Направления развития таможенно-тарифной политики России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможен­ный кодекс РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и приме­нения российского таможенного тарифа.[8]

Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международ­ным организациям; улучшение структуры платежного баланса. Реализации указан­ных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура тамо­женного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабри-каты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.

Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, при­меняемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный та­риф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максималь­ные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.

Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономи­ки: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его произ­водственная и социальная значимость; возможность внутреннего производства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечественной продук­ции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения ино­странных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутрен­него рынка. Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная ком­бинация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.

Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения те­кущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью струк­туры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по коррек­тировке ставок таможенных пошлин.

До недавнего времени, как известно, ставки пошлин могли меняться в любой момент по решению Правительства России. В октябре 1997 г. вышло постановление Правительства РФ №1347, установившее более строгую дисциплину в этих вопросах для создания большей стабильности в тарифной системе (суть - решения об изменении ставок могут приниматься не чаще. чем раз в полгода, с введением их в силу еще через 180 дней, при этом единовремен­ное повышение ставок не может быть больше 10% по каждой тарифной позиции).[9]

Ставки пошлин следует изменять в увязке с повышением конку­рентоспособности отечественных производителей. Общепризнанным показателем конкурентоспособ-ности товара является экспорт товара или возможность его экс­порта. При этом возможны следующие количественно определяемые взаимосвязи. Если экспорт товара увеличивается, то снижаются ставки импортных пошлин на сы­рье и комплектующие, используемые для его производства. Снижение ставок ввоз­ных таможенных пошлин на готовую продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.

Таможенный тариф, помимо равновесного регулирования внешнеторгового обо­рота, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропро­изводителей. Однако, создание чрезмерно льготных условий для отдельных от­раслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспо­собности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.

Снижение в средне- или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной систе­мой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.

Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требова­ниям, возможно на основе развитой нетоварной структуры. В качестве основы тарифа в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового года ТН ВЭД) и Комбинированной номенкла­туры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД). С первого января 1997 г. Россия присоединилась к Международной Конвенции "О Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров' от 14 июня 1983 г.[10]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе Товарная номенклатура ВЭД в рамках СНГ.

Та­моженный тариф является производным от процессов, протекающих в экономике и степени их интенсивности. Так, в случае стабилизации экономики, естественной яв­ляется устойчивая структура тарифа, и логичным — процесс агрегирования товарных позиций вплоть до товарных групп. В то же время, в случае активных структурных сдвигов, для целей нормального регулирования товарных потоков требуется соответ­ствующее расширение классификационной товарной системы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.