Суд Синедриона Ночь и утро 7 апреля 30 г.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конвой доставил Узника к первосвящен­нику Кайафе. Остаток ночи Иисус терпел издевательства архиерейской челяди. На­ступило утро. У Кайафы был собран «Ма­лый Синедрион», состоящий из двадцати трех человек. В него входили священники со старейшинами. Судьба Иисуса была пред­решена заранее при полном единодушии всей коллегии.

Выступали свидетели с обвинениями типа: Он хотел разрушить Храм, Он запре­щал платить подать кесарю. Но все это не давало повода для вынесения смертного приговора. Сам Иисус не произнес ни сло­ва. Ждать дальше Кайафа не мог. «Закли­наю Тебя Богом Живым, — воскликнул он, — скажи нам: Ты ли Мессия, Сын Бла­гословенного?» — «Я», — был ответ. Это было беспримерное свидетельство, Иисус редко столь прямо говорил о Своем месси­анстве (см. Мф 28:3-64; Мк 14:61-62).

Разодрав одежду, как было принято делать при горестном известии или кощунстве, Кайафа вскричал в лицемерном ужасе: «Какая нам еще нужда в свидетелях? Вы слышали хулу? Как вам кажется?» — «Повинен смерти», — решили члены Синедриона. Но совет не имел права каз­нить кого бы то ни было. Оставалось предать Иисуса в руки Пилата для суда по римским за­конам.

 

Суд прокуратора.

Голгофа 7 апреля 30 г.

Утром в пятницу Пилату доложили, что мятежник, который был арестован накануне вечером, дос­тавлен. «Какое обвинение вы выставляете про­тив этого Человека?» — спросил Пилат. Когда он понял, что Иисус является в их глазах пропо­ведником ложных теорий, он сказал: «Я не нахо­жу вины в этом Человеке». Он понял, что имеет дело с Проповедником, Который едва ли опасен для римской власти. Пилат решил наказать Иисуса плетьми и затем отпустить ради праздника Пас­хи. Однако народ, подговариваемый архиереями, стал требовать, чтобы отпустили Варавву, бунтов­щика, известного в городе. Варавву не только знали, но и считали героем, а Иисус был пришелец, имя Которого мало что говорило горожанам.

 

Рис. 172

Христос перед Пилатом. Скульптура собора в Наумбурге. Германия. XIII в.

 

Рис. 173

Христос перед народом. И. Босх.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, над площадью пронесся крик: «На крест! Распни Его!», «Отпусти нам Ва-равву!». Обвинители Иисуса выдвинули но­вый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией — Царем. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Желая пока­зать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстратив­но умыл руки: «Не виновен я в крови Пра­ведника». Осужденный был передан в руки солдат.

По узким улицам Иерусалима двигалась про­цессия, вышедшая из претории, резиденции про­куратора, в полдень пасхальной пятницы 7 апре­ля 30 г. По жестокому правилу осужденные сами несли перекладины крестов, на которых их рас­пинали. Истерзанный бичами, Иисус шел мед­ленно. Выйдя из города, повернули к холму, неда­леко от дороги. За свою форму он получил название Голгофа — «Череп». На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль людных путей, что­бы их видом устрашить непокорных.

Распятие было одной из самых бесчеловеч­ных казней, изобретенных древним миром. Осуж­денного нагим прибивали к столбу с переклади­ной и оставляли на медленное умирание. Нестерпимо болели раны, солнце жгло голову, мучило удушье.

Солдаты сорвали с Иисуса одежду, оставив лишь набедренную повязку. Осужденного поло­жили на крест. Послышался страшный стук мо­лотков, которыми в запястья рук и в ступни вго­няли огромные гвозди. Стоявшие рядом услышали слова Иисуса: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (см. Лк 23:34). После того как кресты с распятыми были подняты вертикально, конвою предстояло ждать последнего вздоха осуж­денных. Между тем подул ветер. Хмурые тучи заволокли небо. Казалось, само солнце скрылось, чтобы не видеть безумия людей. К трем часам дня стало темно, как в сумерках.

Последние слова Иисуса были: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой...» (Лк 23:46). Внезапно у Страдальца вырвался крик. Потом голова Его упала на грудь, сердце остановилось. Он был мертв. Сын Человеческий выпил Свою чашу до дна. Голгофа опустела. Двое тайных учеников Иису­са, Иосиф и Никодим, богатые, уважаемые люди, получили у Пилата разрешение взять тело Иису­са. При помощи слуг тело сняли с креста и пе­ренесли в соседний сад. Участок принадлежал Иосифу, который заготовил здесь себе склеп.

 

Рис. 174

Несение креста. А. Дюрер. Гравюра

 

Рис. 175

Распятие. Эль Греко. После 1606 г.

Усопшего завернули в погребальные пелены, вне­сли в пещеру и завалили вход круглой каменной плитой. Две женщины из числа близких учени­ков присутствовали при этом.

А апостолы? Они ничего не знали о месте погребения. Ужас сковал их. Пока их не трога­ли. Но долго ли это продлится? Еще больше их терзала мысль, что Тот, Кто свидетельствовал об истине и обещал привести их в Царство Божие, лежит теперь бездыханный. Значит, Иисус не Тот, за Кого они Его принимали, не Мессия, не Бо­жий Посланник?

 

Рис. 176

Оплакивание Христа. Гуго ван дер Гус. Правая часть диптиха

Победа над смертью

Апреля 30 г.

Много непостижимого хранят анналы1 истории, но самое невероятное в ней — жизнь Иисуса На­зарянина. Справедливо считают, что тайна смер­ти и воскресения Христа выходит за пределы, доступные человеческому знанию. Однако есть факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда дело Иисуса Христа, едва зародившись, казалось, навсегда погибло, а Его ученики потеряли веру, — все внезапно и коренным образом меняется. Те, кто только что поки­нул Учителя и отрекся от Него, смело возвещают о Воскресении Иисуса Христа. Свидетельства апостола Павла вместе с пасхальными повество­ваниями Евангелий демонстрируют реальный факт духовного воскресения учеников и подвиг их на проповедь Благой Вести.

Синедриону понадобилась своя официальная версия. Было объявлено, что ночью ученики Иису­са похитили Его тело и стали говорить, будто Он жив.

Но если бы апостолы участвовали в подлоге или знали о нем, откуда взялась бы у них сила духа и смелость отстаивать сознательный обман даже перед лицом смерти? А не могло ли случиться, что тело Иисуса было унесено кем-то другим? Сторонники этого мнения забывают, что то же самое думали ученики и впали в еще большее уныние. Перемена в них произошла лишь после того, как они увидели Воскресшего Иисуса.

 

Рис. 177

Положение во гроб. Икона. Конец XV в.

 

Рис. 178

Неверие Фомы. Конец XV в.

 

Выражение апостола Павла «тело духовное» (1 Кор 15:44) является, по-видимому, ключевым для понимания Пасхальной Тайны. Оно означа­ет, что в саду Иосифа произошла единственная в своем роде победа Духа, которая, не уничтожив плоти, дала ей новую, высшую форму существова­ния. Для апостолов Воскресенье стало залогом неодолимости Добра, олицетворенного в Иисусе.

Евангелия рассказывают нам, как Иисус при­ходил к ученикам, когда они находились в запер­том доме, присоединялся к ним на пути в сосед­нее селение, появлялся на берегу Галилейского моря. Каждый раз это была реальная встреча, открывавшая ученикам глаза на присутствие Иисуса. В эти светлые дни апостолы оконча­тельно утвердились в вере. Из Двенадцати толь­ко Фома не видел Господа. Когда он слушал восторженные слова других учеников, ему трудно было разделить их чувства. Не произошло ли ошибки? В один из последних дней Пасхи уче­ники собрались вместе в одном доме. Двери были плотно заперты: страх преследований еще не утих. И опять все внезапно увидели Иисуса. Он обратился к Фоме: подойди, протяни руку, про­верь!

 

Рис. 179

Спас. Андрей Рублев. Икона. Начало XV в.

 

«Господь мой и Бог мой!» — только и мог вымолвить апостол. Он не помышлял больше о доказательствах. «Ты потому уверовал, — сказал Христос, — что увидел Меня. Блаженны не ви­девшие и поверившие» (см. Ин 20:24~29).

Последними словами Воскресшего Господа на 40-й день после Пасхи были: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я пове­дал вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19-20).

Пронеслись века...

Возникали и рушились империи, гибли циви­лизации, менялся облик земли, но Церковь, осно­ванная Иисусом Христом Назарянином, возвы­шается, как скала, среди этого клокочущего моря. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на раз­ных языках и создавших бесчисленные формы культур.

Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем «со­гласии»; оно осудило угнетателей, возвысило жен­щину, способствовало искоренению рабства. Хри­стианская «закваска» превратилась в Европе и Новом Свете в источник динамизма, которого не знали все предшествующие пятьдесят тысяч лет существования человека.

Грозы и ураганы проносились над Церковью, внешние и внутренние опасности подстерегали ее. Властолюбие вождей и язычество толпы, мир­ские и аскетические соблазны, натиск открытых противников и грехи христиан, распри и раско­лы — все это порой, казалось, ставило под удар само существование Церкви. Но она выдержала все исторические битвы и кризисы.

Тайна ее неодолимости в Сыне Человечес­ком, Который, по слову апостола, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8).

Непросветленное сознание человека ищет внешнего величия, покоряется зримой силе; но не это дает ему Евангелие. Каждая душа, обретшая Иисуса Христа, отныне знает, что человек — не одинокий скиталец в черной космической пусты­не, а дитя Божие, соучастник Божественных за­мыслов. В Нем сокровенный и непостижимый Творец стал близок нам, и это наполняет жизнь радостью, красотой, смыслом. Нет больше «пуга­ющего безмолвия бездны», над всем — свет Хри­стов и любовь Небесного Отца.

_________________________________________________________________

1 Анналы (лат. «ежегодники») — название хроник-летописей; в переносном смысле — исторические матери­алы, информация (фактическая).

 

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Сотворение света. Г. Доре. Гравюра

2. Четвертый день творения. Ю. Карольсфельд. Гравюра

3. Бог создает Адама. У. Блейк. Иллюстрация к Книге Бытия. 1795 г.

4. Софийский собор в Киеве. X/ в.

5. Синагога «Слава Израиля» в Иерусалиме

6. Собор Нотр-Дам в Реймсе

7. Мечеть в Стамбуле

8. Благовещение. Икона. XIV в.

9. Богоматерь Владимирская. Икона. Фрагмент. Начало XII в.

10. Жертвоприношение Авраама. Ю. Карольсфельд. Гравюра

11. Сцена жертвоприношения. Римский рельеф. I в.

12. Сцена жертвоприношения. Роспись саркофага. Крит. Конец XV в. до Р.Х.

13. Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка. VIII в. до Р.Х.

14. Человек-рыба. Рельеф из Телль Халафа. Около 900 г. до Р.Х.

15. Сфинкс из Аттики. Начало VI в. до Р.Х.

16. Храм ягуаров. Центральная Америка. Чичен-Ица. X — XVI вв.

17. Бог Солнца. Центральная Америка. Тикаль. II—IX вв.

18. Бог огня. Сосуд. Центральная Америка. Чипаль. X — XVI вв.

19. Воин-орел. Сосуд. Центральная Америка. Чипаль. X — XVI вв.

20. Большой Сфинкс фараона Хафра в Гизе. Первая половина III тысячелетия до Р.Х.

21. Крылатые сфинксы. Панно из дворца в Сузах. VI в. до Р.Х.

22. Статуя крылатого божества Ашшура. VIII в. до Р.Х.

23. Южноскандинавские наскальные культовые изображения эпохи бронзы

24. Человек-ягуар. Роспись сосуда. Тикаль. XV в. до Р.Х. — II в. по Р.Х. Фрагмент

25. Идол. Навершие штандарта

26. Статуя шумерийского бога Аб-У. Середина III тысячелетия до Р.Х.

27. Бог Солнца. Иероглифическая лестница. II—IX вв. Фрагмент

28. Голова идола с острова Аморгос. Киклады. 2500—2000 до Р.Х.

29. Зиккурат в Уре. Конец III тысячелетия до Р.Х.

30. Молитва под пальмой. Роспись гробницы Амоннахта в Фивах. XIV—XIII вв. до Р.Х.

31. Статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Вторая половина XV в. до Р.Х.

32. Переселение Израиля в Египет. Г. Доре. Гравюра

33. Поклонение фараона Эхнатона Солнцу. Рельеф из храма в Ахетатоне. Начало XIV в. до Р.Х.

34. Голова царицы Нефертити. Первая половина XIV в. до Р.Х.

35. Голова Эхнатона. Начало XIV в. до Р.Х.

36. Кносский дворец. Нижний ярус светового колодца. Крит. XVI в. до Р.Х.

37. Богиня со змеями. Из сокровищницы Кносского дворца. Крит. 1700—1600 гг. до Р.Х.

38. Голова прорицателя. Статуя восточного фронтона храма Зевса. Олимпия. 460 г. до Р.Х. Деталь

39. Собрание богов (Гера, Гермес, Афина, Зевс, Ганимед, Афродита, Арес). Роспись килика. Тарквиния. Около 510 г. до Р.Х.

40. Пак. Золотая монета. Пантикапей. 350—320 гг. до Р.Х.

41. Голова Зевса. Отриколь. IV в. до Р.Х.

42. Сосна на алтаре Зевса. Пергам

43. Гора Синай

44. Статуя фараона Рамсеса II. X/// в. до Р.Х.

45. Колоссы Рамсеса II. Абу-Симбел. XIV в. до Р.Х.

46. Дочь фараона перед младенцем Моисеем. Г. Доре. Гравюра

47. Моисей заступается за своего соплеменника. Ю. Карольсфельд. Гравюра

48. Израильтяне перед Синаем. Г. Доре. Гравюра

49. Моисей спускается с горы Синай. Г. Доре. Гравюра

50. Алтарь

51. Скиния в пустыне. Модель

52. Разрушение стен Иерихона. Г. Доре. Гравюра

53. Битва израильтян с филистимлянами. П. Брейгель. 1562 г.

54. Самуил благословляет Саула. Г. Доре. Гравюра

55. Помазание Соломона на царство. Ю. Карольсфелъд. Гравюра

56. Соломон строит Храм. Ю. Карольсфелъд. Гравюра.

57. Храм Соломона и его окрестности. Модель

58. Грехопадение. Ю. Каролъсфельд. Гравюра

59. Жертвенник пророка Илии на горе Кармил

60. Илия на горе Хорив. Ю. Карольсфельд. Гравюра

61. Явление Ангела Илии Пророку. Г. Доре. Гравюра

62. Илия воскрешает сына вдовы. Г. Доре. Гравюра

63. Храм Неба. Пекин. 1420 г.

64. Лао-цзы уезжает на Запад. Статуэтка

65. Четырехликий Шивилингам. V в.

66. Кришна, поднимающий гору Говардхан. Миниатюра. XVIII в.

67. Кришна, поднимающий гору. Рельеф. XII в.

68. Голова Будды. Таиланд. XV—XVI вв.

69. Сидящий Будда. 110 г.

70. Голова Будды. VI в.

71. Статуя Будды. Пещера Юньган. Китай. V в.

72. Пещерный храм Юньган. Китай. V в.

73. Будда, увенчанный короной. X/ в.

74. Будда, произносящий проповедь. VIII в.

75. Будда врачующий. Корея. Иконостас. XVIII в. Фрагмент.

76. Гомер. IV в. до Р.Х.

77. Артемида. Восточный фриз Парфенона. 447—432 гг. до Р.Х. Фрагмент

78. Гомер. Монета из Хиоса. IV в. до Р.Х.

79. Дионис. Роспись амфоры. Около 500 г. до Р.Х.

80. Герма бога Диониса. V в. до Р.Х.

81. Дионис в ладье. Роспись килика. Фрагмент. Около 530 г. до Р.Х.

82. Дионис с сатирами и менадами. Роспись кратера. Фрагмент. Около 440 г. до Р.Х.

83. Фавн с тирсом. / в.

84. Орфей у фракийцев. Роспись кратера. Фрагмент. Около 450 г. до Р.Х.

85. Орфей, играющий на лире. Мозаика. /// в.

86. Пифагор. Середина V в. до Р.Х.

87. Античные театральные маски

88. Эсхил. 460-450 гг. до Р.Х.

89. Софокл. V в. до Р.Х.

90. Перикл. Около 440 г. до Р.Х.

91. Развалины греческого форума

92. Гераклит. V в. до Р.Х.

93. Сократ. Статуэтка

94. Сократ

95. Платон. IV в. до Р.Х.

96. Храм Посейдона

97. Афина. Роспись амфоры. Фрагмент. 490—480 гг. до Р.Х.

98. Ника Самофракийская. Около 190 г. до Р.Х.

99. Пророк Амос. Г. Доре. Гравюра

100. Пророк

101. Завеса

102. Сеятель

103. Пророк Исайя. Г. Доре. Гравюра

104. Видение пророка Исайи о разрушении Вавилона. Г. Доре. Гравюра

105. Господь поражает Левиафана. Г. Доре. Гравюра

106. Поражение Синаххериба по молитве Езекии. Ю. Карольсфельд. Гравюра

107. Поражение войск Синаххериба. Г. Доре. Гравюра

108. Пророк Иеремия. Микеланджело. Фрагмент росписи. 1511 г.

109. Плач Иеремии. Ю. Карольсфельд. Гравюра

110. Пророк Иеремия. Г. Доре. Гравюра

111. Пророк Иезекииль. Икона. Коней, XV в.

112. Пророк Иезекииль. Г. Доре. Гравюра

113. Пророк Иезекииль. Микеланджело. Фрагмент росписи. 1511 г.

114. Страшные видения пророка Иезекииля. Г. Доре. Гравюра

115. Разрушение Иерусалима и пленение израильтян. Ю. Карольсфельд. Гравюра

116. Пророк Исайя. Ю. Карольсфельд. Гравюра

117. Алтарь бога огня. Иран

118. Иона проповедует ниневитянам. Г. Доре. Гравюра

119. Избавление Ионы. Г. Доре. Гравюра

120. Сурья, бог Солнца. X// в.

121. Рождение Ситы. ХУ в.

122. Хари Хара. Божество с атрибутами Шивы и Вишну. 1730 г.

123. Воплощение Вишну в виде вепря. X — XI вв.

124. Вишну, спускающийся с небес (Избавление слона). VI—VII вв.

125. Триера. VI - V вв. до Р.Х.

126. Александр Македонский. Мозаичная картина в Помпеях. Фрагмент. // в.

127. Эпикур. IV - V вв. до Р.Х.

128. Диоген и Александр Македонский. Рельеф. Копия картины. IV в. до Р.Х.

129. Улица в Иерусалиме

130. Несчастия Иова. Г. Доре. Гравюра

131. Иов на гноище. Г. Доре. Гравюра

132. Антиох IV. Монета

133. Пророк Даниил. Г. Доре. Гравюра

134. Пророк Даниил во рву львином. Г. Доре. Гравюра

135. Три отрока в печи огненной. Г. Доре. Гравюра

136. Семисвечник. Рельеф на арке Тита. Фрагмент. После 81 г.

137. Священники

138. Первосвященник, ковчег, алтарь и священные сосуды в Святая Святых

139. Стол для хлебов предложения

140. Юпитер. / в.

141. Дьявол (демон подземного царства). Этрусский надгробный рисунок. IV— Шве. до Р.Х.

142. Эритрейская Сивилла. Микеланджело. 1509 г. Фрагмент росписи

143. Сципион Старший. /// в. до Р.Х..

144. Цицерон. / в. до Р.Х.

145. Гай Юлий Цезарь. / в. до Р.Х.

146. Ганнибал. /// в. до Р.Х.

147. Посидоний. / в. до Р.Х.

148. Август. Iв. ДО Р.Х.

149. Алтарь Мира Августа. 13—9 гг. до Р.Х. Реконструкция

150. Богоматерь. Феофан Грек. 1405 г. Фрагмент.

151. Симеон Праведный. Икона. Середина XVI в.

152. Поклонение волхвов. Мастер венского «Поклонения Младенцу». Около 1410 г.

153. Город Назарет                                                                      '

154. Поклонение волхвов. Джотто. Фреска. Около 1305 г.

155. Рождество Христово. Икона. Начало XV в. Фрагмент

156. Избиение младенцев. Скульптура Собора Нотр-Дам. Париж. XIII в.

157. Источник в Назарете

158. Иоанн Предтеча. Икона. XV в. Фрагмент

159. Христос в пустыне. И.Н. Крамской. 1872 г.

160. Искушение Спасителя диаволом. Г. Доре. Гравюра

161. Гора Искушения

162. Проповедь Иисуса. Г. Доре. Гравюра

163. Похоронная процессия

164. Дьявол, пожирающий душу человека. Скульптура. Франция. XII в.                        1

165. Базарный день в Иерусалиме

166. Четыре апостола. А. Дюрер. Диптих. 1526 г.

167. Вифания. Могила Лазаря

168. Могила Лазаря

169. Воскрешение Лазаря. Джотто. Около 1305 г. Фреска

170. Поцелуй Иуды. Джотто. Около 1305 г. Фреска

171. Взятие под стражу. А. Дюрер. Гравюра

172. Христос перед Пилатом. Скульптура собора в Наумбурге. Германия. XIII в.

173. Христос перед народом. И. Босх.

174. Несение креста. А. Дюрер. Гравюра

175. Распятие. Эль Греко. После 1606 г.                                                    \

176. Оплакивание Христа. Гуго ван дер Гус. Правая часть диптиха

177. Положение во гроб. Икона. Коней, XV в.

178. Неверие Фомы. Конец XV в.

179. Спас. Андрей Рублев. Икона. Начало XV в.                                                

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1973—1977 и др. годы.

2. Мифы народов мира. Т. 1-2. М„ 1980-1982.

3. Философская энциклопедия [ФЭ]. Т. 1-5. М., 1961-1970.

4. Абрамова 3. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М., 1966.

5. Авериниев С. С. Эсхатология. — ФЭ. Т. 5. М., 1970.

6. Его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

7. Александрийская поэзия. Сост. М. Грабарь-Пассек. М., 1972.

8. Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.

9. Его же. Находки у Мертвого моря. М., 1964.

10. Античная драма. Сост. С. Апт. М., 1970.

11. Античная лирика. Сост. С. Апт и Ю. Шульц. М., 1968.

12. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1972.

13. Асмус В. Ф. История античной философии. М., 1965.

14. Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

15. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

16. Его же. Смысл истории. М., 1990.

17. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

18. Бонгард -Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

19. Его же. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

20. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975.

21. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1969.

22. Боннар Ш. Греческая цивилизация. Т. I-III. М., 1958-1962 (М., 1992).

23. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

24. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1970.

25. Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961.

26. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1-2. М., 1976-1977.

27. Геродот. История, в девяти книгах. Пер. Г. Стратановского. М., 1972 (М., 1993).

28. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991.

29. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967.

30. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970.

31. Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1964.

32. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.

33. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

34. Дьяконов И. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., 1959.

35. Еврипид. Трагедии. Пер. И. Анненского. Т. I—II. М., 1969.

36. Зеньковскии В., прот." Апологетика. Рига, 1992.

37. Его же. Основы христианской философии. Т. 1—2. М., 1992.

38. Златковский Т. У истоков европейской культуры. М., 1961.

39. Ильин Г. Ф. Религия Древней Индии. М., 1959.

40. Индийская культура и буддизм: Сб. статей. Под ред. Н. И. Конрада и Г. М. Бонгард-Левина. М., 1972.

41. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.

42. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

43. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

44. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.

45. Кравчук А. Закат Птоломеев. М., 1973.

46. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965.

47. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957.

48. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

49. Его же. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

50. Его же. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

51. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

52. Маркин С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

53. Матье М. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

54. Ее же. Искусство Древнего Египта. М., 1964.

55. Ее же. Во времена Нефертити. М., 1965.

56. Матье М., Афанасьев В. К., Дьяконов И. М. Искусство Древнего Востока. М., 1958.

57. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.

58. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.

59. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1974 (Библиотека всемирной литературы, т. 42).

60. Перепелкин Ю. Тайна золотого гроба. М., 1968.

61. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1—3. М., 1961—1964.

62. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

63. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1—2. М., 1956.

64. Расмуссен К. Великий санный путь. М., 1958.

65. Редер Д. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.

66. Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972.

67. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964 (М., 1992).

68. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 1—2. М., 1975—1976.

69. Сенека Луи,ий Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

70. Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 1—2. М.: Мысль, 1988.

71. Его же. Сочинения в двух томах. Т. 1—2. М.: Правда, 1989.

72. Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 1—2. Л., 1969.

73. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

74. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

75. Тексты Кумрана. Пер. И. Д. Амусина. Вып. I. M., 1971.

76. Токарев С. Первоначальные формы религии. M., 1963.

77. Его же. Религия в истории народов мира. M., 1964.

78. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический Эгейский мир. M.,1958.

79. Трубецкой Е. Смысл жизни. M., 1918.

80. Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. M., 1990.

81. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. M.; 1990.

82. Франк С. Л. Сочинения, M., 1990.

83. Его же. Духовные основы общества. M., 1992.

84. Фрэзер Д. Золотая ветвь. M., 1980.

85. Хайгпун Д. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душанбе, 1958.

86. Хрестоматия по истории Древнего Востока. M., 1963.

87. Хрестоматия по истории Древней Греции. M., 1964.

88. Хрестоматия по истории Древнего Рима. M., 1962.

89. Церен Э. Библейские холмы. M., 1986.

90. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1—2. M., 1991.

91. Чайлд Г. Древний Восток при свете новых раскопок. M., 1956.

92. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. M., 1992.

93. Эпос о Гильгамеше. Пер. И. Дьяконова. M., 1961.

94. Эсхил. Трагедии. Пер. С. Апта. M., 1971.

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. .............................................. 5

I. ИСТОКИ РЕЛИГИИ ............................................. 7

Введение. ................................................ 7

Природа веры............................................. 9

Бытие и вера ...................................... 9

На пороге последней тайны ............................ 10

Человек перед Богом ................................. 13

Человек во Вселенной ....................................... 16

Творение, эволюция, человек ............................ 16

Образ и подобие.................................... 17

Человек: смерть и бессмертие .......................... 20

Перед лицом Сущего................................ 23

II. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ

Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей ....................... 25

Доисторический мир ....................................... 25

Зарождение религии ................................ 25

В мире демонов и духов ............................. 26

Доисторические мистики ............................. 28

Магическое миросозерцание ............................ 29

Первые цивилизации ........................................ 31

От магов к обожествленным царям ....................... 31

Земля Сеннаарская. ................................ 33

Восток и Запад во втором тысячелетии до Р.Х. .................... 35

Пастушеские народы. Арьи в Индии ..................... 35

Люди, стихии и боги ................................ 37

Начало Ветхого Завета. Авраам ........................ 39

Сыны Израиля ................................... 40

Божественное Солнце. «Еретик из Ахетатона» ............... 42

Тайна Лабиринта .................................. 44

Утро Эллады. Олимпийцы ............................. 46

Борьба богов и титанов .............................. 47

 

Народ Завета ............................................ 49

«Дом рабства». Моисей. .............................. 49

Путь к Синаю .................................... 52

Десять заповедей ................................... 54

Земля Обетованная ................................. 56

Бог Израилев и язычество. ............................ 57

Теократическое царство. Сионский завет ................... 59

Священная история.................................. 62

Борьба за веру. Пророк и царь ......................... 67

III. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ

Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до Р.Х. .............. 69

Китайская философия ....................................... 69

На берегах Хуанхэ.................................. 69

По заветам предков ................................. 71

Индия от брахманизма до Будды .............................. 73

«Тайное учение» .................................. 73

Провозвестие Кришны. Бхагавад-Гита .................... 74

Жизнь и проповедь Будды Гаутамы ............................ 77

Шакийский отшельник .............................. 77

IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА

Религия и философия Древней Греции ..................................... 83

Древнегреческая религия .................................... 83

Очеловеченные боги ................................ 83

Дионис.......................................... 86

Орфики ......................................... 88

Пифагор........................................ 90

Греческая трагедия ......................................... 91

Эсхил. .......................................... 91

Софокл. ........................................ 92

Древнегреческая философия ................................... 96

Возникновение философии ............................. 96

Гераклит........................................ 97

Сократ .......................................... 98

Смерть мудреца ................................... 100

Платон. Поиск истины ............................... 101

Идея двух миров .................................. 102

Государство...................................... 104

Логос и Хаос .................................... 106

 

V. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ

Библейские пророки от Амоса до эпохи реставрации, VIII—IV вв. до Р.Х. ............. 107

Введение. ............................................... 107

До плена. ............................................... 108

Пастух Амос ..................................... 108

Откровение любви Божией. Пророк Осия .................. 111

Исайя и «бедняки Господни» ........................... 113

Слово о Мессии. ................................... 116

Самария и Сион. ................................... 117

Языческая реакция. Сокровенная Тора ................... 120

Возрождение пророчества. Призвание Иеремии .............. 120

Иерусалимская реформа ............................. 122

Иеремия против Иерусалима .......................... 123

Небесная колесница. Иезекииль ........................ 126

Крушение ....................................... 128

И на развалинах живет надежда ........................ 129

Плен и реставрация ........................................ 130

«На реках вавилонских» ............................. 130

Видение Града Божия ................................ 131

«Ветхозаветный евангелист» ........................... 132

Пророк Авесты и пророк Библии ....................... 135

Конец неволи .................................... 139

Возвращение. Первые трудности ........................ 140

Второй Храм..................................... 142

VI. НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА

От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя ............... 145

Буддизм, йога и индуизм .................................... 145

Ашока ......................................... 145

«Царственная йога» Патанджали ....................... 146

Индуизм. ....................................... 147

Греческая мысль .......................................... 149

Человек в меняющемся мире .......................... 149

Эпикур и скептики ................................. 150

«Жить согласно природе!» ............................ 152

Первые стоики. ................................... 153

Мудрецы Ветхого Завета .................................... 153

Человеческая мудрость и Премудрость Божия ............... 153

Иов........................................... 155

Экклезиаст ...................................... 157

Иудейство и эллинизм ...................................... 158

Эллинизация. Книга Даниила .......................... 158

Отделившиеся .................................... 162

 

Рим, греки и восток........................................ 165

Душа и вера римлянина..............................   165

Этруски, Сивилла, Карфаген ........................... 167

Эллинизм в Риме ..................................         169

Попытки синтеза ..................................          170

Иудейские миссионеры ..............................   172

Человекобог ..................................... 173

Преддверие..............................................      174

Земная власть и тайна мессианства ......................        174

VII. ИИСУС ХРИСТОС

Начало христианства 7 г. до Р.Х. — 30 г. по Р.Х. ........................... 177

Введение. ...............................................        177

Пролог.........................................    178

От Вифлеема до Капернаума .................................   178

Рождение Иисуса Христа ............................  178

Предтеча. Иисус в пустыне ........................... 180

Галилея. Первые ученики ............................ 182

Благая Весть ..................................... 184

Мессия .................................................          189

«Не мир, но меч» ..................................         189

Знаки присутствия Царства Мессии .....................       190

Двенадцать учеников. Смерть Иоанна Крестителя ............        190

Тайна Иисуса .................................... 192

Навстречу Голгофе ........................................ 193

Много званых — мало избранных ......................        193

Час близится ..................................... 194

Пасха Нового Завета ...............................      196

Ночь в Гефсимании.................................       197

Через страдания и смерть к вечному торжеству..................... 198

Суд Синедриона ...................................          198

Суд прокуратора. Голгофа ............................ 198

Победа над смертью ................................      201

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ. .......................................  205

ЛИТЕРАТУРА...................................................  209


 


Александр Вольфович Мень

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Книга первая В поисках Пути, Истины и Жизни

Художник:

П.П.Ефремов Фото:

Ранет Матказин

Редакторы:

Н.В.Вербицкая, B-А.Дементьев, Т.И.Краузова, М.С.Федорова Корректор:

Т.И.Сергеева

Подбор иллюстраций:

Т.Н.Макарова

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 25.09.97 Формат 84х108/16. Печать офсетная Гарнитура «Академическая». Объем 13,5 п. л. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 2301 Цена договорная

Издательский Дом «ФОРУМ» 103001, Москва, ул. Большая Садовая, д. 4, строение 1

Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107 Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63. Факс: (095) 485-53-18. E-mail:books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.