Кафедра менеджмента и предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФГБОУ ВО

ТВЕРСКАЯ ГСХА

 

Кафедра менеджмента и предпринимательства

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВООЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов очного и заочного отделения экономического факультета


По направлению 38.03.02 – «Менеджмент»

 

 

Тверь – 2017

 

Авторы: Кудрявцева О.В., доцент кафедры менеджмента и предпринимательства Тверской ГСХА

Леметти Ю.А., доцент кафедры менеджмента и предпринимательства Тверской ГСХА

 

 

Рецензент: Смирнова О.В., к.э.н., доцент кафедры Экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

 

Настоящие методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой экономики (протокол №  заседания кафедры от 29.05.2017 г.), утверждены методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 заседания методической комиссии от 19.09.2017 г.)

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 5

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 6

2.1. ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ... 6

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ... 7

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ.. 19

3.1. ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 19

3.2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА.. 20

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА 22

4.1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА.. 22

4.2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНИЦИАТОРЕ ПРОЕКТА.. 22

4.3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА.. 23

4.4. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ.. 24

4.5. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ.. 26

4.6. ПЛАН МАРКЕТИНГА.. 28

4.7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.. 47

4.8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.. 64

4.9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.. 66

4.10. РИСКИ И ГАРАНТИИ.. 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 77

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 79

 



ВВЕДЕНИЕ

Решение традиционной задачи: что, как и для кого производить базируется на систематической разработке управленческих решений о целях, средствах и действиях путем сравнительного анализа и оценки альтернативных вариантов в прогнозируемом периоде. Успех предпринимательской деятельности во многом определяется качеством разработанного бизнес-плана, который включает в себя определение стратегии и тактики поведения, выделение перспективных целей в рамках реализуемого проекта, механизмов их достижения и ресурсного обеспечения. Основу такой деятельности составляет бизнес-планирование – процесс разработки и детального обоснования концепции реализации предпринимательской идеи, который включает в себя анализ информации о предстоящих действиях, определение наилучших способов достижения поставленных целей.

Настоящие методические указания являются рабочим материалом для выполнения курсового работа студентами экономического факультета очной и заочной формы обучения по курсу «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ».

Студент выполняет задания, используя материалы конкретного хозяйства (или его подразделения, отделения, цеха, бригады), являющееся объектом его исследований на протяжении периода обучения.

Каждый раздел работы завершается заключением, в котором производится конкретная оценка полученных данных, и определяются пути реализации разработок.



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется студентами в соответствии с учебным планом дневного и заочного отделений, и является обязательной формой отчёта студентов перед кафедрой. Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдаётся для проверки на кафедру.

• Курсовая работа, соответствующая предъявленным требованиям, оценивается положительно и допускается к защите.

• Курсовая работа, направленная на частичную доработку, допускается к защите только с учётом исправлений в соответствии с постраничными замечаниями и рецензией преподавателя.

• Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с постраничными замечаниями. Повторно выполненная работа сдаётся вместе с первым вариантом курсовой работы.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО ВСЕ  ЛИСТЫ С ЗАМЕЧАНИЯМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДОЛЖНЫ СОХРАНЯТЬСЯ В РАБОТЕ ДО ЕЕ ЗАЩИТЫ.

Подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведённые в работе положения. В ходе защиты курсовой работы задача студента – показать углублённое понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

К сдаче экзамена по дисциплине «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ» допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам. КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТУ НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ И ХРАНИТСЯ НА КАФЕДРЕ.

Текст курсовой работы проверяется на оригинальность в системе «Антиплагиат». Заключение о проверке работы в системе «Антиплагиат» (оформляется согласно по образцу, представленному в приложении 1);

 

 

Требования (критерии), предъявляемые к уровню оригинальности текста КР:

Результаты оценки оригинальности работы, % Решение о допуске (доработке) к защите
51 и выше ВКР допускается к защите
менее 51% ВКР дорабатывается, повторно проверяется на предмет оригинальности и после достижения требуемого уровня оригинальности работы допускается к защите

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ

В структуре курсовой работы необходимо выделить следующие элементы:

–  титульный лист;

–  лист «содержание»;

–  введение;

–  проектная часть (расчеты);

–  заключение (выводы и предложения);

–  список литературы;

–  приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по установленному образцу (приложение 2).

Лист «содержание». Содержание призвано раскрыть структуру работы и логику изложения материала путём обозначения выделенных в работе разделов и подразделов. Содержание включает введение, номера и названия всех разделов и подразделов, заключение, список используемой литературы и (приложения в той последовательности, в какой они расположены в проекте).

Введение представляет собой вступление автора, в нём даётся первое представление о курсовой работе. Ведение должно быть кратким (3-4 страницы рукописного текста или 2-3 страницы машинописного текста). Содержание введения строго регламентировано:

• обоснование выбора темы, определение её актуальности, новизны и значимости для науки и практики;

• состояние изученности темы;

• формулировку цели и задач исследования;

Проектная часть должна содержать материалы, отражающие сущность и результаты исследования. Эту часть рекомендуется разделить на 7-9 разделов. В свою очередь каждый раздел может включать 2-3 подраздела. Увеличивать число разделов не следует, так как это приведёт к поверхностной разработке или значительному превышению объёма курсового проекта. Основная часть проекта может быть изложена на 35-40 страницах рукописного текста или 25-30 страницах машинописного текста.

Заключение содержит краткие выводы, которые вытекают из материалов курсового проекта, и обоснованные предложения. Заключение должно быть кратким (2-3 страницы рукописного текста или 1-2 страницы машинописного текста).

Список литературы завершает проект и оформляется по определённым правилам (см. раздел 2.2. «Требования к оформлению»).

Приложения включают вспомогательный материал. Это могут быть таблицы промежуточных данных, промежуточные расчёты, схемы, формы документов, справки и другие иллюстрации.

Общий объём курсовой работы (без приложений) должен быть в пределах примерно 35-40 страниц машинописного текста. ПРОЕКТЫ, ОБЪЁМ КОТОРЫХ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ (ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ ТРЕБУЕМОГО), БУДУТ ВОЗВРАЩЕНЫ НА ДОРАБОТКУ.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Текст курсовой работы выполняется в печатном варианте на одной стороне листа формата А4 (297×210). При этом соблюдаются поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ 1,25 см от левой границы текста. Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер кегля – 14 пт, межстрочный интервал - полуторный, выравнивание по ширине. Расстановка переносов – автоматическая.

Печать текста осуществляется черным цветом[1]. Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование выделения жирным шрифтом, курсивом. Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом. Текст курсовой работы разделяют на разделы и подразделы. Разделы последовательно нумеруют арабскими цифрами, подразделы – двумя арабскими цифрами, разделенными точкой, первая означает номер раздела, вторая – подраздел. После названия подраздела точку не ставят.

Каждый раздел, содержание, введение, заключение, список литературы начинают с новой страницы. Их заголовки пишут без подчеркивания прописными буквами (заглавными, шрифт полужирный), а подразделов – строчными, за исключением первой заглавной буквы (шрифт полужирный). Переносы слов в заголовках не допускаются, точку в конце не ставят. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу двумя интервалами. Между заголовками раздела и подраздела – один интервал.

Сокращение слов в тексте и заголовках не допускается за исключением общепринятых: тыс., млн, млрд и др. Узкоспециализированные сокращения, символы, термины необходимо один раз детально расшифровать в скобках после первого упоминания о них, например: ОАО (далее – открытое акционерное общество) и в последующем тексте эту расшифровку повторять не следует.

Единицы измерения необходимо указывать в соответствии с существующими правилами. Например: граммы - г, килограмм - кг, центнер - ц, тонна - т, секунда - с, минута - мин, затраты труда человеко-час – чел.-ч, человеко-день – чел.-день и т.д. После таких сокращений точку не ставят. Денежные единицы измерения обозначаются, как правило. с точкой - руб., тыс. руб., но миллионы – млн (точка не ставится). Не допускается использовать в тексте математические знаки без цифр, например: ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), знак № (номер), % (процент); применять в тексте математический знак минус (–) перед отрицательным значением величины. Нельзя сокращать обозначения единиц физических и стоимостных величин, если они употребляются без цифр.

Если в тексте работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической или стоимостной величины, то ее указывают только в конце последнего числового значения, например, 2540, 3210 и 3340 тыс. руб. В работе могут быть приведены перечисления, которые выделяются абзацным отступом. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или строчная буква со скобкой, приводимая в алфавитном порядке. Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.

Все страницы курсовой работы последовательно нумеруют арабскими цифрами, которые указывают внизу страницы посередине. Нумерация должна быть сквозной от титульного листа включая все страницы приложения, таблицы и иллюстрации, расположенные на отдельных страницах.

Требования к оформлению таблиц, размещаемых в тексте курсовой работы. Основная часть цифрового материала оформляется в таблицах, которые применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы следует помещать над таблицей (выравнивание по центру), без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (пример оформления таблиц в тексте курсовой работы представлен далее).

 

Таблица 1 ─ Оценка конкурентоспособности сегментов (товаров)

Критерии

конкурентоспособности

Вес

критериев

 

Оценка

выраженности

критериев

Взвешенная оценка

сегментов

сегмент 1 сегмент 2 сегмент 1 сегмент 2
Объем продаж сегмента высокий          
Темпы роста сегмента высокие или превышает темпы роста рынка          
Суммарное значение          

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким и выполняется строчными буквами (кроме первой прописной). Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово таблица с указанием ее номера (например, в таблице 1). Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово таблица, ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова Продолжение таблицы и указывают ее номер.

Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки столбцов – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе. Указывать в заголовке каждой таблицы наименование хозяйства и его местоположение не следует. Эти реквизиты отмечаются во введении и в первом разделе при характеристике хозяйства. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу «№ п/п» обычно в таблицу не включают. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте, но не менее 12 пт. Межстрочный интервал в таблицах – одинарный. К цифровым табличным данным должны быть указаны единицы измерения. Если данные таблицы имеют разные единицы измерения, то они указываются в соответствующих заголовках (подзаголовках) столбцов или строк таблицы. В случае, когда все показатели одной размерности, единицу измерения помещают в конце заголовка таблицы, выделяя запятой или скобками. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в соответствующей графе ставят прочерк. Если данные графы (строки) таблицы не требуют заполнения, то следует ставить знак «х».

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой.

Требования к оформлению иллюстраций (рисунков), размещаемых в тексте курсовой работы. Наряду с таблицами в курсовой работе могут быть использованы иллюстрации (схемы, чертежи, графики, диаграммы, фотоснимки, компьютерные распечатки и т.д.), которые по тексту именуются рисунками. Их озаглавливают и применяют сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах работы.

Название рисунка указывают после номера через тире. Слово Рисунок и его название располагают посередине строки (пример оформления рисунков в тексте ВКР представлен далее). При необходимости под иллюстрацией (перед заголовком) помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например, Рисунок 1.1). Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Рисунок 1 ─ Динамика индекса продовольственной безопасности

(The Global Food Security Index) Российской Федерации

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать "... в соответствии с рисунком 1" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела.

Требования к оформлению формул, размещаемых в тексте курсовой работы. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Например: формализация расчета показателей для выявления степени дифференциации регионов (районов) выглядит следующим образом:

 

,         (1)

 

где   индекс i-той группы показателей; – балльная оценка n-го показателя; n – количество показателей в группе.

 

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х». Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, ... в формуле (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).7 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1). Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул

Требования к оформлению приложений курсовой работы. Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, программ задач и т.д. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. В содержании допускается либо перечисление всех приложений, имеющихся в работе, либо разовое упоминание слова «Приложения». Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру с прописной буквы отдельной строкой. Приложения нумеруются арабскими цифрами по принципу сквозной нумерации. Каждое приложение, представленное в иллюстрационном или табличном виде, обозначают без нумерации и слова «Рисунок» или «Таблица», но с обязательным указанием ее названия. Пример:

Приложение 1

Система показателей, используемая для оценки уровня конкурентоспособности товаров

 

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А2 и А1. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Оформление списка литературы (библиографического описания источников). При оформлении списка литературы, используемой при подготовке КР, следует руководствоваться следующими примерами и комментариями.

1. Библиографическое описание ─ книги

Один автор:

Прает Ван Д. Бессознательный брендинг. – М.: Азбука Бизнес, 2014. – 320 с.

Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2010. – 144 с.

Два автора:

Ревич Б.А., Малеев В.В. Изменения климата и здоровье населения России: Анализ ситуации и прогнозные оценки. – М.: ЛЕНАНД, 2011. – 208 с.

Три автора:

Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с.

Четыре и более авторов:

Операционный менеджмент: для бакалавров: учеб. по направлению «Менеджмент» / С.Э. Пивоваров [и др.]. – СПб.: Питер, 2011. – 540 с.

Издательств два и более:

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов. – М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2009. – 319 с.

2. Библиографическое описание ─ статья

Шмидт Ю.И. Возможности формирования аграрного кластера в Тверской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятия. – 2013. – № 8. – С. 55–58.

Богданова О.В., Леметти Ю.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства – основа решения проблем финансового глобального кризиса // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2011. – № 5. – С. 3–10.

или (допустимым вариантом является вариант при котором предписанный знак «–» в библиографическом описании опускается):

Шмидт Ю.И. Возможности формирования аграрного кластера в Тверской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятия. 2013. № 8. С. 55–58.

Богданова О.В., Леметти Ю.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства – основа решения проблем финансового глобального кризиса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 5. С. 3–10.

3. Библиографическое описание ─ диссертация и автореферат

Диссертация:

Леметти Ю.А. Управление устойчивым развитием сельского хозяйства (на материалах Центрального федерального округа): дис. …[2] канд. экон. наук: 08.00.05. - Экономика и упр. нар. хоз-вом (экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями комплексами: АПК и сельское хозяйство) / МГАУ им В.П. Горячкина. М., 2012. 209 с.

Автореферат:

Леметти Ю.А. Управление устойчивым развитием сельского хозяйства (на материалах Центрального федерального округа): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Экономика и упр. нар. хоз-вом (экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями комплексами: АПК и сельское хозяйство) / МГАУ им В.П. Горячкина. М.: Изд-во «Сфера» МГАУ им В.П. Горячкина, 2012. 20 с.

4. Библиографическое описание ─ сборник материалов (докладов)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ

ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Студенту, в рамках дисциплины «Бизнес-планирование» предлагается разработать один из двух видов бизнес-планов:

· бизнес-план для привлечения внешнего финансирования (внешний бизнес-план);

· бизнес-план для решения внутренних проблем действующего предприятия (внутренний бизнес-план).

Выбор темы, при написании бизнес-плана, не ограничивается предложенными вариантами, студент вправе избрать направление, по которому следует составить бизнес-план самостоятельно. В качестве возможных вариантов.

1) Бизнес-план увеличения производства продукции (мебель, молоко, продукты переработки, металлопрокат и др.).

2) Бизнес-план расширения/обновления производственных мощностей (увеличение/улучшение состава основных средств, площадей, отдельных видов оборудования и др.).

3) Бизнес-план, направленный на смену технологии производства (новые технологии: производства, переработки и реализации продукции и др.).

4) Бизнес-план, разработанный с целью обобщения предыдущего развития предприятия (агрофирмы, сельхозкооператива и др.).

5) Бизнес-план, направленный на реализацию разработанной страте­гии развития предприятия (включая механизмы и способы реа­лизации целей и стратегических за­дач).

6) Бизнес-план как инструмент, включающий в себя разработку, тех­нико-экономическое и финансовое обоснование проектов и программ развития предприятия.

7) Бизнес-план как документ, спо­собствующий привлечению финан­совых и материальных ресурсов, не­обходимых для реализации внутри­хозяйственных проектов и про­грамм.

8) Бизнес-план, разработанный для привлечения высокоэффективных партнеров к реализации внутрифир­менных планов, проектов и про­грамм.

9) Бизнес-план, разработанный с целью финансового оздоровления предприя­тия.

10) Бизнес-план развития крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ).

11) Бизнес-план, разработанный для реализации инвестиционного про­екта.

12) Бизнес-план, разработанный для осуществления лизинговой сделки или получения банковского кредита.

13) Бизнес-план, разработанный для осуществления нововведений (ин­новаций).

14) Бизнес-план, разработанный с целью снижения степени риска в процессе развития предприя­тия, его производственной, научно-технической, финансовой, внешне­экономической деятельности.

15) Бизнес-план, разработанный в целях формирования благоприятно­го общественного мнения в отноше­нии предприятия, его развития, планов деятельности, степени соци­альной ответственности и значимо­сти.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Следует запомнить аксиому: структура бизнес-плана чётко зависит от целевого предназначения. Структура бизнес-плана – совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, которые представлены с различной степенью детализации и служат основанием для планирования и контроля за реализацией проекта на различных его стадиях. В этой связи курсовая работа выполняется в соответствии со следующей структурой.

1. Резюме проекта

2. Инициатор проекта

3. Существо предлагаемого проекта

4. Анализ положения дел в отрасли

5. Анализ рынков сбыта основных конкурентов

6. Маркетинговый план

7. Производственный план

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Оценка рисков проекта

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Резюме в курсовой работе можно представить в таблицы 1.

Таблица 1 – Краткий обзор (резюме) проекта

Наименование (суть) проекта   
Инициатор проекта (заемщик)  
Общая стоимость проекта, тыс. руб.  
Объем профинансированной части проекта/оплаченный аванс, тыс. руб.  
Потребность в финансировании/объем кредита, тыс. руб.  
Соотношение собственных и заемных средств  
Срок использования кредита, мес.  
Процентная ставка, % годовых  
Льготный период погашения основного долга, мес.  
Обеспечение  
Срок окупаемости проекта, мес.  

 

Данными для заполнения таблицы служат основные сведения по всем разделам бизнес-плана.

В данном разделе рекомендуется:

- раскрыть в сжатой форме суть проекта и необходимость его реализации;

- указать фазу реализации проекта, на которой находится проект в настоящее время;

- обосновать целесообразность и предполагаемые условия участия Банка в проекте;

- определить величину запрашиваемого кредита и порядок его использования.

Таблица 5 – Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия

 

Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Недостатки Оценка
1 2 3 4
Менеджмент предприятия · Предпринимательская культура и философия · Цели и формулируемые стратегии · Система мотивации сотруд­ников      
Производство · Оборудование · Гибкость производственных линий · Качество производственного планирования и управления      
Научные исследования и разработки · Интенсивность и результаты · Ноу-хау · Использование новых информационных технологий      
Маркетинг · Организация сбыта · Расположение сбытовых фи­лиалов · Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов      
Кадры · Возрастная структура · Уровень образования · Квалификация и мотивация труда персонала      

 

 

Продолжение табл. 5

1 2 3 4
Финансы · Доля собственного капитала (капитал и резервы) · Уровень финансового состояния Возможности получения кре­дита      

Таблица 6Оценка рынков сбыта

 

№• п/п Показатели   Близлежа­щий город или насе­ленный пункт мес­тонахожде­ния пред­приятия Населен­ные пункты в радиу­се 100 км Рынки, удален­ные за 100 км
1 Уровень спроса      
2 Степень удовлетворения спроса      
3 Уровень конкуренции      
4 Доля потребителей, готовых купить продукцию      

 

Таблица 7Анализ и оценка конкурентов

 

№ п/п

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

первый второй
1 Объем продаж, натуральные показатели      
2 Занимаемая доля рынка, %      
3 Уровень цены      
4 Финансовое положение (рентабельность)      
5 Уровень технологии      
6 Качество продукции      
7 Расходы на рекламу      
8 Привлекательность внешнего вида      
9 Время деятельности предприятия, лет      

 

Для обслуживающих предприятий (МТС, автотранспортные, механизированные отряды агрохимического обслуживания и т.д.) изучается потребность предприятий в выполнении для них отдельных работ (услуг). Производится сравнение себестоимости выполнения работ (услуг) в хозяйствах и цен обслуживающих предприятий (например, табл. 8).

 

Таблица 8 – Затраты на аналогичные работы в хозяйствах и МТС

Наименование работ

Объём

работ, га, т

Затраты руб. на

единицу работ

объём работ

хозяйство МТС хозяйство МТС
Вспашка на глубину 20 см          
Уборка зерновых          
Уборка кукурузы на силос          
         
         
Итого          

 

Далее изучается рынок материально-технических ресурсов, особенно цены продажи техники, непосредственно заводами, предприятиями «Росагролизинг», посредниками, промышленными предприятиями и др. предприятиями, а также условия продажи: в кредит (кратко-, средне-, долгосрочный); под продукцию, лизинг и др.

 

ПЛАН МАРКЕТИНГА

При составлении плана маркетинговых мероприятий необходимо ориентировать вектор исследования на общую концепцию деятельности предприятия. Более того, важно понять, что маркетинговый подход к проблеме повышения эффективности деятельности производства представляет собой альянс теоретических, научных основ маркетинга и творческого потенциала студента. В связи с этим представленный раздел выступает в статусе рекомендательного, и авторы настоящего пособия считают уместным напомнить читателю, что в маркетинге не существует рецептов, знание которых способно привести вас к желаемому результату. Максимизируйте свой творческий потенциал, ломайте стереотипы, не бойтесь нестандартных подходов, думайте о том, что всех людей объединяет стремление потреблять, так сделайте так, чтобы из всего многообразия предлагаемых товаров на рынке именно ваш был желаем для потребления!

Итак, общая схема (структура) раздела отображена на рис. 1.

 

 

 

Рисунок 1 Схематичное отображение содержания раздела

 «План маркетинга»

 

 

Далее вниманию читателя предлагается краткая характеристика каждого из пунктов плана, реализация которых в совокупности представляет маркетинговую концепцию деятельности предприятия.

Отбор целевых рынков

 

Сегментирование рынка, выделение целевой группы воздействия (ЦГВ)

Сегментирование рынка представляет собой процесс разделения рынка на четкие рыночные сегменты (группы потребителей)

Основная цель сегментирования рынка – выделение из общей совокупности потребителей целевой группы воздействия (ЦГВ), учет приоритетов потребления которой, является ориентиром для повышения эффективности деятельности предприятия.

Следует помнить, что единого метода сегментирования рынка нет. Предприятию необходимо опробовать варианты сегментирования на основе различных параметров и попытаться отыскать наиболее эффективный подход.

Выделяют 4 способа сегментирования рынка:

по географическому типу, когда в основу заложены географические факторы;

по демографическому принципу, в основе которого лежат демографические признаки. Основными демографическими переменными, используемыми для сегментирования, являются: возраст и этап жизненного цикла семьи; пол; уровень доходов. Возможно использование комплекса демографических переменных.

по поведенческому принципу, исходя из поведенческих особенностей покупателей. Основными поведенческими переменными являются: поводы для совершения покупки; искомые выгоды; статус пользователя; интенсивность потребления; степень приверженности (безоговорочные приверженцы потребители, покупающие товары одной и той же марки); терпимые приверженцы (две-три марки); непостоянные приверженцы (с одной марки на другую), странники (не проявляющие приверженности ни одной товарной марке); степень готовности покупателя к восприятию товара (осведомленность); отношение к товару (восторженно, положительно, безразлично, отрицательно, враждебно).

по психографическому принципу, в основе которого лежит принадлежность к общественному классу, образ жизни, характеристики личности. Примеры факторов и переменных сегментирования представлены в прил. 6.

Четко определив своего целевого потребителя производитель должен на основе приоритета потребностей ЦГВ сконструировать стратегию позиционирования товара. Информацию по данному разделу бизнес плана целесообразно аккумулировать в таблицах 9 и 10.

 

Таблица 9 – Информация о сегментах рынка

Характеристики сегмента

(для примера)

Сегменты

1 2 n
Размер, тыс. ед. Интенсивность потребления (на одного покупателя) Доля рынка ….        

 

 

Таблица 10 – Параметры сегментов рынка

 

Сегменты Емкость рынка, тыс. ед. Число конкурентов Их доля в сегменте, % Средняя норма прибыли (в % к затратам) Цена за ед., руб.
1 2 … n          

 

Позиционирование товара

Важно запомнить, что большая часть ваших потенциальных потребителей предпочитают вообще не делать лишних движений, чем изводить себя муками выбора.

Позиционирование товара (от лат. positio – положение) – процесс определения места нового товара в ряду существующих товаров, то есть установление области его применения наряду с другими товарами, возможности вытеснения им старых товаров и конкуренции с ними. Позиционирование необходимо для уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок.

Позиционирование товара предусматривает проведение целого комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на утверждение позиций товара в конкретном сегменте рынка. Успешное осуществление маркетинговых мероприятий должно склонить покупателей к решению отдать предпочтение именно вашему товару. Покупателю следует помочь выделить данный товар из широкого круга аналогичных товаров по какому-либо признаку.

Позиционирование товара осуществляется в системе товарной, ценовой, сбытовой политики, а также политики формирования спроса и стимулирования сбыта. При этом покупателям внушается мысль, что им предлагают именно тот товар, который соответствует их предпочтениям и создан для них.

Стратегии позиционирования товара на рынке могут быть основаны на:

Ø определенных преимуществах или характеристиках товара: «Если хотите купить яблоки для хранения их до весны, то приобретайте сорт «Ранет Симиренко»;

Ø удовлетворении специфических потребностей: «Если вам надо купить экологически чистые овощи, приобретайте их в магазине агрофирмы «Изобильное»;

Ø еще лучше.

Могут использоваться и другие, самые разнообразные стратегии позиционирования товара. Следует помнить, что позиционирование, слабо ориентированное на конкретно выбранный сегмент рынка, может не обеспечить успеха.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

После определения стратегии маркетинга определяется и детализируется производственная программа.

В этом разделе бизнес-плана определяется производст­венная программа предприятия, дается подробное описа­ние производственного процесса с указанием узких с тех­нологической и организационной точек зрения мест и пу­тей их преодоления. Раздел дол­жен содержать расчеты объемов производства по каждому виду на­меченной к выпуску продукции. Для сельского хозяйства не­обходимы прогнозные расчеты та­ких исходных показателей, как уро­жайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Именно они определяют использо­вание земельных угодий, структуру посевов, стада и т.д. Необходимо учитывать и объем продукции, ис­пользуемой для собственных нужд предприятия.

Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры товаров и услуг, а также определенным объемом продукции, который способен «поглотить» соответствующий сегмент рынка.

Производственная программа тесно увязывается с программой поставок и использования сырья и материалов. Поставки сырья и материалов относятся к критическим факторам, определяющим экономическую жизнеспособность проекта, а также его мощность и размеры. В программе поставок необходимо представить оценку объема поставляемых материалов из различных источников снабжения. Насколько поставляемые материалы соответствуют определенным стандартам. Здесь же необходима оценка издержек на средства транспортировки и мощностей по хранению материалов. В сельском хозяйстве собственные семена, органические удобрения, корма оцениваются по фактической себестоимости, а приобретённые – по цене их закупки плюс затраты на доставку.

Производство продукции в натуральном выражении формируется на предприятии исходя из наличия производственных мощностей, заказов потребителей и заключенных договоров о поставках, а также части продукции, используемой на собственные нужды (семена, корма и т.д.) с учётом уровня товарности. На основе плана производства продукции в натуральном выражении разрабатывается план производства в стоимостном выражении.

Увеличение производственных мощностей предприятия может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов, а именно:

за счет прироста производственных мощностей (поголовья и др.) в результате мероприятий по техническому перевооружению;

за счет ввода в действие производственных мощностей за счет реконструкции;

за счет ввода в действие производственных мощностей (посевных площадей и др.) путем расширения действующих и строительства нового предприятия, объекта.

Выбирается один или несколько вариантов, которые являют­ся наиболее эффективными для данного предприятия с точки зре­ния обеспечения потребности рынка, которые составляют основу плана технического развития и организации производства.

Непредвиденные расходы подразделяются на два основных типа:

1. Материальные непредвиденные расходы – связаны с неточностями прогнозирования (продаж, проектных требований, объемов материалов и услуг). Невозможность точного определения всех материальных расходов требует их увеличения на 5-10%.

2. Финансовые непредвиденные расходы очень сильно влияют на величину основных инвестиций, оборотный капитал, производственные издержки и объем продаж.

Основной особенностью проведения финансовой деятельности является существенное значение временного фактора, поскольку покупательная способность рубля изменяется быстро в условиях высокой инфляции. Темпы инфляции являются неоднородными и поэтому они назначаются на разные объекты каждому свои. Особенно трудно оценить различия в темпах роста цен по следующим статьям затрат:

а) стоимость сырья и материалов

б) заработная плата

в) стоимость оборудования и услуг

Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по Рос­сии, а конкретную - в регионе. За базу прини­маются значения цен за последние полгода, на плановые периоды желательно применять изменения цен, уровень инфляции, утвержденный в бюджете страны или региона на соответствующие периоды. Учёт данных факторов необходим при заполнении соответствующих таблиц 23-28.

В условиях инфляционных процессов затраты должны кумулятивно нарастать. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производи­мого продукта.

В описании технологического процесса указываются:

• требуемые производственные мощности;

• потребность и условия приобретения технологичес­кого и прочего оборудования;

• потребность в сырье, материалах, контроль качест­ва и дисциплина поставок;

• требования к источникам энергии и их доступность;

• подготовка производства;

• контроль качества продукции.

В требованиях к квалификации и наличию необходи­мого персонала дается характеристика:

• производственного персонала;

• инженерно-технического персонала;

• административного персонала;

• условий труда;

• формы оплаты и стимулирования труда.

Таким образом, структура этого раздела бизнес-плана следующая:

1. Производственная программа предприятия.

2. Схема технологического процесса (технологические карты, обороты стада и т.п.).

3. Потребность в основных фондах.

4. План производства.

5. Потребность в персонале и зарплате.

6. Калькуляция себестоимости.

Данные об объёмах производства продукции заполняются исходя из реализационных и внутрихозяйственных потребностей и должны быть сведены в табл. 23. Перечень возделываемых с.-х. культур в планируемом периоде может отличаться от базового. Объём производства, для свободной продажи, следует предусмотреть в размере 30% к объёму производства реализации по договорам. Семенной фонд (гр.5) определяется по норме и проектной площади высева культуры (страховой фонд 15%). Объём фуражного фонда (гр. 6) определяется потребностью поголовья хозяйства. Фонд для детских учреждений составляет 1% от валового производства культур. Размер фонда помощи пенсионерам определяется решением общего собрания предприятия. Сумма объёма производства для внутрихозяйственных и реализационных потребностей определяет его валовой объём (гр.9). Величина планируемого валового объёма производства продукции является предварительной и должна быть уточнена после расчета урожайности, а также размеров и структуры посевных площадей исходя из схемы севооборота.

Таблица 23 – Производственная программа по растениеводству

Название возделываемой культуры

Объём производства по потребностям реализации

Объёмы производства по внутрихозяйственным потребностям

Валовой объём производства (гр.4+ гр.8)

По договорам (на основе 4 раздела) Свободная продажа Всего (гр.2+ гр.3)

Семенной + страховой фонд

Фуражный + страховой фонд Фонд помощи пенсионерам Всего (гр.5+ гр.6+ гр.7)
1 2 3 4

5

6 7 8 9
       

 

       
       

 

       
Итого      

 

       
                   

 

Аналогично производится расчёт производственной программы по животноводству, соответственно в графе 5 и 6 на внутрихозяйственные потребности указывается выпойка телятам. Производственная программа по всему предприятию отражается в табл. 24

Таблица 24  – Производственная программа по предприятию

Наименование продукции

Год

0

1

….. n
объём выпуска, в натур. ед товарная продукция, в натур. ед. цена ед. продукции, руб объём продаж, руб. -

-

-
1 2 3 4 5 6

7

8
Продукция 1          

 

 
Продукция 2          

 

 
……………          

 

 
Продукция          

 

 
Прочая реализация          

 

 
Итого Х Х Х    

 

 
                 

 

Для сельскохозяйственных предприятий объём производства продукции на плановый период рассчитывается исходя из имеющихся мощностей (в растениеводстве – посевные площади под планируемую культуру в соответствии с севооборотом, в животноводстве – поголовье животных, в зависимости от оборота стада) и выхода продукции (урожайность с.-х. культур, продуктивность животных и птиц) на основе оптимального метода прогнозирования. После этого производственная программа, сравнивается с объемом потребнос­ти рынка соответствующего вида продукции и определяется не­обходимый и достаточный прирост объемов продукции, кото­рый вместе с выпускаемой ранее продукцией найдет на рынке реализацию.

Для расчёта посевных площадей планируемый валовой объём продукции (гр. 9, табл. 4.1.) делится на проектную урожайность (продуктивность) соответствующего года (табл. 1.6.). Расчёты оформляются в табл. 25.

Таблица 25 – Расчетные посевные площади (поголовье животных) и урожайность (продуктивность) возделываемых культур (животных) по периодам

Культуры, продукция

Ожидаемая урожайность, ц/га (продуктивность, ц)

Валовой сбор (надой), ц

Расчётная посевная площадь (поголовье, гол.), га (гр.4:гр.2)*

Основной продукции (табл. 2.6) Побочной продукции
1 2 3 4 5

20.. г.

         
       

20.. г.

         
       

* – если на реализацию идет только побочная продукция, то используется гр.3

 

Сопоставление расчётных площадей сельскохозяйственных культур (поголовья) на перспективу с фактической площадью пашни (поголовьем) в хозяйстве позволяет выявить степень использования пашни (поголовья) и её (его) резервы. Окончательное уточнение посевных площадей под культуры (поголовья) проводится уже в ходе проектирования севооборотов (оборота стада).

Общую потребность в средствах производства для возделыва­ния и уборки культур, ухода за животными составляют потребности в оборотных и ос­новных средствах и рабочей силе. Основой для определения потребностей в средствах производства для возделывания и уборки сельскохозяйственной культуры являются технологические карты, для поголовья животных – ведомость оборота стада. Эти потребности определяются по каждому из технологических этапов.

Всего

на ед. всего на ед.

Всего

на ед.

Всего

на ед.

Всего

… … 1 2 3 4 5 6 7 8

9

10 11 12

13

14

15

16

17

… …  

    Объем продаж, выручка от реализации (без НДС) — всего * * * *

* *

*

*

    Себестоимость              

 

     

 

 

 

 

 

     Сырье и материалы              

 

     

 

 

 

 

 

    Вода на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Топливо на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Электроэнергия на технологические цели              

 

     

 

 

 

 

 

     Затраты на оплату труда              

 

     

 

 

 

 

 

     Начисления на заработную плату              

 

     

 

 

 

 

 

     Амортизация (износ основных производ­ственных фондов)              

 

     

 

 

 

 

 

    Расходы на рекламу              

 

     

 

 

 

 

 

    Налоги в дорожные фонды              

 

     

 

 

 

 

 

    Арендная плата              

 

     

 

 

 

 

 

    Затраты на запасные части              

 

     

 

 

 

 

 

     Плата за воду              

 

     

 

 

 

 

 

    Прочие затраты              

 

     

 

 

 

 

 

    Полная себестоимость (итого по разделу 2)              

 

     

 

 

 

 

 

    Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности              

 

     

 

 

 

 

 

    Налог на имущество              

 

     

 

 

 

 

 

     Налог на рекламу              

 

     

 

 

 

 

 

    Целевые сборы на содержание правоохра­нительных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели              

 

     

 

 

 

 

 

    Сбор на нужды образовательных учреждений              

 

     

 

 

 

 

 

    Итого по разделу 3              

 

     

 

 

 

 

 

    Балансовая прибыль (разд. 1 – итог разд. 2 – итог разд. 3)              

 

     

 

 

 

 

 

     Налог на прибыль              

 

     

 

 

 

 

 

      Чистая прибыль (разд. 4 – разд. 5.)              

 

     

 

 

 

 

 

                                                 

* указывается прогнозная отпускная цена

 

На этапе разработки производственной программы рассчиты­вается потребность в первоначальных инвестициях с учетом про­изводственной программы проекта в целом, определяются направ­ления, по которым требуются вложения средств, и величина потреб­ности в дополнительных инвестициях. Величина потребности в общих инвестициях определяется в прил. 7, табл. 4.13. по каждому требуемому направлению с распределением по годам осуществления проекта. Исходной базой для расчета являются данные табл. 4.4..

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

 

В этом разделе бизнес-плана раскрывается организа­ционно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприя­тия (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится оценка оргструктуры. Студенту необходимо хорошо по­дать управленческую команду, кото­рая будет реализовывать проект, ее опыт, зрелость, квалификацию, ком­петентность, а также описать меха­низм реализации проекта.

Указываются следующие законодательные и нормативные ак­ты и документы:

- устав и учредительный договор предприятия;

- сертификат качества продукции;

- сертификат уровня производства;

- международная, федеральная, региональная или местная программы;

- законодательные акты и другие решения органов власти;

- особенности налогообложения;

- гарантийные письма.

Организационную структуру реализации проекта составляют распределение и механизм реализации обязанностей, прав и ответ­ственности, принципы взаимодействия и взаиморасчетов с предприятиями партнерами.

Организационная структура реализации проекта, должна обес­печить:

- сотрудничество участников реализации проекта в достиже­нии поставленных целей с минимальными затратами;

- создание условий для производства конкурентоспособной продукции;

- разработку, освоение и продвижение на рынок новых видов продукции.

Необходимо предусмотреть форму юридического обслужива­ния проекта, юридической защиты интересов, а также привлече­ние необходимых консультантов.

Устанавливаются основные этапы, сроки, ответственность и контроль их выполнения. Предусматриваются возможности сбоев и уменьшения рисков.

При внедрении новой техники могут иметь место убытки из-за существующего диспаритета цен. Но необходимость производства продукции, на возделывании которой она применяется, требует разработки системы организационно-технических мероприятий для снижения себестоимости. Поэтому может рассматри­ваться вопрос о способах организации работ, машин, возможно, устанавливаются сле­дующие варианты улучшения процессов:

- индивидуальный или групповой;

- последовательное выполнение работ по отделениям (брига­дам), культурам и участкам, а также для других хозяйств;

- закрепление механизаторов, работающих на комбайнах и транспортных средствах, при индивидуальном способе работы;

- организация технического обслуживания и ремонта машин, заправки топливно-смазочными материалами.

Одним из показателей оценки эффективности оргструктуры является интегрированный показатель эффектив­ности оргструктуры (Кэ.ф.у), после расчёта делаются выводы:

где Зу — затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления, тыс. руб./ чел.; Куп — удельный вес численности управленческих работников в об­щей численности, в долях; Фв — фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника), тыс. руб./ чел.; Фо — фондоотдача (объем произведенной (реализованной) про­дукции), приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов руб./руб..

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

При разработки финансового плана расчеты должны быть выполнены:

· в постоянных ценах на момент подачи заявки без учета инфляции;

· на конкретный период (мес.);

· расчеты произведены с ежемесячной периодичностью, со сводом по годам;

· значения всех исходных и расчетных данных приводятся в тыс. руб.

Исходными данными для проекта являются налоговое окружение (табл. 35), цена на продукцию (табл.36).

 

 

Таблица 35 – Налоговое окружение

 

Налог, взнос Ставка, %
НДС  
ПФР  
ФСС  
ФОМС  
Травматизм  

 

Таблица 36 – Цена на продукцию  

Наименование продукции Цена, руб. /кг
   
   

План реализации молока был составлен на основе плана маркетинга и представлен в таблице 37.

Таблица 37 – Планируемые объемы реализации сельскохозяйственной продукции

 

Реализуемая продукция

Годы

             
               
               
               

Цены на сырье и материалы отражены в таблице 38.

 

Таблица 38 – Цены на сырьё и материалы

 

Сырье и материалы Цена
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Калькуляция прямых материальных затрат отражена в таблице 39.

 

 

Таблица 39 – Затраты на сырье и материалы для молочного животноводства включая НДС, тыс. руб.

 

Статьи затрат

Годы

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Затраты на оплату труда работников отражены в таблице 40.

При составлении бизнес-плана необходимо учитывать накладные расходы. К накладным расходам относятся общехозяйственные, административные и коммерческие расходы.

Общехозяйственные:

· затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;

· затраты на аренду объектов основных производственных фондов;

· затраты по эксплуатации оборудования;

· текущий ремонт оборудования и транспортных средств.

·

Таблица 40 – Затраты на оплату труда

 

Показатели

Годы

             
               
               

 

Административные:

· затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, и т.д.);

· командировочные затраты;

· представительские расходы;

· оплата расходов на связь;

· канцелярские расходы

Сбытовые:

· транспортные затраты (без внутризаводских);

· тара и упаковочные материалы (кроме тары, отпускаемой покупателю вместе с готовой продукцией – учитывается в составе прямых затрат);

· затраты на маркетинг и рекламу и др.

Величина накладных расходов не нормируется, в расчетах размер накладных расходов определен расчетным путем (табл. 41). По факту накладные расходы могут быть как выше, так и ниже.

 

Таблица 41 – Накладные расходы, включая НДС, тыс. руб.

 

Накладные расходы

Годы

             
Накладные расходы              

 

Амортизируемые средства представлены в таблице 42. При расчете амортизации использовался линейный способ.

 

Таблица 42– Амортизационные отчисления

 

Амортизируемые средства

Годы

             
               
               
               
               

Далее произведем расчеты себестоимости продукции (табл. 43).

 

Таблица 43 – Калькуляция себестоимости продукции, тыс. руб.

 

Статьи затрат

Годы

             
               

После расчета себестоимости продукции спланируем выручку от реализации молока (табл. 44).

 

Таблица 44 – Выручка от реализации сельскохозяйственной

продукции, тыс. руб.

 

Реализуемая продукция

Годы

             
               
               
               
               

 

Другие доходы – это субсидии. В расчетах они отражены как прочие внереализационные доходы в таблице «прибыли-убытки», и как целевое финансирование в таблице «движение денежных средств».

Расчет субсидий представлен в таблице 45.

 

Таблица 45 – Внереализационные доходы, тыс. руб.

 

Источники субсидий

Годы

             
               
               
               

 

Инвестиционные издержки на реконструкцию молочного комплекса и строительства дольного зала представлены в таблице 46.

 

Таблица 46 – Инвестиции, включая НДС, тыс. руб.

 

Направление инвестиций Стоимость, тыс. руб.
   

 

Расчет формы «прибыли –убытки представлены в таблице 47.

 

 

Таблица 47 – Прибыли-убытки, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

             
Выручка              
Себестоимость проданных товаров              
Валовая прибыль              
Коммерческие расходы              
Прибыль от продаж              
Проценты к уплате              
Прочие внереализационные доходы              
Прибыль до налогообложения              
Налог на прибыль              
Чистая прибыль              
то же, нарастающим итогом              

 

Движение денежных средств отражено в таблице 48.

 

Таблица 48 – Движение денежных средств, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

               
1                
Поступления от продаж                
Затраты на сырье                
Зарплата                
Накладные расходы                
Налог на прибыль                
НДС                
Денежные потоки от операционной деятельности                
Возврат НДС                
Инвестиции в основные средства                
Денежные потоки от инвестиционной деятельности                
Целевое финансирование                
Поступления от инициаторов проекта                

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Поступление кредитов                
Погашение кредитов                
Возврат процентов по кредиту кредитов                
Денежные потоки от финансовой деятельности                
Суммарный денежный поток за период                

 

Далее рассмотрим источники, формы и условия финансирования. Спланируем затраты на обслуживание кредита, входящие в себестоимость продукции.

 

Таблица 49 – Общие затраты на обслуживание кредитов, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

         
Проценты к уплате          
Основной долг          
Итого          

Таблица 50 – Источники финансирования

 

Направление инвестиций Стоимость, тыс. руб. Инвестиционный кредит, тыс. руб. Собственные средства
Покупка КРС      

 

При заданных параметрах проект эффективен.

 

Таблица 51 – Экономические показатели проекта

 

Показатели Значения
Период расчета, лет  
Простой период окупаемости проекта, лет  
Ставка дисконтирования, %  
Дисконтированный период окупаемости, лет  
Внутренняя норма рентабельности, %  
Чистая приведенная стоимость NPV, тыс. руб.  

           

Расчёт дисконтных показателей эффективности проекта представлены в прил.9.

РИСКИ И ГАРАНТИИ

 

Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично. Риск характеризуется как опасность возможной потери ресур­сов или недополучения доходов, угроза предприятию понести по­тери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных бизнес-планом, либо получить доходы ниже тех, которые плани­руются.

Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Осо­бое внимание уделяется финансово-экономическим рис­кам (табл. 52.).

Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в результате неустойчивости спроса (положение на но­вом рынке) на планируемую продукцию может быть рассчитан с использованием статистических методов.

Расчет риска на планируемый период может быть сле­дующим.

Таблица 52 – Финансово-экономические риски

Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного про­дукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентов Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, пере­возки
Зависимость от поставщиков, от­сутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или сниже­ние объема производства

 

Допустим, за предыдущие пять лет уровень рентабель­ности на планируемую продукцию по аналогичным предприятиям составлял: 5%, 10, 7, 6, 8%, а планиру­емый уровень рентабельности – 11%.

Чтобы определить, насколько рискован запланирован­ный уровень рентабельности, производятся расчеты и следующей последовательности:

1. Определяем средневзвешенную рентабельность через вероятности, поскольку событий (данных об уровне рентабельности) 5, то вероятность каждого события составит 1/5, следовательно:

Средняя рентабельность = 5*1/5 + 10*1/5 + 7*1/5 + 6*1/5 + 8*1/5 = 7,2%.

2. Определяем дисперсию как сумму произведений всех квадратов разниц между фактической и средней их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:

Дисперсия = (5-7,2)2*1/5 + (10-7,2)2*1/5 + (7-7,2)2*1/5+(6-7,2)2*1/5+(8-7,2)2*1/5=2,96.

3. Рассчитываем стандартные отклонения как вели­чину, соответствующую квадратному корню из диспер­сии. Размер стандартного отклонения и есть уровень риска. Чем выше стандартное значение, тем рискованней рассматриваемый проект:

Стандартное отклонение =

Это значит, что наиболее вероятное отклонение рен­табельности продукции от ее средней величины составит ± 1,7%, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность продукции по расчетам составит 5,5% (7,2 – 1,7), а по оптимистическому про­гнозу – 8,9% (7,2 + 1,7). Проект достаточно рискован­ный, поскольку планируется уровень рентабельности продукции – 11%. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) в заранее оговоренных случаях. В сельском хозяйстве создаются специальные фонды: семян, кормов, ТСМ и др. запасов, в пределах 15%. Снижение степени риска – сокращение вероятности и объема потерь. Минимизация рисков необходима для увеличения прибыли от инвестиционной деятельности. В рамках инвестиционной стратегии может быть разработана концепция борьбы с рисками, в соответствии с которой определяются основные направления анализа инвестиционных рисков корпорации и методы минимизации рисков.

Программа по минимизации рисков должна быть четко проработанной, выполнимой и не снижать эффективности технологического цикла. Один из возможных вариантов программы по минимизации рисков представлен в табл. 53.

Таблица 53 – Программа минимизации рисков

Вид риска Р А Кваж Способ минимизации

I. Риск нежизнеспособности проекта

1) риск появления инновации (разработка генетитического заменителя продукта) 0,25 0,2 0,05 Популяризация натуральных продуктов
2)Риск срыва поставок по вине подрядчика 0,2 0,1 0,02 Поиск нескольких альтернативных поставщиков
II. Отмена налоговых льгот из-за задержки окончания проекта 0,2 0,5 0,1 Разработка нескольких сценариев реализации проекта
III. Риск неуплаты задолженностей 0,35 0,2 0,07 Получение гарантии банка-партнера
Другие риски…
Сумма 1 1 * *

 

Условные обозначения в таблице:

Р – вероятность наступления риска; А – актуальность риска для данного вида проекта; Кваж – коэффициент важности рассчитывается по формуле:

Кваж = Р * А.

Исходя из анализа ситуации и возможных потерь, разрабаты­ваются меры по предупреждению рисков: действенный контроль за ходом производственного процесса, дублирование поставщиков, создание широкой дилерской сети, соответствующая ценовая поли­тика, создание системы финансового менеджмента, проведение страхования имущества и т.д.

К формам гарантий партнерам и инвесторам относятся:

— гарантии федеральных, региональных или местных органов власти, страхование;

— залог активов (недвижимость, ценные бумаги);

— банковские гарантии;

— передача прав;

— товарные гарантии (готовой продукцией).

По каждой форме гарантий возможна различная степень го­товности к реализации:

- предварительная переписка с гарантом;

- протокол о намерениях;

- гарантийное письмо;

- договор;

- активы, предполагаемые к залогу.

Также в ходе анализа риска должны рассматриваться следующие виды внешних и внутренних воздействий, которые могут повлиять на эффективность работы предприятия:

1. Изменение ставки сравнения (инфляции) – по результатам анализа эффективности можно сделать вывод, что функционирование предприятия эффективно даже при 16% инфляции в долларовом эквиваленте.

2. Снижение выручки от реализации возможно до 35% от плановой.

На момент погашения кредита запас надёжности рассчитывается как отношение суммы платежей и поступлений нарастающим итогом к сумме кредита, например 1912:700=2,73, что сводит инвестиционный (банковский) риск до вполне приемлемого уровня:

1: 2,73*100%=36,6%.

Коммерческий риск оценивается вероятностью потери оборотных средств в прогнозируемой точке безубыточного оборота как отношение суммы всех затрат (издержки, платежи, проценты, налоги и др.) к сумме всех поступлений, умноженное на 100%, например, 1081:1567*100%=69%, что говорит о необходимости воздержаться от расчетов с инвестором (банком) в данном периоде, хотя накопленной суммы прибыли уже достаточно.

 

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции // Экономика и коммерция. – 2004. – №3.

2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.

3. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента.: в 2-х т. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2011.

4. Бизнес-план инвестиционного проекта. – М.: Агроконсалт, 2009.

5. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. – М.% Ника-Центр, 2006.

6. Булыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА, 2008.

7. Вернер Беренс, Питер М. Хавранек. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2005.

8. Виленский П.Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Прометей, 2008.

9. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. – М.: ИНФРА, 2007.

10. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия / Под ред. В.П. Грузинова: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

11. Зигель Эрик С., Шульц Лорен А. и др. Пособие ЭРНСТ энд ЯНГ по составлению бизнес-плана / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. – 224 с.

12. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 478 с.

13. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд-е 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. – 272 с.

14. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред. С.И. Шумилина. - М.: АО “Финстатинформ”, 2005.

15. Инновационно-инвестиционный менеджмент в агропромышленном комплексе: Уч. пособие. – М.: Изд-во МСХА, 2005. – 328 с.

16. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 208.

17. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 2006. – 304 с.

18.  Мазо О.В. Организационно-экономические аспекты повышения инвестиционного потенциала сельскохозяйственных предприятий. – Воронеж: тип. ВГАУ, 2012. – 24 с.

19. Маркетинг в АПК / Под ред. Г.П. Абрамовой. – М.: Колос, 2007. – 240 с.

20. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.

21. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экономика, 2010.

22. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (официальное издание). – М.: НПКВЦ "Теринвест", 2004.

23.  Решецкий В.И. Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов. – М.: Изд. Янтарный сказ, 2011. – 477 с.

24. Управление инвестициями. В 2-х т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 2008

25. Хоминич И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. – М.: Изд-во Росс. экон. академии, 2008. – 156 с.

26. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 272 с.

27. Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: АКаЛиС, 2006.

 

Периодические издания:

Газеты: «Деловой экспресс», «Экономика и жизнь».

Журналы: «Деньги и кредит», «Инвестиции в России», «Финансы и кредит», «АПК: экономика и управление», «Экономика и жизнь», «Эксперт», «Финансы», «Экономист» и др.

Интернет-ресурсы.


Приложение 1


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВО Тверская ГСХА)

 

 


           ЗАКЛЮЧЕНИЕ №______ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ


КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО СИСТЕМЕ «АНТИПЛАГИАТ.РУ»

 

В результате проверки курсовой работы студента
                                                              (Фамилия, Имя, Отчество – полностью)   Направление 38.03.02 Менеджмент Дисциплина бизнес-планирование   на тему:  
 
 
 
    в автоматизированной системе «Антиплагиат.Ру» установлено: итоговая оценка оригинальности составляет ________%, что соответствует требованиям.   Отчет о проверке прилагается.   Ответственный за работу в АИС «Антиплагиат.Ру» по экономическому факультету:   ________________________/____________________/Дата_________________________             Подпись                                      Расшифровка подписи                                  

 


Приложение 1


КУРСОВАЯ РАБОТА

по бизнес-планированию

на тему: «Бизнес план на строительство молочного комплекса на 300 голов КРС»

 

                                                        Автор

                                                                       Студент группы

 

Научный руководитель

                                                    

                                                                              Дата предоставления

                                                        Оценка

 

Тверь 2018

 Приложение 3

 

Пример таблиц для организационно-экономической характеристики предприятия

Таблица 1 – Показатели, характеризующие размеры предприятия «………»

 

Показатели 20…г. 20…г. 20…г.
1 2 3 4
Валовая продукция в сопоставимых ценах ХХХХ г. тыс. руб.      
Среднегодовая численность работников, чел. - из них занято в с.-х. производстве, чел.      
Общая земельная площадь хозяйства, га:      
Из неё площадь с.-х. угодий, га      
в т.ч. площадь пашни, га      
Поголовье животных: Из них крупно рогатый скот, гол.  в т.ч. - коровы, гол. - быки производители, гол. - нетели, гол. Свиньи, гол. - в т.ч. свиноматки. гол. Лошади, гол      
Наличие тракторов, физ.ед.      
Энергетические мощности, л.с.      

Таблица 2 – Состав и структура товарной продукции хозяйства «………»

 

Наименование продукции

20… г.

20… г.

20… г.

тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % 1 2 3 4 5 6 7 Растениеводство всего             в т.ч. зерно                  лён-долгунец                  …                  прочая продукция растениеводства             Животноводство всего             в т.ч. молоко                  КРС на мясо                  в живой массе                  …                  прочая продукция животноводства             Прочая продукция             Всего по хозяйству   100   100   100

 

Продолжение приложения 3

Таблица 3 – Основные экономические показатели финансово - хозяйственной дея­тельности хозяйства «………»

ПОКАЗАТЕЛИ 20.. г. 20… г. 20… г.
Выручка от реализации, тыс. руб.      
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.      
Убыток всего по хозяйству, тыс. руб.      
в т.ч. по растениеводству      
     по животноводству      
Приходится валовой продукции (в сопоставимых ценах 1999 г.) на одного среднегодового работника, тыс. руб./чел.      
Дебиторская задолженность, тыс. руб.      
Кредиторская задолженность, тыс. руб.      
Отношение дебиторской задолженности к кредиторской      
Уровень рентабельности (убыточности) по хозяйству, %      
в т.ч. по растениеводству      
     по животноводству      
Дотации, субсидии, субвенции, тыс. руб.      
в т.ч. по растениеводству      – по видам продукции      
     по животноводству      – по видам продукции      

 

 

Приложение 4

Приложение 5

 Варианты стратегических позиций предприятия в условияхрынка

Приложение 6

Приложение 7

Продолжение приложения 7

 

 

 

Характеристики

Приложение 8

 

Тыс. руб. за период t

 

Статьи затрат

Продукция

растениеводства животно­водства перера­ботки Оплата труда с отчислениями на соци­альные нужды, табл. 4.10. Семена и посадочный материал, табл. 4.8., строка 1.1. х х Минеральные и органические удобрения х х Средства защиты растений и животных х Корма, табл. 4.8., строка 1.3. х х Сырье для переработки х х Содержание основных средств, табл. 4.4. В том числе: содержание машин и оборудования (экс­плуатационные затраты) из них: по оцениваемому объекту Работы и услуги Организация производства и управле­ния (накладные расходы), табл. 4.10. Платежи по кредитам Потери от падежа животных (учет) х х Прочие затраты Полная себестоимость – всего Стоимость реализованной продукции (выручка), табл. 4.2.       Прибыль: балансовая       Чистая      

 



Продолжение приложения 8

 

 

Калькуляция себестоимости и цен на услуги по техническому

обслуживанию и ремонту машин,* за период t

 

Статья затрат

Виды услуг

капи­тальный ремонт текущий ремонт восста­новление деталей техническое обслуживание (включая диаг­ностирование) Материалы         Покупные комплектующие изделия полуфабрикаты и услуги в том числе Запасные части – всего (табл. 4.8.) из них: новые восстановленные изготовленные Оплата изношенных деталей х х х Работы, выполняемые другими предприятиями х Возвратные отходы (вычитаются) Расходы на подготовку и освоение производства Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Оплата труда с отчислениями на социальные нужды (табл. 4.10.) Цеховые (общепроизводственные) расходы Общезаводские (общехозяйственные) расходы Итого заводская себестоимость Потери от брака х х х Внепроизводственные расходы Полная себестоимость — всего         Прибыль: балансовая         чистая        

* Для исчисления на ремонтных предприятиях

 



Продолжение приложения 8

 

И оборудования

Статьи затрат   Базовый вариант Новый вариант
Амортизационные отчисления, всего (табл. 4.4.)      
в том числе: машины и оборудование здания и сооружения    
Проценты за кредит    
Техническое обслуживание и ремонт, всего (табл. 4.8.)    
в том числе: машины и оборудование здания и сооружения    
Топливо и энергия, всего (табл. 4.8.)    
в том числе: дизельное топливо бензин электроэнергия котельно-печное топливо    
Хранение техники    
Оплата труда с отчислениями на социаль­ные нужды, всего (табл. 4.10)    
в том числе: оплата труда отчисления на социальные нужды    
Страховые платежи    
Налоги    
Вспомогательные материалы    
Прочие затраты    
Накладные расходы    
Итого эксплуатационных затрат    

 



Окончание приложения 8

 

Приложение 9

 

Продолжение приложения 9

Чистый поток платежей включает в качестве доходов прибыль от производственной деятельности и амортизационные отчисления, а в качестве расходов – инвестиции в капитальное строительство, воспроизводство выбывающих в период производства основных фондов, а также на создание и накопление оборотных средств.

Влияние инвестиционных затрат и доходов от них на NPV можно представить в более наглядном виде, записав формулу (7.2.) следующим образом:

,                           (7.3.)

где tn – год начала производства продукции;

tc – год окончания капитального строительства;

KV(t) – инвестиционные расходы (капитальные вложения) в году t.

Отметим, что вместо годового интервала в этих формулах могут использоваться и меньшие временные интервалы – месяц, квартал, полугодие.

Год начала производства продукции tn может не совпадать с годом окончания строительства. Случай t = tn > tc означает временную задержку производства продукции после завершения строительства, а случай t = tn < tc означает запуск производства до завершения строительства.

Внутренняя норма доходности (англ. internal rate of return – IRR) – показатель, позволяющий оценить степень привлекательности альтернативного размещения ресурсов. Экономический смысл этого показателя можно пояснить следующим образом. В качестве альтернативы вложениям финансовых средств в инвестиционный проект рассматривается помещение тех же средств (так же распределенных по времени вложения) под некоторый банковский процент. Распределенные во времени доходы, получаемые от реализации инвестиционного проекта, также помещаются на депозитный счет в банке под тот же процент.

При ставке ссудного процента, равной внутренней норме доходности, инвестирование финансовых средств в проект даст в итоге тот же суммарный доход, что и помещение их в банк на депозитный счет. Таким образом, при этой ставке ссудного процента обе альтернативы помещения финансовых средств экономически эквивалентны. Если реальная ставка ссудного процента меньше внутренней нормы доходности проекта, то инвестирование средств в него выгодно, и наоборот. Следовательно, IRR является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные инвестиционные проекты.

Из сказанного следует, что уровень IRR полностью определяется внутренними данными, характеризующими инвестиционный проект. Никакие предположения об использовании чистого дохода за пределами проекта не рассматриваются.

 

 

Продолжение приложения 9

 

Методика определения внутренней нормы доходности зависит от конкретных особенностей распределения доходов от инвестиций и самих инвестиций. В общем случае, когда инвестиции и отдача от них задаются в виде потока платежей, IRR определяется как решение следующего уравнения относительно неизвестной величины d*:

,                                           (7.4.)

где

d* = IRR – внутренняя норма доходности, соответствующая потоку платежей Р(t).

Уравнение (7.3) эквивалентно алгебраическому уравнению степени Т и обычно решается методом итераций.

Ясно, что величина IRR зависит не только от соотношения суммарных капитальных вложений и доходов от реализации проекта, но и от их распределения во времени. Чем больше растянут во времени процесс получения доходов в результате сделанных вложений, тем ниже значение внутренней нормы доходности.

Как правило существует единственное значение IRR. Однако на практике могут встречаться более сложные случаи, когда это уравнение имеет несколько положительных корней. Это может, например, произойти, когда уже после первоначальных инвестиций в производство возникает необходимость крупной модернизации или замены оборудования на действующем производстве. В последнем случае следует руководствоваться наименьшим значением из полученных решений.

Срок окупаемости (payback method) – это один из наиболее часто применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности инвестиций. Срок окупаемости определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций. Для определения срока окупаемости можно воспользоваться формулой (7.3.), видоизменив ее соответствующим образом. Левую часть этой формулы приравняем нулю и будем полагать, что все инвестиции сделаны в момент окончания строительства. Тогда неизвестная величина h периода с момента окончания строительства, удовлетворяющая этим условиям, и будет сроком окупаемости инвестиций.

Уравнение для определения срока окупаемости можно записать в виде:

,                                     (7.5.)

где KV – суммарные капиталовложения в инвестиционный проект.

Продолжение приложения 9

 

Заметим, что в этом уравнении t = 0 соответствует моменту окончания строительства. Величина h, рассматриваемая как номер интервала срока окупаемости, определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.

Рентабельность проекта (benefit-cost ratio), или индекс доходности (profitability index) инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам. Используя те же обозначения, что и в формуле (7.3.), получим формулу рентабельности (R) в виде:

.                                           (7.6.)

Как видно из этой формулы, в ней сравниваются две части приведенного чистого дохода – доходная и инвестиционная.

Если при некоторой норме дисконтирования d* рентабельность проекта равна единице, это означает, что приведенные доходы равны приведенным инвестиционным расходам и чистый приведенный доход равен нулю. Следовательно, d* является внутренней нормой доходности проекта. При норме дисконтирования, меньшей IRR, рентабельность больше 1.

Таким образом, превышение над единицей рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при рассматриваемой ставке процента. Случай, когда рентабельность проекта меньше единицы, означает его неэффективность при данной ставке процента.

 

 



Приложение 10

(Пример таблицы 6 .9.)

ФГБОУ ВО

ТВЕРСКАЯ ГСХА

 

Кафедра менеджмента и предпринимательства

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВООЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов очного и заочного отделения экономического факультета


Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.