Организация занятий декоративно-прикладного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в начальной школе – залог будущих успехов.

На сегодняшний день развитие творческих способностей является важным направлением в образовании детей младшего школьного возраста.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенними листьями и т. д.

Занятия декоративно-прикладным искусством , основой которого является природный материал очень актуально в наше время. Его эффективность обусловлена возможностью выполнения работы любой сложности и различной тематики, что в свою очередь способствует развитию воображения и фантазии детей, а также творческих способностей.

Занятия декоративно-прикладным искусством носят развивающий характер, направлены на воспитание художественного вкуса и любознательности детей, развития их поисковой активности, а также стремления к новизне, развитию речи и творческого воображения.

Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.

Изготовление поделок требует от ребенка ловкости движений, внимательности и осознанности процесса. Систематические занятия с природным материалом дают ребенку уверенность, точность, аккуратность, развивают моторику пальцев, совершенствуют координацию движений, способствуют приобретению рефлексии.

Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают возможности его использования в различных аппликациях. Как следствие, развиваемый интерес к аппликации способствует развитию у детей внимания и повышается его устойчивость, формирует произвольное внимание.

Красота и разнообразие природного материала, изготовленные собственными руками аппликации вызывают яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, что способствует становлению творческой личности ребенка.

 Изготовление аппликации требует определенных волевых усилий, усидчивости, терпения. Ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить. Важно, чтобы поставленная задача соответствовала его возрастным особенностям и личным способностям. В этом случае он  учится устанавливать причины своих неудач и преодолевать их , в дальнейшем достигая желаемого результата. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении аппликаций дети получают навыки анализа своей работы в ходе ее выполнения, самостоятельно и заранее планируют последовательность действий , при этом учатся самоконтролю.

 Изготовление коллективных композиций формируют у детей такие универсальные учебные действия как коммуникативные, в частности, дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Существует мнение, что занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка, что является еще одним несомненным плюсом.

Цель занятий декоративно-прикладным искусством: способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность, развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение ценить и оценивать результаты своего труда.

Задачи программы занятий декоративно-прикладного искусства:

- развивать мелкую моторику пальцев, обогащать сенсорный опыт младших школьников;

- развивать воображение, пространственное мышление, творческое восприятие окружающего мира;

- формировать эстетическое сознание через единство человека с природой : развивать чувства цвета, формы, композиции;

- осваивать технологические приёмы и способы обработки природных материалов, учитывая их особенности;

- передавать выразительность образа в создаваемой композиции;

- использовать материал аккуратно и экономно, грамотно выбирая нужные элементы;

- формировать умение планировать свою работу для достижения поставленной цели , предвидеть результат и достигать его;

- воспитывать творческую активность и самостоятельность.

Сроки реализации: данный кружок рассчитан на 2 года обучения. Объем программы 68 часов, которые распределяются следующим образом:

- первый год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут);

- второй год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут).

Дидактические принципы построения и реализации программы:

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип природосообразности;

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип прочности усвоения знаний;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся.

Методы, используемые для реализации программы:

- беседа, рассказ, сказка, загадка;

- просмотр иллюстраций;

- показ образца и анализ последовательности выполнения работы.

Формы организации работы младших школьников:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Фронтальная форма обучения представляет собой модель, при которой педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, определяя для всех единый темп работы . Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу младших школьников, позволяющую педагогу оказывать помощь  каждому из них, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.

Формы организации учебных занятий:

- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;

- самостоятельное выполнение конкретного задания;

- экскурсия.

Ожидаемый результат:

- приобретут опыт использования различных приемов работы с природным материалом;

- освоят практические формы работы, используя устные объяснения педагога;

- научатся создавать коллективные композиции из индивидуальных изделий;

- будут тренировать внимание, память, мышление, творческое воображение;

- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

- воспитают художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- овладеют навыками культуры труда;

- разовьют умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Возраст обучающихся– 7-9 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.


Таблица 1

Календарно-тематический план занятий

 

Тема учебного занятия

Цели и содержание занятия

Материал

Количество часов

 

 

Дата

Теоретическая часть занятия     Практическая часть занятия    
I четв. 1. Вводное занятие. Инструктаж по «ТБ». Ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами занятий. Компьютер,учебные таблицы. 1 -  

Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.