Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможенный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и применения российского таможенного тарифа.[8]
Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям; улучшение структуры платежного баланса. Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабри-каты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.
Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максимальные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.
Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономики: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его производственная и социальная значимость; возможность внутреннего производства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечественной продукции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения иностранных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутреннего рынка. Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная комбинация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.
Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения текущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью структуры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по корректировке ставок таможенных пошлин.
До недавнего времени, как известно, ставки пошлин могли меняться в любой момент по решению Правительства России. В октябре 1997 г. вышло постановление Правительства РФ №1347, установившее более строгую дисциплину в этих вопросах для создания большей стабильности в тарифной системе (суть - решения об изменении ставок могут приниматься не чаще. чем раз в полгода, с введением их в силу еще через 180 дней, при этом единовременное повышение ставок не может быть больше 10% по каждой тарифной позиции).[9]
Ставки пошлин следует изменять в увязке с повышением конкурентоспособности отечественных производителей. Общепризнанным показателем конкурентоспособ-ности товара является экспорт товара или возможность его экспорта. При этом возможны следующие количественно определяемые взаимосвязи. Если экспорт товара увеличивается, то снижаются ставки импортных пошлин на сырье и комплектующие, используемые для его производства. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.
Таможенный тариф, помимо равновесного регулирования внешнеторгового оборота, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропроизводителей. Однако, создание чрезмерно льготных условий для отдельных отраслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспособности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.
Снижение в средне- или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной системой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.
Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требованиям, возможно на основе развитой нетоварной структуры. В качестве основы тарифа в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового года ТН ВЭД) и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД). С первого января 1997 г. Россия присоединилась к Международной Конвенции "О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров' от 14 июня 1983 г.[10]
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе Товарная номенклатура ВЭД в рамках СНГ.
Таможенный тариф является производным от процессов, протекающих в экономике и степени их интенсивности. Так, в случае стабилизации экономики, естественной является устойчивая структура тарифа, и логичным — процесс агрегирования товарных позиций вплоть до товарных групп. В то же время, в случае активных структурных сдвигов, для целей нормального регулирования товарных потоков требуется соответствующее расширение классификационной товарной системы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.