История развития декоративно-прикладного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это  искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художественно-эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство  уходит корнями в глубокую древность и в течение многих веков развивалось в народных художественных промыслах. Эстетические качества вещи зависят от ее назначения, особенностей материала, из которого она производится, и техники изготовления. Изделия могут иметь бытовое назначение. Примером таких изделий могут служить расписные чашки, графины, сервизы, тарелки, статуэтки, ткани, инкрустированная мебель и т.д. Здесь  декоративные элементы, его форма и практического назначение наиболее взаимозависимы. Декоративная отделка фасадов зданий и их роспись ,а также оформление интерьеров допускают гораздо большую свободу в использовании художественно-выразительных средств. Декоративное панно, декоративная скульптура, являясь частью архитектурного ансамбля, могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения. Именно поэтому в науке, изучающей искусство, наряду с понятием «декоративно-прикладное искусство» существует еще одно понятие «монументально-декоративное искусство». С развитием дизайна, призванного совершенствовать эстетические качества предметного мира, производство изделий декоративно-прикладного искусства все чаще ограничивается созданием небольших серий или даже отдельных произведений[3, с. 84].

В процессе развития традиционного декоративно-прикладного искусства закладывались основы науки, предпринимательства, искусства, педагогики, т.д. Такое искусство любого народа, отражая специфику его исторического развития, следует рассматривать как динамическую данность, цементирующую конкретное сообщество и сообщающую его существованию определенность и устойчивость. Г.К. Вагнер неоднократно подчеркивал, что традиционное декоративно-прикладное искусство — наглядный эстетический и морально-этический кодекс народа[21]. Оно требует серьезного отношения, специального внимания, сосредоточенного восприятия, глубокого изучения и потому несовместимо с поверхностным подходом к нему, с низведением его только к прикладной роли, с превращением его в один лишь аккомпанемент к тем или иным жизненным процессам.

Традиционное прикладное искусство представляет собой особый вид человеческой деятельности, возникший еще в эпоху первобытности. Его основными характеристиками, определяющими сущность, являются: синкретизм (слитность, нерасчлененность отдельных его элементов), традиционность, коллективность, преемственность, человечность, жизнерадостность, др. Народные мастера создают тот мир вещей, в котором живет и формируется человек: предметы быта, орудия труда, одежду, украшения, т.д., используя для этого природные материалы. В данном виде искусства воплощены личностные ценности, мировоззрения, история целого народа, в связи с этим традиционное прикладное искусство можно рассматривать как социокод.

Россия имеет большой и единственный в своем роде опыт сохранения, возрождения и развития различных видов традиционного искусства. История развития современного общества не знает  ни одного периода или этапа, где бы не обнаруживалось влияние традиционной культуры (искусства). Среди современных исследователей имеет место точка зрения, что «пытаться оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой» — значит призывать не к подъему, а к упадку культурного уровня страны. Однако, еще в 1989 г. А.С. Панарин писал: «Народ, растративший свое культурное наследие, не в состоянии сохранить ни среду обитания, ни свою политическую независимость, ни свою самобытность»[21]. На сегодняшний день практика регионов России и стран Евразии в области социальной культуры показывает возможности применения традиционного искусства в экономической, политической и творческой жизни. Именно традиционные национальные культуры способны дать свое неповторимое видение общей картины мира. Во все времена разнообразие культур являлось и является источником творческих способностей человечества и основанием взаимоуважения различных народов. В связи этим феномен традиционной культуры приобретает судьбоносное значение. Традиционное прикладное искусство может служить источником сохранения и подъема региональных, хозяйственных, общественно-бытовых, культурных потенциалов общества, государства, человека[2, с. 105].

 Традиционная культура способна питать своими животворными силами все социокультурные, экономические и иные процессы, проникая попутно и в процессы политические. В ней главным действующим лицом является человек, переживающий сегодня серьезный антропологический кризис. Традиционное прикладное искусство помогает человеку сохранять себя в современном процессе динамических социальных перемен.

Для разработки новых принципов стратегии устойчивого развития мира требуется решение целого ряда научных и практических задач, среди которых особое место занимает проблема, связанная с формированием нового типа мышления, новой культуры и нового человека, способного ответить на вызовы XXI века. В этом аспекте народная культура содержит образец идеальной совершенной личности, которую отличает высокая нравственность, духовное и физическое здоровье. Народный идеал человека, как правило, связан с такими чертами личности, как трудолюбие, ответственность, человечность, самостоятельность, добродетельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уважительное отношение к представителям других культур и др. В.С. Кузин называет его «народным идеалом совершенного человека»[7, с. 61].

На формирование такого человека не последнюю роль играет предметно-пространственное окружение, которое создают мастера традиционного прикладного искусства. Как следствие этого, сохранение и развитие данного вида искусства, изучение его истории и теории, а также профессиональная подготовка художников и искусствоведов в исследуемой сфере художественно-творческой деятельности является первоочередной проблемой. Объективные знания о традиционном прикладном искусстве необходимо ввести в широкий общественный оборот через средства массовой информации и систему дополнительного образования[17, с. 6].

Таким образом, современная наука должна способствовать возрождению принципов и методов исследования и возрождения  традиционной народной культуры. Современное декоративно-прикладное искусство представляет собой очень гибкую саморазвивающуюся систему, в которой присутствуют прочные и неделимые структурные связи и отношения, обеспечивающие ее целостность и неуничтожимость. В современной многонациональной России самобытная культура каждого народа имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.