КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Экспертный анализ технического состояния транспортных средств»
г. Омск – 2017
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается автомобильный парк в Российской Федерации. Возрастают скорости движения и плотности транспортных потоков. Это ставит на повестку дня решение целого ряда острых вопросов, связанных с эксплуатацией, выполнением перевозок и обеспечением безопасности транспортных средств.
Для обеспечения безопасности движения на эксплуатационных предприятиях и на предприятиях автомобильного сервиса выполняют инструментальный контроль технического состояния автомобилей. Инструментальный контроль регламентируется ГОСТ Р 51709 – 2001 и техническим регламентом таможенного союза. Основной целью инструментального контроля технического состояния автомобилей является обеспечение безопасности движения и поддержание автомобилей в исправном состоянии.
Транспортные средства, принадлежащие предприятиям и индивидуальным владельцам, проходят технический осмотр. Проведение технического осмотра регламентируется постановлением правительства № 880. Основной целью технического осмотра транспортных средств является обеспечение безопасности движения.
Страховые организации, предприятия автомобильного сервиса и индивидуальные владельцы транспортных средств выполняют экспертную оценку технического состояния транспортных средств.
Основным документом для проведения экспертной оценки являются методические рекомендации по ее проведению N 001МР/СЭ. Целью экспертной оценки является установление общего технического состояния транспортного средства, выявление поврежденных агрегатов и систем. На основании результатов экспертной оценки определяют стоимость автомобиля, стоимость восстановительных работ, рассчитывают размер страховой выплаты.
Экспертная оценка регламентируется: ГОСТ Р 51709 – 2001; Техническим регламентом таможенного союза; Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства.
Специалист по безопасности движения должен владеть методиками, стендами и приборами для проведения инструментального контроля, технического осмотра и экспертной оценки, а также основными документами, регламентирующими их проведение.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
К транспортным средствам (АТС) относятся устройства, предназначенные для перевозки пассажиров, грузов или оборудования. К транспортным средствам также относят прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски, не оборудованные двигателями.
Контроль транспортных средств на транспортных предприятиях
Основным видом деятельности транспортного предприятия является перевозка пассажиров и грузов. На предприятии выполняется ежедневное обслуживание ЕО. Работы по ТО-1, ТО-2 и ремонту АТС передаются сервисным предприятиям: базам центрального обслуживания и ремонта, или станциям технического обслуживания.
Для обеспечения безопасности движения и безаварийной работы АТС на транспортных предприятиях выполняются следующие мероприятия:
– инструментальный контроль технического состояния;
– контроль технического состояния при выпуске на линию;
– прохождение технического осмотра.
Инструментальный контроль технического состояния АТС проводится на сервисных предприятиях. Это позволяет увеличить число автомобилей, проходящих государственный технический осмотр и увеличить коэффициент выпуска автомобилей на линию.
На предприятиях контролируют техническое состояние АТС при выпуске их на линию на КПП.
АТС проходят ежегодный государственный технический осмотр.
Контрольные параметры АТС
При контрольных испытаниях автомобиля в дорожных условиях на участке испытаний устанавливают знак Stop, при подъезде к которому выполняется торможение. При испытаниях на стенде для информирования водителя о начале торможения включают красный сигнал светофора.
Для измерения интервалов времени на тормозную педаль устанавливают датчик силы, в который в монтирован выключатель. В нем замыкаются контакты в момент нажатия на педаль.
При проведении инструментального контроля интервал времени реакции водителя tр не измеряют, так как интервал tр отражает состояние водителя и не отражает техническое состояние автомобиля. Однако при проведении внутреннего инструментального контроля на эксплуатационном или транспортном предприятии можно рекомендовать измерение этого интервала времени для контроля состояния водителей.
Интервал времени tпр отражает техническое состояние привода тормозной системы. Для гидравлических тормозных систем интервал tпр увеличивается при наличии воздуха в системе, что сопровождается возрастанием свободного хода тормозной педали. Для пневматических тормозных систем интервал tпр также увеличивается при возрастании зазоров в приводе и некоторых неисправностях тормозного крана.
Однако интервал времени tпр при проведении инструментального контроля отдельно не измеряется. По ГОСТ Р 51709-2001 ограничивается лишь общее время срабатывания тормозной системы tср, которое равно сумме интервалов tпр и tн.
Разделение интервала tср на интервалы tпр и tн не является проблемой. На компьютере не сложно обработать точки, отражающие зависимость замедления j от времени t, и численным методом покоординатного спуска вычислить коэффициенты линейной зависимости j(t) на участке интервала tн.
Минимальные значения времени срабатывания тормозной системы tср, получаемые при испытаниях в дорожных и стендовых условиях, установленные ГОСТ Р 51709-2001, представлены в табл. 1. Следует отметить, что для грузовых автомобилей с прицепами допускается увеличение времени срабатывания тормозной системы при подсоединении прицепа, что связано с возрастанием объема системы.
Таблица 1
Время срабатывания рабочей тормозной системы
Категория АТС | Время срабатывания tср, с |
М1 | 0,6 |
М2, М3 | 0,8 |
N1, N2, N3 | 0,8 |
N1, N2, N3 с прицепом | 0,9 |
При испытаниях АТС в дорожных условиях установившееся замедление jуст измеряется на покрытии с высоким сцеплением. ГОСТ Р 51709-2001 регламентирует значения, представленные в табл. 2. Для измерения замедления применяют прибор «ЭФФЕКТ» с пьезокристаллическими датчиками.
Связь установившегося замедления автомобиля с коэффициентом сцепления выражается простой формулой: jуст = 9,8 × jб. Если учесть, что коэффициент сцепления шин с асфальтовым покрытием дороги в сухом состоянии находится в диапазоне 0,7 …. 0,8, то можно прийти к очевидному выводу: нормативные значения замедления занижены в среднем на 30%.
Таблица 2
Установившееся замедление в дорожных условиях
Категория АТС | Замедление jуст, м/с2 |
М1 | 5,8 |
М2, М3 | 5,0 |
N1, N2, N3 | 5,0 |
При испытаниях на тормозных стендах автомобиль неподвижен, замерить установившееся замедление невозможно. Поэтому при стендовых испытаниях измеряют тормозные силы Pт, создаваемые колесами левого и правого борта автомобиля на каждой оси на роликах стенда. Перед торможением измеряют нормальные нагрузки на колеса Pz, что позволяет вычислить удельные тормозные силы: g = Pт / Pz. Удельная тормозная сила, найденная для всего автомобиля, соответствует установившемуся замедлению:
g = jуст / g.
Используя удельные тормозные силы, найденные по колесам, находят среднюю удельную тормозную силу:
где n – число колес автомобиля.
Для измерения нормальных нагрузок тормозные стенды оснащают специальными датчиками. Допускается использовать нормальные нагрузки на оси снаряженного автомобиля, приведенные в справочниках НИИТ или в инструкциях по эксплуатации автомобилей.
Для стендовых испытаний удельные тормозные силы gт по ГОСТ Р 51709-2001 приведены в табл. 3.
Таблица 3
Удельная тормозная сила АТС в стендовых условиях
Категория АТС | Удельная тормозная сила gт |
М1 | 0,59 |
М2, М3 | 0,51 |
N1, N2, N3 | 0,51 |
одноосные прицепы | 0,5 |
двухосные и более прицепы | 0,45 |
Известно, что коэффициент сцепления шины с металлическим роликом меньше, чем с асфальтовым покрытием, и на стенде реализуется меньшая тормозная сила, чем на дороге. На роликовых стендах колеса перемещаются в горизонтальном направлении, что дополнительно снижает измеряемые датчиками тормозные силы. То есть, приведенные в ГОСТ Р 51709-2001 нормативные значения удельных тормозных сил примерно соответствуют условиям испытаний на стендах.
Таким образом, образуется известное противоречие: при расследовании ДТП эксперт не может ссылаться на результаты технического осмотра, если ДТП произошло на покрытии с высоким сцеплением.
При испытаниях в дорожных условиях АТС не должно выходить в боковом направлении за границы нормативного коридора движения шириной 3м (ГОСТ Р 51709-2001). Выход за границы легко контролируется по месту расположения находящегося в неподвижном состоянии АТС в конце торможения. Введенное ограничение задает допустимую разность тормозных сил по бортам АТС.
При испытаниях на тормозных стендах автомобиль неподвижен, измерить выход за границы невозможно. Поэтому ГОСТ Р 51709-2001 ограничивает относительную разность тормозных сил в процентах на колесах одной оси:
D = 100 × (Pтл – Pтп) / (Pтл + Pтп),
где Pтл и Pтп – суммы тормозных сил колес левого и правого борта.
Допустимая разность тормозных сил АТС различных категорий приведена в табл. 4. Величина разности тормозных сил устанавливается для отдельных осей АТС.
Таблица 4
Разность тормозных сил осей АТС в стендовых условиях
Категория АТС | Разность тормозных сил D, % |
М1, М2, М3 передняя и задняя оси | 20% |
N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4 передняя ось | 20% |
N1, N2, N3, О2, О3, О4 задняя и следующие оси | 25% |
При дорожных испытаниях автомобилей для оценки технического состояния АТС допускается использовать величину тормозного пути. В ГОСТ Р 51709-2001 приведены величины тормозного пути при начальной скорости 40 км/ч. Значения тормозного пути Sт для различных категорий АТС приведены в табл. 5.
Таблица 5
Тормозной путь автомобиля
Категория АТС | Тормозной путь Sт, м |
М1 | 14,7 |
М2, М3 | 18,3 |
М1 с прицепом | 14,7 |
N1, N2, N3 | 18,3 |
N1, N2, N3 с прицепом | 19,5 |
При испытаниях АТС измеряется усилие на тормозной педали. Величина усилия, необходимая для экстренного торможения отражает техническое состояние гидровакуумного усилителя или тормозного крана.
ГОСТ Р 51709-2001 усилие на тормозной педали ограничивает величиной 490 Н (50 кГ) для АТС категорий М1 и 686 Н (70 кГ) для АТС категорий М2, М3, N1, N2, N3.
Требования к оборудованию
Для инструментального контроля применяются приборы и стенды, указанные в государственном реестре и прошедшие поверку. ГОСТ Р 51709-2001 устанавливает отклонение измеряемой величины от истинного значения в большую и меньшую сторону на величину погрешности.
Погрешность прибора для измерения скорости не должна превышать 1%. Погрешность прибора для измерения тормозного пути устанавливается больше – 5%. Следует заметить, что при поверке тормозных стендов обычно контролируют работу измерительных датчиков, а не погрешность измерения тормозных сил.
Погрешность измерения тормозной силы установлена 3%, а усилия на тормозной педали – 7%. Требования к погрешности измерения тормозной силы чрезмерно жесткие, они не соответствуют допустимой погрешности измерения замедления автомобиля, которая равна 4%.
Погрешности измерения интервалов времени tср и tн задаются в секундах: 0,03 c. В настоящее время приборы и стенды, используемые для испытаний АТС, оснащаются микроконтроллерами, в которых с высокой точностью задаются и измеряются интервалы времени.
Стандарт ограничивает продольный и поперечный уклон площадки, используемой для проведения дорожных испытаний, величиной 1%.
Контроль световых приборов
На всех АТС применяются обязательные комплекты световых приборов, типы и обозначение которых установлены Правилами ЕЭК ООН:
передние приборы
- габаритные огни (белые) типа A – 2 шт;
- указатели поворота (оранжевые) типа 1 – 2 шт;
задние приборы
- габаритные огни (красные) типа R – 2 шт;
- сигналы торможения (красные) типа S1, S2 – 2 шт;
- указатели поворота (оранжевые) типа 2a, 2в – 2 шт;
- световозвращатели (красные) типа 1A – 2 шт;
- фонарь освещения номерного знака (белый).
Задние приборы часто размещают в унифицированных задних фонарях.
На АТС, выделяющихся габаритными размерами, применяются обязательные комплекты световых приборов:
передние приборы
- передние контурные фонари (белые) типа A – 2 шт;
- боковые повторители указателей поворота (белые) типа 3, 4, 5 – 2 шт;
- боковые световозвращатели (белые) типа 1A, 11A – 2 шт;
- противотуманные фары типа B – 2 шт;
- передний стояночный фонарь (белый);
задние приборы
- контурные фонари (красные);
- противотуманный фонарь (белый) типа F – 1 или 2 шт;
- фонарь заднего хода (красный) типа AR – 1 или 2 шт;
- стояночный фонарь (красный);
- фонарь преимущественного проезда (белый);
- опознавательный знак автопоезда и прицепа.
ГОСТ Р 51709-2001 устанавливает минимальные и максимальные значения силы света фонарей c, кд:
передний габаритный огонь c > 2, c < 60;
задний габаритный огонь c > 1, c < 12;
сигнал торможения с одним уровнем c > 20, c < 100;
сигнал торможения с двумя уровнями, днем c > 20, c < 520;
сигнал торможения с двумя уровнями, ночью c > 5, c < 80;
указатель поворота, передний c > 80, c < 700;
указатель поворота, задний c > 40, c < 200;
указатель поворота с двумя уровнями, задний, днем c > 40, c < 400;
указатель поворота с двумя уровнями, задний, ночью c > 10, c < 100;
противотуманный фонарь, задний c > 45, c < 300.
Стандарт дополнительно оговаривает работоспособность габаритных, контурных огней и опознавательных знаков автопоезда, сигналов торможения, фонаря заднего хода и освещения регистрационного знака, а также наличие светоотражающей маркировки.
ГОСТ Р 51709-2001 регламентирует частоту следования импульсов света указателей поворота: 1 …2 Гц и работоспособность аварийной сигнализации.
Требования к двигателям газобаллонных АТС
Требования к допустимому содержанию компонентов в отработавших газах двигателей газобаллонных автомобилей, выпущенных до 1 июля 2000 г. отражены в табл. 10. В таблице использованы условные обозначения, принятые в ГОСТ Р 17.2.2.06: СНГ – сжиженный углеводородный (нефтяной) газ; СПГ – комбинированный сжатый природный газ. В таблице указан рабочий объем двигателя V.
Таблица 10
Доли компонентов СО и СН для двигателей
газобаллонных автомобилей, выпущенных до 1.07.2000 г.
Частота вращения | СО, % |
СН, 1/млн
| ||||
СНГ | СПГ | V < 3 л | V ³ 3 л | |||
СНГ | СПГ | СНГ | СПГ | |||
мин | 3,0 | 3,0 | 1000 | 800 | 2200 | 2000 |
пов | 2,0 | 2,0 | 600 | 500 | 900 | 850 |
Требования к допустимому содержанию компонентов в отработавших газах двигателей газобаллонных автомобилей, выпущенных после 1 июля 2000 г. отражены в табл. 11. По таблицам 10 и 11 легко видеть, что после 2000 года повысились нормы к содержанию компонентов для двигателей, работающих на комбинированном сжатом природном газе.
Таблица 11
Доли компонентов СО и СН для двигателей
газобаллонных автомобилей, выпущенных после 1.07.2000 г.
Частота вращения | СО, % |
СН, 1/млн
| ||||
СНГ | СПГ | V < 3 л | V ³ 3 л | |||
СНГ | СПГ | СНГ | СПГ | |||
мин | 3,0 | 2,0 | 1000 | 700 | 2200 | 1800 |
пов | 2,0 | 1,5 | 600 | 400 | 900 | 750 |
Требования к погрешностям измерения газоанализаторами компонентов отработавших газов отражены в ГОСТ 52033 (прил. Б).
Порядок выполнения работ
Перед экспертом-техником ставится задача проверить техническое состояние АТС и определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения.
Сначала эксперт-техник проводит поврежденного транспортного средства. При осмотре производится [2, 3]:
- идентификация транспортного средства;
- оценивается внешнее состояние транспортного средства;
- устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски;
- устанавливаются повреждения;
- проводится проверка технического состояния АТС;
- проводится проверка функциональных характеристик АТС, его агрегатов, узлов и систем.
Определяется внешнее состояние АТС. Фиксируются все повреждения. Составляется перечень поврежденных элементов транспортного средства.
Определяется техническое состояние АТС по его соответствию требованиям инструкции по эксплуатации. Проверка состояния АТС проводится органолептическими методами с применением простейших инструментов и приспособлений. При возможности проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.
Проверяется техническое состояние рабочей тормозной системы. Осматриваются детали, усилитель, фиксируется наличие подтеканий тормозной жидкости.
Проверяется техническое состояние рулевого управления. Проверяется рулевой механизм, исследуются детали рулевого механизма.
Проверяется техническое состояние систем освещения и сигнализации. Исследуется работа и комплектность внешних световых приборов. Контролируется работоспособность генератора и аккумуляторных батарей.
Проверяется техническое состояние трансмиссии. Исследуется работоспособность и проверяется техническое состояние сцепления, карданной передачи, ведущего моста и коробки передач. При обнаружении неисправностей производится разборка агрегатов.
Проверяется техническое состояние кузова. Выявляются повреждения, разрывы сварных швов в лонжеронной раме и кузова. Выявляются повреждения в креплениях рычагов, рессор, амортизаторов.
Путем внешнего осмотра проверяется состояние шин и легкость вращения управляемых колес, фиксируется наличие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при проверке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром. Проверяются углы установки управляемых колес.
Для повышения уровня доказательной базы рекомендуется проводить фотографирование поврежденного АТС. Выполняется обзорная съемка АТС (спереди, сзади, слева и справа, включая регистрационные знаки), а также съемка повреждений.
Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра АТС, форма которого приведена в приложении рекомендаций [1]. Акт подписывается сторонами (лицами) договора.
Составляется экспертное заключение в письменной форме (приложение рекомендаций [1]), в котором указывается:
- организация, выполнившая осмотр, указывается эксперт-техник;
- дата составления и номер экспертного заключения;
- основание для проведения экспертизы;
- наименование и место нахождения страховщика;
- данные потерпевшего - юридического лица;
- описание объекта, представленного для экспертизы;
- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
- сведения о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности;
- описание проведенных исследований;
- обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;
- выводы по каждому из поставленных вопросов.
Услуги по выполнению экспертизы оплачиваются заказчиком в соответствии с заключенным договором.
Для проведения независимой технической экспертизы страховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:
– полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего – физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
– вопросы, требующие разрешения в процессе проведения независимой технической экспертизы.
Рекомендуемая форма заявления на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении методических рекомендаций № 001МР/СЭ.
Проведение работ по независимой экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим.
Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или потерпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомендуемая форма договора на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому заключенному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.
Библиографический список
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. N 47-ст) (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.
2. Экспертный анализ технического состояния транспортных средств [Текст] : лабораторный практикум : [по направлению "Технология транспортных процессов"] / СибАДИ, кафедра ОиБД ; сост. И. М. Гульченко. - Омск : СибАДИ, 2014. - 59 с.
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.
4. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ (утв. Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России и НПСО "Объединение транспортных экспертов" 12, 18, 20 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.
5. Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008).
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 1
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ………….. 2
1.1. Контроль транспортных средств на эксплуатационных ……………….. 2
предприятиях
1.2. Контроль транспортных средств на транспортных предприятиях …….. 3
1.3. Контроль транспортных средств, принадлежащих частным лицам ……. 3
1.4. Экспертная оценка технического состояния транспортных средств …… 3
2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ …………. 5
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Положения по инструментальному контролю …………………………… 5
2.2. Положения по техническому осмотру ……………………………………. 6
2.3. Положения по независимой экспертизе ………………………………….. 7
2.4. Организация проведения экспертизы …………………………………….. 8
3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ТОРМОЗНОГО …………………. 10
УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Контроль рабочей тормозной системы …………………………………… 10
3.2. Контроль стояночной тормозной системы ………………………………. 15
3.3. Контроль вспомогательной тормозной системы ………………………… 17
3.4. Контроль запасной тормозной системы …………………………………. 18
3.5. Общие требования к тормозным системам ………………………………. 19
4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ РУЛЕВОГО …………………….. 20
УПРАВЛЕНИЯ
5. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ………………………. 21
ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
5.1. Контроль головного освещения …………………………………………… 21
5.2. Контроль световых приборов ……………………………………………… 24
6. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЯ АТС ……………… 25
6.1. Контроль бензиновых двигателей ………………………………………… 25
6.2. Требования к двигателям газобаллонных АТС ………………………….. 27
6.3. Контроль дизельных двигателей ………………………………………….. 28
7. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ………………… 30
7.1. Методы, применяемые при проведении независимой …………………... 30
экспертизы
7.2. Специальные термины и определения ……………………………………. 31
7.3. Установление технических повреждений ………………………………… 32
7.4. Установление причин и характера повреждений ………………………… 34
7.4.1. Проведение ТТЭ …………………………………………………………. 34
7.4.2. Дополнительные виды экспертиз ………………………………………. 37
7.4.3. Порядок выявления повреждений ……………………………………… 38
7.4.4. Порядок выполнения работ …………………………………………….. 38
Библиографический список …………………………………………………… 41
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Экспертный анализ технического состояния транспортных средств»
г. Омск – 2017
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается автомобильный парк в Российской Федерации. Возрастают скорости движения и плотности транспортных потоков. Это ставит на повестку дня решение целого ряда острых вопросов, связанных с эксплуатацией, выполнением перевозок и обеспечением безопасности транспортных средств.
Для обеспечения безопасности движения на эксплуатационных предприятиях и на предприятиях автомобильного сервиса выполняют инструментальный контроль технического состояния автомобилей. Инструментальный контроль регламентируется ГОСТ Р 51709 – 2001 и техническим регламентом таможенного союза. Основной целью инструментального контроля технического состояния автомобилей является обеспечение безопасности движения и поддержание автомобилей в исправном состоянии.
Транспортные средства, принадлежащие предприятиям и индивидуальным владельцам, проходят технический осмотр. Проведение технического осмотра регламентируется постановлением правительства № 880. Основной целью технического осмотра транспортных средств является обеспечение безопасности движения.
Страховые организации, предприятия автомобильного сервиса и индивидуальные владельцы транспортных средств выполняют экспертную оценку технического состояния транспортных средств.
Основным документом для проведения экспертной оценки являются методические рекомендации по ее проведению N 001МР/СЭ. Целью экспертной оценки является установление общего технического состояния транспортного средства, выявление поврежденных агрегатов и систем. На основании результатов экспертной оценки определяют стоимость автомобиля, стоимость восстановительных работ, рассчитывают размер страховой выплаты.
Экспертная оценка регламентируется: ГОСТ Р 51709 – 2001; Техническим регламентом таможенного союза; Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства.
Специалист по безопасности движения должен владеть методиками, стендами и приборами для проведения инструментального контроля, технического осмотра и экспертной оценки, а также основными документами, регламентирующими их проведение.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
К транспортным средствам (АТС) относятся устройства, предназначенные для перевозки пассажиров, грузов или оборудования. К транспортным средствам также относят прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски, не оборудованные двигателями.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.