Тема этой работы – самостоятельная работа учащихся, но невозможно использовать только эту форму организации познавательной деятельности. Поэтому кратко рассмотрим фронтальную и групповую формы. Знание и понимание их помогут нам правильно организовать работу учащихся на уроках и дома.
Существуют различные точки зрения на определение фронтальной работы учащихся на уроке. Стрезикозин В.П., Галант Е. Я., например, считают, что «фронтальный способ организации учебной работы предусматривает одновременное выполнение учащимися под наблюдением учителя одного и того же задания». Другие (Петровский Е.И., Семёнов И.А.) считают, что фронтальной является работа, которую выполняют все учащиеся одновременно, но содержание может быть общим для всех или дифференцированным.
Коллективной фронтальная работа становится тогда, когда идут совместные поиски, обсуждения, т. е. коллективная учебная работа учащихся на уроках - это частный случай фронтальной или общешкольной работы. Смысл коллективного обучения: все обучают каждого, каждый обучает всех; то, что знает один, должны знать все; то, что знает коллектив, становится достоянием каждого.
Фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят отстаивать свою точку зрения, учит умению слушать других.
фронтальная форма познавательной деятельности учащихся наряду с её положительными сторонами имеет ряд существенных недостатков: ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже других усваивают материал, а ребята с высокими учебными возможностями теряют много времени на то, что им уже понятно и известно.
Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся заключается в том, что для выполнения поставленных задач класс делится на группы, в которых ребята совместно планируют свою работу, обсуждают способ решения. В учебном процессе при групповой работе между учащимися происходит обмен информацией. Ученик может сообщить другим сведения, которые он почерпнул из литературы, из посещения музеев, выставок и т. д.. В процессе учебной работы происходит взаимопомощь, взаимное обогащение, создаётся более благоприятная, доброжелательная обстановка для тех ребят, которые смущаются выступать перед всем классом. Особое внимание при организации групповой работы следует обратить на формирование групп. Важно учитывать уровень успеваемости, различную информированность, разную трудоспособность ребят, взаимоотношения в классе. От того, как учитель справится с проблемами, связанными с организацией групповой формы деятельности, зависит успешность урока.
Оптимальное сочетание форм организации познавательной
Деятельности.
Любая форма учебно-понавательной деятельности имеет свои преимущества и недостатки, выбор той или иной формы обусловлен рядом обстоятельств. В частности, необходимо учитывать специфику изучаемого предмета, его сложность, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует фронтальная работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя- всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую.
Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным». (Чередов И.М. «Методика планирования школьных форм организации обучения»).
«Оптимальным вариантом сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с дидактической целью и спецификой учебного материала создаёт наилучшие условия для обучения и воспитания». (Виноградова М.Д., Первин И.В. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников»).
Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом, выявили некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального сочетания форм работы учеников на уроке.
При ознакомлении с новым материалом:
Специфика учебного материала. | Метод учебной работы. | Форма учебной работы. |
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. | Самостоятельная работа с учебником, книгой. | И+Ф |
Материал труден некоторым учащимся или доступен , но велик по объёму. | Объяснение, беседа, самостоятельная работа. | Ф+Г |
Материал трудный или велик по объёму, или неполно освещён в учебнике. | Объяснение, рассказ, лекции, демонстрация. | Ф+И+Ф или Ф+Г+Ф |
При закреплении и применении знаний:
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. | Самостоятельная работа, упражнения, лабораторная или практическая работа. | И+Ф |
Материал представляет трудность для отдельных учеников. | Самостоятельная работа, лаборатор., практические занятия. | И+Г или Г+Ф |
Материал трдный, усвоение требует постоянного руководства учителя. | Упражнения с коментариями, объяснение. | Ф+Г+Ф или Ф+И+Ф |
При опросе и проверке знаний:
Материал хорошо усвоен всеми учащимися класса. | Фронтальный опрос, общеклассная контрольная работа. | Ф |
Материал недостаточно усвоен отдельными учениками. | Самостоятельная работа по вариантам с учётом уровня знаний. | Г+Ф |
Материал сложен, большой по объёму, требует глубокого осмысления, анализа, синтеза. | Индивидуальный опрос с его коллективным обсуждением. | И+Ф |
Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они требуют определённой корректировки и доработки в конкретных условиях, на конкретном уроке и предмете.
Выводы по 1-й главе:
В первой главе дипломной работы исследуется теоретическая сторона данной проблемы, характеризуется самостоятельная работа учащихся, другие формы организации познавательной деятельности, раскрывается история развития форм обучения с древнейших времён до наших дней. Существуют три основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная и групповая. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ДРУГИХ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 282.