Народного хозяйства.
Размеры государственного сектора в хозяйстве России всегда были весьма значительны, особенно к концу 19 – началу 20 века. О масштабах участия госсектора в экономике страны можно судить по параметрам его отдельных структурных элементов. В начале 20 века оно было представлено :
· в промышленности – военными, горными, спирто-водочными и лесопильными заводами. Самую крупную группу казенных предприятий составляли военные заводы. К ним примыкали горные заводы , также выпускавшие военную продукцию. Затем шли спирто-водочные заводы, поскольку государство являлось крупным производителем водки;
· в инфраструктурных отраслях – железными дорогами, речными судами, предприятиями связи ( казне принадлежала основная, так называемая правительственная, почтово-телеграфная и телефонная сеть );
· в лесном хозяйстве – лесничествами, производившими заготовку и продажу леса;
· в сфере обслуживания сельского хозяйства – казенными конезаводами, элеваторами и зернохранилищами, агрономическими участками, прокатными и зерноочистительными пунктами, опытными станциями и прочими.
Правительство несмотря на сопротивление промышленных кругов, сознательно проводило политику расширения государственного сектора. В то же время дальнейшее развитие получают государственные заказы, которые предоставлялись как казенным так и частным предприятиям. Однако казенные заводы получали менее выгодные заказы, чем частные предприятия, в целях финансовой поддержки последних. Такое распределение заказов привело к появлению излишнего количества частных предприятий, использующих казенные заказы.
Этому периоду также свойственно стремление государства поддерживать малорентабельные, но необходимые ( в том числе новые ) отрасли народного хозяйства. Это отчасти касается развития в России железнодорожного транспорта.
В начале 20 века доминирующее положение стала занимать сеть казенных железных дорог (39;с.71).
Эксплуатация железных дорог осуществлялась следующим образом. Управлениям железных дорог из казны выделялись средства на эксплуатационные расходы, которые покрывались поступлениями от оплаты грузо – и пассажиро- перевозок. Оплата определялась тарифами, разрабатываемыми Тарифным комитетом Министерства финансов с участием представителей от железных дорог, с одной стороны, представителей от производителей, потребителей и торговцев (бирж) – с другой.
При разработке тарифов упор делался на принцип прибыльности железных дорог, хотя нередко на первый план выдвигалось государственное регулирование грузопотоков в целях развития отдельных регионов или производств. Пассажирские перевозки, как и в других странах, были убыточны. Тем не менее по предложению министра финансов С. Витте в 1894 году в России были установлены самые низкие цены на билеты при наибольших удобствах для пассажиров. После снижения цен выручка от пассажирских перевозок резко возросла, убытки казны сократились вдвое – с 0.4 копеек на одну пассажиро-версту до 0.18 – 0.2 копеек.
Как свидетельствуют данные за 1892 – 1900 годы, поступления за все перевозки превышали текущие эксплуатационные расходы. Но эксплуатационные расходы не отражали всех затрат на железные дороги. Казенные железные дороги имели даже чистый доход. Прибыль объяснялась промышленным подъемом в стране, урожайными годами и увеличением перевозок по железным дорогам.
Следующим важнейшим направлением было участие государства в развитии казенных промышленных предприятий. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы. Государство стремилось перевести их на « коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15 процентов на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10 процентов ее предназначалось на премирование администрации. «Коммерческие основания» представляли собой определенное приспособление госпредприятий к рынку, хотя, конечно, это еще не был рыночный режим хозяйствования. На практике даже урезанные «коммерческие основания» полностью реализовать не удавалось. Для решения определенных общегосударственных задач приходилось отдавать предпочтение нерыночным методам хозяйствования. На казенные предприятия возлагались некоторые функции социальной помощи населению (например, отпуск продукции на льготных условиях ).
Горнопромышленные предприятия под объем производства в соответствии с утвержденной правительством сметой доходов и расходов получали из казны средства в виде «операционного кредита», которые возвращали из поступлений от производства продукции и услуг. Специальным целевым назначением выделялись средства на реконструкцию заводов, капитальный ремонт, приобретение оборудования, а также на уплату промыслового налога и сборов с имущества. Финансирование горных заводов осуществлялось так же, как и железных дорог.
На «коммерческие основания» переводились и военно- промышленные предприятия (38;с.101).
Таким образом, государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло расходы по организации производства.
Исторически можно выделить следующие основные причины возникновения государственных предприятий :
1. Экономические причины
С развитием общественного производства и торговли возникает потребность в средствах сообщения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям организовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов;
2. Политические причины.
По политическим причинам государство развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и почтовую связь. Эти отрасли в свою очередь дают толчок развитию ряда смежных отраслей ;
3. Фискальные причины.
Ряд отраслей ( добыча соли, золота ) государство развивает в силу ограниченности ресурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство объявляет эти отрасли своей монополией.
Рассматривая развитие государственных расходов на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае ухудшения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов. В силу объективных причин государство не может отказаться от финансирования народного хозяйства. Так, основным мотивом расширения участия государства в создании предприятий в 15-17 веках можно считать стремление укрепить единое централизованное государство, его экономическое положение, обороноспособность, стабилизировать государственный строй. На пороге 21 века потребность в государственном финансировании отраслей народного хозяйства обусловлена такими факторами, как :
· государственная безопасность ;
· безопасность функционирования отдельных объектов государственного значения ;
· необходимость экологического равновесия ;
· удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах, производство которых убыточно ;
· добыча и хозяйственное использование нерентабельных ресурсов;
· решение крупных научно-технических, экономических, социальных, экологических и других задач государственного масштаба.
К настоящему времени в большинстве стран сложилась система государственных предприятий двух типов – принадлежащих центральному правительству (или правительствам субъектов Федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной.
Муниципальная собственность с позиции права представляет достояние населения соответствующей территории . Пункт первый статьи 215 Гражданского Кодекса РФ определяет объект муниципальной собственности как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельскохозяйственным поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Для имущества, входящего в муниципальную собственность. Гражданским Кодексом предусмотрено два типа реализации правомочий собственности :
1. Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, во владении, пользовании или распоряжении на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления;
2. Охватывает средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, которые не закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляя казну соответствующего муниципального образования.
Целью реализации права муниципальной собственности является удовлетворение интересов собственников. Оно достигается тем, что муниципальная собственность составляет финансово-экономическую базу, фундамент местного самоуправления.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ муниципальные предприятия создаются только в форме унитарных предприятий, то есть коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними органами местного самоуправления имущество.
Особо следует отметить, что государственные и муниципальные органы выполняют функции управления собственностью, но не производством. Исключение составляют некоторые функции по управлению казенными предприятиями.
Необходимость создания казенных предприятий в настоящее время обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий по сути от имени государства и не нуждающихся поэтому в значительных объемах правомочий по отношению к закрепленному за ними имуществом, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию (например, Государственное производственное объединение «Госзнак», предприятия связи и т. д. ).
Право создания казенных предприятий принадлежит только Российской Федерации.
Роль государства и муниципальных органов в управлении собственностью различается в зависимости от того, передается имущество в хозяйственное ведение или в оперативное управление. Однако эти различия несущественны. Так, государство и органы местного самоуправления не могут вмешиваться в производственную деятельность унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Казенное предприятие в отличии от унитарного обладает правом оперативного управления соответствующим имуществом, которое значительно уже права хозяйственного ведения; так в частности:
· владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом казенное предприятие может только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;
· собственник, то есть Российская Федерация может изъять у казенного предприятия имущество, которое будет им сочтено излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, а также распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником имущества. Необходимо обратить внимание на то, что казенное предприятие должно иметь план-заказ на производство продукции, а рыночный механизм предполагает заключение равноправного контракта. За административное вмешательство в производство органам власти приходится платить довольно высокую цену, то есть нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия, финансировать из бюджета насущные потребности предприятия при недостаточности его доходов, компенсировать из бюджета убытки, связанные с выполнением плана-заказов и других заданий.
Таким образом, в настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:
· финансирование отраслей инфраструктуры;
· финансирование отраслей, имеющих стратегическое значение. К таким отраслям относятся атомная промышленность, освоение космоса, некоторые отрасли химической промышленности и прочие. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль;
· финансирование заведомо убыточных отраслей. К таким отраслям можно отнести добычу каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы, так как добыча некоторых видов ресурсов убыточна для предприятий добывающей промышленности. Немаловажное значение имеет и ограниченность природных ресурсов, находящихся на территории данного государства;
· финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости ( например, строительство гидростанций );
· финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий;
· финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;
· финансирование предприятий оборонной промышленности.
Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию народного хозяйства за счет средств бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем, в ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом – долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов. Вместе с тем, в соответствии с особенностями каждого вида затрат определяются наиболее целесообразные формы и методы бюджетного финансирования, которые основываются на общих принципах :
· плановости финансируемых затрат;
· максимального и первоочередного использования на финансирование собственных и заемных средств;
· целевой направленности;
· безвозвратности;
· соблюдение режима экономии.
Суммы расходов на народное хозяйство определяются исходя из прогноза экономического и социального развития.
Бюджетные ассигнования на развитие народного хозяйства основаны в первую очередь на принципе плановости финансируемых затрат, признанных общественной необходимостью на данный период.
Бюджетные ассигнования выделяются при отсутствии собственных средств. При планировании расходов на финансирование отраслей народного хозяйства в первую очередь учитываются собственные средства отрасли, которые должны быть направлены на те или иные цели.
Финансирование расходов на развитие сферы материального производства из бюджета осуществляется на безвозвратной основе. Это не означает, что бюджетные ассигнования не окупаются. Они обеспечивают прирост объема производства продукции и национального дохода, в том числе чистого дохода. Следовательно, окупаемость бюджетных ассигнований выражается в росте народнохозяйственной эффективности. Повышение рентабельности и других экономических показателей отдельных предприятий и отраслей не всегда отражает весь эффект от осуществления затрат на развитие хозяйства, финансируемых из бюджета. Он может проявиться в экономии ресурсов и получении дополнительных доходов в других отраслях.
Финансирование расходов на развитие народного хозяйства из бюджета осуществляется строго по целевому назначению. Каждое предприятие или организация получает средства из бюджета на конкретные виды затрат и не может использовать их на покрытие других расходов. Это позволяет воздействовать на пропорциональность и сбалансированность во всех звеньях экономики через государственный бюджет в процессе его исполнения. Полученные, но не израсходованные по целевому назначению средства подлежат возврату.
При выделении бюджетных средств применяется принцип первоочередного использования собственных и заемных средств. Это позволяет обеспечить прямую зависимость производимых затрат от создания ресурсов на предприятиях для указанных целей, что способствует мобилизации неиспользованных резервов в народном хозяйстве. Для этого в первую очередь проверяется обоснованность общей потребности в средствах на испрашиваемые нужды, их эффективность для народного хозяйства, соблюдение режима экономии. Затем анализируются собственные резервы хозяйства по мобилизации доходов и экономии в расходах, которые могут быть направлены на ту же цель; определяется возможность использования кредита банка. Этот порядок соблюдается в ходе как разработки, так и исполнения бюджета.
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии.
В условиях перехода на рыночные отношения система финансирования народного хозяйства претерпела значительные изменения: сократился объем бюджетных ассигнований на народное хозяйство ; бюджетные ассигнования направляются на финансирование ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, угольная промышленность, на конверсию оборонной промышленности и прочие.
Так, доля расходов бюджета СССР на народное хозяйство в 1980 году составляла 53.7 процентов всех средств бюджета, а в ходе проведения рыночных реформ расходы значительно сократились ( табл. 1.1 ).
Таблица 1.1
Государственный бюджет в 1992 – 1997 годах ( в % ).
Показатель | Доля расходный статей консолидированного бюджета в ВВП, % | |||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Народное хозяйство | 40,3 | 33,1 | 30,1 | 30,8 | 30,4 | 28,8 |
Основная масса бюджетных средств для финансирования народного хозяйства направлялась на капитальные вложения, на покрытие убытков малорентабельных предприятий, на пополнение норматива собственных оборотных средств и другие цели.
Переход на самофинансирование и самоокупаемость с середины 80-х годов несколько изменил структуру расходов бюджета на народное хозяйство , а также структуру распределения расходов в консолидированном бюджете Российской Федерации по уровням бюджетной системы. В настоящее время наблюдается уменьшение бюджетного финансирования расходов на народное хозяйство из федерального бюджета и соответственно, увеличение доли расходов из бюджетов территорий. Таким путем происходит процесс делегирования полномочий бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам в области финансирования расходов на народное хозяйство ( табл. 1.2 ).
Таблица 1.2
Структура распределения расходов в консолидированном бюджете РФ по уровням бюджетной системы ( в % )
Показатели | В процентах от консолидированного бюджета | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Федеральный бюджет | |||||
Расходы: всего | 49 | 47,5 | 45,3 | 45,6 | 41,5 |
из них на народное хозяйство | 25 | 20,9 | 23 | 20,2 | 19,4 |
Бюджеты территорий | |||||
Расходы: всего | 51 | 52,5 | 55 | 59 | 62,3 |
из них на народное хозяйство | 75 | 79,1 | 83 | 91,4 | 93 |
Приведенные данные показывают снижение расходов на народное хозяйство из Федерального бюджета с 1995 по 1999 годы на 15.3 процента и увеличение соответствующих расходов бюджетов территорий.
· Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством химического оружия).
Расходы на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе, могут производиться в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета только на условиях возвратности.
В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)
Из бюджетов субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.
В бюджете по агропромышленному комплексу Республики Татарстан предусмотрены : расходы на возмещение 50 % разницы в ценах на минеральные удобрения; компенсации на приобретение комбикормов; расходы на поддержку племенного дела, искусственного осеменения и элитного семеноводства; расходы на формирование уставного фонда лизинговых компаний и на капитальные вложения; дотации на животноводческую продукцию и прочие расходы.
Расходы на народное хозяйство в консолидированном бюджете РТ занимают значительное место.
С началом реформы практически сразу и значительно сократилось бюджетное финансирование агропромышленного комплекса, который на протяжении многих десятилетий советского периода был одним из важнейших "потребителей" бюджетных ассигнований ( их доля достигала 21 – 23 процентов расходной части бюджета и 17 – 18 процентов объема национального дохода бывшего СССР). В 1999 году из принятых на федеральном уровне 12 целевых программ по развитию АПК финансировались, да и то частично, лишь две: индустрии детского питания и повышения плодородия почв. За эти годы изменились не только объемы и статьи дотаций и компенсаций аграрному сектору, но и сам подход к субсидированию сельскохозяйственных производителей : были отменены продовольственные субсидии на федеральном уровне, основная доля выделяемых селу дотаций стала направляться на поддержку животноводства.
За последние годы значительно уменьшена государственная поддержка транспорта , дорожного хозяйства, связи и информационного обеспечения.
Так, с 1991 по 1999 г.г. поступление средств из бюджета железнодорожному транспорту сократилось почти в 12 раз. В то же время средства, перечисляемые в бюджет железными дорогами, за этот период увеличились в три раза. При поддержке федерального бюджета финансируется строительство отдельных объектов железнодорожного транспорта общегосударственного значения, а также приобретение подвижного состава для перевозок пассажиров в дальнем сообщении. При поддержке местных органов осуществляется финансирование строительства местного значения и приобретения подвижного состава для пригородного сообщения.
В федеральном бюджете предусмотрены расходы на покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного характера, - на срок до одного года, которые финансируются на условиях возвратности в пределах утвержденных ассигнований.
В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».
Итак, в условиях рыночных отношений, в силу перераспределений властных полномочий от центра к регионам увеличивается роль местных бюджетов в осуществлении финансирования отраслей народного хозяйства, но вместе с тем сохраняется необходимость участия государственного сектора в развитии народного хозяйства. Несмотря на существенное снижение доли бюджетных ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней власти, расходы на народное хозяйство имеют важное значение.
Следует отметить здесь еще одну положительную черту. Теперь каждый конкретный регион, обладая большими полномочиями, нежели ранее, может распоряжаться значительной долей налоговых поступлений в собственный, местный бюджет, а следовательно – может сам аккумулировать финансовые средства для решения своих насущных проблем, сам определять приоритеты в финансировании отраслей народного хозяйства и, следовательно, может определять пути собственного социально-экономического развития.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.