Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. Степень воздействия нетарифных инструментов на ход международной торговли не поддается количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония и ЕС.
В настоящее время международная практика идет по пути исключения инструментов нетарифного регулирования. Они применяются лишь в ограниченном числе случаев, в основном, в целях защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Основным механизмом сокращения использования нетарифных инструментов и жесткой регламентации правил и процедур их использования в интересах развития международной торговли служат многосторонние международные форумы и организации, в том числе - Всемирная Торговая Организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Конференция ООН по торговле и развитию и Европейская экономическая комиссия ООН.
3.1. Классификация и общая характеристика инструментов нетарифного регулирования международной торговли
Различные международные организации, а также национальные учреждения вкладывают неодинаковое содержание в совокупное понятие нетарифного регулирования. Классификация, разработанная в рамках ГАТТ/ВТО — более подробная. Она позволяет наиболее оптимальным образом распределить все существующие в настоящее время инструменты в пять групп: меры вмешательства государства в экономику, особенности таможенных и административных процедур, стандарты и другие специальные требования к товарам, специфические торговые барьеры, импортные налоги и сборы. Кроме того, данная классификация должна быть дополнена другой значительной группой нетарифных инструментов — меры валютно-финансовой политики.
I. Меры вмешательства государства в экономику:
Льготы продуцентам и потребителям местной продукции предоставляются в форме льготного режима налогообложения производителей национального товара, субсидий, кредитов с низким процентом, предоставления гарантий по кредитам, прямого участия в уставном капитале производителей.
Экспортное субсидирование является формой безвозмездного финансирования государством предприятий в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами на экспортируемый товар.
Компенсационные меры предназначены для нейтрализации конкурентных преимуществ импортируемого товара на внутреннем рынке (путем введения дополнительной пошлины), поставщик которого получил государственную субсидию, позволившую ему снизить цену.
Регулятивный эффект операций государственных предприятий и госзакупок связан с возможностью государства, которое в данном случае выступает в торговом обороте либо напрямую (при госзакупках), либо опосредованно, через создание самостоятельных субъектов торгового оборота на основе государственной собственности (в случае с государственными предприятиями), за счет своего особого положения влиять на конкурентную среду, ограничивая доступ импортных товаров.
Государственная монополия на торговлю определенным товаром фактически означает количественное ограничение импорта. Решение о закупке товара, на который распространена государственная монополия, соответствует выделению квоты на импорт. Более того, существенно ограничивается конкуренция, так как не рынок, а государство, в лице уполномоченных им органов, самостоятельно определяет, у кого и сколько оно будет закупать товара.
Так же можно выделить таможенные и административные процедуры посредством, которых государство влияет на ввоз и вывоз товаров косвенным образом, умышленно усложняя или упрощая бюрократические формальности - при оформлении таможенных и товаросопроводительных документов, самостоятельно устанавливая методику определения таможенной стоимости и классификацию товаров, для целей таможенного обложения, методику определения нанесения ущерба внутренней экономике и национальным производителям. Таким образом, увеличивается неопределенность и расходы на проведение внешнеторговых операций.
К группе "Особенности таможенных и административных процедур" относятся: методы таможенной оценки, антидемпинговые пошлины, структура тарифов, консульские и таможенные формальности и документы, требования в отношении образцов товаров.
Антидемпинговые меры - средство борьбы с недобросовестной конкуренции, выражающиеся в установлении дополнительной пошлины. Антидемпинговые меры применяются не ко всем иностранным экспортерам, а лишь к тем, кто, поставляя товары за границу по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, нарушает установленные международным сообществом правила справедливой конкуренции и своими действиями наносит ущерб конкурирующим предпринимателям в стране импортере.
Ещё одной мерой ограничения государством ввоза товаров являются стандарты и другие специальные требования к товарам. Стандарты представляют собой специальные требования к товарам, устанавливаемые с целью обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей и животных, охраны окружающей среды. Разновидности стандартов применяемых государствами в целях:
· ограничения импорта в интересах внутригосударственных производителей аналогичной продукции.
· запрета или ограничения импорта товаров, загрязняющих окружающую среду (хим. товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы).
· облегчения последующей утилизации, в частности, путем вторичной переработки.
· ограничения промышленного оборудования, транспортных средств или тех видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению окружающей среды.
· поддержания здоровья нации, путём применения санитарно-ветеринарные требования к животным, растениям, сельскохозяйственным продуктам и т.п.
Различие в национальных и внутрифирменных стандартах, а также в системах измерения при производстве и оценке параметров целенаправленно используется государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции. Данная мера захватывает около трети товаров мировой торговли.
Одним из путей облегчения доступа на внешние рынки является достижение на официальном или фирменном уровне соглашения о взаимном признании результатов технических испытаний изделия и его сертификации. Другим путем может служить изготовление продукции, предназначенной к экспорту, с учетом международных стандартов.
II. Специфические торговые барьеры направлены на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из определенного источника, от определенного производителя или вообще прекращение любого импорта, как конкретного товара, так и всей торговли, а также ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вывозу и ввозу. Система данных инструментов, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем тарифные рычаги внешнеторгового регулирования. Специфические торговые барьеры включают разнообразные виды запретов (эмбарго), квотирования, лицензирования, контингентирования, добровольное самоограничение, другие дискриминационные соглашения.
Запреты импорта и экспорта (эмбарго) представляют собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Они могут выступать в открытой и в завуалированной форме. Открытая форма — это полное запрещение торговли — крайняя мера, которая принимается не только на основании решения государства-импортера, но и на основе решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН. Следует иметь в виду, что хотя полный запрет (эмбарго) вводится по политическим мотивам, последствия, по существу, являются экономическими. Примером эмбарго может служить запрет на импорт из Ирака и Югославии.
Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью, так называемых, глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Выделяют следующие виды квот:
· индивидуальные (распределенная) квоты – квота определяет размер импорта для конкретной страны;
· сезонные квоты – устанавливаются на строго определённый период календарного года и применяются традиционно в отношении сельскохозяйственных товаров;
· тарифные квоты – льготная ставка таможенного тарифа ;
· экспортные квоты – повышение экспортных цен путём ограничения поставок на внешние рынки.
Лицензирование экспорта и импорта служит двум целям — количественное регулирование торговли (когда с выдачей лицензии предоставляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и контроль за импортом. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на операции определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту или экспорту товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза и вывоза товаров. Основные виды лицензий можно свести к следующим типам:
· генеральные лицензии – разрешение любому экспортёру беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включённого в списки в течении определённого периода времени без ограничения объёма и стоимости;
· разовые лицензии – разрешение ввоза/вывоза определённого товара, его стоимости, страны происхождения (назначения);
· открытые индивидуальные лицензии - на ввоз неограниченного объема товара;
· автоматические лицензии - когда импортер/экспортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз/вывоз товара;
· неавтоматические лицензии - подразумевает получение разрешения на импорт/экспорт в качестве предварительного условия и другие.
Контингентирование представляет собой установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Следует отличать контингентирование от предоставления тарифных квот (тарифных контингентов), которые обеспечивают преференциальный ввоз определенного количества товара — в основном беспошлинно или по сниженным ставкам пошлин. Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отношении контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что разрешается положениями ГАТТ.
Добровольное самоограничение экспорта или установление минимальных импортных цен. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен. Добровольное самоограничение экспорта является временной мерой, позволяющей национальной промышленности страны импортера приспособиться к меняющейся структуре международной конкуренции.
Особым, но на практике редко применяемым инструментом специфического торгового регулирования является запрет в отношении кинофильмов, реализуемый, как правило, в форме установления максимальной доли показа иностранных кинофильмов.
III . Импортные налоги и сборы — довольно объемная группа инструментов, основной характеристикой которых является экономическое воздействие на импорт. Однако, в отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом международного регулирования, находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных. Им свойственна фискальная функция — пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирование, контролирование и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.
Импортные налоги и сборы подразделяются на две группы:
уравнительные налоги и сборы - взимаемым в импортирующей стране с национальных товаров в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза.
налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу :
· импортный депозит — форма залога, который импортер должен внести на определенный срок, — беспроцентный вклад, равный всей или части стоимости товара;
· распространены консульские сборы - сборы фискального характера, ограничения в отношении иностранных вино-водочных изделий, дискриминационные сборы с автомобилей, статистические и административные сборы, которые осуществляются с целью обеспечения тщательного статистического учета внешнеторговых грузов, специальные сборы на импортные товары, например, в ЕС установлены специальные сборы при импорте оцинкованного железа.
· муниципальные, почтовые, портовые, на развитие экспорта, на благотворительные цели (Турция, Ирак, Иран) - ставки этих сборов обычно невелики и не преследуют цели ограничения или регулирования импорта, но в целом могут составить довольно значительную сумму.
IV . Валютно-кредитные инструменты. Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.[11] В связи с этим условия осуществления экспортно-импортных операций во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка, уровней валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п.
Валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которой, служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Конвертируемость валюты определяется главным образом уровнем развития внутреннего товарного производства. Внешняя конвертируемость в большей степени, чем внутренняя, обостряет конкуренцию, деформирует структуру экономики, способствуя вывозу прибыли за пределы страны ее получения.
Валютная интервенция - она реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней и внешней денежно-кредитной политики, получило название “стерилизации”.
Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.
Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.
3.2. Международно-правовая система согласованного применения инструментов нетарифного регулирования международной торговли
Международно-правовая система регулирования торговли ГАТТ/ВТО основывается на двух основополагающих элементах - отказ от дискриминации и рыночная эффективность, которые применительно к использованию нетарифных инструментов можно определить следующим образом.
1. Нетарифное регулирование осуществляется в соответствии со следующими специальными принципами международного экономического права: РНБ в отношении доступа товара на внутренний рынок стоаны импортера; национальный режим в отношении положения товара на внутреннем рынке страны импортера; транспарент-ность нормативно-правовой базы нетарифного регулирования; свобода транзита.
2. Применение инструментов нетарифного регулирования ограничено запретом на все формы количественных ограничений.
3. Применение инструментов нетарифного регулирования ограничено международно-правовыми правилами осуществления тех форм нетарифного регулирования, в использовании которых возможны скрытые дискриминация и протекционизм (особенности таможенных и пограничных процедур, использование технических барьеров, санитарных и фитосанитарных мер и т.п.);
4. Сбалансированность в использовании инструментов нетарифного регулирования различными государствами достигается посредствам жестко регламентированного механизма защиты интересов импортирующего государства от несправедливой торговой практики и неожиданных изменений на рынке (антидемпинг, защитные меры, компенсационные пошлины и ответные меры), и в исключительных случаях (кризисное состояние национальной промышленности, стихийные бедствия и аварии, необходимость обеспечения безопасности населения, соблюдения норм морали и т.п.);
Вся правовая система ГАТТ/ВТО нацелена на детализацию вышеуказанных основополагающих принципов. Причем, изучение норм ГАТТ и других соглашений ВТО показывает, что их различные положения либо укрепляют, либо ослабляют (путем предоставления определенных изъятий) вышеназванные основополагающие элементы отказа от дискриминации и рыночной эффективности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.