Информационные технологии широко используются на всех ступенях образования. По мнению И.В. Роберт, дидактические возможности информационных технологий обеспечивают реализацию целого ряда педагогически значимых целей, среди которых можно назвать: развитие личности обучающегося, подготовку обучающихся к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества, подготовку профессиональных кадров в различных сферах жизнедеятельности членов информационного общества, повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных возможностей информационных и коммуникационных технологий и др. Подобное понимание роли информационных технологий в современном образовании дает возможность утверждать, что на каждом этапе информатизации образования наиболее востребованы самые новые и перспективные информационные технологии, задающие вектор развития сферы информационных технологий и всего информационного общества в целом. В настоящее время такие технологии непременно связываются с Интернетом, так как глобальная компьютерная сеть создает техническую основу реализации средств информатизации, обеспечивая при этом возможности использования данных средств огромному числу людей. Актуальными являются технологии социальных сервисов Интернета, социальных сетей, мобильного доступа, облачных сервисов и программного обеспечения, интеграции ресурсов различных сайтов в единый продукт и др. Нет сомнений, что, открывая доступ к огромным массивам информации, позволяя общаться на расстоянии, сотрудничать и перенимать опыт большому числу людей, Интернет уже сам по себе востребован при решении образовательных задач в системе профессионального образования.
Какую роль могут играть и какое влияние могут оказывать Интернет- технологии на каждом этапе развития деятельности студента в контекстном обучении? Проанализируем каждый этап с указанных позиций. Учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность) — это деятельность студента, в рамках которой воспроизводятся традиционные процедуры получения и закрепления учебной информации, овладения стандартными умениями и навыками. Интернет-технологии на данном этапе выступают в позиции объекта изучения, источника информации, а также средства обучения. В частности, обучение студентов на данном этапе должно предполагать: 1) изучение интернет-технологий, сетевых инструментов и сервисов; 2) использование информационной базы Интернета при изучении предметных дисциплин направления подготовки; 3) использование Интернет- технологий для дистанционного сопровождения учебной деятельности студента, предъявления заданий, контроля качества усвоения знаний и умений, организации самостоятельной работы студента и др. Квазипрофессиональная деятельность, согласно А.А. Вербицкому, носит черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В форме квазипрофесиональной деятельности моделируются условия, содержание и динамика профессиональной деятельности, воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста, задается целостный контекст его деятельности. Моделирование профессиональной деятельности, т.е. реализация данного этапа контекстного обучения может быть осуществлена через погружение студентов в деятельность учебных сообществ профессиональной направленности. Подобные сообщества могут создаваться на сайтах образовательных учреждений, либо с использованием общедоступных сервисов Интернета и должны включать в свой состав обучаемых, преподавателей, специалистов тех или иных предметных областей. Деятельность таких сообществ должна моделировать процессы реализации профессиональных задач специалистов определенной сферы. Например, при подготовке будущих учителей, обучение студентов в учебном сообществе можно представить как «проект по подготовке проекта» (разработка студентами учебного проекта по некоторой школьной теме, публикация и обсуждение этого проекта на ресурсе учебного Интернет-сообщества). Учебно-профессиональная деятельность, в соответствии с положениями теории контекстного обучения А.А. Вербицкого, это форма организации учебной деятельности, при которой студенты, обучаясь в вузе, по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к получаемым результатам находятся уже в позиции специалистов, выполняют фактически реальную профессиональную деятельность. С нашей точки зрения, это возможно реализовать на основе осуществления учебной деятельности студентов в реально существующих Интернет- сообществах профессиональной направленности. Такая деятельность должна предполагать не только «потребление» студентом ресурсов Интернет- сообщества, но и активное участие в обсуждениях, пополнении информационного ресурса Интернет-сообщества, выполнении в сетевом сообществе роли специалиста и эксперта по конкретным областям. В частности, возвращаясь к примеру подготовки будущих педагогов, студенты, как будущие учителя, на данном этапе своего обучения, проходя педагогическую практику, выполняя курсовые или выпускные квалификационные работы, могут становиться инициаторами различных проектов для школьников, реально реализуемых в Интернете. В этом случае происходит подлинное погружение студента в решение задач будущей профессиональной деятельности, реализуемое с использованием Интернет-технологий. Как видим, Интернет-технологии могут оказывать существенное влияние на всех этапах профессиональной подготовки специалиста. Причем, если на этапе учебной деятельности академического типа Интернет-технологии способствуют лишь совершенствованию традиционного образовательного процесса, не меняя его в корне, то на этапах квазипрофессиональной и учебно- профессиональной деятельности, Интернет-технологии становятся основой весьма новых педагогических технологий (технологий обучения в сетевых сообществах Интернета). С нашей точки зрения, это создает принципиально новые условия реализации профессионального образования, отвечающие требованиям совершенствования профессионального обучения специалистов, а также подготовки выпускников профессиональных учебных заведений к жизни и деятельности в информационном обществе.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п.) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Открытое образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских студентов. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие:
1) аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);
2) коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
3) коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами Интернета;
4) умений использовать ресурсы Интернета для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;
5) умений использовать ресурсы Интернета для удовлетворения своих информационных интересов и потребностей.
Рассмотрим методические возможности пяти видов учебных Интернет-ресурсов: хотлиста, мультимедийного скрэпбука, трэжа ханта, сабджект сэмпла и вебквеста. Все они могут быть использованы в учебном процессе при обучении иностранному языку для решения определенных учебных задач.
Определение понятий
Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к вопросу описания пяти вышеобозначенных видов учебных Интернет-ресурсов, считаем необходимым остановиться на основных понятиях, упомянутых в данной статье. Наиболее широко используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет.
Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Интернет в обучении иностранному языку.
В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали
использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей знакомы многие из этих форм Интернет-общения. В научной литературе существует огромный корпус исследований, посвященных использованию различных форм телекоммуникации в обучении иностранному языку.
Необходимо отметить, что в России особый импульс появлению исследований, посвященных интеграции Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку, дала Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.
Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами Интернета. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов Интернета способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету.
Учебные Интернет-ресурсы
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Мы целенаправленно использовали транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык, т.к., во-первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины (например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт и т.п.), во-вторых, использование транслитерации поможет избежать понятийной путаницы при работе с зарубежными методическими материалами. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
Хотлист (англ. hotlist – список по теме) – представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.
Мультимедиа скрэпбук (англ. multimedia scrapbook мультимедийный черновик) – представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и
иллюстративного материала при изучении определенной темы.
Трежа Хант (англ. treasure hunt охота за сокровищами) – во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла (англ. subject sampler) – стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическая информация). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличие от трэжа ханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла
направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем.
Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу.
Вебквест (англ. webquest – Интернет-проект) – самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов Интернета. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе.
Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Wiki-технологии в обучении.
Wiki-технология – это технология построения Web-систем, предназначенных для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста, файлов, мультимедиа.
Первая Wiki-среда была спроектирована Уордом Каннингеном (Ward Cunningham) в 1995 году с целью упрощения совместного создания и ведения программной документации. «Портлендское хранилище образцов» – так назывался первый Wiki-сайт – предназначался для собора фрагментов программного кода, для коллективной разработки и ведения программной документации. Разработанная среда позволяла любому посетителю сайта управлять его информационным наполнением.
Использование технологии Wiki для разработки Internet-ресурсов позволяет не только просматривать страницы сайта, но и редактировать их, создавать новые, публиковать свои документы, обсуждать опубликованную информацию, просматривать историю производимых изменений. Основные идеи, реализуемые Wiki-технологией:
§ возможность редактирования Wiki-статей определенным кругом пользователей;
§ хранение всех версий Wiki -статей с момента их создания;
§ быстрая и простая генерация гиперссылок между документами, а также поддержка целостности гиперссылок;
§ простота языка Wiki-разметки
На основе технологии Wiki разработано достаточно много образовательных порталов. Ниже представлены наиболее известные и широко используемые из них:
Википедия Онлайн-энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад: подправить статью, добавить или удалить информацию
Создание эффективной образовательной информационной среды на базе технологии Wiki позволяет:
· осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
· обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
· организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
· формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.
· Отличительной чертой сетевых коммуникаций 2.0 является единое пространство объектов обсуждения и самого обсуждения. Общение участников непосредственно связано с проектированием учебного материала.
Более того, всякое высказывание становится объектом, который может быть включен в проектирование. Текст, рисунок, схема, видеозапись, ссылка сохраняются и получают постоянный адрес. В любой момент можно вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом.
Таким образом, у учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений, все члены сетевых сообществ могут наблюдать за деятельностью друг друга. В рамках Wiki преподаватели могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить общие темы и показывать учащимся, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 288.