Особенности нетарифного регулирования в международной торговле некоторыми видами товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соглашением по сельскому хозяйству  включает обязательства по доступу на рынок, субсидиям и конкуренции и определяет конкретные внутренние меры поддержки сельского хо­зяйства, не подлежащие сокращению (относящиеся к, так называемым, "зеленым", либо мерам "зеленого ящика"), а также подлежащие сокращению (так называемые "желтые" меры)[12].

К субсидиям "зеленого ящика" относятся субсидии, оказывающие как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю за счет государственных средств правительственных программ, которые не пред­усматривают перераспределение средств потребителей и не имеют последствий в виде предоставления ценовой поддержки производителям.

'Желтые' субсидии являются исключением, не дающим основания для при­менения компенсационных пошлин для рынков третьих стран и действий, предпри­нимаемых на основе сокращения торговых преимуществ в течение девяти лет;

Соглашение по сельскому хозяйству запрещает экспортные субсидии, допуская шесть исключений, подлежащих в то же время поэтапному сокращению. Шесть катего­рий исключений, вместе взятые, включают практически все виды существующих суб­сидий. Однако, в случае, если в течение периода сокращения экспортных субсидий го­сударства-члены ВТО продолжают их применять, они не могут вводить новые субси­дии, либо распространять действие существующих субсидий на новые продукты.

От уровня базового периода (1986-1990 гг.) государства-члены ВТО должны сократить к 2001 г. экспортные субсидии на 36% в показателях бюджетных расхо­дов и на 21% объемы экспорта, осуществляемого с помощью субсидий.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ССМ). Оно признает, что правительства имеют право применять санитарные и фи-тосанитарные меры, но только в пределах, необходимых для защиты жизни и здоро­вья людей, животных или растений и на недискриминационный основе.

Для гармонизации санитарных и фитосанитарных мер члены ВТО в общем и це­лом должны следовать международным стандартам, если такие стандарты су­ществуют. Более высокий уровень защиты, чем тот, который предписывается меж­дународными стандартами, может применяться, если существует научное обоснова­ние, либо если член ВТО определяет его как уместный. Такое определение должно основываться на оценке рисков для человека, животной или растительной жизни. ССМ разъясняет процедуры и критерии оценки риска, и определения соответ­ствующих уровней санитарной и фитосанитарной защиты. Член ВТО должен призна­вать санитарные и фитосанитарные меры других участников в качестве эквивален­та, если экспортирующая страна докажет импортирующей стране, что ее меры до­стигают уровня здравоохранения импортирующей страны. ССМ включает условия контрольных и инспекционных процедур.

ССМ содержит требование о транспарентности нормативно-правового регули­рования санитарных и фитосанитарных мер, включая обязательную предваритель­ную публикацию соответствующих нормативно-правовых актов (если будут вводить­ся меры, иные, чем те, которые предусмотрены международными стандартами, за исключением случаев наличия экстренных проблем, связанных со здоровьем, либо случаев угрозы возникновения таких проблем), учреждение национальных справоч­ных пунктов и процедуры нотификации. Справочный пункт должен быть в состоянии предоставить ответы на обоснованные вопросы членов ВТО и предоставить соот­ветствующую документацию. ССМ учрежден Комитет по санитарным и фитосани-тарным мерам, который среди прочего будет обеспечивать форум для консульта­ций, поддержание контактов с другими соответствующими организациями и контро­лировать процесс международной гармонизации.

Соглашение по сельскому хозяйству заложило основу для дос-г жения гораздо более эффективного механизма международного регулирования тор­говли сельскохозяйственной продукцией в будущем.

Вступление России в ВТО: сельскохозяйственный аспект. Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает достаточно длительный переходный пери­од для того, чтобы дать возможность членам ВТО адаптироваться к новым условиям торговли и нейтрализовать возможные негативные последствия для национального сельскохозяйственного производства и позиций в международном разделении тру­да в аграрной сфере.[13] Вопрос в том, насколько эффективно различные страны, в том числе Россия, сумеют использовать переходный период для того, чтобы оптимально учесть новые особенности международной торговли в интересах развития нацио­нального агропромышленного комплекса (АПК).

Наиболее сложной для России проблемой является изменение форм государ­ственной поддержки сельского хозяйства, особенно учитывая его нынешнее состоя­ние. Между тем постепенное сокращение дотаций различным отраслям АПК совсем не обязательно должно вести к свертыванию производства, если оно будет сопро­вождаться расширением новых для России видов государственной поддержки, в частности, перенесением акцента на развитие инфраструктуры в сельской мест­ности, мощностей по хранению и переработке сельхозпродукции, активизацией на­учных исследований в аграрной сфере и расширением участия России в деятельности международных сельскохозяйственных организаций.

Поскольку интеграция в международную торговлю сельскохозяйственной продукцией предполагает расширение производств в первую очередь тех её видов, которые целесообразны с учётом потребностей мирового рынка, от государства потребуется дополнительное финансовое стимулирование производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства. В тоже время отсутствие дополнительного финансирования вызовет сокращение выпуска тех её видов, которые в новых условиях производить будет нерентабельно. Необходимо учитывать также, что интеграция в систему международных связей в сфере АПК отнюдь не предпола­гает немедленной отмены мер защиты. Напротив, новым участникам ВТО предо­ставляется возможность сохранить их в течение нескольких лет. Тем самым, можно обеспечить приоритетное развитие тех отраслей, продукция которых представляет­ся наиболее перспективной с точки зрения международного разделения труда.

Вступление в ВТО налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер защиты внутреннего рынка к тарифным. Первые шаги в этой об­ласти уже сделаны — установлены новые таможенные пошлины на различные виды импортного продовольствия, снижен НДС для отечественной продукции. В дальней­шем, став участником ВТО, Россия сможет изменять ставки таможенных пошлин в сторону снижения от “уже достигнутого уровня”. К тому же, ожидаемая стабили­зация и последующий рост российской экономики приведут к увеличению спроса на продовольствие, а при низких импортных тарифах это будет означать возраста­ние спроса на импортные продукты.

климатические условия на тер­ритории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке. Этот рынок, хотя и монополизирован в довольно сильной степени, имеет все же достаточно ниш, где российская продукция может быть вполне конкурентоспособной. К таким товарам относятся, в частности, высоко­качественная пшеница, рожь, продовольственный овес, лен, подсолнечник. Таким образом, перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности мирового рынка предполагает активное развитие произ­водств с отчетливо выраженной экспортной ориентацией.

Что касается Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер, от нового кандидата на вступление в ВТО, такого как Российская Федерация, потре­буется консолидированное законодательство по данному вопросу, а также обеспе­чение транспарентности нормативно-правового регулирования.

Наиболее важной задачей является пересмотр российского законодательства с учетом новых реалий, создание соответствующей нормативной базы, активизация информационной работы. Это дало бы России возможность осуществлять развитие АПК на основе интеграции в мировое продовольственное хозяйство, последователь­но наращивать производство сельхозпродукции и укреплять свою роль в междуна­родном разделении труда в агропромышленной сфере.

Торговля текстильными товарами. Ярким примером использования добровольного самоограничения экспорта, со временем переросшего в многосторонний международный механизм, является сфе­ра торговли текстильными товарами.

С 1974 г. вступило в силу Долгосрочное соглашение о международной торговле многими текстильными товарами (MFA), ставшее новым этапом распространения добровольного самоограничения экспорта. Неоднократно продленное оно действует и по сей день. Его членами являются 50 стран. Особенностями MFA является расши­ренная номенклатура охваченных им товаров, разрешенный рост объема импорти­руемого текстиля — 6% в год. Страны-импортеры обязаны не применять количе­ственные ограничения импорта, за исключением случаев дезорганизации рынка. Понятию “дезорганизация рынка” дано следующее определение - серьезный ущерб местным производителям или действительная угроза рынку, вызванная значитель­ным импортом по низким ценам. MFA жестко регламентирует применение странами-импортерами количественных ограничений, в случае установления факта дезорга­низации рынка. Ограничения не должны приводить к сокращению импорта по срав­нению с фактическим уровнем за предыдущий год, в отдельных случаях его прирост может быть в пределах 6%. Предусмотрена жесткая процедура введения ограниче­ний - 60 дневный срок на предварительные консультации со страной-экспортером. Создан специальный орган по надзору за соблюдением положений MFA и для веде­ния досье заявленных государствами-членами ограничений. Данный орган не яв­ляется арбитражным, в его полномочия не входит критика или отмена применяемых сторонами MFA мер.

MFA регламентирует основы и правовые рамки заключения соглашений о доб­ровольном самоограничении экспорта текстильных товаров. Самоограничение до­стигается посредством заключения двусторонних соглашений между страной-экспортером и страной-импортером. В настоящее время действует более двухсот подобных соглашений. Рынок текстильной продукции по существу жестко квотирован и разделен между экспортерами. Как и MFA, двусторонние соглашения в его рамках заключаются на пятилетний период и впоследствии их действие продлевает­ся, как результат переговоров сторон.

Российская Федерация не является членом MFA. В отношении соглашений по ограничениям в области текстиля за пределами MFA члены ВТО должны руковод­ствоваться ст. 3 Соглашения по текстилю и одежде. В соответствии с данным поло­жением, торговые меры в отношении текстиля либо должны быть приведены в соот­ветствие с ГАТТ в течение одного года, либо в течение шести месяцев должна быть представлена программа поэтапного снятия ограничений.

Торговля текстилем между РФ и ЕС. Количественные ограничения тради­ционно применялись ЕС в отношении российского текстиля. В 70-80 гг. - в рамках общей политики “эффективной взаимности”. С 1 января 1997 г. Комиссией ЕС были установлены автономные квоты на импорт в государства-члены ЕС текстильных товаров из Российской Федерации. До настоя­щего времени ими было охвачено 29 наименований и категорий текстильной про­дукции.

В 1998 г. с Комиссией ЕС было заключено новое Соглашения по торговле текстильными товарами. Принципиальная схема Соглашения сводится к полной отмене сторонами количественных ограничений в двусторонней торговле текстилем с 1 мая 1998 г. и распространении на нее общего режима СПС. Таким образом, решена одна из острейших проблем в торгово-экономических отношениях России и ЕС, являвшаяся од­ним из проявлений нерыночного статуса России.

В Соглашение также включены положения, касающиеся предотвращения его возможного обхода, с тем, чтобы преимущества, которые Россия получит в связи с полной отменой квот, не могли быть использованы другими странами, в отношени­ях с которыми ЕС сохраняет ограничения на импорт текстиля. Для этих целей вос­станавливается система двойного контроля с выдачей экспортных документов с российской стороны и импортных разрешений — ЕС, в заявительном порядке (двустороннее автоматическое лицензирование). Соглашение предусматривает возможность в перспективе отмены данной системы контроля.

В дополнение к Соглашению достигнуто Понимание по вопросам сертификации, которое предусматривает упрощение процедур сертификации в отношении тексти­ля и одежды и прозрачность процедур оценки соответствия.

Торговля гражданской авиатехникой. Основной чертой Соглашения по торговле гражданской авиатехникой является то, что его участники договорились убрать все таможенные пошлины и прочие сбо­ры на конкретную продукцию, используемую и включаемую в ходе изготовления, ремонта, обслуживания, переделки, модификации или конверсии гражданских са­молетов. Кроме того, устранены все таможенные пошлины и прочие сборы, связан­ные с ремонтом гражданских самолетов.

В отношении закупки гражданских самолетов записано, что закупающие органи­зации должны иметь свободу выбора поставщиков на основе коммерческих и тех­нологических факторов.

Особые режимы нетарифного регулирования

в торговле отдельными товарами между РФ и ЕС.

Особые режимы в торговле между Россией и ЕС предусмотрены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве в отношении текстиля (рассмотрено подробно в параграфе 7.2), некоторых изделий из стали, товаров топливного ядерного цикла и товаров, подпадающих под Договор к Европейской энергетической хартии.[14]

Соглашение по торговле изделиями из стали между Россией и ЕС вступило в силу в октябре 1997 г. Оно определяет размеры квот на экспорт в ЕС из России отдельных видов листового и сортового проката, подпадающего под номенклатуру Европейского объединения угля и стали (EOVC). На товары, входящие в сферу дей­ствия Соглашения, приходится чуть менее одной пятой ежегодного экспорта стали России в ЕС, составляющего около 5 млн. тонн.

Соглашение призвано привести к полной либерализации российского экспорта, имея в виду отмену в течение пяти лет всех количественных ограничений на импорт стали из России в увязке с развитием в российском сталелитейном секторе условий конкуренции.

После истечения срока действия Соглашения (31.12.2001г.) торговля стальной продукцией будет регулироваться положениями СПС или правилами ВТО. В случае вступления России в ВТО до истечения срока действия Соглашения, поло­жения последнего будут приведены в соответствие с нормами ВТО.

Соглашение предусматривает прогрессивное увеличение квот на импорт подпа­дающих в сферу его действия товаров (10% по сравнению с 1996 г. - в первый год, 5% - во второй год и по 2,5% - ежегодно в последующие годы). В нем зафиксиро­вана воз-можность перераспределения квоты в пределах одной категории товаров (плоский или сортовой прокат), а также использования части невыбранной квоты в следующем году.

Торговля ядерными материалами. В отношении торговли ядерными материалами применяются все соответствующие положения СПС, кроме статей, ка­сающихся отмены квот и процедур принятия защитных мер. Вместо этих статей дей­ствуют положения Соглашения о торговом, коммерческом и экономическом сотруд­ничестве между СССР и ЕС 1989 г., касающиеся уровня цен в торговле, процедур принятия защитных мер и применения внутреннего законодательства. ЕС признал намерение России оставаться стабильным, надежным и предсказуемым поставщи­ком ядерных материалов и обязался применять внутреннее законодательство в со­ответствии с правилами ГАТТ, то есть по сути на недискриминационной основе. ЕС признал Россию в качестве самостоятельного источника снабжения (ранее условная квота на максимальный импорт урана из одного источника в 25% устана­вливалась ЕС для всех государств СНГ в совокупности, тогда как, например, Канада одна пользовалась той же 25% квотой).



Заключение

В данной курсовой работе было рассмотрено правовое регулирование международного бизнеса. Я попытался максимально осветить данную, на мой взгляд, важнейшую тему, так как в современном мире с международным разделением труда ни одной стране просто не возможно жить и успешно развиваться не вступая ни в какие внешнеэкономические отношения. А любые отношения для большей эффективности должны регулироваться через международное законодательство.

Переход к рыночной системе хозяйствования, с одной стороны, существенно повысил значение международной торговли для внутреннего экономического развития, а с другой стороны, потребовал коренного пересмотра правовой базы внешнеторгового регулирования.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, внешнеторговое регулирование остается одной из существенных и необходимых функций любого государства. В основе современ­ных международных экономических отношений лежит система общеобязательных правил поведения субъектов международного экономического права и субъектов внешнеторговых операций.

Во-вторых, произошла унификация правовых, админи­стративных и организационно-технических правил и практики регулирования внеш­ней торговли государствами, что облегчило урегулирование споров в этой области.

В-третьих, государство имеет право и должно регулировать экономические отношения в целях защиты интересов национальных производителей и экспортеров, используя при этом весь арсенал инструментов торговой политики, допустимых с точки зрения международного экономического права.

В четвертых, центральное место в торго­вле товарами занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле, как многосторонний документ, создающий правовую базу для торговли 132 государств и заменяющий несколько тысяч двусторонних догово­ров и соглашений.

В-пятых, развитие ГАТТ привело к формированию вокруг него и в его продолжение комплекса многосторонних дого­воренностей, подробно регламентирующих различные аспекты международной тор­говли товарами, в том числе те, которые ранее традиционно находились в нацио­нальной компетенции государств (вопросы определения таможенной стоимости, ан­тидемпинг, технические барьеры, санитарные и фитосанитарные нормы и т.д.).

В-шестых, совместимость национальных торгово-политических систем с системой ВТО означает одновременно их совместимость и увязку между собой, что сводит препятствия в международной торговле к минимуму.

В-седьмых, все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на тор­говлю, можно классифицировать в две основные группы - тарифные и нетарифные. Тарифное регулирование в различных государствах имеет много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Совокупность всех применяемых в мире нетарифных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое, оперативное и целенаправленное регулирование им­порта в широком диапазоне.

В-восьмых, во всем мире внешнеторговая сфера регулируется государством. Государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потреби­телей, создает с помощью торгово-политического регулирования механизм, связы­вающий экономические интересы национального хозяйства и задачу его оптималь­ного развития с процессами, протекающими в мировой экономике.

В-девятых, вступление в ВТО, как универсальный механизм торгово-полити­ческого регулирования, является неотъемлемым условием полноправной интеграции России в международную торгово-экономическую систему. Оставаясь вне ее, Россия изолирует себя, лишаясь возможности влиять на развитие международного торгового права, участвовать в переговорах по либерализации режима между­народной торговли и выработке согласованных инструментов ее регулирования. Неучастие в ВТО приводит также к тому, что Россия не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров в рамках данной организации. Как к государству-нечлену ВТО, к России и ее экспортерам применяются более жесткие ограничительные меры.

Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов российских участников ВЭД на внешнем рынке. В этом контексте особое значение приобретают присоединение России к ВТО на выгодных для себя условиях, активизация торгово-политической работы, направленной на обеспечение рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков.

Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.

В то же время не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

 


Список литературы:

 

1. И.Т. Балабанов "Валютные операции", М.: "Финансы и статистика", 1993

2. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.: Междунар. Отношения, 1998.

3. Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1995.

4. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: “Международные отношения”, 1994.

5. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

6. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

8. Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности", М.: "Паимс", 1993

 


[1] Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.: Междунар. Отношения, 1998.

 

[2] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[3] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

[4] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

[5] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[6] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[7] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[8] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[9] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[10] Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[11] И.Т. Балабанов "Валютные операции", М.: "Финансы и статистика", 1993

[12] Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

[13] Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности", М.: "Паимс", 1993

[14] Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности", М.: "Паимс", 1993



Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.