Оборотные средства и рабочая сила
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценка потребностей в оборотных средствах производства и рабочей силе в натуральном и стоимостном выражении по каждой возделываемой культуре, обслуживанию животных приводится в табл. 28. Аналогично составляется таблица по обслуживанию скота на 100 гол.. Потребность в кормах для животных отражена в табл. 29, определение стоимости сырья и вспомогательных материалов в табл. 31. Общая потребность в оборотных средствах по хозяйству отображается в табл. 30.

 Таблица 28 – Потребность в оборотных средствах производства и рабочей силе по возделываемой культуре на 100 га

 

 

Технологические

этапы

 

Потребность в оборотных средствах:

в семенах и семенных материалах (табл. 4.1., гр. 5)

в удобрениях и средствах защиты от сорняков и болезней

в горюче-смазочных материалах

Потребность в рабочей силе

ц руб. ц руб. т руб. чел.-час. руб.
1 .Основная обработка почвы                
2.Предпосевная                
3.Посев                
4 Уход за посевами                
5.Уборка                
Стоимость техноло­гической цепочки

 

 

 

 

Стоимость вида средств, руб.

 

 

 

Таблица 29 – Расчет необходимой массы исходного сырья, кормов

 

Наименование корма, сырья и др.

Годы

Количест­во поголовья, гол., изделий, шт.

Требуется на голову, ц, (на едини­цу изде­лия, кг)

Всего

чистый вес, ц, кг Вес, масса необходи­мого корма, сырья, ц
1 2 3 4 5(гр.3*гр4) 6(гр.5*1,4)
           

 

Таблица 30  – Планирование потребности в оборотных средствах

 

Виды и наименование

ресурсов

20.. г.

20.. г.

20.. г.

Коли­чест­во нату­раль­ных единиц Цена еди­ни­цы ре­сурса, руб. Стои­мость, руб. (Q) Стои­мость пере­ходя­щего запаса, руб. (Т)

Коли­чест­во нату­раль­ных единиц

Цена еди­ни­цы ре­сурса, руб. Стои­мость, руб. (Q) Стои­мость пере­ходя­щего запаса, руб. (Т)

Коли­чест­во нату­раль­ных единиц

Цена еди­ни­цы ре­сурса, руб. Стои­мость, руб. (Q) Стои­мость пере­ходя­щего запаса, руб.  
1. Сырье и материалы – семена – удобрения – корма – др.

 

 

 

2. Топливо

 

 

 

3. Электроэнергия

 

 

 

4. Тара

 

 

 

5. Запасные части

 

 

 

6. Незавершенное производство

 

 

 

7. Готовая продукция на складе

 

 

 

8. Прочие

 

 

 

Итого

 

 

 

                               

Примечание. Табл. 30 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 31, являющейся приложением к бизнес-плану, и дополнительных расчетов.


Таблица 31 – Стоимость сырья и вспомогательных материалов

 

№ п/п

Виды и наименование сырья и вспомога­тельных материалов

20.. г.

20.. г.

 

 

Количество, кг Цена, руб. Стои­мость, руб. (гр.3 х хгр.4)

Коэффициент роста объема выпуска продукции

Количество с учетом коэффициента роста объема (гр.3 х гр.6)

 

Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию

Цена с учетом индекса цен на сырье, мате­риалы, топли­во и энергию, руб. (гр.4хгр.8)

Стоимость, руб. (гр.7 х гр.9)
1 2 3 4 5

6

7

8

9

10

 

№ п/п

Виды и наименование сырья и вспомога­тельных материалов

20.. г.

 

Коэффициент роста объема выпуска про­дукции

Количество с учетом коэф­фициента роста объема (гр. 3хгр. 11)

Индекс цен на сырье, мате­риалы, топливо и энергию

Цена с учетом индекса цен на сырье, мате­риалы, топливо и энергию, руб. (гр. 4хгр. 13)

Стоимость, руб. (гр. 12 гр. 14)

 
1 2

11

12

13

14

15

 
   

 

 

 

 

 

 
                             

 

Расчет численности работников и фонда заработной платы (табл. 32 и 33). Численность работников подразделяется на персонал основной деятельности (работники, занятые в сельском хозяйстве) и не основной (работники, обслуживающие основное производство). Численность работников основной сферы рассчитывается исхо­дя из уровня выработки и производственной программы. При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда рабочего времени и выполнения норм выработки, в растениеводстве и животноводстве по категориям работников. Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабо­чих и подсобных рабочих и других категорий работающих. Число инженерно-технических работников, служащих и др. опре­деляется по штатному расписанию. За­работная плата распределяется по тем же группам работников, по которым устанавливается расчет численности персонала.

Табл. 32 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 33, которая является приложением к бизнес-плану. Начисления на заработную плату складывают­ся из отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд меди­цинского страхования, отчислений в фонд занятости и составляют 26,1% затрат на зарплату за весь период. Фонд рабочего времени определяется согласно рабочему табелю-календарю, а работников повременщиков по категориям.

Таблица 32  – Потребность в персонале и заработной плате

Наименование категории работников

20.. г.

20.. г.

20.. г.

 
По­треб­ность, чел. Сред­него­довая зарплата, руб. За­траты на зар­плату, руб.

На­числе­ния на зар­плату, руб.

По­треб­ность, чел Сред­него­довая зар­плата, руб. За­траты на зар­плату, руб. На­числе­ния на зар­плату, руб. По­треб­ность, чел Сред­него­довая зар­плата, руб. За­траты на зар­плату, руб.

На­числе­ния на зар­плату, руб.

1. Рабочие основного производства      

 

             

 

2. Рабочие вспомога­тельного производства      

 

             

 

3. Специали­сты и служа­щие      

 

             

 

Итого      

 

             

 

                             

Таблица 33 – Планируемая численность персонала и уровень затрат

 на заработную плату

 

№ п/п

Категории работ­ников и занимае­мая должность

Число работ­ников, чел.

Тарифная ставка, руб.

Фонд рабо­чего време­ни, ч.

Затраты на заработную плату по годам, руб.

20.. г. 20.. г. 20.. г.
   

 

         
                 

 

Расчет затрат в зависимости от направленности бизнес-плана может осуществляться по соответствующим таблицам, см. прил. 8. На производство сельскохозяйственной продук­ции расчёт затрат производится в соответствии с «Методическими рекоменда­циями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» (см. прил. 6), «Планом производственно-финансовой деятельности сель­скохозяйственного предприятия» (форма № 2 «Основ­ные показатели производственной программы). Производство и се­бестоимость продукции растениеводства», форма № 11 «Произ­водство и себестоимость продукции животноводства». Для расчета затрат на эксплуатацию машин и оборудования используют форму калькуляции (прил. 6), эти затраты включаются в статью «Содержание основных средств». Статьи затрат себестоимости подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные затраты на производство продукции – это затраты на организацию производства и управления, семена, амортизационные отчисления, затраты на ремонт основных средств, расходы на рекламу, выплаты процентов за кредит, арендная плата, средства защиты растений и животных и другие.

Переменные затраты связаны непосредственно с производством конкретной продукции. В состав этих затрат входят стоимость удобрений, горючего и смазочных материалов, кормов, топлива, электроэнергии и других материалов, а также оплата труда основ­ных рабочих с отчислениями на социальные нужды, работы и ус­луги вспомогательных производств и сторонних организаций, прочие затраты.

При составлении бизнес-планов исчисляется полная себестои­мость продукции, на производстве которой планируется внедрение технологий и сельскохозяйственной техники. Если отдельные машины и оборудование не оказывают влия­ния на качество и объемы производимой продукции, то в этом случае рассчитываются только расходы на их эксплуатацию.

Далее необходимо рассчитать себестоимость продукции по плановым периодам, для чего необходимо заполнить сводную табл. 34. Смета расходов на выпускаемую продукцию представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции, работ, услуг (на конечный про­дукт). Калькуляция затрат может осуществляться укрупнено, исходя из принятых на предпри­ятии норм затрат на единицу производимой продукции или путем прямой кальку­ляции расчетов, исходя из норм ресурсов.

Затраты на корма, сырьё и материалы рассчитываются, исходя из следующих факторов: если корма, удобрения и др. материалы собственного производства, то они учитываются по собственной себестоимости; приобретённые учитываются по цене приобретения плюс доставка.

Норматив оборотных средств на топливо и энергию исчисляется так же, как на сырье и материалы. Норматив оборотных средств по таре определяется так же, как по сырью и материалам, при условии, что тара является покупной. Норматив по запасным частям устанавливается исхо­дя из сроков их поставки и времени, необходимого для ремонта. Как правило, норматив устанавливается в про­центах от балансовой стоимости основных фондов. Норматив оборотных средств по незавершенному про­изводству определяется стоимостью начатых, но не законченных производством изделий, находящихся на различных стадиях производственного процесса. Остальные затраты считаются нарастающими. К ним относятся амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другие составляющие себе­стоимости продукции.

Общая потребность в оборотных средствах — совокупный норматив оборотных средств определяется сум­мированием частных нормативов по их элементам. Разница между нормативами по годам составляет прирост оборотных средств, который учитывается в финансовом разделе бизнес-плана.

Отдельные статьи себестоимости заполняются на ос­нове результатов расчетов, полученных в предыдущих таблицах. При этом сумма амортизационных отчислений (АО) опреде­ляется по формуле:

АО = Со.ф. • Н/100%, (2)

где Со.ф. — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Н — норма амортизационных отчислений на полное восста­новление основных фондов, % к их балансовой стоимости.

Расходы на рекламу определяются в зависимости от установленных расценок на нее в средствах массовой информации. Налоги в дорожные фонды складываются из налога на пользователей автодорог, налога на приобретение транс­портных средств, налога с владельцев автотранспортных средств.

Налог на пользователей автодорог определяется в раз­мере 0,4% от выручки (если новое предприятие, то выручка определяется исходя из запланированного объ­ема производства и цены основного конкурента).

Налог на приобретение транспортных средств (Нпт) определяется по формуле:

                                                                           (3)

где Ст — стоимость транспортного средства, руб.; Сн — ставка налога на приобретение транспортных средств, %; НДС — налог на добавленную стоимость, который определяется по формуле:

К прочим затратам относятся затраты на отопление производственного помещения, на освещение помеще­ния, на топливо для тракторов и автомобилей, обязательные страхо­вые платежи за имущество предприятия.

Затраты на топливо для тракторов и автомобилей (Зт) определяются по формуле:

Зт = Lс • Дэ • Нр • Ц, (4)

где Lс — выработка трактора, га или среднесуточный пробег автомобиля, км;

Дэ — количество дней эксплуатации, дней;

Нр — норма расхода топлива на 1 га или на 1 км пробега, л/км;

Ц — цена топлива за 1 л, руб./л.

Размер страховых платежей устанавливается исходя из среднегодовой стоимости имущества и страховой ставки (ставка устанавливается в процентах от среднегодовой стоимости имущества).

Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, включают налог на имущество, налог на рекламу, целевые сборы на содержание правоохрани­тельных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели, сбор на нужды образовательных учреж­дений.

Налог на имущество предприятия определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия и ставки налога на имущество в процентах к среднегодо­вой стоимости имущества.

Налог на рекламу исчисляется умножением стоимости рекламных услуг на ставку налога в процентах к сто­имости рекламных услуг.

Целевые (местные) сборы Цс определяются по формуле:

           (5)

где Чс — среднесписочная численность работников, чел.; ММОТ — минимальная месячная оплата труда, руб.; 12 — количество месяцев в году;

Сн — ставка налога, устанавливаемая местными органами государственной власти, %.

Налог на нужды образовательных учреждений опреде­ляется исходя из фонда оплаты труда, ставки налога и процентах к фонду оплаты труда.

Налог на прибыль исчисляется умножением суммы налогооблагаемой (балансовой) прибыли на ставку нало­га на прибыль.

В конце раздела можно представить график динамики цены продукции (без НДС), себестоимости единицы про­дукции и объема производства продукции в натуральном выражении.

Таблица 34 – Калькуляция себестоимости по видам продукции, тыс. руб.

 

Показатели

Год

1

2

n

квартал

Квартал

1

2

3

4

1

2

3

4

на ед. всего на ед. всего на ед. всего на ед.

Всего

на ед. всего на ед.

Всего

на ед.

Всего

на ед.

Всего

… … 1 2 3 4 5 6 7 8

9

10 11 12

13

14

15

16

17

… …  

    Объем продаж, выручка от реализации (без НДС) — всего * * * *

* *

*

*

    Себестоимость              

 

     

 

 

 

 

 

     Сырье и материалы              

 

     

 

 

 

 

 

    Вода на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Топливо на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Электроэнергия на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

     Затраты на оплату труда              

 

     

 

 

 

 

 

     Начисления на заработную плату              

 

     

 

 

 

 

 

     Амортизация (износ основных производ­ственных фондов)              

 

     

 

 

 

 

 

    Расходы на рекламу              

 

     

 

 

 

 

 

    Налоги в дорожные фонды              

 

     

 

 

 

 

 

    Арендная плата              

 

     

 

 

 

 

 

    Затраты на запасные части              

 

     

 

 

 

 

 

     Плата за воду              

 

     

 

 

 

 

 

    Прочие затраты              

 

     

 

 

 

 

 

    Полная себестоимость (итого по разделу 2)              

 

     

 

 

 

 

 

    Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности              

 

     

 

 

 

 

 

    Налог на имущество              

 

     

 

 

 

 

 

     Налог на рекламу              

 

     

 

 

 

 

 

    Целевые сборы на содержание правоохра­нительных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Сбор на нужды образовательных учреждений              

 

     

 

 

 

 

 

    Итого по разделу 3              

 

     

 

 

 

 

 

    Балансовая прибыль (разд. 1 – итог разд. 2 – итог разд. 3)              

 

     

 

 

 

 

 

     Налог на прибыль              

 

     

 

 

 

 

 

      Чистая прибыль (разд. 4 – разд. 5.)              

 

     

 

 

 

 

 

                                                 

* указывается прогнозная отпускная цена

 

На этапе разработки производственной программы рассчиты­вается потребность в первоначальных инвестициях с учетом про­изводственной программы проекта в целом, определяются направ­ления, по которым требуются вложения средств, и величина потреб­ности в дополнительных инвестициях. Величина потребности в общих инвестициях определяется в прил. 7, табл. 4.13. по каждому требуемому направлению с распределением по годам осуществления проекта. Исходной базой для расчета являются данные табл. 4.4..

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

 

В этом разделе бизнес-плана раскрывается организа­ционно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприя­тия (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится оценка оргструктуры. Студенту необходимо хорошо по­дать управленческую команду, кото­рая будет реализовывать проект, ее опыт, зрелость, квалификацию, ком­петентность, а также описать меха­низм реализации проекта.

Указываются следующие законодательные и нормативные ак­ты и документы:

- устав и учредительный договор предприятия;

- сертификат качества продукции;

- сертификат уровня производства;

- международная, федеральная, региональная или местная программы;

- законодательные акты и другие решения органов власти;

- особенности налогообложения;

- гарантийные письма.

Организационную структуру реализации проекта составляют распределение и механизм реализации обязанностей, прав и ответ­ственности, принципы взаимодействия и взаиморасчетов с предприятиями партнерами.

Организационная структура реализации проекта, должна обес­печить:

- сотрудничество участников реализации проекта в достиже­нии поставленных целей с минимальными затратами;

- создание условий для производства конкурентоспособной продукции;

- разработку, освоение и продвижение на рынок новых видов продукции.

Необходимо предусмотреть форму юридического обслужива­ния проекта, юридической защиты интересов, а также привлече­ние необходимых консультантов.

Устанавливаются основные этапы, сроки, ответственность и контроль их выполнения. Предусматриваются возможности сбоев и уменьшения рисков.

При внедрении новой техники могут иметь место убытки из-за существующего диспаритета цен. Но необходимость производства продукции, на возделывании которой она применяется, требует разработки системы организационно-технических мероприятий для снижения себестоимости. Поэтому может рассматри­ваться вопрос о способах организации работ, машин, возможно, устанавливаются сле­дующие варианты улучшения процессов:

- индивидуальный или групповой;

- последовательное выполнение работ по отделениям (брига­дам), культурам и участкам, а также для других хозяйств;

- закрепление механизаторов, работающих на комбайнах и транспортных средствах, при индивидуальном способе работы;

- организация технического обслуживания и ремонта машин, заправки топливно-смазочными материалами.

Одним из показателей оценки эффективности оргструктуры является интегрированный показатель эффектив­ности оргструктуры (Кэ.ф.у), после расчёта делаются выводы:

где Зу — затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления, тыс. руб./ чел.; Куп — удельный вес численности управленческих работников в об­щей численности, в долях; Фв — фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника), тыс. руб./ чел.; Фо — фондоотдача (объем произведенной (реализованной) про­дукции), приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов руб./руб..

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

При разработки финансового плана расчеты должны быть выполнены:

· в постоянных ценах на момент подачи заявки без учета инфляции;

· на конкретный период (мес.);

· расчеты произведены с ежемесячной периодичностью, со сводом по годам;

· значения всех исходных и расчетных данных приводятся в тыс. руб.

Исходными данными для проекта являются налоговое окружение (табл. 35), цена на продукцию (табл.36).

 

 

Таблица 35 – Налоговое окружение

 

Налог, взнос Ставка, %
НДС  
ПФР  
ФСС  
ФОМС  
Травматизм  

 

Таблица 36 – Цена на продукцию  

Наименование продукции Цена, руб. /кг
   
   

План реализации молока был составлен на основе плана маркетинга и представлен в таблице 37.

Таблица 37 – Планируемые объемы реализации сельскохозяйственной продукции

 

Реализуемая продукция

Годы

             
               
               
               

Цены на сырье и материалы отражены в таблице 38.

 

Таблица 38 – Цены на сырьё и материалы

 

Сырье и материалы Цена
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Калькуляция прямых материальных затрат отражена в таблице 39.

 

 

Таблица 39 – Затраты на сырье и материалы для молочного животноводства включая НДС, тыс. руб.

 

Статьи затрат

Годы

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Затраты на оплату труда работников отражены в таблице 40.

При составлении бизнес-плана необходимо учитывать накладные расходы. К накладным расходам относятся общехозяйственные, административные и коммерческие расходы.

Общехозяйственные:

· затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;

· затраты на аренду объектов основных производственных фондов;

· затраты по эксплуатации оборудования;

· текущий ремонт оборудования и транспортных средств.

·

Таблица 40 – Затраты на оплату труда

 

Показатели

Годы

             
               
               

 

Административные:

· затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, и т.д.);

· командировочные затраты;

· представительские расходы;

· оплата расходов на связь;

· канцелярские расходы

Сбытовые:

· транспортные затраты (без внутризаводских);

· тара и упаковочные материалы (кроме тары, отпускаемой покупателю вместе с готовой продукцией – учитывается в составе прямых затрат);

· затраты на маркетинг и рекламу и др.

Величина накладных расходов не нормируется, в расчетах размер накладных расходов определен расчетным путем (табл. 41). По факту накладные расходы могут быть как выше, так и ниже.

 

Таблица 41 – Накладные расходы, включая НДС, тыс. руб.

 

Накладные расходы

Годы

             
Накладные расходы              

 

Амортизируемые средства представлены в таблице 42. При расчете амортизации использовался линейный способ.

 

Таблица 42– Амортизационные отчисления

 

Амортизируемые средства

Годы

             
               
               
               
               

Далее произведем расчеты себестоимости продукции (табл. 43).

 

Таблица 43 – Калькуляция себестоимости продукции, тыс. руб.

 

Статьи затрат

Годы

             
               

После расчета себестоимости продукции спланируем выручку от реализации молока (табл. 44).

 

Таблица 44 – Выручка от реализации сельскохозяйственной

продукции, тыс. руб.

 

Реализуемая продукция

Годы

             
               
               
               
               

 

Другие доходы – это субсидии. В расчетах они отражены как прочие внереализационные доходы в таблице «прибыли-убытки», и как целевое финансирование в таблице «движение денежных средств».

Расчет субсидий представлен в таблице 45.

 

Таблица 45 – Внереализационные доходы, тыс. руб.

 

Источники субсидий

Годы

             
               
               
               

 

Инвестиционные издержки на реконструкцию молочного комплекса и строительства дольного зала представлены в таблице 46.

 

Таблица 46 – Инвестиции, включая НДС, тыс. руб.

 

Направление инвестиций Стоимость, тыс. руб.
   

 

Расчет формы «прибыли –убытки представлены в таблице 47.

 

 

Таблица 47 – Прибыли-убытки, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

             
Выручка              
Себестоимость проданных товаров              
Валовая прибыль              
Коммерческие расходы              
Прибыль от продаж              
Проценты к уплате              
Прочие внереализационные доходы              
Прибыль до налогообложения              
Налог на прибыль              
Чистая прибыль              
то же, нарастающим итогом              

 

Движение денежных средств отражено в таблице 48.

 

Таблица 48 – Движение денежных средств, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

               
1                
Поступления от продаж                
Затраты на сырье                
Зарплата                
Накладные расходы                
Налог на прибыль                
НДС                
Денежные потоки от операционной деятельности                
Возврат НДС                
Инвестиции в основные средства                
Денежные потоки от инвестиционной деятельности                
Целевое финансирование                
Поступления от инициаторов проекта                

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Поступление кредитов                
Погашение кредитов                
Возврат процентов по кредиту кредитов                
Денежные потоки от финансовой деятельности                
Суммарный денежный поток за период                

 

Далее рассмотрим источники, формы и условия финансирования. Спланируем затраты на обслуживание кредита, входящие в себестоимость продукции.

 

Таблица 49 – Общие затраты на обслуживание кредитов, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

         
Проценты к уплате          
Основной долг          
Итого          

Таблица 50 – Источники финансирования

 

Направление инвестиций Стоимость, тыс. руб. Инвестиционный кредит, тыс. руб. Собственные средства
Покупка КРС      

 

При заданных параметрах проект эффективен.

 

Таблица 51 – Экономические показатели проекта

 

Показатели Значения
Период расчета, лет  
Простой период окупаемости проекта, лет  
Ставка дисконтирования, %  
Дисконтированный период окупаемости, лет  
Внутренняя норма рентабельности, %  
Чистая приведенная стоимость NPV, тыс. руб.  

           

Расчёт дисконтных показателей эффективности проекта представлены в прил.9.

РИСКИ И ГАРАНТИИ

 

Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично. Риск характеризуется как опасность возможной потери ресур­сов или недополучения доходов, угроза предприятию понести по­тери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных бизнес-планом, либо получить доходы ниже тех, которые плани­руются.

Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Осо­бое внимание уделяется финансово-экономическим рис­кам (табл. 52.).

Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в результате неустойчивости спроса (положение на но­вом рынке) на планируемую продукцию может быть рассчитан с использованием статистических методов.

Расчет риска на планируемый период может быть сле­дующим.

Таблица 52 – Финансово-экономические риски

Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного про­дукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентов Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, пере­возки
Зависимость от поставщиков, от­сутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или сниже­ние объема производства

 

Допустим, за предыдущие пять лет уровень рентабель­ности на планируемую продукцию по аналогичным предприятиям составлял: 5%, 10, 7, 6, 8%, а планиру­емый уровень рентабельности – 11%.

Чтобы определить, насколько рискован запланирован­ный уровень рентабельности, производятся расчеты и следующей последовательности:

1. Определяем средневзвешенную рентабельность через вероятности, поскольку событий (данных об уровне рентабельности) 5, то вероятность каждого события составит 1/5, следовательно:

Средняя рентабельность = 5*1/5 + 10*1/5 + 7*1/5 + 6*1/5 + 8*1/5 = 7,2%.

2. Определяем дисперсию как сумму произведений всех квадратов разниц между фактической и средней их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:

Дисперсия = (5-7,2)2*1/5 + (10-7,2)2*1/5 + (7-7,2)2*1/5+(6-7,2)2*1/5+(8-7,2)2*1/5=2,96.

3. Рассчитываем стандартные отклонения как вели­чину, соответствующую квадратному корню из диспер­сии. Размер стандартного отклонения и есть уровень риска. Чем выше стандартное значение, тем рискованней рассматриваемый проект:

Стандартное отклонение =

Это значит, что наиболее вероятное отклонение рен­табельности продукции от ее средней величины составит ± 1,7%, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность продукции по расчетам составит 5,5% (7,2 – 1,7), а по оптимистическому про­гнозу – 8,9% (7,2 + 1,7). Проект достаточно рискован­ный, поскольку планируется уровень рентабельности продукции – 11%. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) в заранее оговоренных случаях. В сельском хозяйстве создаются специальные фонды: семян, кормов, ТСМ и др. запасов, в пределах 15%. Снижение степени риска – сокращение вероятности и объема потерь. Минимизация рисков необходима для увеличения прибыли от инвестиционной деятельности. В рамках инвестиционной стратегии может быть разработана концепция борьбы с рисками, в соответствии с которой определяются основные направления анализа инвестиционных рисков корпорации и методы минимизации рисков.

Программа по минимизации рисков должна быть четко проработанной, выполнимой и не снижать эффективности технологического цикла. Один из возможных вариантов программы по минимизации рисков представлен в табл. 53.

Таблица 53 – Программа минимизации рисков

Вид риска Р А Кваж Способ минимизации

I. Риск нежизнеспособности проекта

1) риск появления инновации (разработка генетитического заменителя продукта) 0,25 0,2 0,05 Популяризация натуральных продуктов
2)Риск срыва поставок по вине подрядчика 0,2 0,1 0,02 Поиск нескольких альтернативных поставщиков
II. Отмена налоговых льгот из-за задержки окончания проекта 0,2 0,5 0,1 Разработка нескольких сценариев реализации проекта
III. Риск неуплаты задолженностей 0,35 0,2 0,07 Получение гарантии банка-партнера
Другие риски…
Сумма 1 1 * *

 

Условные обозначения в таблице:

Р – вероятность наступления риска; А – актуальность риска для данного вида проекта; Кваж – коэффициент важности рассчитывается по формуле:

Кваж = Р * А.

Исходя из анализа ситуации и возможных потерь, разрабаты­ваются меры по предупреждению рисков: действенный контроль за ходом производственного процесса, дублирование поставщиков, создание широкой дилерской сети, соответствующая ценовая поли­тика, создание системы финансового менеджмента, проведение страхования имущества и т.д.

К формам гарантий партнерам и инвесторам относятся:

— гарантии федеральных, региональных или местных органов власти, страхование;

— залог активов (недвижимость, ценные бумаги);

— банковские гарантии;

— передача прав;

— товарные гарантии (готовой продукцией).

По каждой форме гарантий возможна различная степень го­товности к реализации:

- предварительная переписка с гарантом;

- протокол о намерениях;

- гарантийное письмо;

- договор;

- активы, предполагаемые к залогу.

Также в ходе анализа риска должны рассматриваться следующие виды внешних и внутренних воздействий, которые могут повлиять на эффективность работы предприятия:

1. Изменение ставки сравнения (инфляции) – по результатам анализа эффективности можно сделать вывод, что функционирование предприятия эффективно даже при 16% инфляции в долларовом эквиваленте.

2. Снижение выручки от реализации возможно до 35% от плановой.

На момент погашения кредита запас надёжности рассчитывается как отношение суммы платежей и поступлений нарастающим итогом к сумме кредита, например 1912:700=2,73, что сводит инвестиционный (банковский) риск до вполне приемлемого уровня:

1: 2,73*100%=36,6%.

Коммерческий риск оценивается вероятностью потери оборотных средств в прогнозируемой точке безубыточного оборота как отношение суммы всех затрат (издержки, платежи, проценты, налоги и др.) к сумме всех поступлений, умноженное на 100%, например, 1081:1567*100%=69%, что говорит о необходимости воздержаться от расчетов с инвестором (банком) в данном периоде, хотя накопленной суммы прибыли уже достаточно.

 

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции // Экономика и коммерция. – 2004. – №3.

2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.

3. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента.: в 2-х т. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2011.

4. Бизнес-план инвестиционного проекта. – М.: Агроконсалт, 2009.

5. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. – М.% Ника-Центр, 2006.

6. Булыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА, 2008.

7. Вернер Беренс, Питер М. Хавранек. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2005.

8. Виленский П.Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Прометей, 2008.

9. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. – М.: ИНФРА, 2007.

10. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия / Под ред. В.П. Грузинова: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

11. Зигель Эрик С., Шульц Лорен А. и др. Пособие ЭРНСТ энд ЯНГ по составлению бизнес-плана / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. – 224 с.

12. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 478 с.

13. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд-е 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. – 272 с.

14. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред. С.И. Шумилина. - М.: АО “Финстатинформ”, 2005.

15. Инновационно-инвестиционный менеджмент в агропромышленном комплексе: Уч. пособие. – М.: Изд-во МСХА, 2005. – 328 с.

16. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 208.

17. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 2006. – 304 с.

18.  Мазо О.В. Организационно-экономические аспекты повышения инвестиционного потенциала сельскохозяйственных предприятий. – Воронеж: тип. ВГАУ, 2012. – 24 с.

19. Маркетинг в АПК / Под ред. Г.П. Абрамовой. – М.: Колос, 2007. – 240 с.

20. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.

21. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экономика, 2010.

22. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (официальное издание). – М.: НПКВЦ "Теринвест", 2004.

23.  Решецкий В.И. Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов. – М.: Изд. Янтарный сказ, 2011. – 477 с.

24. Управление инвестициями. В 2-х т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 2008

25. Хоминич И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. – М.: Изд-во Росс. экон. академии, 2008. – 156 с.

26. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 272 с.

27. Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: АКаЛиС, 2006.

 

Периодические издания:

Газеты: «Деловой экспресс», «Экономика и жизнь».

Журналы: «Деньги и кредит», «Инвестиции в России», «Финансы и кредит», «АПК: экономика и управление», «Экономика и жизнь», «Эксперт», «Финансы», «Экономист» и др.

Интернет-ресурсы.


Приложение 1


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВО Тверская ГСХА)

 

 


           ЗАКЛЮЧЕНИЕ №______ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ


КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО СИСТЕМЕ «АНТИПЛАГИАТ.РУ»

 

В результате проверки курсовой работы студента
                                                              (Фамилия, Имя, Отчество – полностью)   Направление 38.03.02 Менеджмент Дисциплина бизнес-планирование   на тему:  
 
 
 
    в автоматизированной системе «Антиплагиат.Ру» установлено: итоговая оценка оригинальности составляет ________%, что соответствует требованиям.   Отчет о проверке прилагается.   Ответственный за работу в АИС «Антиплагиат.Ру» по экономическому факультету:   ________________________/____________________/Дата_________________________             Подпись                                      Расшифровка подписи                                  

 


Приложение 1


Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.