Обобщающим параметром, отражающим общее техническое состояние двигателя внутреннего сгорания, является коэффициент избытка воздуха l. Он равен отношению массы поступившего в камеру сгорания воздуха к необходимой для полного сгорания массе.
Если значение l меньше единицы, то в выхлопных газах образуются оксид углерода, несгоревшие углеводороды, альдегиды и сажа. Если значение l больше единицы, то в выхлопных газах образуются окислы азота.
При проведении технического осмотра состояние двигателя обычно оценивают по наличию в отработавших газах оксида углерода (СО), углеводородов (СН) и дымности.
Для бензинового двигателя измеряют компоненты СО и СН. Предельные нормы на их содержание установлены в ГОСТ 52033.
Для газобаллонных автомобилей, работающих на природном и нефтяном газе, также измеряют компоненты СО и СН. Предельные нормы на их содержание установлены в ГОСТ 17.2.2.06.
Если бензиновый двигатель оснащен системой нейтрализации отработавших газов, то используют коэффициент избытка воздуха, который находят по количеству кислорода в отработавших газах. ГОСТ Р 52033 устанавливает значение l от 0,97 до 1,03.
Для дизельного двигателя основным контрольным параметром является дымность отработавших газов. Предельные нормы дымности установлены в ГОСТ 51709-2001.
6.1. Контроль бензиновых двигателей
Требования к допустимому содержанию компонентов в отработавших газах бензиновых двигателей, не оснащенных нейтрализаторами, отражены в табл. 8. В табл. 8 опущены требования к двигателям автомобилей, изготовленных до 01.10.1986 г. Минимальная частота вращения коленчатого вала (мин) соответствует частоте его вращения на холостом ходу двигателя. Она не должна превышать 1100 об/мин для автомобилей категорий М1 и N1 и 900 об/мин для других категорий.
Повышенная частота вращения (пов) установлена в пределах 2500 – 3500 об/мин. Содержание оксида углерода задается в процентах, содержание углеводородов – в объемной доле 1/млн (число молекул углеводорода на 1000000 молекул газа).
В табл. 9 отражены требования к содержанию компонентов в отработавших газах двигателей, оснащенных нейтрализаторами.
Таблица 8
Доли компонентов СО и СН для бензиновых двигателей
Категории автомобилей | Частота вращения | СО % | СН, 1/млн |
М1, N1 | мин | 4,5 | – |
М2, M3, N2, N3 | мин | 3,5 | 1200 |
пов | 2,0 | 600 |
Таблица 9
Доли компонентов СО и СН для бензиновых двигателей,
оснащенных двухкомпонентными нейтрализаторами
Категории автомобилей | Частота вращения | СО % | СН, 1/млн |
М1, N1 | мин | 1,0 | 400 |
пов | 0,6 | 200 | |
М2, M3, N2, N3 | мин | 1,0 | 600 |
пов | 0,6 | 300 |
Контроль бензинового двигателя и двигателя, работающего на газе, включает следующие пункты:
1. Проверяют комплектность:
- системы выпуска отработавших газов;
- системы нейтрализации отработавших газов;
- системы вентиляции картера двигателя.
2. Проверяют работоспособность встроенной системы диагностирования двигателя.
3. Прогревают двигатель.
4. Включают нейтральную передачу и стояночный тормоз.
5. Глушат двигатель, открывают капот и подключают датчики тахометра и температуры масла.
6. Устанавливают пробоотборный зонд на расстояние 300 мм внутрь от конца выхлопной трубы. Открывают воздушную заслонку карбюратора;
7. Проводят измерения
а) при отсутствии нейтрализатора:
- запускают двигатель, работают на повышенной частоте не менее 15 с;
- отпускают педаль газа, и по истечение 30 с замеряют концентрации компонентов СО и СН на минимальной частоте;
- устанавливают повышенную частоту вращения и по истечении 30 с замеряют концентрации компонентов СО и СН на повышенной частоте.
б) при наличии нейтрализатора запускают двигатель и работают на повышенной частоте не менее 2-3 мин; замеряют концентрации компонентов СО и СН на минимальной и повышенной частоте (см. п. а)).
Требования к двигателям газобаллонных АТС
Требования к допустимому содержанию компонентов в отработавших газах двигателей газобаллонных автомобилей, выпущенных до 1 июля 2000 г. отражены в табл. 10. В таблице использованы условные обозначения, принятые в ГОСТ Р 17.2.2.06: СНГ – сжиженный углеводородный (нефтяной) газ; СПГ – комбинированный сжатый природный газ. В таблице указан рабочий объем двигателя V.
Таблица 10
Доли компонентов СО и СН для двигателей
газобаллонных автомобилей, выпущенных до 1.07.2000 г.
Частота вращения | СО, % |
СН, 1/млн
| ||||
СНГ | СПГ | V < 3 л | V ³ 3 л | |||
СНГ | СПГ | СНГ | СПГ | |||
мин | 3,0 | 3,0 | 1000 | 800 | 2200 | 2000 |
пов | 2,0 | 2,0 | 600 | 500 | 900 | 850 |
Требования к допустимому содержанию компонентов в отработавших газах двигателей газобаллонных автомобилей, выпущенных после 1 июля 2000 г. отражены в табл. 11. По таблицам 10 и 11 легко видеть, что после 2000 года повысились нормы к содержанию компонентов для двигателей, работающих на комбинированном сжатом природном газе.
Таблица 11
Доли компонентов СО и СН для двигателей
газобаллонных автомобилей, выпущенных после 1.07.2000 г.
Частота вращения | СО, % |
СН, 1/млн
| ||||
СНГ | СПГ | V < 3 л | V ³ 3 л | |||
СНГ | СПГ | СНГ | СПГ | |||
мин | 3,0 | 2,0 | 1000 | 700 | 2200 | 1800 |
пов | 2,0 | 1,5 | 600 | 400 | 900 | 750 |
Требования к погрешностям измерения газоанализаторами компонентов отработавших газов отражены в ГОСТ 52033 (прил. Б).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.