Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в начальной школе – залог будущих успехов.
На сегодняшний день развитие творческих способностей является важным направлением в образовании детей младшего школьного возраста.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенними листьями и т. д.
Занятия декоративно-прикладным искусством , основой которого является природный материал очень актуально в наше время. Его эффективность обусловлена возможностью выполнения работы любой сложности и различной тематики, что в свою очередь способствует развитию воображения и фантазии детей, а также творческих способностей.
Занятия декоративно-прикладным искусством носят развивающий характер, направлены на воспитание художественного вкуса и любознательности детей, развития их поисковой активности, а также стремления к новизне, развитию речи и творческого воображения.
Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.
Изготовление поделок требует от ребенка ловкости движений, внимательности и осознанности процесса. Систематические занятия с природным материалом дают ребенку уверенность, точность, аккуратность, развивают моторику пальцев, совершенствуют координацию движений, способствуют приобретению рефлексии.
Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают возможности его использования в различных аппликациях. Как следствие, развиваемый интерес к аппликации способствует развитию у детей внимания и повышается его устойчивость, формирует произвольное внимание.
Красота и разнообразие природного материала, изготовленные собственными руками аппликации вызывают яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, что способствует становлению творческой личности ребенка.
Изготовление аппликации требует определенных волевых усилий, усидчивости, терпения. Ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить. Важно, чтобы поставленная задача соответствовала его возрастным особенностям и личным способностям. В этом случае он учится устанавливать причины своих неудач и преодолевать их , в дальнейшем достигая желаемого результата. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
При изготовлении аппликаций дети получают навыки анализа своей работы в ходе ее выполнения, самостоятельно и заранее планируют последовательность действий , при этом учатся самоконтролю.
Изготовление коллективных композиций формируют у детей такие универсальные учебные действия как коммуникативные, в частности, дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.
Существует мнение, что занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка, что является еще одним несомненным плюсом.
Цель занятий декоративно-прикладным искусством: способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность, развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение ценить и оценивать результаты своего труда.
Задачи программы занятий декоративно-прикладного искусства:
- развивать мелкую моторику пальцев, обогащать сенсорный опыт младших школьников;
- развивать воображение, пространственное мышление, творческое восприятие окружающего мира;
- формировать эстетическое сознание через единство человека с природой : развивать чувства цвета, формы, композиции;
- осваивать технологические приёмы и способы обработки природных материалов, учитывая их особенности;
- передавать выразительность образа в создаваемой композиции;
- использовать материал аккуратно и экономно, грамотно выбирая нужные элементы;
- формировать умение планировать свою работу для достижения поставленной цели , предвидеть результат и достигать его;
- воспитывать творческую активность и самостоятельность.
Сроки реализации: данный кружок рассчитан на 2 года обучения. Объем программы 68 часов, которые распределяются следующим образом:
- первый год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут);
- второй год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут).
Дидактические принципы построения и реализации программы:
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип природосообразности;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности усвоения знаний;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся.
Методы, используемые для реализации программы:
- беседа, рассказ, сказка, загадка;
- просмотр иллюстраций;
- показ образца и анализ последовательности выполнения работы.
Формы организации работы младших школьников:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Фронтальная форма обучения представляет собой модель, при которой педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, определяя для всех единый темп работы . Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу младших школьников, позволяющую педагогу оказывать помощь каждому из них, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.
Формы организации учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
- самостоятельное выполнение конкретного задания;
- экскурсия.
Ожидаемый результат:
- приобретут опыт использования различных приемов работы с природным материалом;
- освоят практические формы работы, используя устные объяснения педагога;
- научатся создавать коллективные композиции из индивидуальных изделий;
- будут тренировать внимание, память, мышление, творческое воображение;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- воспитают художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- разовьют умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
Возраст обучающихся– 7-9 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Таблица 1
Календарно-тематический план занятий
№ | Тема учебного занятия | Цели и содержание занятия | Материал | Количество часов
| Дата | |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
I четв. 1. | Вводное занятие. Инструктаж по «ТБ». | Ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами занятий. | Компьютер,учебные таблицы. | 1 | - | |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.