От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя

БУДДИЗМ, ЙОГА И ИНДУИЗМ

Ашока Индия, 272-232 гг. до Р.Х.

Определенные моменты истории можно обозначить словами: торжество духа. Таким временем, бесспорно, был расцвет буддиз­ма в Индии при царе Ашоке (272-232 гг. до Р.Х.).

В начале царствования он проявил себя как человек су­ровый и даже жестокий. Со­гласно легенде, добиваясь тро­на, царь умертвил своих сводных братьев и без колебаний каз­нил неугодных людей. Во вре­мя войны с восточным кня­жеством Калингой Ашока перебил более ста тысяч чело­век и угнал в плен сто пятьде­сят тысяч. Рассказывали, что пленных он подвергал страш­ным пыткам и посылал на ка­торжные работы.

Но наконец все эти звер­ства стали тяготить самого Ашоку. По преданию, муже­ство некоего монаха-буддиста, попавшего в царские застенки, пробудило в царе угрызения совести и способствовало ко­ренной перемене как характе­ра, так и политики Ашоки.

 

Рис. 120

Сурья, бог Солнца. XII в.

Около 264 г. до Р.Х. царь принял буддизм, и последующие годы его правления не перестают вызывать удивление.

Обратившись к Будде, дхамме и сангхе1, Ашока тор­жественно объявил, что потря­сен горем людей, пострадав­ших от войны, и что расправы, подобные последней войне, ни­когда больше не повторятся. Он требовал, чтобы ему сооб­щали о делах в любое время, не боясь оторвать от работы и отдыха. Заботился Ашока и о здоровье подданных, сажал рощи, строил лазареты, по его приказу было вырыто много новых колодцев. Главной сво­ей задачей Ашока считал «обеспечение счастья в этом и том мире».

Правление царя-буддис­та — явление почти неправ­доподобное, исключительное во всей мировой истории. Оно показало, какой силой могут стать религиозно-нравствен­ные принципы, реализованные в жизни общества.

 

Рис. 121

Рождение Ситы. XV в.

Заслуги царя-буддиста несравненны, и не на нем лежала вина за противоречия, обнаружившиеся в доктрине Будды, когда она вошла в соприкосновение с миром.

________________________________________________________________

1 Дхамма (пали, священный язык древне-ин­дийских культов) то же, что дхарма, мировой поря­док, закон, также учение Будды; сангха — буддис­тская община. Будда, дхарма и сангха — так называемые «три сокровища» буддизма.

 

Рис. 122

Хари Хара.

Божество с атрибутами Шивы и Вишну. 1730 г.

 

«Царственная йога» Патанджали

Индия, ок. 180 г. до Р.Х.

Одних йога интригует своей экзотикой и небывалыми феноменами, других в ней при­влекают способы сохранить и укрепить здо­ровье. Но, хотя во всем этом немало от про­фанирующей* моды, сам по себе интерес к йоге вполне оправдан. Если буддистская мораль представляет собой одну из вершин дохристианской этики, то йога сконцентри­ровала в себе тысячелетний опыт самоуг­лубления и психотехники, не имеющий себе равных в древности. Став школой духов­ной собранности, аскезы и созерцания, она неоспоримо заняла свое место в ряду вели­ких достижений человечества.

Еще в III тысячелетии до Р.Х. на ин­дийских печатях изображались фигуры, си­дящие в йогической «позе лотоса». Это доказывает, что йога зародилась в доарийские времена среди аборигенов страны.

Важнейшие принципы йоги сформулировал гуру Патанджали, автор «Иога-сутры».

Размышляя о Божестве, человек не мог не задавать себе вопрос: почему Оно недоступно людям с такой же очевидностью, как явления ви­димого мира или достижения мира внутреннего? На это брахманизм отвечал: Священное близко, Оно рядом, Оно во всем, Оно в тебе; но ты не в состоянии созерцать Его, ибо весь погружен в ложное и бренное. Поэтому ты можешь узнать о Нем лишь из писаний или собственных умозак­лючений. Непосредственное же восприятие Бога должно предваряться подготовкой, которая сде­лала бы тебя способным к постижению тайны Единого и Вечного. Этой-то цели и служит йога.

 

Рис. 123

Воплощение Вишну в виде вепря. Х—Х/ вв

 

В процессе медитаций и упражнений не Бог открывается людям, но — человек обретает само­го себя. К Небу нельзя подняться одними чело­веческими усилиями. И если природу (в том чис­ле и собственную) мы исследуем сами, то Богопознание есть встреча и взаимодействие двух начал, двух воль. В «Иога-сутре» же все начи­нается и кончается человеком.

_________________________________________________________________________________

1 Профанация в узком смысле слова — исполнение священнических функций лицами, не имеющими соответ­ствующего статуса, т.е. непосвященными; в широком — распространение в упрощенном и искаженном виде слож­ных специальных воззрений.

Индуизм

Дата: 2019-07-24, просмотров: 3.