Назарет 7 г. до Р.Х. — 27 г. по Р.Х.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной хронологии тех или иных собы­тий время обозначается числом лет, прошедших либо до начала «новой эры», либо после: «до н.э.», «н.э.». За начало новой эры было принято вре­мя Рождества Иисуса Христа. Такой порядок летосчисления был предложен в VI в. по Р.Х. и вскоре был принят всеми европейскими страна­ми. До этого все страны Средиземноморья вели летосчисление от времени основания Рима. Так, само рождение Иисуса Христа, как полагали, про­изошло в 747 г. от основания Рима. Уже в на­шем веке из сопоставления всех исторических сведений о событиях того времени было установлено, что рождение Иисуса Христа произош­ло ранее даты, принятой в VI в. Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что Рожде­ство Христово совершилось в 7—6 гг. «до Р.Х.».

Евангелия от Матфея и Луки содержат рас­сказ о рождении Иисуса во время правления царя Ирода. Два других Евангелия, от Марка и от Иоанна, начинают свое повествование с того вре­мени, когда Иисус уже выходит на проповедь Сво­его учения. Ему было около 30 лет.

Царь Ирод Великий правил Иудеей с 37 г. до Р.Х. по 4 г. по Р.Х. Захватив власть при поддержке римлян против воли народа, он тщет­но стремился завоевать у него популярность. Ирод развернул большое строительство; за тридцать три года его царствования страна получила авто­номию. Честолюбивый и жестокий, Ирод посто­янно жил в атмосфере страха, опасаясь заговоров. Жертвами его подозрительности стали жена и двое сыновей.

 

Рис. 154

Поклонение волхвов. Джотто. Фреска. Около 1305 г.

 

Рис. 155

Рождество Христово. Икона. Начало XV в. Фрагмент

 

В правление императора Августа ему было приказано провести перепись по всей Палестине. Каждому семейству надлежало для этого прийти в город, откуда родом был глава семьи. Так Иосиф и Мария оказались в Вифлееме, небольшом древ­нем городе, неподалеку от Иерусалима. Мария ждала ребенка. Из-за большого скопления лю­дей невозможно было найти места в доме. Ма­рии и Иосифу пришлось остановиться в пещере, служившей загоном для овец. Там Мария роди­ла своего Сына — Иисуса. Местные пастухи — первые, кто увидел Младенца, — рассказывали о необыкновенных явлениях, которые привели их в пещеру.

Когда Мария пришла с Младенцем в Иеру­салимский храм для выполнения очистительных обрядов, прозорливый старец Симеон предсказал ее Сыну великое будущее. Симеон благословил изумленных родителей и добавил, обращаясь к Марии: «Вот Он лежит на падение и на восста­ние многих в Израиле... Тебе же самой душу пройдет меч» (см. Лк 2:34—35).

А через два года с Востока в Иерусалим пришел небольшой караван. Мудрецы-астрологи, называемые волхвами, расспрашивали у всех, где находится родившийся Царь Иудейский, так как они видели на небосклоне новую необыкновен­ную звезду. По их мнению, она свидетельствова­ла о рождении в Иудее великого Царя, Которому они и пришли поклониться. Слух об этом дошел до Ирода. От первосвященников он узнал, что, согласно пророчествам, это могло произойти в Вифлееме. Призвав к себе волхвов, Ирод узнал о времени появления звезды и повелел им разуз­нать все о Младенце и затем сообщить ему. Вла­столюбивый старик планировал уничтожить нео­жиданного соперника. Евангелие рассказывает, что после поклонения Младенцу Иисусу волхвы не возвратились к Ироду, а отошли в свою страну другим путем.

 

Рис. 156

Избиение младенцев. Скульптура Собора Нотр-Дам. Париж. XIII в.

 

Разгневанный царь отдал безумный по жес­токости приказ уничтожить в Вифлееме всех мла­денцев в возрасте до двух лет. Когда речь шла о власти, он не останавливался ни перед чем.

Однако Тот, Кого искали убийцы, был уже далеко от города. Семья Иосифа скрылась вско­ре после ухода волхвов. Они отправились в Египет — один из ближайших центров, где жили иудеи вне Палестины и где нередко спасались пресле­дуемые Иродом.

 

 

Рис. 157

Источник в Назарете

 

Когда спустя несколько лет известие о смер­ти Ирода (4 г. по Р.Х.) достигло Египта, Иосиф вернулся на родину и поселился на севере Пале­стины, в небольшом городке Назарете, где жил с Марией прежде.

Как жила семья Иосифа в Назарете? Лишь Матфей и Лука очень немного рассказывают о детских годах Иисуса. Во всяком случае, Иисус с детства постоянно видел людей, заботливо ох­раняющих свои стада, виноградарей, подвязываю­щих лозы, сеятелей на весенних полях, жнецов с серпами, срезающих колосья. Позднее эти кар­тины послужили образами для Его притч. Как и Иосиф, Иисус стал плотником. Иосиф умер, ве­роятно, когда Иисусу было около двадцати лет. Во время служения Иисуса Его называли «Сы­ном Марии», что означало, что Иосифа уже не было в живых.

Становление любой личности, а особенно нео­быкновенной, всегда загадка; тем более нам не дано проникнуть в тайну души Иисуса. Одно толь­ко кажется бесспорным: Он был свободен от внут­ренних конфликтов, которые с детских лет терза­ют человека. Вероятно, в свободные от труда часы Иисус, как и позднее, в годы проповедничества, любил уходить в уединенные места для молитвы. Там, на холмах Назарета, полный духовных и те­лесных сил, Он только ждал знака, чтобы бросить в мир первые семена Своей проповеди. И знак был подан.

Предтеча. Иисус в пустыне

Г.

Однажды группа людей, состоящая из представи­телей духовенства и религиозных учителей, вы­шла из ворот Иерусалима и отправилась по доро­ге, ведущей к берегам Иордана. Предпринять это путешествие их побудил слух о молодом пустын­нике Иоанне, называвшем себя «голосом вест­ника».

Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано остался без родителей. Весь­ма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели аскетичес­кий образ жизни.

 

Рис. 158

Иоанн Предтеча. Икона. XV в. Фрагмент

 

Иоанн также вел жизнь аскета. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед. Когда ему исполнилось тридцать лет, он покинул пусты­ню, пришел в долину Иордана и начал свою про­поведь. «Покайтесь, — говорил пророк, — ибо близко Царство Небесное!» (Мф 3:2). Его сло­ва сразу же нашли широкий отклик. К реке тол­пами шли люди из окрестных городов и сел. Про­рок говорил о Суде над миром, и, казалось, все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий.

Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иорда­на. Подобно тому как вода омывает тело, так по­каяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением (греч. «баптизо», рус. «креще­ние») люди исповедовали свои грехи.

Чего же хотел Иоанн? По свидетельству иудей­ского историка Иосифа Флавия, Иоанн учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными перед Богом». О себе Иоанн говорил, что он послан для того, чтобы приготовить народ к приходу Божьего Посланни­ка — Мессии, а он, Иоанн, — Его Предтеча.

Слушая Иоанна, народ постоянно находился в ожидании. Многие знали, что Мессия долго будет оставаться неузнанным. Слова Иоанна: «Он стоит среди вас» (Ин 1:26) заставляли учащенно биться сердца. В это самое время на берегу сре­ди толпы появился Человек из Назарета. Это была символическая встреча. Отшельник во вла­сянице с изможденным лицом воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который внешне, казалось, ничем не отличался от любого просто­людина из Галилеи.

 

Рис. 159

Христос в пустыне. И.Н. Крамской. 1872 г.

После крещения Иисус тотчас покинул бе­рег Иордана и углубился в пустыню. Там, среди голых безжизненных холмов. Он провел в посте более месяца. По пути на север, в Галилею, Иисус на короткое время снова побывал в том месте, где проповедовал Иоанн. Когда Иоанн увидел Его, он сказал, обращаясь к окружавшим его лю­дям: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира» (Ин 1:29). Слово «Агнец» напоминало о проро­ках, которых преследовали и убивали. Иоанн по­вторил свое свидетельство в кругу учеников, пос­ле чего Андрей и Иоанн стали искать встречи с Иисусом. Они пришли в дом, где Он остановился, и провели там весь день. На следующий день Андрей отыскал брата своего Симона-Петра и с восторгом заявил: «Мы нашли Мессию...». По­разительная весть быстро распространилась среди галилеян, которые пришли на Иордан. Скорее всего, эти простосердечные люди решили, что най­денный ими Царь скрывается лишь до поры до времени, но придет час, и Он займет престол, а они, узнавшие Его, стяжают великую славу в мессиан­ском Царстве. Итак, на север, в Галилею, Иисус пришел уже не один, а в сопровождении Своих приверженцев.

 

Галилея. Первые ученики

Весна 27 г.

Вначале могло показаться, что проповедь Иисуса была лишь продолжением миссии Иоанна Крес­тителя. Оба говорили о близости Царства Бо­жьего, оба звали народ к покаянию и приняли в качестве обряда водное омовение — крещение. Но в отличие от Иоанна, Иисус Сам шел на­встречу людям. Он обходил города и селения. По субботам Его речь звучала в молитвенных домах, а в остальные дни — под открытым не­бом. Иной раз толпа была настолько велика, что Иисус садился в лодку и оттуда обращался к расположившему на берегу народу.

Живя в Галилее, Учитель неизменно вставал рано и встречал восход, уединившись в горах. День Иисуса был заполнен напряженным трудом: до самой темноты за Ним по пятам следовали боль­ные, ожидая облегчения недугов, уверовавшие жадно ловили Его слова, скептики задавали ка­верзные вопросы или вступали с Ним в споры, книжники требовали разъяснения трудных мест в Библии. Порой Иисусу и Его ученикам неког­да было и поесть. Однако в Евангелиях только дважды говорится, что Учитель сильно устал. Обычно же мы видим Его неутомимым и полным энергии. «Моя пища, — говорил Он, — есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4:34).

Глубоко человечным рисуют Христа еванге­листы. Он скорбит, удивляется, радуется, обнимает детей, любуется цветами. Речь Его дышит снис­ходительностью к слабостям человека, но Своих требований Он никогда не смягчает. Он говорит с нежностью и добротой, но может быть строг и даже резок. Обычно кроткий и терпеливый, Иисус беспощаден к ханжам. Тем не менее внутренний разлад Ему чужд. Он всегда остается Самим Собой. Иисус далек от болезненной экзальтации, от исступленного фанатизма, свойственного мно­гим подвижникам и основателям религий. Про­светленная трезвость — одна из главных черт Его характера.

Писателям никогда не удавалось создать убе­дительный образ героя, если портрет его не отте­нялся недостатками. Исключение составляют евангелисты, и не потому, что они были непревзойден­ными мастерами, а потому, что изображали не­превзойденную Личность. Иисус не отворачи­вался от мира, не прятал от него сокровищ духа, а щедро отдавал их людям. «Когда, — говорил Он, — зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме» (см. Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 8:16; 11:33).

Нередко слова Его звучали величественным речитативом, напоминая гимны древних проро­ков. Он часто говорил афоризмами, ставил воп­росы, не пренебрегая и логическими доводами. Особенно любил Иисус примеры из повседнев­ной жизни — притчи. В них наиболее полно запечатлелось Его учение. Рисуя перед людьми знакомые картины природы и быта, Иисус не­редко предоставлял слушателям самим делать вы­воды из Его рассказов. Так, избегая абстрактных слов о человеческом братстве. Он приводит слу­чай, когда пострадавший от разбойников иудей получил помощь от иноверца-самарянина. Подоб­ные истории западали в душу и оказывались дей­ственнее любых рассуждении.

 

Рис. 160

Искушение Спасителя диаволом. Г. Доре. Гравюра

 

Вероятно, все первые последователи Иисуса были молоды. Старшинство принадлежало ры­баку родом из города Вифсаиды — Симону. Иисус дал ему прозвище Кифа, камень, что по-гречески звучит как Петр. Другим учеником был Андрей, брат Симона-Петра. Два других ученика, братья Иаков и Иоанн, также были рыбаками. В Ка-пернауме находилась таможня. Посетив ее, Иисус встретил там сборщика налогов — мытаря Мат­фея и сказал ему: «Следуй за Мной». Матфей сразу присоединился к ученикам Иисуса. Позднее этот человек, вероятно, первым начал записывать слова Христа. Кроме этих пяти учеников, среди приверженцев Иисуса были и другие, все они происходили из Галилеи. Южанином был только уроженец города Кериота1 Иуда. Именно ему поручил Иисус хранение средств общины. Тем самым Он, быть может, хотел подчеркнуть Свое доверие Иуде.

 

Рис. 161

Гора Искушения

 

Имя этого человека стало символом низости и вероломства. Однако сомнительно, чтобы Хри­стос желал приблизить к Себе морального урода, существо, нравственно безнадежное. Драма Иуды была связана с потерей веры в Учителя, разоча­рование породило в нем чувство озлобленности и толкнуло на предательский шаг. Во всяком слу­чае, считать, что Иудой руководила только алч­ность, — значит неправомерно упрощать еван­гельскую трагедию.

______________________________________________________________________

1 В литературе встречаются также написания Кириот или Кариот.

Благая Весть

Иисус Христос называл Свое учение Радостной, или Благой, Вестью (греч. Евангелие). Он при­нес миру не новые философские доктрины и не познание тайн потустороннего. Он в корне из­менил само отношение людей к Богу. Благая Весть Иисуса говорит о высшем призвании человека и о радости, которую дарует ему единение с Твор­цом. Неисчерпаемое богатство Евангелия вкрат­це обрисовать нелегко, поэтому мы остановимся лишь на главном.

Небесный Отец и Богосыновство. Пропо­ведь Иисуса обращена не к «массам», не к безли­кому муравейнику, а к каждой отдельной личнос­ти. В толпе духовный уровень людей снижается, они оказываются во власти стадных инстинктов. В каждом человеке заключен целый мир, беско­нечно ценный в глазах Божиих. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не покидает девя­носта девяти в пустыне и не идет за пропавшей, доколе не найдет ее?.. Говорю вам, что так на небесах радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии» (см. Мф 18:12-14; Лк 15:4-7).

Из всех имен, которыми в Писании называет­ся Творец, Иисус предпочитает слово Отец. От Христа люди узнают, что с Создателем Вселен­ной можно говорить один на один, как с любя­щим Отцом, Который ждет ответной любви. Ни храмовое действо, ни даже совместная молитва не могут заменить общения с Богом наедине, со­кровенной беседы с Отцом. В единственной мо­литве, которую дал Иисус ученикам. Он учит мо­литься простыми словами с любовью и доверием (см. Мф 6:9-13; Лк 11:2-4).

 

Рис. 162

Проповедь Иисуса. Г. Доре. Гравюра

 

ОТЧЕ НАШ, КОТОРЫЙ НА НЕБЕ­САХ!

Мы дети Твои, и у Тебя наша отчизна.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ. Пусть пре­будет в нас благоговение к Твоей священней тайне.

ДА ПРИДЕТ ЦАРСТВО ТВОЕ, ДА БУ­ДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ. Мы ждем, чтобы Ты воцарился во всем Своем Творении, чтобы исполнился Твой замысел и Ты один стал нашим Царем и Господом.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ СЕГОДНЯ. Поддержи нашу жизнь сейчас, ибо мы верим, что о завтрашнем дне Ты позаботишься.

И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОСТИЛИ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ. Сыновний долг, который мы так плохо платим Тебе, есть ответная любовь. Научи нас любить и прощать друг друга, как Ты любишь и прощаешь нас.

И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО. Огра­ди нас от зла, идущего извне и от нас самих.

ИБО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ВОВЕКИ. АМИНЬ.

Заметим, что на первое место в этой молитве ставятся не человеческие желания, а воля Госпо­да. Обращаясь к Нему, люди не должны искать только своего. В Евангелии проблема зла — практическая проблема, жизненная задача.

Заповедь любви. Зло, с которым человек соприкасается теснее всего, живет в нем самом:

склонность к насилию, слепая мятежность, ищущая самоутверждения за чужой счет и безгра­ничного простора инстинктам. Это зло питается ощущением собственного «я» как единственного центра, имеющего ценность. Растворение «я» в стихии общества, в коллективе, казалось бы, огра­ничивает бунт индивида, но при этом нивелирует, стирает личность. Выход из тупика — в библейс­кой заповеди, данной еще в Ветхом Завете, за­долго до Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18; Мф 5:43; 19:19; 22:39; Мк 12:31; Лк 10:27). Она призы­вает к борьбе против эгоистических начал, к при­знанию ценности другого «я». Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: «Во всем, как хотите, чтобы с вами по­ступали люди, поступайте и вы с ними» (Мф 7:12; Лк 6:31).

 

 

Рис. 163

Похоронная процессия

 

Евангелие — это не формальная схема «доб­родетели», которая сводится к одним запретам. Блаженный Августин, живший в IV в. по Р.Х., писал: «Люби Бога и поступай как хочешь», то есть отношение к людям должно органично вы­текать из веры. Познавший Бога не может не любить Его творение.

А как должны поступать ученики Христовы, если сталкиваются с проступками других людей? При виде слабостей ближнего человек должен не выносить ему приговор, а сострадать, памятуя о собственной греховности. «Не судите, — предо­стерегает Иисус, — чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет отмерено и вам» (Мф 7:2; Мк 4:24; Лк 6:38).

Приближая к Себе грешников, Иисус хотел пробудить в них раскаяние и жажду новой жиз­ни. Нередко Его доброта и доверие совершали подлинные чудеса.

Старое и новое. Для людей, слушающих Иисуса, было важно решить, как соотносится Его учение с древним Моисеевым Законом. Религи­озные учители Израиля времен Иисуса, фарисеи и книжники, часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил. Иисус, напротив, возвращал Ветхий Завет к его истокам — к Десяти запо­ведям Синая, подлинному Моисееву наследию, со­храненному пророками. Иисус углубляет и до­полняет этические требования Закона. Если Закон воспрещал убийство, то Иисус призывает изго­нять из сердца ненависть — корень преступле­ния. Если Закон осуждал нарушение верности в браке, то Иисус говорит об опасности порочных чувств. Если Закон требовал соблюдения клят­вы, то Иисус вообще считает ее излишней: «Да будет слово ваше да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37).

Людям свойственно ненавидеть врагов, но уче­ники Иисуса Христа должны побеждать зло доб­ром. Им следует бороться с мстительными чув­ствами. Мало того, они должны делать добро своим обидчикам. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему вос­ходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте со­вершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:45; 5:48). Вот захватывающая дух высо­та, куда Иисус призывает человека.

Еще в самом начале Своего служения Иисус утвердил новое отношение к женщине.

Для Сократа женщина была лишь тупым, на­зойливым существом. Будда не разрешал своим последователям даже смотреть на женщин. В дохристианском мире женщины чаще всего оста­вались молчаливыми рабынями, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом и до­машними заботами. Не случайно в одной из иудей­ских молитв были слова: «Благодарю Тебя, Боже, что Ты не создал меня женщиной...» Христос возвращает женщине отнятое у нее человеческое достоинство и право иметь духовные запросы. Отныне место ее не только у семейного очага. Поэтому среди ближайших последователей Иисуса мы видим немало учениц.

Впоследствии, когда настал час испытаний, первые женщины-христианки не покинули Гос­пода, как другие Его ученики. Женщины были на Голгофе в момент Его смерти, проводили Учи­теля до места погребения, им первым была от­крыта Пасхальная тайна.

Евангелие разрушило преграды, разделяющие людей. Каждый, становящийся христианином, при­обретает как бы второе гражданство, входит в на­род, в котором «нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос» (Гал 3:28; Кол 3:11).

Земная жизнь и жизнь вечная. Уверен­ность в том, что существует иная жизнь, которая продолжается и после распада тела, жила в со­знании людей с глубокой древности. Платон, на­пример, утверждал, что наш земной путь есть лишь прелюдия вечности.

Ветхозаветная религия в этом отношении представляла собой исключение. Очень долго она не находила ответа на вопрос о посмертной уча­сти человека. В Ветхом Завете было создано представление о Шеоле, сумрачном царстве мер­твых, Преисподней. Настоящее же «продолже­ние жизни» видели главным образом в потом­ках. Только в IV в. до Р.Х. Израиль услышал благовестие о вечной жизни. Но не «бессмертие души» открылось ему, а грядущее возрождение, воскресение всего человека — новое небо и но­вая земля, где будет царствовать правда и все злое будет побеждено.

 

 

Рис. 164

Дьявол, пожирающий душу человека. Скульптура. Франция. XII в.

Иисус Христос полностью подтвердил веру в воскресение мертвых. Однако, постоянно ука­зывая на реальность «будущего века». Он не про­поведовал отвлеченного спиритуализма, для ко­торого земная жизнь — призрак.

Евангелие учит не только о потустороннем, но и о том, как нам должно жить сегодня. Бессмер­тие, воскресение, Царство Божие, о которых гово­рит Евангелие, неотделимы от того, что совершает­ся в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает только материальному, ждет неминуемая катастрофа. Жизнь коротка и может оборваться в любой момент. И в любой момент человек мо­жет быть спрошен о том, как он прожил свою жизнь, на что употребил он данные ему способно­сти и таланты.

 

 

Рис. 165

Базарный день в Иерусалиме

 

Иисус призывал Своих последователей: «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и кра­дут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подка­пывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19—20).

Во времена пророков вокруг них группиро­вались люди, которые называли себя «духовными бедняками». Они не были нищими в обычном смысле этого слова, но праведниками, желавшими освобождения от суетности и стяжательства. Та­кими же, по словам Иисуса, должны быть и Его ученики: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3). «Нищие ду­хом» — избравшие добровольную бедность, чтобы стяжать благодатные дары духовные, — нищие ради духа.

Царство Божие. Что же такое Царство Божие, Весть о котором занимает столь важное место в проповеди Иисуса? В иудаизме это по­нятие нередко связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле. Пророки же верили, что воцарение Бога прежде всего изгонит всякое зло и преобразит Вселенную. В апокалиптической литературе, по­вествовавшей о конце истории, переплетались оба воззрения. Но то, что начало Царству по­ложит приход Мессии, было общим чаяни­ем почти всех иудеев.

Иисус говорит о Царствии Божием, иногда называя его также Царством Не­бесным, как о Своем Царстве, Своем гос­подстве в мире и в сердцах людей. Цар­ство Божие «не от мира сего» (Ин 18:36), оно выше всего преходящего. Сокрушая власть зла, оно несет на землю законы Неба. Эту духовную реальность нельзя ставить в один ряд с каким-либо земным счастьем. Земное счастье хрупко, немного нужно, чтобы развеять его. Царство Божие — это жизнь в правде Божией, именно такая жизнь приносит человеку наивысшее удов­летворение и счастье. Царство Божие наследуют миротворцы и сострадательные, чистые сердцем и гонимые за правду. Там утешатся плачущие, обогатятся «нищие ради духа», насытятся алчущие Истины.

Таким образом, Благая Весть Иисуса Христа есть весть о спасении от духовной смерти, о при­общении мира к Божественной жизни как выс­шей его цели. Это Царство уже приходит в наш мир, если в душах людей воцаряется Господь. Оно приносит вступающим в него не забытье, а светлое, радостное чувство близости Отца Не­бесного.

«А Я говорю вам...» Возможно ли, посиль­но ли для людей то, к чему зовет Евангелие? Ведь человек, даже полюбив идеал, часто не находит в себе сил подняться до него. Другое могучее при­тяжение владеет им, пригибая к земле: человек стремится к богатству, носит на шее камень забо­ты, проводит отпущенное ему драгоценное время жизни, погрязая в мелочах.

Кто же может проложить путь к Царству? Кто подведет к нему человека?

Но вот люди слышат слово Иисуса Назаря­нина: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них...» (Мф 18:20). Значит, Он — Мессия? Долгожданный Утешитель Израиля? Все видели, что Иисус проповедует «как власть имею­щий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29; Мк 1:22). Как понимать Его слова: «А Я говорю вам...»? Иисус не только Пастырь; Он — Дверь, Врата, через которые входят овцы. Так учил Он о Себе Самом.

Он — Посредник, соединяющий Небо и зем­лю. «Никто, — говорит Иисус, — не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Но почему же тогда Он действует столь осторожно, почему скрывает от народа Свой сан, запрещает называть Себя Мессией?

МЕССИЯ

«Не мир, но меч»

Весна 28 г.

«Жизнь Иисуса, — говорит Гилберт К. Честер­тон, — стремительна, как молния. Это прежде всего драма, прежде всего — осуществление». Действительно, ученики не могли не чувствовать, что у Иисуса есть некий план, подобно далеко идущему плану полководца. Он требовал от них решимости стоять до конца. Его Евангелие не имело ничего общего с мечтательным благоду­шием и расслабленностью.

Бой с царством зла будет нелегким. Против Мессии восстанут все грехи и предрассудки, укоренившиеся в людях. Целеустремленность Иисуса одновременно пленяла и страшила уче­ников. Впрочем, Его слова они истолковывали по-своему, думая, что Учитель намекает на рево­люционный взрыв, за которым последует Его ко­ронация в Иерусалиме. И когда Иисус напра­вился туда на Пасху, они решили, что настанет день, когда Царствие Божие будет «взято силой» (Мф 11:12).

Иерусалим в те годы был под властью по­сланца Римского императора — прокуратора Понтия Пилата. Его жестокость, алчность и са­модурство были известны повсюду. Инциденты, вызванные беззакониями прокуратора, не раз кон­чались массовой резней. Каждую Пасху прави­тель ждал восстания и потому на праздник каж­дый раз приезжал из своей резиденции, Кесарии, в Иерусалим, где мог лично следить за порядком. Опасения Пилата были вполне основательны. Он располагал небольшим войском в три тысячи че­ловек, а националисты-зелоты и их сторонники только ждали вождя, который поднял бы народ против римлян.

По-видимому, ученики Иисуса втайне хотели, чтобы именно Он стал этим вождем. Однако Учитель, казалось, полностью игнорировал про­блему чужеземного владычества. Его тревожило не политическое, а духовное состояние народа. Появившись в Иерусалимском храме, новый Учи­тель сразу привел всех в замешательство. Свив из веревок бич, Он выгоняет за ограду Храма овец и волов, предназначенных на продажу для жерт­воприношения. Он властно требует покончить с бесчинством вблизи святыни: «Не превращайте дома Отца Моего в дом торговли!» (см. Ин 2:16).

Первый визит в Иерусалим закончился лишь столкновением с религиозными вождями. Когда Иисус толковал Закон в духе учения пророков, книжники обвиняли Его в покушении на «пре­дания старцев». Когда Он говорил, что милосер­дие угоднее Богу, чем обряды, в глазах фарисеев это был подрыв всей системы ритуалов благоче­стивой жизни.

Может показаться странной такая слепая пре­данность букве и форме. Однако нужно учиты­вать, что обрядоверие — упорный недуг, кореня­щийся в глубине человеческой психики. Потому-то в истории бушевало столько страстей вокруг ритуалов и было пролито столько крЬви из-за разногласий в религиозных церемониях. Сход­ная болезнь, подобная навязчивому неврозу, пора­жала нередко и христиан, которые забывали, что для Христа любовь к Богу и людям несравненно выше любых внешних предписаний.

Приверженцы буквы, ритуала и старины во все времена отличались косностью. Драма фари­сеев связана с типичным проявлением того, что впоследствии стали называть «фарисейством». Иерусалимские старейшины, как брахманы Ин­дии или русские староверы, жили в постоянном страхе «осквернения». Про них говорили, что они готовы «очистить само солнце». Но, думая своей набожностью приблизить времена Мессии, вож­ди Израиля, сами того не сознавая, отвернулись от Того, Кто принес им Весть о спасении.

С тех пор Иисус еще не раз посетит Иеруса­лим, но признан там не будет. В его общину войдут преимущественно галилеяне, жители се­верной части Палестины, а жителям юга Он ос­танется чужд.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.