города на договорной основе с предприятиями, организациями и учреждениями. Выполненные работы финансируются за счет местного бюджета.

Например, ремонт и строительство дорог осуществляет ремонтно-строительный участок (РСУ) на договорной основе. После выполнения работ РСУ предоставляет акт приемки по форме № 3 в УЖКХ администрации, который является основанием для оплаты.

В последнее время из-за недостатка бюджетных средств, периодичность проведения ремонта определяется крайней его необходимостью.

Оплата за выполненные работы из-за отсутствия средств в денежной форме производится очень редко и в незначительных объемах. В основном применяются взаимозачеты и бартер, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятий. Организациям, в силу объективных причин, в целях погашения взаимной задолженности приходится брать товар не всегда нужный на данный период и изыскивать возможность его использования в повторных взаимозачетах.

Таким образом, все работы по проведению ремонта, реконструкции сетей и коммуникаций, проведение работ по благоустройству производятся согласовано с заинтересованными предприятиями и находятся под контролем первого заместителя главы администрации.

Рассмотрим динамику расходов местного бюджета на возмещение выпадающих доходов городскому унитарному предприятию ЗПАТП в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Смета доходов на 1999 год.

тыс.руб.

Наименование статей Проект
1 Оплата жилья, в том числе: 1453,6
1.1 за найм жилых помещений 549,6
1.2 за техобслуживание, в том числе: · текущий, профилактический ремонт · уборка дворовых территорий · уборка внутридомовых мест общего пользования 620 206 290 124
1.3 за вывоз мусора 217
1.4 за пользование недрами 67
2 Прочие доходы 88
  Итого доходов 1541,6

Предприятие ПТЖХ-2 при расчете тарифов на оплату жилья использует Постановление Кабинета Министров РТ № 611 «Об упорядочении системы оплаты жилья коммунальных услуг», в котором приведен порядок их расчета. Так действующий тариф за найм по тресту составляет 0,66 руб. С 1 кв.м. общей площади. При расчете доходов, которые предприятие планирует получить в предстоящем периоде, применяется пятидесятипроцентная ставка от действующего тарифа (0,33 руб.), так как другая часть тарифа, в размере 50%, отчисляется в государственный внебюджетный жилищный фонд.

Оплата за найм рассчитывается исходя из общей площади (344,7 тыс.м2) за минусом площади приватизированных квартир (139,3 тыс.м2) и ветхого жилого фонда (25,2 тыс.м2) на действующий тариф за найм по тресту (0,33 руб.). Доходы предприятия уменьшаются на сумму предоставляемых льгот населению в части оплаты за найм жилья.

Оплата за найм:

(344,7 - 139,3 - 25,2) тыс.м2 * 0,33 руб. * 12 мес. = 713,6 тыс.руб.

льготники:

5113 чел. * 16,2 тыс.м2 = 82,83 тыс.м2

82,83 тыс.м2 * 0,33 руб. * 12 мес. * 50% = 164 тыс.руб.

713,6 - 164,0 = 549,6 тыс.руб.

При расчете платы за техническое обслуживание применяются тариф в размере 0,15 руб. с 1 м2 общей площади и общая площадь жилого фонда:

344,7 тыс.м2 * 0,15 руб. * 12 мес. = 620 тыс.руб.

в том числе:

· на текущий профилактический ремонт:

344,7 тыс.м2 * 0,05 руб. * 12 мес. = 206 тыс.руб.

· уборка дворовых территорий:

344,7 тыс.м2 * 0,07 руб. * 12 мес. = 290 тыс.руб.

· уборка внутридомовых мест общего пользования:

344,7 тыс.м2 * 0,03 руб. * 12 мес. = 124 тыс.руб.

Расчет оплаты за вывоз мусора и пользование лифтом производится с одного человека в месяц за минусом льготников.

Оплата за вывоз мусора:

20696 чел. * 1 руб. * 12 мес. = 248 тыс.руб.

льготники:

5113 чел. * 1 руб. * 12 мес. * 50% = 31 тыс.руб.

246 - 31 = 217 тыс.руб. - общая сумма доходов ПТЖХ-2 от оказания услуги по вывозу мусора.

Таким образом, по предприятию ПТЖХ-2 предусматривается доходов, согласно их расчету, в сумме 1541,6 тыс.рублей.

Расходы рассчитываются предприятием по трем социальным стандартам:

· минимальному (8034 тыс.руб);

· среднему (9260 тыс.руб.);

· рациональному (10841 тыс.руб.)

Социальные стандарты и социальные натуральные нормы распространяются на систему предприятий ЖКХ в Республике Татарстан, содержание которых финансируется из местного и республиканского бюджетов. Социальные стандарты и социальные нормы предназначены для использования в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности территорий, для системы бюджетного регулирования, а также формирования в качестве расчета финансовых планов, специфицированной потребности в используемых ресурсах предприятий, учреждений, организаций.

Применение социальных стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных ассигнованиях. Социальные стандарты являются едиными и действуют на всей территории РТ.

Так, в бюджете города по предприятию ПТЖХ-2 в 1999 году дотация на покрытие убытков утверждена в сумме 5700 тыс.руб., что составляет 49,62% от минимального стандарта.

Финансы коммунальных предприятий зависят от структуры потребления услуг, уровня тарифов на услуги и т.д. Их деятельность осуществляется на принципах хозрасчета. В бюджете города Зеленодольска предусмотрены дотации следующим коммунальным предприятиям: Зеленодольскому предприятию тепловых сетей (ЗПТС), жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) в части компенсации за коммунальные услуги, а также предприятиям банного хозяйства.

Предприятия банного хозяйства ежегодно составляют сметы затрат, которые предоставляют в УЖКХ администрации для проверки и утверждения. Сметы затрат служат основой для составления сводного проекта плана доходов и расходов по банному хозяйству, который представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сводный проект плана доходов и расходов

Расчет необходимой дотации

 по ГП «Зеленодольское пассажирское АТП» на 1999 год.

тыс.руб.

Показатели Проект плана
Доходы:  
платные пассажирские              Тариф      километры       * 1 погонного километра (6900 * 1 руб.) за минусом льготных ученических билетов     6830
Расходы - всего в том числе: 10884
- ФОТ - отчисления на социальные нужды - горючее и смазочные материалы - ЭР и ТО - амортизационные отчисления - общехозяйственные расходы - налоги, относящиеся на себестоимость 3305 1322 1972 1837 247 1981 220
Убытки - 4054
Необходимая дотация в том числе: 4598
- на эксплуатацию - ФЭС 4054 544

Исходя из финансовых возможностей в бюджете города Зеленодольска на 1999 год расходы на ПАТП утверждены только в размере 1778 тыс.руб., что составляет 38,67% от проектных назначений.

 

 

2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований.

 

В качестве оценки использования бюджетных ассигнований приведу разрезы некоторых наиболее важных статей расходов бюджета.

Проведем анализ динамики расходов бюджета города на жилищно-коммунальное хозяйство за период с 1996 по 1999 годы, данные представлены в таблице 2.6   

Таблица 2.6

Динамика расходов бюджета

Удельный вес расходов

Рис.2. Динамика расходов бюджета на поддержку местного хозяйства.

Несмотря на снижение объемов дотаций в условиях рыночных отношений сохраняется необходимость в расходах бюджета на поддержку предприятий отраслей народного хозяйства, так как собственные доходы этих предприятий не покрывают производимые ими расходы.

Таблица 2.10

Выводы и предложения.

Как было показано в работе, ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг;

Переход на принципы самоокупаемости и самофинансирования в условиях рыночных преобразований привел к изменениям в источниках финансирования предприятий отраслей народного хозяйства.

Современный период характеризуется сокращением объемов бюджетного финансирования отраслей народного хозяйства. В свете событий, происходящих в экономике нашей страны последнее десятилетие особую актуальность приобретает проблема эффективности использования бюджетных ассигнований.

В условиях рыночной экономики, несмотря на наличие разнообразных форм и методов финансирования расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование не исчерпывает своей значимости. Следует отметить, что роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. В ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования, а также через финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе и на условиях возвратности.

· Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством химического оружия).

В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)

Из бюджетов Субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.

В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».

На местном уровне, в силу сложившихся объективных причин, заведомо убыточная часть деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта (т.е. предприятия первой категории) нуждаются в обязательном бюджетном финансировании. Муниципальными органами власти, предприятиям этой группы, за счет средств бюджета возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг. Так, дотации на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в 1999 году составили 24,98% в общих расходах бюджета г.Зеленодольска.

Проведенный в работе анализ позволяет наблюдать тенденцию снижения доли расходов городского бюджета на поддержку предприятий местного хозяйства. В 1996 году удельный вес в общих расходах бюджета составил 28,93%, 1997 году - 31,18%, а в бюджете 1999 года предусмотрено 24,98%. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме бюджетных ассигнований занимают дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 1996 году они составили 27,69%, в 1997 году - 30,16%, в 1998 году - 30,03%, в 1999 году утверждены в размере 23,87%.

Проведенное исследование в области финансирования предприятий местного хозяйства позволяет выявить следующие проблемы:

-Систематическое недофинансирование муниципальных предприятий.

 Действующая практика финансирования предприятий показывает, что фактические расходы не соответствуют плановым показателям утвержденного бюджета г.Зеленодольска. Например, предусмотренные в бюджете расходы на жилищно-коммунальное хозяйство фактически были профинансированы в 1996 году на 61,3%, в 1997 году на 76,54% и в 1998 году на 76,49%. Таким образом, процент недофинасирования составил соответственно в 1996 году - 38,7%, в 1997 году - 23,46%, а в 1998 году - 23,51%. Достаточно высокие размеры недофинансирования объясняются недостатком средств в местном бюджете, который возникает в силу недопоступления запланированных дотаций из вышестоящего бюджета, т.е. из бюджета Республики Татарстан. Необходимо отметить, что собственная доходная база местного бюджета в 1999 году была исполнена на 118% от запланированного объема;

- Для расчета финансовых планов, специфицированной потребности в используемых ресурсах, предприятиями применяются социальные стандарты: минимальный, средний и рациональный. С одной стороны, применение социальных стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных ассигнованиях, но с другой стороны, при планировании в бюджете закладываются расходы по минимальному социальному стандарту, которые за тем утверждаются с учетом доходной базы бюджета и коэффициента 0,7 действующего в 1999 году.Так, в бюджете города Зеленодольска по предприятию ПТЖХ-2 в 1999 году дотация на покрытие убытков была утверждена в сумме 5700 тыс.руб., что соответствует 49,62% от запланированной предприятием потребности по минимальному социальному стандарту;

- В силу объективных причин, финансирование местного хозяйства производится в основном взаимозачетом (90-92% от общей суммы финансирования), что затрудняет финансово-хозяйственную деятельность предприятий, так как организации вынуждены производить бартерный обмен, что в известной степени уменьшает сумму финансирования (при бартерном обмене взимается налог).

В целях решения вышеперечисленных проблем в сфере повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в г.Зеленодольске предлагается:

1. Определить источники финансирования.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства: местного бюджета; внебюджетных фондов; органов местного самоуправления; немуниципальных фондов, образованных с участием органов местного самоуправления; независимых фондов, образованных без участия органов местного самоуправления; финансово-кредитных организаций; средства муниципальных предприятий (самофинансирование, взаимное финансирование); других юридических лиц; физических лиц.

Из бюджетных средств должны возмещаться расходы только в части заведомо убыточной деятельности предприятий.

Финансирование муниципальных предприятий из средств различных фондов возможно в тех случаях, когда цели деятельности соответствующих предприятий совпадают.

Финансово-кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставляемый кредит. Важно при этом, чтобы органы местного самоуправления, прибегая к услугам финансово-кредитных организаций для финансирования муниципальных предприятий, руководствовались правилом, что использование заемных средств допустимо только в целях развития( на капитальные вложения).

Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в одном из следующих случаев:

· расчет на участие в прибыли( для прибыльных муниципальных предприятий);

· расчет на получение части товаров и услуг (долевое участие в строительстве жилья, объектов энергосбережения и.т.п.)

2. В качестве механизма рационализации расходов можно предложить регулярную корректировку тарифов и цен в зависимости от эффективности деятельности предприятия и платежеспособного спроса населения. Нерегулируемый рост тарифов и цен на услуги, оказываемые населению, может привести к увеличению платежей. Так, просроченная задолженность населения г.Зеленодольска за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 1999 года составила 26% к месячному ее начислению.

  В целях сокращения задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам ведется определенная работа:

· с работающей части населения платежи удерживаются с заработной платы и проводятся взаимозачетами;

· с неработающих жильцов - удерживают через Фонд занятости;

· на злостных неплательщиков оформляют исполнительные листы для взыскания соответствующих платежей с заработной платы по месту работы или направляют дела в суд на взыскание задолженности.

3. Создать условия и стимулы для самостоятельного зарабатывания средств предприятиями для частичного, а в идеальном варианте полного самофинансирования;

4. Демонополизировать и развивать конкурентную среду посредством создания служб заказчика. В городе Зеленодольске в качестве заказчика выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которое заключает договора с подрядными организациями любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе;

5. Отказаться от применения в финансировании предприятий взаимозачетов;

6. В целях сокращения бюджетного финансирования перевести предприятия жилищно-коммунального хозяйства на энергосберегающие технологии и провести реформирование этой отрасли в целом;

Таким образом, в ходе проделанной работы можно сформировать четкие и понятные пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в городе Зеленодольске. Тем более, что нынешние непростые экономические условия являются стимулом для проявления инициативы.

И надо сказать, что позитивные изменения в этом направлении уже есть. Как результат – программа повышения эффективности использования энергии в системе теплоснабжения г. Зеленодольска на 1998-2004 г., основные положения которой приведены мною в приложении 2.


 

Список литературы:

2. Гражданский Кодекс (Часть 1) №14-ФЗ от 26.01.96г.

3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.99

4. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1998 год» № 42-ФЗ от 26.03.98г.

5. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1999 год» №36-ФЗ от 22.02.99г.

6. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 2000 год» №227-ФЗ от 31.12.99г.

7. Указ Президента РФ « О порядке представления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета» № 1484 от 08.07.94г.

8. Закон РТ « О бюджетной системе РТ на 1999 год» № 1924 от 22.12.98г.

9. Постановление КМ РТ № 611 от 14.10.98г. « Об упорядочивании системы оплаты жилья и коммунальных услуг»

10.  Постановление КМ РТ № 188 от 20.04.98г. «Об утверждении программы рефинансирования жилищно-коммунального хозяйства РТ»

11. Постановление КМ РТ № 444 от 29.05.97г. « Об утверждении порядка применения, развития и поддержки системы социальных стандартов и социальных норм в РТ»

12. Постановление КМ РТ № 1022 от 09.12.96 г. « Социальные стандарты и натуральные нормы удовлетворения потребностей населения и расходов на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства РТ»

13.  Приложение к письму Минфина РТ № 04-ФЗ от 20.05.95г. « Рекомендации по определению расчетных тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях и порядок расчетов по ним с предприятиями всех видов транспорта »

14. Отчеты « Об исполнении консолидированного бюджета РТ за 1997-1998г.г.» Минфин РТ

15. Блинов Л.П. Бюджет региона: учебное пособие. Казань, 1997г.,с.53-60

16. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Том 2, С.-П.: Экономическая школа, 1997г.,с.107

17. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: Инфора-М, 1997г.,с.129

18. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение и кредит. М. Финансы,1999., с. 150

19. Куршев В.И. Система управления финансами: Государственная система управления финансами: Конспект лекций. - К.,1989-1996г.г

20. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства : Учебное пособие. М.: Финансы и статистика.,1996г.-176с.

21. Павлов В.С. Государственный бюджет СССР. М.: Финансы,1980г.-368с.

22. Сабанти Б.М. Теория финансов: учебное пособие. М.: Менеджер, 1998г.-168с.

23. Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ . М.: 1997г-136с.

24. Ткачук М.И. Государственный бюджет . Мн., Высшая школа,1995г.-240с.

25. Беседин М. Оструктурной перестройке железнодорожного транспорта в РФ // Вопросы экономики,1998г., № 4, с.83

26. Буклемишев О.,Померанский А. Структура капитала как объект выбора // Финансовый бизнес, 1995г., №3, с.30

27. Жакимов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации// Регион: экономика и социология, 1998г.,№ 3, с.95-104

28. Ильин И. Проблемы Реформирования федерального железнодорожного транспорта // Вопросы экономики, 1998г.,№4,с.110-111

29. Илюхина Е.А. Законодательное регулирование муниципальной собственности // РЭЖ, 1996г., №3, с.32-37

30. Кратко И. Из истории государственного предпринимательства в России // Риск-1994г., № 3-4,с. 101-107

31. Лелюхина Н. Государственное предпринимательство в России ( начало ХХ века) // Вопросы экономики, 1994г., №8 с.69-79

32. Попов А.А. Об инвестировании в АПК // РЭЖ, 1998г., №4, с.76-83

33. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист, 1997г., №5, с.45-48

34. Синько В., Черноусов Е. Ипотека в сфере промышленности // вопросы экономики, 1998г., №4, с.83

35. Курсевич С.Н. О реформе жилищно-коммунального хозяйства // Финансы, 1997г., №12, с.7-9

36. Широков А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций.// Экономист, 1997г.,№7, с.46-51

37. Налогобложение в России . М.: “Ось-89”, 1999 г.

38. Петровский А.Г. Налоги России.- М.: 1999 г.

39. Коровкин В.В. “ Налоговые ошибки”.-М.:1997г.

40. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.

41. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. М., 1991.

42. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.

43. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.

44. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 1998, №5:

45. Миляков Н.В. Налог на имущество предприятий // Бухгалтерский вестник, 1998, № 9:.- cтр. 5

46. Мухаметдинова Г.Г. Как избежать налоговых ошибок. – М.: Финансы и статистика, 1998:. - 147 с.

47. Налоговая система в России. Инесса Славутинская, Ирина Квателадзе //Профиль, 5.10.98, № 36:.- 169c.

48. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».- Минск, 1998 г:.- стр.114

49. Топольская Е., Котко А., Налог на имущество предприятий // Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение, 1998, № 11:.- стр.7

50. Чальцев А.В. К новой системе налогообложения. // Финансы. – 1997. №11

51. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 1998:.- 89c.


Введение.

 

Дипломная работа посвящена такой важной и актуальной на сегодняшний день теме, как эффективность бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства.

В современных условиях, когда все сферы экономики переживают фазу депрессивного развития, народное хозяйство оказалось в наиболее бедственном положении. Последние годы характеризуются резким ухудшением финансового состояния предприятий отраслей народного хозяйства. Это объясняется нехваткой собственных средств, кризисом неплатежей и разрывом хозяйственных связей между предприятиями, непосильным налоговым бременем со стороны государства, а также сокращением объема бюджетных ассигнований.

В условиях командно – административной системы управления экономикой огромные средства на финансирование отраслей народного хозяйства направлялись из бюджета. Эти средства в расходах бюджета составляли наибольший удельный вес. Так, доля расходов бюджета СССР на народное хозяйство в 1980 году составляла 53.7 % всех средств бюджета. Основная часть бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе и предоставление предприятиям дотаций.

Новые условия хозяйствования позволили предприятиям самостоятельно определять источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, что существенно сократило размеры государственного участия в финансировании отраслей народного хозяйства.

На фоне снижения размеров государственного участия возникает вопрос об эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства.

Переход на принципы самофинансирования и самоокупаемости изменил объем и структуру расходов бюджета на народное хозяйство.

Проблемы финансирования отраслей народного хозяйства в современных условиях и необходимость их быстрого решения предопределили выбор темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.

В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:

· раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;

· рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;

· оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;

· отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;

При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства.

 

1.1. Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования.

 

Финансирование народного хозяйства связано с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства. Процесс финансирования народного хозяйства представляет собой порядок предоставления средств хозяйствующим субъектам и систему контроля за их целевым использованием как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов.

В бюджетной классификации Российской Федерации предусмотрено финансирование затрат следующих отраслей народного хозяйства :

· промышленность, энергетика и строительство ;

· сельское хозяйство и рыболовство ;

· транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика ;

· жилищно- коммунальное хозяйство .

По разделу « Промышленность, энергетика и строительство » финансируются затраты на государственную поддержку топливно – энергетического комплекса, добывающей промышленности, другие отрасли промышленности . Особо выделяются строительная индустрия, строительство, архитектура, стандартизация и метрология.

Раздел «Сельское хозяйство и рыболовство» предусматривает расходы на сельскохозяйственное производство, земельные ресурсы, заготовку и хранение сельскохозяйственной продукции, рыболовное хозяйство и прочие мероприятия в области сельского хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает затраты на жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство и прочие структуры коммунального хозяйства.

По разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» финансируются затраты на автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и прочие виды транспорта , дорожное хозяйство, связь и информационное обеспечение ( 26;с.129).

Для нормального функционирования всех звеньев перечисленных выше отраслей, а также их перевооружения и постоянного расширения требуются финансовые ресурсы.

 В широком смысле расходы на народное хозяйство включают:

· затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг – текущие затраты;

· расширение основных и оборотных фондов – капитальные;

· затраты на социально – культурные мероприятия – социальные.

Текущие затраты составляют себестоимость продукции, работ и услуг и должны возмещаться в каждом цикле за счет получения выручки от их реализации. Перечень текущих затрат низовых звеньев материального производства весьма широкий, их состав, структура имеют свои особенности, вызванные спецификой производства, организацией управления, сбыта и другими факторами.

В укрупненном виде текущие затраты включают материальные, трудовые расходы, амортизационные отчисления, управленческие расходы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, некоторые налоги, сборы и прочие затраты. Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств предприятий. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат, при изменении условий производства и реализации продукции, финансовых затруднениях могут быть привлечены и кредитные ресурсы. Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики бюджетное финансирование текущих затрат имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях ( 30; с.168).

Например, согласно «Порядку планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) » финансирование, связанное с выполнением плана – заказа, осуществляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг, а при их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета (5;с.11).

Таким образом, можно выделить следующие основные источники финансирования текущих затрат :

· собственные средства;

· кредитные ресурсы;

· бюджетное финансирование.

Расходы на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала представляют собой долгосрочные затраты, осуществляемые в основном через финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств. В условиях рынка расширяется понятие долгосрочных расходов за счет расходования средств и на интеллектуальные инвестиции (лицензии, ноу-хау, научно-технические разработки и другие ). Объектами долгосрочных вложений становятся вновь создаваемые или модернизируемые основные фонды, научно- техническая продукция и оборотные средства всех отраслей хозяйства, интеллектуальные ценности, финансовые вложения, имущественные права на землю, природные ресурсы и прочие средства.

На эффективность капитальных вложений и прироста оборотных средств в отраслях народного хозяйства большое влияние оказывает структура источников их финансирования, к которым относятся :

· собственные средства;

· средства централизованных фондов;

· временно привлеченные ресурсы инвесторов;

· банковский кредит;

· бюджетные ассигнования.

 В условиях расширения самостоятельности товаропроизводителей увеличивается доля собственных средств в финансировании расширенного воспроизводства. К собственным средствам можно отнести прибыль предприятий, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы. Акционерные общества широко используют на эти цели средства, мобилизуемые путем эмиссии акций.

Многие министерства, ассоциации, объединения создают централизованные фонды и резервы, которые расходуются в значительной степени на расширение и улучшение организации производственных процессов ( инновационные фонды, фонды научных и конструкторских работ, конверсии оборонных предприятий и другие ).

Когда не хватает собственных средств для покрытия расходов на расширение или модернизацию производства, предприятия обращаются за помощью к банкам за получением кредита. Выдача ссуд производится на основании кредитного договора, в котором четко предусматриваются цель кредита, его размеры, сроки, условия выдачи и погашения, форма уплаты, а также обязательства, права и ответственность заемщика и банка. Основное преимущество кредита как источника финансирования капитальных вложений по сравнению с прочими источниками состоит в том, что кредит экономически и организационно связывает фазы авансирования и возмещения стоимости основных фондов. Это обстоятельство имеет огромное значение, так как предполагает контроль за расходованием средств со стороны предприятия, его непосредственную заинтересованность в скорейшем и эффективном использовании капитальных вложений (29;с.175). Однако платность и возвратность кредита ограничивают его применение. Мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции предприятий связаны с риском не получить в срок средства для возврата ссуды вместе с процентами. Кроме того, такие особенности кругооборота средств, вложенных в создание новшеств, как удаленность момента получения дохода от начала затрат, некоторая неопределенность и риск, находятся в известном противоречии с природой кредита.

Финансирование предприятий за счет инвесторов выгодно и эффективно, но зачастую сложно. Потенциальные инвесторы могут быть привлечены к финансированию различных проектов, рассчитывая при этом на участие в прибыли предприятия или на получение части производимых товаров и оказываемых услуг.

В условиях рыночного хозяйства одной из форм привлечения предприятием средств для финансирования капитальных вложений служит выпуск долговых ценных бумаг (облигаций ).

Специфической формой финансирования капитальных вложений, альтернативной банковскому кредитованию становится лизинг. Его целью является содействие научно-техническому развитию через сдачу в аренду на длительный срок оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, зданий и другого имущества. Банки или специальные лизинговые компании осуществляют лизинговые операции путем предоставления предприятиям ссуды в виде средств труда, сданных в аренду за соответствующую плату. Такая форма «кредитований» весьма эффективна, поскольку расширяет возможности предприятий быстрее повышать свой технический потенциал, избегать потерь в связи с моральным старением машин и оборудования. При этом экономия средств при лизинге составляет 10 процентов от стоимости оборудования за весь срок по сравнению с обычным кредитом.

Другой формой кредитования является ипотека. Ипотечный кредит – ссуда под залог недвижимого имущества. При его применении риск кредитора меньше, чем внутренний предпринимательский риск, поскольку имеются материальные гарантии возврата капитала. Ипотечное кредитование выгодно как для предприятия, так и для кредитора. Для предприятия выгодно тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с длительным сроком кредитования успевает, наладив свою работу, возвратить заемные средства уже из полученной прибыли. Для кредитора – тем, что он получает долговременную прибыль в виде процентов и имеет дополнительные гарантии по возврату кредита (42;с.83).

В условиях командно-административной системы управления экономикой бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ ( природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и других программ ).

На предприятиях за счет прибыли формируется фонд развития социальной сферы, средства которого направляются на капитальные вложения объектов непроизводственной сферы, находящихся на балансе данных предприятий. Кроме того, на эти цели могут быть направлены средства спонсоров, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, обязательная плата населения за некоторые виды услуг (32;с.157).

Таким образом, рассмотренный материал данного параграфа свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики существуют разнообразные формы и методы финансирования расходов на народное хозяйство. При этом участие государства в финансировании стратегически важных отраслей народного хозяйства сохраняется и является достаточно значимым в их развитии. Изменяются лишь направления ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.