Лекции
Б.1.В.ДВ.5 «Использование Интернет-технологий в управлении»
Направление подготовки
Управление персоналом»
Профиль подготовки
«Управление персоналом организации»
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва 2016
Лекция 3 - Технологии поиска информации в сети Интернет.
Поисковые системы уже давно стали неотъемлемой частью российского Интернета. Поисковые системы сейчас – это огромные и сложные механизмы, представляющие собой не только инструмент поиска информации.
Поисковая система - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в сети Интернет и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый в виде текстовой фразы (поискового запроса), выдачей списка ссылок на источники информации, в порядке релевантности (в соответствии запросу). Наиболее крупные международные поисковые системы: «Google», «Yahoo», «MSN». В русском Интернете это – «Яндекс», «Рамблер», «Апорт».
Типы поисковых систем
Существует два основных метода поиска в Интернете. В первом случае вы ищите web-страницы, относящиеся к определенной теме. Поиск производится путем выбора тематической категории и постепенным ее сужением. Подобные поисковые системы называют поисковыми каталогами. Они удобны, когда вам нужно вые познакомиться с новой для себя темой или добраться до широко известных «классических» ресурсов по данной теме. Второй способ поиска используется, когда тема носит узкий, специфический характер или нужны редкие, малоизвестные ресурсы. В этом случае вы должны представлять себе, какие ключевые слова должны встретиться в документе по интересующей вас теме. Эти слова надо выбрать таким образом, чтобы они, скорее всего, имелись в нужных документах, не имеющих отношения к выбранной теме. Системы, позволяющие выполнять подобный поиск, называют поисковыми указателями. Поисковые каталоги отличаются от поисковых указателей не только методом поиска, но и способом формирования. Любая поисковая система Интернета состоит из двух частей. Специализированная web-страница, доступная всем желающим и позволяющая выполнять поиск, опирается на большую, постоянно пополняемую и обновляемую базу данных, которая содержит сведения о ресурсах Интернета.
Способ пополнения этой базы данных зависит от типа поисковой системы, поисковых каталогов самое главное — это точность отбора. Каждый найденный ресурс должен быть полезным. Тематика страницы определяется или проверяется вручную. Из-за этого объем поисковых каталогов относительно невелик. Когда объем приближается к миллиону страниц, объем ручного труда настолько велик, что дальнейший рост каталога останавливается.
Поисковые указатели, напротив, ориентированы на широту охвата. С определением слов, имеющихся на web-странице, вполне справляется автоматика, данных поискового указателя может охватывать многие миллионы web-страниц. При этом выполнять поиск в указателе труднее, чем в каталоге, потому что одни те же ключевые слова могут встречаться на web-страницах, посвященным разным темам.
Поисковые системы
Помочь пользователю найти нужную информацию в Сети призваны поисковые системы. Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
В поиске нужных ресурсов пользователь вводит одно или несколько ключевых слов, которые, по его мнению, лучше всего отражают суть интересующего вопроса. Поисковая система за считанные секунды просматривает весь собственный каталог веб-ресурсов (индекс), состоящий из десятков и сотен гигабайт информации. В результате предлагается список ссылок на страницы, в которых встречаются указанные слова.
Популярные поисковые системы:
Всеязычные:
Yahoo и принадлежащие этой компании поисковые машины:
Inktomi
AltaVista
Alltheweb
MSN (принадлежит компании «Microsoft»)
Англоязычные и международные:
AskJeeves.
Русскоязычные — большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.
Яндекс
Rambler
Mail.ru
Nigma
Gogo.ru
Aport
Яndех
Поисковая система Яndех располагается по адресу www.уаndех.ru. Она была официально введена в эксплуатацию 23 сентября 1997 года.
Что же такое Яndех? Вот как отвечают на этот вопрос создатели системы. Яndех — это полнотекстовая информационно-поисковая система (ИПС), учитывающая морфологию русского и английского языков. Система Яndех предназначена для поиска информации в электронных текстах различной структуры и разных способов представления (форматов). Яndех (произносится «яндекс») расшифровывается как «языковый индекс» или, в английском написании, Yandex — Yet Another INDEX. Также можно рассматривать Яndех как частичный перевод слова Index с английского на русский язык («I» означает «Я»).
В основе поисковой системы Yandex.Ru лежит системное ядро, общее для всех продуктов с префиксом Яndex (Яndex.Site, Яndex.Lib, Яndex.Dict, Яndex.СD). Первые продукты серии Яndex (Яndex.Site, Яndex.Dict) были представлены широкой публике 18 октября 1996 года на выставке Netcom’96. Поисковая машина для «русского Интернета» явилась естественным продолжением линии Яndex. Как уже говорилось, в хорошем вопросе содержится половина ответа. Искать и находить нужное в ворохе текстов в Интернете — умение не только поисковой системы, но и пользователя, задающего запрос. Яndex не требует от пользователя знания специальных команд для поиска достаточно набрать вопрос («где найти дешевые компьютеры» или «нужны телефоны Москвы и Московской области»), и вы получите результат — список страниц, где встречаются эти слова. Независимо от того, в какой форме вы употребили слово в запросе, поиск учитывает все его формы по правилам русского языка. Например, если задан запрос идти, то в результате поиска будут найдены ссылки на документы, содержащие слова «идти», «идет», «шел», «шла» и т.д.
Яndex работает не только с языковыми запросами, но и позволяет выполнять поиск только на определенных серверах ИЛИ же исключить из поиска заведомо ненужные серверы. Появилась возможность поиска изображений по подписям к ним и по именам файлов. Также стали доступными для поиска такие объекты, как сценарии, аппреты и стили (поиск осуществляется по названию). Удобная работа с новыми возможностями предлагается на странице расширенного поиска, где сложный язык запросов сведен к заполнению полей в форме. Кроме стандартной сортировки результатов - по релевантности (то есть по степени соответствия запросу), можно отсортировать документы по дате обновления. Интересной особенностью системы является возможность поиска в Яндексе в любом месте Интернета. Для этого нужно загрузить с сайта http://bar.уаndех.ru программу пол названием Яндекс. Бар и установить ее. После этого в окне браузера появится новая панель. Она предназначена для ввода запроса на поиск (без необходимости открывать страницу Яндекса) и выполнения ряда других функций.
По внешнему виду Яндекс представляет собой типичный портал, на главной странице которого можно найти ссылки на материалы практически любой тематики. Но это не единственное его лицо, для «серьезных» пользователей, которые не хотят тратить время на загрузку ненужной в данный момент информации, существует другой Яндекс. Его страница впечатляет скромностью дизайна и скоростью загрузки. Адрес этой эссенции поисковой машины – www.ya.ru.
AltaVista
AltaVista (www.AltaVista.com) - одна из старейших поисковых систем в Интернете. Первый web-индекс был представлен компанией в 1995 году. Ядро поисковой системы обязано своим рождением странной особенности исследовательской лаборатории компании Digital Equipment Corp. Сотрудники этой лаборатории зачем – то хранили всю свою электронную переписку за последние 10 лет. Чтобы эта куча информации не просто занимала дисковое пространство, а приносила хоть какую-то пользу, была создана программа для индексирования документов и поиска нужных слов в ворохе пожелтевшей от времени электронной корреспонденции. Система получилась настолько удачной, что впоследствии с успехом перекочевала на просторы Всемирной паутины.
Индекс AltaVista содержит документы на более чем 25 языках. Локализованные версии сайта AltaVista располагаются в доменах 20 стран. В область поиска можно включить документы на всех поддерживаемых языках или только в документах на определенном языке, а на специальной странице можно узнать несколько языков для поиска на всех выбранных языках одновременно
Yahoo!
Базы данных: в ведении находится служба поиска Internet-ресурсов, новостей, карт, рекламных информаций, спортивная информация, бизнес, номера телефонов, персональные WWW-страницы, и email-адреса (отдельная база данных).
Содержание: Основная директория содержит: адреса (URLs) лля Internet-ресурсов и краткое описание для этих связей.
Поиск: Все Yahoo страницы предлагают не только простое поисковое окно, но и опции для этого поиска, а так, же поиск Usenet или Email-адреса. Поиск может ограничиваться указанием определённого промежутка времени. Boolean операторы (и, или) и последовательный поиск также поддержаны. Отметим: если поиск в Yahoo! не привёл к положительному результату, то процесс поиска автоматически переходит на Alta Vista, которая продолжает поиск, и в случае положительных результатов автоматически возвращает найденную информацию в Yahoo!.
Если Yahoo! не может установить связь достаточно быстро с Alta Vista, то в этом случае Yahoo! будет обеспечивать страницу связи с набором инструментов поиска. После того как одна из этих связей выбирается, ключевые слова передаются к поисковой машине на ваше усмотрение.
Средством, облегчающим поиск, является наличие “tip search”(TS) - поиск с помощью “намека”: Yahoo! Является подчиненным справочником, что означает, что система не имеет так много страниц, как поисковые машины, однако задание наиболее общих ключевых слов позволит найти необходимую тему на странице высокого уровня (первая страница, которая возникает перед пользователем при посещении сайта) для организации или компании.
Результаты: Связи отображаются в соответствии с очерёдностью задаваемых слов последовательностью поиска наряду с их описательным текстом и подчиненной иерархией.
Адрес: http://www.yahoo.com/
Это самая быстрая и самая большая поисковая система. Проиндексировано более полутора миллиарда страниц (из них полностью — около половины, остальные представлены только в виде адреса и текста ссылки). Имеется возможность выбора языка интерфейса. Можно включать или исключать результаты с определенных сайтов или доменов. В отличие от большинства поисковых систем Google также оценивает популярность ресурса по количеству ссылок, ведущих к нему с других страниц. Кроме того, здесь содержится архив с возможностью поиска по всем телеконференциям системы USENET за последние 20 лет.
Международная поддержка
Вы можете искать в Google на 10 различных языках. Вы также можете настроить интерфейс на нужный вам язык. Например, если вы ищите немецкий сайт, то вы можете вводить запрос на немецком языке, и все вспомогательные надписи интерфейса будут на немецком языке. Посмотреть список доступных языков вы можете здесь.
Отличительные особенности
Очень удобной функцией является "cache" . Благодаря этой функцией пользователь может просмотреть проиндексированную страницу даже если эта страница удалена или сервер, на котором расположена страница недоступен. Вы также можете использовать эту функцию для исследования ваших конкурентов, это также помогает лучше понять принцип индексирования страницы поисковым пауком (роботом).
С помощью Google можно найти страницы, которые не содержаться в его базе данных. Это возможно, потому что поисковый паук индексирует текст ссылок со страниц.
Rambler
Поисковая система Рамблер начала свое существование с 1996 года. На сегодняшний день она является одной из самых
Поисковая система Рамблер при поиске учитывает морфологию русского языка, что дает больше возможностей для эффективного поиска информации. Реализована также система так называемых "перевязок", которая позволяет выдавать в результатах поиска не только страницы содержащие запрос, но и слова, которые являются синонимами запроса. Еще одной функцией "перевязок", думаю более значимой, является выдача контекстной рекламы не только по конкретному запросу, но и по запросам, которые тесно связаны с исходным, это позволяет перекрыть большее количество целевой аудитории.
Рамблер находит именно то, что Вам нужно, результаты поиска максимально соответствуют запросу. Вам не придется искать нужные документы среди множества ссылок.
По соответствию запросу оцениваются не только отдельные документы, но и целые сайты. Благодаря объединению по сайтам за одним ответом на Ваш запрос могут стоять десятки найденных документов.
Рамблер по-прежнему остается самой быстрой поисковой системой. На конкурсе "Золотая паутина" информационно-поисковая система Рамблер была отмечена первым призом в номинации "Лучший коммерческий проект года".
Рамблер - это комплексный информационный сервис, охватывающий практически весь российский интернет. Рамблер - самый популярный в российском интернете портал, объединивший поисковую систему, рейтинг-классификатор, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.
APORT
http://www.aport.ru/
Поисковая машина "Апорт" была впервые продемонстрирована в феврале 1996 года на пресс-конференции "Агамы" по поводу открытия "Русского клуба". Тогда она искала только по сайту russia.agama.com. Потом она начала искать по четырем, потом по шести серверам... Короче, день рождения и фактический старт системы сильно "размазались" по времени, а официальная презентация "Апорта" состоялась только 11 ноября 1997 года. К тому времени в его базе был проиндексирован первый миллион документов, расположенных на 10 тысячах серверов. Создателем системы выступила компания "Агама" - разработчик программного обеспечения для платформы Windows, главным из которых являлся корректор орфографии "Пропись". Лингвистические разработки "Агамы" использовались при создании поисковой машины, в которой, скажем, в отличие от "Рамблера", изначально учитывалась морфология слов и осуществлялась по желанию клиента проверка орфографии запроса.
Важнейшими свойствами первой версии "Апорта" являлся перевод запроса и результатов поиска на английский язык и обратно, а также реконструкция всех проиндексированных страниц из собственной базы (что означает возможность просмотра страниц, уже несуществующих в оригинале).
В ноябре 1998 года компания "Агама" была куплена за 55 тысяч долларов израильским капиталом в лице Джозефа Авчука (с сохранением торговых марок "Апорт" и "Агама"). В марте 1999 года Авчук входит в долю, а летом того же года окончательно покупает каталог Ау!, торговой марке которого повезло существенно меньше - она была переименована сначала в AtRus, а потом и вовсе уничтожена при экспорте каталога на сайты "России он-лайн", "Омен" и "Апорт". К концу 1999 года Авчук вложил в "Апорт" и AtRus первый миллион долларов, позволивший в октябре того же года представить на компьютерных выставках по обе стороны океана принципиально новую поисковую машину "Апорт 2000", полностью интегрированную с Atrus (ныне "Каталог-Апорт").
"Апорт 2000" стал первым русским поисковиком, построенным на основе выдачи результатов по отдельно взятым сайтам. Для разделения ресурсов на сайты используется информация, которую "Апорту" предоставляет каталог AtRus или сведения, введенные в "Апорт" владельцами ресурсов. На худой конец, приходится опираться на алгоритм, который позволяет по некоторым формальным признакам выделить отдельные сайты.
Пользователи "Апорта" (в отличие завсегдатаев "Яндекса") мало пользуются расширенным поиском (на 8000 загрузок простой страницы приходится 300 вызовов страницы "Расширенный поиск").
Кадровые агентства
В сети нашла свое отражение и работа кадровых агентств, предоставляющих платные услуги посредника по поиску и подбору персонала для работодателей, а также для соискателей, ищущих работу. Посредник в Интернете – это информационный портал, создающий за плату базы данных объявлений о работе и резюме. Пользователь сначала обнаруживает брэнд кадрового агентства, оценивает его надежность или ненадежность, затем принимает решение о покупке услуг. При положительном решении со стороны пользователя кадровое агентство за плату выполняет роль посредника между работником и работодателем.
Информационно-консалтинговые ресурсы
Эти ресурсы представляют более прогрессивную форму информационного сервиса по сравнению с сетевыми посредниками: они превращаются, по большей части, в информационный ресурс. Прослеживается тенденция перерождения посреднических ресурсов в информационные порталы, направлением деятельности которых становятся консультации по таким вопросам, как:
· наличие в сети информационных ресурсов по предоставлению информации о вакансиях;
· способы и пути взаимного поиска работодателей и соискателей;
· стратегии самопрезентации соискателя;
· конкретизация потребностей работодателя в персонале;
· ориентация пользователя/работодателя в имеющихся предложениях.
При пользовании такими ресурсами можно заметить исчезновение “брэнда посредника” и появление “брэнда продукта”. Продукт в данном случае – информация о работе, о местах или о соискателях.
Профессиональные сообщества в сети
На сегодняшнем этапе сеть активно развивается изнутри, перестраивается. Возможности Интернета по сегментации и консолидации профессионального рынка порождают еще один способ взаимодействия – профессиональную сеть.
Профессиональные Интернет-сообщества – это новые образования, которые начали формироваться не так давно. Они представляют порталы или группы сайтов, взаимосвязанных по тематике и профессиональным интересам посредством ссылок – своеобразные виртуальные клубы, сообщества, сетевые профессиональные организации.
Деятельность сетевого сообщества в сети предоставляет возможности для знакомства с составом и характеристиками составляющих его пользователей, специалистов в разных областях. При определенной активности в рамках подобного сообщества можно решать задачи и целевого подбора кадров. Для того чтобы найти носителя знаний, например по управлению персоналом, можно обратиться на определенные профессиональные ресурсы.
Существуют также профессиональные сети, организации, по своему содержанию не относящиеся к управлению персоналом, но они объединяют квалифицированный персонал, который может оказаться нужным вашей компании. Профессиональное сообщество не решает задачи трудоустройства своих членов, но если кто-то испытывает потребность в квалифицированных кадрах в данной сфере профессиональных знаний, если нужна целевая аудитория определенного уровня, то, войдя в подобную сеть, кадровый специалист или руководитель найдет массу экспертов по самым разным вопросам.
Таким образом, можно сказать, что профессиональные сообщества являются новым, еще только формирующимся пространством для поиска кадровых ресурсов.
Интернет-ресурсы для поддержания эффективного рабочего состояния кадрового состава
Один из самых популярных инструментов в России для развития эффективных коммуникаций является интернет. Многие компании создают внутренний on-line портал и корпоративные сети, потому что видят от этого хорошую отдачу при минимальных затратах. Внешний HR-брендинг ориентирован на соискателей.
Современное общество, довольно часто, не поддаётся прямому влиянию рекламы, а опирается на реальные отзывы людей. Именно поэтому, внутренний HR- брендинг оказывает сильное влияние на внешний. Большая роль отдается формированию бюджета для развития HR-стратегии. Необходимо соотнести затраты на формирование отдела, на внедрение бренда c периодом получения отдачи. К тому же хороший HR-бренд нужно поддерживать и в условиях подъема, и в условиях спада экономики.
Постоянные динамические изменения во внешней среде, усиление глобализации и интеграции, ежегодное повышение конкуренции во многих отраслях, необходимость в постоянных исследованиях вызывают большие затраты на инвестиции в HR- брендинг компании. При планировании бюджета с учетом изначальных вложений и последующих, необходимо также учитывать фактор времени, так как формирование HR-бренда хорошего уровня – это длительный процесс. Именно поэтому, руководители и топ- менеджеры должны рассматривать бренд работодателя в долгосрочной перспективе.
Третий важный момент – это соответствие HR-брендинга стратегии деятельности компании и целевой аудитории. Успешная деятельность организации – это строгий, регламентированный процесс. Именно поэтому развитие HR-бренда должно входить в общий план стратегического развития компании. В противном случае будет создан лишь набор инструментов для формирования хорошей корпоративной культуры. В качестве опоры при развитии HR-брендинга руководители могу использовать матрицу интегрального подхода Кена Уилбера, которая иллюстрирует системный подход к формированию HR-брендинга.
Матрица включает в себя четыре взаимосвязанных момента для формирования эффективной группы по развитию HR-отдела.
Первый – «Я – внутренний личностный аспект». В данном аспекте уделяется внимание изучению убеждений и ценностей сотрудников, вследствие чего можно определить к какому типу относится человек и какую работу предпочитает: индивидуальную или коллективную.
Второй элемент матрицы – «Мы – внутренний коллективный аспект». Он выделяется за счет общения в группе и обсуждений отношений к основным корпоративным традициям.
Третий – «Внешний личностный аспект» отражает особенности поведения, компетенции, навыки и знания каждого участника команды.
Последний элемент – «Внешний коллективный аспект». Он представляет собой совокупность документов, процессов, систем, работ, которые необходимы при развитии HR- бренда.
Модель Кена Уилберга помогать провести комплексный анализ группы и разработать хорошую основу для становления имиджа компании. Один из ярких примеров формирования HR-брендинга в России – это деятельность MLM-компаний (MaryKay, Amway, Oriflame и другие). В 1990-е годы данная отрасль ассоциировалась только с негативными историями. Большинство потребителей ассоциировали деятельность MLM-компаний с финансовыми пирамидами, особенно после деятельности Сергея Мавроди. И к сотрудникам, и к персоналу в организациях не было этичного подхода, не было обустроенных офисов, центров продаж, четкой системы вознаграждения и премирования сотрудников.
Но в начале 2000-х годов MLM-компании начали развивать и стабилизировать свою деятельность. Они стали приглашать сотрудников на постоянную работу, развивать филиальные офисные сети. Сейчас данные организации активно занимаются коммуникациями с рынком труда, разрабатывают интересные проекты. Основная целевая аудитория – это молодежь, которая не сталкивалась с негативными моментами MLM-деятельности в начале 1990-х. Изменения затронули не только коммуникации с рынком, но и рабочие, организационные процессы.
На современном мировом рынке по данным журнала DirectSellingNews(США) в «ТОП-5 MLM-компаний мира 2014» входят: Amway (оборот – $11,8 млрд.), Avon (оборот – $9,95 млрд.), Herbalife (оборот – $4,8 млрд.), Vorwerk (оборот – $3,7 млрд.), MaryKay (оборот – $3,6 млрд.).
В качестве второго примера можно выделить российскую региональную компанию – «Техностар Альянс», которая была основана в 1996 году и начала свою деятельность с торговли продукции ярославский лакокрасочных заводов. Сегодня в компании существуют пять направлений деятельности: «Техностар Центр», «ТехностарАйтим», «ТехностарКоллор Менеджмент», «Техностар ЭКО» и «ТехностарКоммерц».
На первых этапах развития организация имела репутацию максимального использования трудовых ресурсов, без соответствующей этому системы вознаграждения. Это был как внутренний HR-бренд компании, так и внешний. В начале 2000-х годов руководство приняла грамотное решение, направленное на исследование условий труда, корпоративную культуру, системы предъявляемых требований. В результате чего оно переориентировало структуру работы. Компания смогла правильно преподать свои преимущества как: «сложности – это возможности». Таким образом, новые сотрудники прекрасно понимали, в какую организацию они идут и какой в ней уровень требований.
В 2010 году компания вошла в число победителей «Премия HR-бренд» и данный момент это ведущий работодатель на рынке труда в городе Ярославль. По данным «Премии HR-бренд 2013» ведущими работодателями на российском рынке в номинации «Столица» являются: «OBI» – немецкая торговая сеть магазинов хозяйственных и строительных материалов, «DHL Express» – служба экспресс доставки грузов и документов, «Независимая лаборатория ИНВИТРО», предоставляющая услуги медицинской лабораторной диагностики. Данные компании имеют устойчивый внешний HR-бренд для соискателей. Все три организации имеют четкую стратегическую позицию на рынке, занимаются повышением эффективности рыночных коммуникаций, планируют бюджет с учетом инвестиций в HR-брендинг.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что любая российская компания может создать себе HR-бренд достойного уровня, ведь каждая заинтересована в привлечении, мотивации, удержании сотрудников. Ориентируясь на опыт зарубежных организаций, в России многие руководители стали отдавать HR-брендингу должное внимание и осознавать необходимость работы с имиджем компании как работодателя.
Однако не все готовы развивать данное направление, учитывая количество затрачиваемых ресурсов. Так как для эффективного HR-брендинга необходимо тесное взаимодействие HR-департаментов и маркетологов, то возможно, многим компаниям следует задуматься о создании именно единого центра, в котором сконцентрируются усилия всех необходимых специалистов. Руководители должны осознавать свою значимость в HR-преобразованиях и четко ставить цели по данному направлению. Сам бренд работодателя должен отражать реальные преимущества компании, положение на рынке, основные формальные и неформальные аспекты внутренне среды и корпоративную культуру. При грамотном его развитии организация сможет не только повысить эффективность своей деятельности, но и занять большую долю на рынке, усилить свое влияние на нем, а главное, увеличить прибыль.
Определение понятий
Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к вопросу описания пяти вышеобозначенных видов учебных Интернет-ресурсов, считаем необходимым остановиться на основных понятиях, упомянутых в данной статье. Наиболее широко используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет.
Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Интернет в обучении иностранному языку.
В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали
использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей знакомы многие из этих форм Интернет-общения. В научной литературе существует огромный корпус исследований, посвященных использованию различных форм телекоммуникации в обучении иностранному языку.
Необходимо отметить, что в России особый импульс появлению исследований, посвященных интеграции Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку, дала Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.
Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами Интернета. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов Интернета способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету.
Учебные Интернет-ресурсы
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Мы целенаправленно использовали транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык, т.к., во-первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины (например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт и т.п.), во-вторых, использование транслитерации поможет избежать понятийной путаницы при работе с зарубежными методическими материалами. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
Хотлист (англ. hotlist – список по теме) – представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.
Мультимедиа скрэпбук (англ. multimedia scrapbook мультимедийный черновик) – представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и
иллюстративного материала при изучении определенной темы.
Трежа Хант (англ. treasure hunt охота за сокровищами) – во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла (англ. subject sampler) – стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическая информация). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличие от трэжа ханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла
направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем.
Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу.
Вебквест (англ. webquest – Интернет-проект) – самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов Интернета. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе.
Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Wiki-технологии в обучении.
Wiki-технология – это технология построения Web-систем, предназначенных для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста, файлов, мультимедиа.
Первая Wiki-среда была спроектирована Уордом Каннингеном (Ward Cunningham) в 1995 году с целью упрощения совместного создания и ведения программной документации. «Портлендское хранилище образцов» – так назывался первый Wiki-сайт – предназначался для собора фрагментов программного кода, для коллективной разработки и ведения программной документации. Разработанная среда позволяла любому посетителю сайта управлять его информационным наполнением.
Использование технологии Wiki для разработки Internet-ресурсов позволяет не только просматривать страницы сайта, но и редактировать их, создавать новые, публиковать свои документы, обсуждать опубликованную информацию, просматривать историю производимых изменений. Основные идеи, реализуемые Wiki-технологией:
§ возможность редактирования Wiki-статей определенным кругом пользователей;
§ хранение всех версий Wiki -статей с момента их создания;
§ быстрая и простая генерация гиперссылок между документами, а также поддержка целостности гиперссылок;
§ простота языка Wiki-разметки
На основе технологии Wiki разработано достаточно много образовательных порталов. Ниже представлены наиболее известные и широко используемые из них:
Википедия Онлайн-энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад: подправить статью, добавить или удалить информацию
Создание эффективной образовательной информационной среды на базе технологии Wiki позволяет:
· осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
· обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
· организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
· формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.
· Отличительной чертой сетевых коммуникаций 2.0 является единое пространство объектов обсуждения и самого обсуждения. Общение участников непосредственно связано с проектированием учебного материала.
Более того, всякое высказывание становится объектом, который может быть включен в проектирование. Текст, рисунок, схема, видеозапись, ссылка сохраняются и получают постоянный адрес. В любой момент можно вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом.
Таким образом, у учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений, все члены сетевых сообществ могут наблюдать за деятельностью друг друга. В рамках Wiki преподаватели могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить общие темы и показывать учащимся, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать.
Лекции
Б.1.В.ДВ.5 «Использование Интернет-технологий в управлении»
Направление подготовки
Управление персоналом»
Профиль подготовки
«Управление персоналом организации»
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва 2016
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.