Методы измерения ценовой эластичности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мера эластичности выражается коэффициентом эластичности, т. е. процентным изменением одного (результативного) признака при изменении на 1% другого (факторного) признака.

Формула коэффициента эластичности предложена английским исследователем Э. Маршаллом:

,                                                                             (1)

где — прирост спроса; прирост факторного признака; у — базовый показатель; х — базовое значение факторного признака.

При Э < 1 — проявляется явление инфраэластичности, товар считается малоэластичным или неэластичным.

При Э > 1 — ультраэластичность, товар является эластичным или сильноэластичным.

При Э = 1 —товар является слабоэластичным, единично эластичным (так называемый унитарный спрос), в этом случае снижение цены не приводит к коммерческому результату (росту выручки), т. е. изменение одного признака вызовет такое же изменение другого признака.

Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет, т. е. связь прямая.

Отрицательное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос сокращается, т. е. связь обратная.

Для оценки эластичности выбраны экономические переменные — цены, доход.

Установить характер эластичности спроса по цене позволяет процентное изменение величины спроса при изменении цены на 1 %:

,                                                                                               (2)

где D Q — изменение величины спроса (%); D Р — изменение цены (% ).

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров — величина отрицательная (цена снижается — спрос растет). Однако для оценки эластичности знак «минус» опускается.

Измерить эластичность спроса по цене можно также по формуле:

,                                                                                           (3)

Первая формула позволяет определить, эластичен, неэластичен, единично эластичен товар, прямая или обратная связь между признаками.

Вторая формула показывает, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и спроса ( D Q и D Р), но и от их фактических значений и Q ).

При эластичном спросе снижение цены и рост объемов продаж (спроса) приводят к увеличению общей величины выручки от реализации.

При неэластичном спросе — к уменьшению выручки от реализации.

Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар ( D Q ) к изменению доходов потребителей ( D D ):

,                                                                                              (4)

Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или к категории низших (когда рост доходов приводит к снижению спроса, например продукция «Sekond hand»). В первом случае Э > 1, во втором случае .

Вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора называется перекрестной эластичностью.

Необходимость в ее изучении возникает при ряде ситуаций на рынке товаров. Например:

1. Если реализуются взаимозаменяемые товары, то  – будет положительным.

2. Если реализуются товары взаимодополняемые, то  – будет отрицательным.

Для выявления перекрестной эластичности используется эмпирический коэффициент перекрестной эластичности:

,                                                                                    (5)

где ‒ прирост спроса на товар X; – прирост спроса на товар У; Р x – цена товара X ; Р y– цена товара У.

Если известны изменения спроса по одному товару (А) и изменения цены по другому (Б), то коэффициент перекрестной эластичности можно определить по формуле:

,                                                                     (6)

Эластичность спроса при сравнении спроса регионов или одной социальной группы населения с другой, в частности от низкодоходной к высокодоходной может быть выражена формула коэффициента групповой эластичности:

,                                                                           (7)

где  – спрос в характеризуемой n-й группе потребителей;

 – спрос в предшествующей (n - 1-й ) группе;

– факторные признаки соответственно в n-й группе и в предшествующей (n - 1-й ) группе.

Мы использовали вариант расчета, когда по аналогии с динамическим коэффициентом эластичности в качестве базовой величины в отношении используются показатели предшествующей группы. Однако при этом результатом исследования становятся несколько групповых коэффициентов эластичности (Э i), отражавших специфику изменений спроса в данной группе потребители. Общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из групповых коэффициентов. В качестве весов могут быть использованы частоты или частности по каждой группе (см. групповой коэффициент эластичности).

При наличии нескольких видов или групп товаров рассчитывается средний коэффициент эластичности из групповых коэффициентов эластичности:

,                                                                                       (8)

где – средний коэффициент эластичности: – групповой (индивидуальный) коэффициент эластичности; – вес каждой группы.

Расчет средних коэффициентов эластичности позволяет изучать реакцию спроса на изменение цен различающихся по уровню дохода групп населения. Так, у потребителей с низким уровнем доходов повышение спроса вызывается значительным снижением цен. В то же время реакция спроса по группе населения с более высокими доходами может быть совершенно противоположной либо вообще нулевой. Эти выводы могут быть использованы, например, в процессе сегментации рынка, в процессе регулирования спроса, цен, предложения.

4.Методы ценообразования

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода :

1) на издержки производства – затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка – рыночные методы;

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.