Введение
Тема данной работы «Развитие творческих способностей на занятиях по ДПИ (на примере работы с природными материалами)» имеет весьма актуальное значение, т.к. развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы.
Многие педагоги и психологи (Азарова Л.Н., Кузин В.С., Столяренко Л.Д. и др.) в своих работах отмечают, что в существующей сейчас системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.
По утверждению Мухамбаевой А.У. особо негативно такое направление в образовании сказывается на младших школьниках.[20]. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, нежели активную творческую личность. Столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Еще одним отрицательным моментом является то, что имеющийся резерв теоретических и методических возможностей развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста используется с недостаточной эффективностью.
Современные ученые, педагоги и психологи, такие как Л.Н. Азарова, А.Г. Бермус, А.В. Хуторской и др. в своих исследованиях раскрывают проблематику формирования познавательной и других видов активности младших школьников.
Однако, несмотря на разработку отдельных значимых частей данной проблемы, роль педагогического аспекта творческой активности учеников начальной школы, связанного с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса, еще не достаточно изучен.
Из предыдущего психологического, педагогического и методического опыта следует, что самым благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности, является младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы будущей творческой деятельности, образовательная и психологическая база знаний, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Из этого следует, что развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, все более актуализируется проблема развития творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: учебный процесс на кружковых занятиях .
Предмет исследования: методы и средства оптимального обучения.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать эффективные пути, методы развития творческих способностей младших школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей школьников будет наиболее оптимальным если:
- изучить историю развития декоративно-прикладного искусства;
- ознакомиться с особенностями выполнения аппликации;
- разработать тематическое планирование занятий по декоративно-прикладному искусству;
- выявить особенности организации занятий по декоративно-прикладному искусству;
- охарактеризовать технологию изготовления панно в технике аппликации.
Задачи исследования:
- изучить историю развития декоративно-прикладного искусства;
- исследовать особенности выполнения аппликации;
- выявить психолого-педагогические особенности развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте;
- рассмотреть организацию занятий по декоративно-прикладному искусству;
- раскрыть особенности организации занятий по декоративно-прикладному искусству;
- охарактеризовать методику проведения занятий по декоративно-прикладному искусству.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, методических материалов, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия).
Работа с тканью
Предполагаемое количество детей в группе – 6-10 человек. Это связано с тем, что в ходе занятий подход к работе может быть как индивидуальный, так и группового характера. Так как занятия чаще всего происходят в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей, то в таких группах учащиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.
Заключение
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период усвоения художественного наследия, накопленного человечеством. По мнению психологов и педагогов, изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста – это отражение и реализация творческих замыслов, которые возникают именно в этом возрасте, когда анализ окружающей действительности способствуют накоплению собственного опыта и понимания мира, что, в свою очередь, отражается в творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство является для детей особой формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия и многогранности выразительно-изобразительных средств. Творчество в сфере декоративного искусства стимулирует познавательную потребность, которая перерастает в определенных условиях в любознательность и постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.
Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника создания орнаментов или художественных изображений путем наложения и закрепления деталей на фоне. Этот способ выполнения творческих художественных работ считается наиболее простым и доступным, сохраняющим при этом, реалистическую основу самого изображения. Как следствие, эта ее способность дает возможность использовать аппликацию как в оформительских целях, так и в создании изображений на занятиях, а также в самостоятельной творческой деятельности младших школьников.
Я считаю, что данная курсовая работа является актуальной, так как младший школьный возраст является оптимальным периодом для наилучшего понимания, усвоения и закрепления доступного их возрасту художественного опыта и использование его в собственной творческой аппликативной деятельности. Она тесно связана с развитием навыков ручного труда, моторики пальцев, концентрации внимания, способности анализировать, что является необходимыми качествами для развития активной многогранной личности в нашем динамичном мире.
ПриложениЕ
Введение
Тема данной работы «Развитие творческих способностей на занятиях по ДПИ (на примере работы с природными материалами)» имеет весьма актуальное значение, т.к. развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы.
Многие педагоги и психологи (Азарова Л.Н., Кузин В.С., Столяренко Л.Д. и др.) в своих работах отмечают, что в существующей сейчас системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.
По утверждению Мухамбаевой А.У. особо негативно такое направление в образовании сказывается на младших школьниках.[20]. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, нежели активную творческую личность. Столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Еще одним отрицательным моментом является то, что имеющийся резерв теоретических и методических возможностей развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста используется с недостаточной эффективностью.
Современные ученые, педагоги и психологи, такие как Л.Н. Азарова, А.Г. Бермус, А.В. Хуторской и др. в своих исследованиях раскрывают проблематику формирования познавательной и других видов активности младших школьников.
Однако, несмотря на разработку отдельных значимых частей данной проблемы, роль педагогического аспекта творческой активности учеников начальной школы, связанного с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса, еще не достаточно изучен.
Из предыдущего психологического, педагогического и методического опыта следует, что самым благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности, является младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы будущей творческой деятельности, образовательная и психологическая база знаний, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Из этого следует, что развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, все более актуализируется проблема развития творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: учебный процесс на кружковых занятиях .
Предмет исследования: методы и средства оптимального обучения.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать эффективные пути, методы развития творческих способностей младших школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей школьников будет наиболее оптимальным если:
- изучить историю развития декоративно-прикладного искусства;
- ознакомиться с особенностями выполнения аппликации;
- разработать тематическое планирование занятий по декоративно-прикладному искусству;
- выявить особенности организации занятий по декоративно-прикладному искусству;
- охарактеризовать технологию изготовления панно в технике аппликации.
Задачи исследования:
- изучить историю развития декоративно-прикладного искусства;
- исследовать особенности выполнения аппликации;
- выявить психолого-педагогические особенности развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте;
- рассмотреть организацию занятий по декоративно-прикладному искусству;
- раскрыть особенности организации занятий по декоративно-прикладному искусству;
- охарактеризовать методику проведения занятий по декоративно-прикладному искусству.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, методических материалов, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия).
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.