Учет возрастных особенностей школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В предмет­но-практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, человеческий опыт, что обеспечивает формирование интеллектуальной активнос­ти. В деятельность по усвоению норм человеческих вза­имоотношений ребенок пытается включиться уже в раннем возрасте и на опре­деленном уровне вливается в социум, как бы «примеряя» себя к нему. Это  преимущественно обеспечивает форми­рование социальной активности.

Ведущая деятельность – это род занятий, который определяет возникновение и формирование новых потребностей и интересов, стремлений и идеалов на данной ступени его развития. Изменени­е места ребенка в системе отношений с другими людьми всегда ведет к смене ведущей деятельности, которая обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов. С первых этапов включения ребен­ка в учебную деятельность он по­лучает новый социальный статус и стремится утвердиться в нем. Для первоклассника школа и учи­тель очень значимы и авторитет­ны. В ходе начального обу­чения ребенок постепенно  получает статус школьника[19, с. 116].

В подростковом возрасте, когда  статус ученика уже освоен, возникает период стремления обрести свое место среди учеников, мнение которых для него важно. Этот процесс про­исходит достаточно сложно, вызывая внутриличностные и межличностные конфликты, которые зачастую оборачи­ваются подростковым кризисом.

В старших классах школьника начинает всерьез интересовать проблема личностного и профессионального само­определения. Он пытается выбрать профессию и наметить свой дальнейший жизненный путь. В этом возрасте ученик впервые задумы­вается уже не столько о своем месте среди сверстников, сколько о своем месте в обществе. Таким образом, социальный статус личности ребенка оп­ределяет его отношение к учебной деятельности в каждый из периодов жизни.

1. Младший школьный возраст (6-10 лет).

Школа - первая значимая перемена в жизни ребенка. Она влечет за собой кардинальные изменения в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Новым становится уклад жизни, не остаются неизменными и  обязанности. Главное место в деятельности занимает учение.

С точки зрения биологии изменения, происходящие в организме младших школьников, способствуют развитию мелких мышц кисти, благодаря чему появляется способность выполнять тонкие движения, это помогает ребенку овладеть навыком быстрого письма. Непрерывно совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функция.

 По сравнению с дошколь­ным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% [20]. Быстроразвивающаяся  психика ребенка влияет на  взаимо­отношение процессов возбуждения и торможения. И хотя про­цесс торможения становится более сильным процесс возбуждения все же пока преобладает над ним. В следствие этого  младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников  неустойчиво и не­организованно, но в то же время отличается остротой и све­жестью, «созерцательной любознательностью», что нельзя не использовать в обучении. Малая чувствительность восприятия и недостаточное умение анализировать частично компенсируются ярко выраженной эмоциональнос­тью мировосприятия. Повышенная впечатлительность способствует проявлению яркого воображения и восприимчивости к образному содержанию. Внимание младших школьников пока еще непроизвольно и не­достаточно устойчиво, ограничено по объему, а познавательная деятельность проходит пре­имущественно  в процессе обучения.

В этом возрасте у детей начинают развиваться социальные чувства, формируются навыки об­щественного поведения, такие как коллективизм, ответ­ственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. Доступное детям наивно-формальное знание жизненно важных понятий используется ими прежде всего в игре.

Познавательная деятельность школь­ника напрямую связана с его памятью. Память, в свою очередь, имеет преимущественно наглядно-образный характер, вследствие этого,  теоретические зна­ния требуют иллюстрирования при помощи  наглядности. Важным моментом в обучении младших школьников является тот факт, что в этом возрасте речь ор­ганизует мышление ребенка, следова­тельно, особое значение на уроке изобразительного ис­кусства приобретает  словесное рисование, когда ребенок сначала проговаривает за­думанную композицию. Не стоит забывать, что замысел ребенка доста­точно неустойчив и может часто меняться в процессе ри­сования композиции.

В столь раннем возрасте восприятие изображений еще не является достаточно точным, дети могут не ориентироваться в пространственных со­отношениях нарисованных предметов, могут делать ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует чаще всего по памя­ти, а не с натуры. Зачастую  это графический рассказ об изо­бражаемом предмете, содержащий смесь формального и схематичес­кого изображения, похожего на действительность. В ри­сунке отсутствует перспектива и пластичность линий, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в анфас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется способность к пространственному мышлению и, как следствие, пространственное изображение предме­тов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возмож­на лишь при специальном обучении[8, с. 33]

 

2. Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет).

 

Это период перехода от детства к юности, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9 классы). Ведущая деятельность в этом возрасте – общественно полезная.

Вниманию подростка характерна специфическая избирательность. Переключение внимания подростка часто происходит непроизвольно в связи с его легкой возбудимостью и интересом к необычному, яркому.

Существенные изменения происходят и  в мыслительной деятель­ности. Мышление подростка уже  более систематизировано и последовательно. Также меняется соотношение меж­ду конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мыслительная деятельность приобретает новую черту - критичность. Подросток уже не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение. Умение мыслить абстрактно, систематезировать знания, критичное отношение к собственной работе – это те качества, которые делают средний школьный возраст наиболее благоприятным для развития творческого мышления.

 Для подростка большое значение приобретает выполнение  некоторых самостоятель­ных заданий и практических работ, при этом результат является для него побуждением к действию. Мотивация  к учению но­сит в значительной мере внешний характер. Учебный материал больше подлежит запонинию, а не обдумыванию и связыванию с реальной жизнью.[19, с. 214].

 Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складывают­ся под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны.

 

3. Старший школьный возраст (15-17 лет).

Юность – личностно значимый период окончательного взросления школьников, когда происходит  рост само­сознания, активного осмысления будущего, выработки мировоззрения и убеждений, характера и жизненного самоопределения. Ведущая деятельность – учебно-профессионального характера. В этом возрасте ярко выражено избира­тельное отношение к учебным предметам, а восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание - про­извольностью и устойчивостью, память - логическим ха­рактером.

Уровню обобщения и абстрагирования в мышлении старшеклассников характерна более высокая ступень развития, со временем приобретающая теоретическую и критическую направленность. Юности как периоду расцвета умственной деятельности, характерны активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. В очень короткое время формируются нравственные и со­циальные качества, прослеживается желание и стремление выразить свою индивидуальность.[5, с. 212].

Для достижения этой цели старшеклассники самостоятельно и последовательно работают над поставленной задачей, сознательно преодолевая препятствия, осознавая мотивы своей деятельности. В этом возрасте у молодых людей проявляется стремление испытать свои силы в художественном творчестве  самых разных сфер. Таких как литература, музыка, изобразительное искусство и т. д. Наличие избыточного количества душевных сил, надежды и искания рождают осо­бую эмоциональную отзывчивость и делают произведе­ния искусства более близкими, чем прежде. Интерес к серь­езной дружбе, любви,  к этическим,  «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмо­циональный заряд, который несут в себе произведения искусства. Искусство становится важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. Таким образом, духовное и нравственное воспитание старших школьников достигает того уровня, когда две стороны восприятия художественных произвелений (впечатлительность, эсте­тические чувства, с одной стороны, и возросшие способ­ности анализировать - с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться[20].

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.