Условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение возможностей развития творческих способностей ребенка на разных этапах его развития является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Научные работы по исследуемой теме можно условно выделить в следующие направления: общепсихологический подход в исследовании творчества; взаимосвязь творчества с такими категориями как: творческое мышление, творческий потенциал, творческие способности, творческая ориентация.

В рамках этих направлений было определено, что:

- творчество неразрывно связано с мышлением личности и является процессом создания новых по замыслу культурных, материальных ценностей, рассматривается, как творческая деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью;

- творческое мышление обладает определенными психологическими качествами, формируется и развивается в любом возрасте за счет творческих потенциала и способностей человека, и связано с креативностью, которая проявляется, прежде всего, в творческих ориентациях личности[13, с. 212].

Понятие «творчество» в психологии имеет большую историю исследования, а в литературе встречаются различные его трактовки. Первыми этой проблемой начали заниматься  выдающиеся люди науки и искусства.

В психологии проблемы творчества неразрывно связаны с мышлением человека и его особенностями  процесса деятельности и результата.

Л.С.Выготский рассматривал творчество по результату как создание нового. Придерживаясь позиции, согласно которой результатом репродуктивного мышления является воспроизводство имеющихся знаний, а результатом творческого мышления - открытие чего-то нового[4, с. 129].

С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства…[12, с. 212]. Этот ученый рассмотрел, что всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача включает в себя два главных момента: цель мыслительной деятельности индивида и условия, которыми она задана. Условия обязательно соотнесены с целью. Всякий мыслительный процесс субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начинается мыслительный процесс с проблемной ситуации: человек хочет что-то понять, у него возникает вопрос, удивление или недоумение, противоречие. Проблемная ситуация определяет вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.

С.Л. Рубинштейн показал положительную и отрицательную роль чувств и эмоций в динамике мыслительного процесса: напряжение в начале и удовлетворение или разряжение в конце. С другой стороны, мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство[12, с. 314].

Исследование творческого мышления наиболее активно началось во второй половине ХХ века. Тогда были  составлены первые диагностические задания, показывающие уровень развития творческого мышления, путем эксперимента начали изучаться процессы творчества детей и подростков. В это же время разрабатывались первые учебные программы, способствующие формированию и развитию творческих способностей. Именно тогда были выявлены некоторые психологические качества творческого мышления: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения[18, с. 41].

Таким образом, творчески мыслящий человек  нуждается в самовыражении, передаче собственных чувств и мировосприятия не оглядываясь на мнение большинства, потому что новшества всегда вызывают недоверие. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.