В предметно-практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, человеческий опыт, что обеспечивает формирование интеллектуальной активности. В деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться уже в раннем возрасте и на определенном уровне вливается в социум, как бы «примеряя» себя к нему. Это преимущественно обеспечивает формирование социальной активности.
Ведущая деятельность – это род занятий, который определяет возникновение и формирование новых потребностей и интересов, стремлений и идеалов на данной ступени его развития. Изменение места ребенка в системе отношений с другими людьми всегда ведет к смене ведущей деятельности, которая обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов. С первых этапов включения ребенка в учебную деятельность он получает новый социальный статус и стремится утвердиться в нем. Для первоклассника школа и учитель очень значимы и авторитетны. В ходе начального обучения ребенок постепенно получает статус школьника[19, с. 116].
В подростковом возрасте, когда статус ученика уже освоен, возникает период стремления обрести свое место среди учеников, мнение которых для него важно. Этот процесс происходит достаточно сложно, вызывая внутриличностные и межличностные конфликты, которые зачастую оборачиваются подростковым кризисом.
В старших классах школьника начинает всерьез интересовать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он пытается выбрать профессию и наметить свой дальнейший жизненный путь. В этом возрасте ученик впервые задумывается уже не столько о своем месте среди сверстников, сколько о своем месте в обществе. Таким образом, социальный статус личности ребенка определяет его отношение к учебной деятельности в каждый из периодов жизни.
1. Младший школьный возраст (6-10 лет).
Школа - первая значимая перемена в жизни ребенка. Она влечет за собой кардинальные изменения в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Новым становится уклад жизни, не остаются неизменными и обязанности. Главное место в деятельности занимает учение.
С точки зрения биологии изменения, происходящие в организме младших школьников, способствуют развитию мелких мышц кисти, благодаря чему появляется способность выполнять тонкие движения, это помогает ребенку овладеть навыком быстрого письма. Непрерывно совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функция.
По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% [20]. Быстроразвивающаяся психика ребенка влияет на взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. И хотя процесс торможения становится более сильным процесс возбуждения все же пока преобладает над ним. В следствие этого младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников неустойчиво и неорганизованно, но в то же время отличается остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью», что нельзя не использовать в обучении. Малая чувствительность восприятия и недостаточное умение анализировать частично компенсируются ярко выраженной эмоциональностью мировосприятия. Повышенная впечатлительность способствует проявлению яркого воображения и восприимчивости к образному содержанию. Внимание младших школьников пока еще непроизвольно и недостаточно устойчиво, ограничено по объему, а познавательная деятельность проходит преимущественно в процессе обучения.
В этом возрасте у детей начинают развиваться социальные чувства, формируются навыки общественного поведения, такие как коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. Доступное детям наивно-формальное знание жизненно важных понятий используется ими прежде всего в игре.
Познавательная деятельность школьника напрямую связана с его памятью. Память, в свою очередь, имеет преимущественно наглядно-образный характер, вследствие этого, теоретические знания требуют иллюстрирования при помощи наглядности. Важным моментом в обучении младших школьников является тот факт, что в этом возрасте речь организует мышление ребенка, следовательно, особое значение на уроке изобразительного искусства приобретает словесное рисование, когда ребенок сначала проговаривает задуманную композицию. Не стоит забывать, что замысел ребенка достаточно неустойчив и может часто меняться в процессе рисования композиции.
В столь раннем возрасте восприятие изображений еще не является достаточно точным, дети могут не ориентироваться в пространственных соотношениях нарисованных предметов, могут делать ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует чаще всего по памяти, а не с натуры. Зачастую это графический рассказ об изображаемом предмете, содержащий смесь формального и схематического изображения, похожего на действительность. В рисунке отсутствует перспектива и пластичность линий, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в анфас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется способность к пространственному мышлению и, как следствие, пространственное изображение предметов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возможна лишь при специальном обучении[8, с. 33]
2. Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет).
Это период перехода от детства к юности, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9 классы). Ведущая деятельность в этом возрасте – общественно полезная.
Вниманию подростка характерна специфическая избирательность. Переключение внимания подростка часто происходит непроизвольно в связи с его легкой возбудимостью и интересом к необычному, яркому.
Существенные изменения происходят и в мыслительной деятельности. Мышление подростка уже более систематизировано и последовательно. Также меняется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мыслительная деятельность приобретает новую черту - критичность. Подросток уже не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение. Умение мыслить абстрактно, систематезировать знания, критичное отношение к собственной работе – это те качества, которые делают средний школьный возраст наиболее благоприятным для развития творческого мышления.
Для подростка большое значение приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических работ, при этом результат является для него побуждением к действию. Мотивация к учению носит в значительной мере внешний характер. Учебный материал больше подлежит запонинию, а не обдумыванию и связыванию с реальной жизнью.[19, с. 214].
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны.
3. Старший школьный возраст (15-17 лет).
Юность – личностно значимый период окончательного взросления школьников, когда происходит рост самосознания, активного осмысления будущего, выработки мировоззрения и убеждений, характера и жизненного самоопределения. Ведущая деятельность – учебно-профессионального характера. В этом возрасте ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, а восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание - произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером.
Уровню обобщения и абстрагирования в мышлении старшеклассников характерна более высокая ступень развития, со временем приобретающая теоретическую и критическую направленность. Юности как периоду расцвета умственной деятельности, характерны активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. В очень короткое время формируются нравственные и социальные качества, прослеживается желание и стремление выразить свою индивидуальность.[5, с. 212].
Для достижения этой цели старшеклассники самостоятельно и последовательно работают над поставленной задачей, сознательно преодолевая препятствия, осознавая мотивы своей деятельности. В этом возрасте у молодых людей проявляется стремление испытать свои силы в художественном творчестве самых разных сфер. Таких как литература, музыка, изобразительное искусство и т. д. Наличие избыточного количества душевных сил, надежды и искания рождают особую эмоциональную отзывчивость и делают произведения искусства более близкими, чем прежде. Интерес к серьезной дружбе, любви, к этическим, «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмоциональный заряд, который несут в себе произведения искусства. Искусство становится важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. Таким образом, духовное и нравственное воспитание старших школьников достигает того уровня, когда две стороны восприятия художественных произвелений (впечатлительность, эстетические чувства, с одной стороны, и возросшие способности анализировать - с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться[20].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.