Упрощенная система налогообложения для малых предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 1 января 2003 г. в действие вступила гл. 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрошенная система налогообложения». До этого момента порядок налогообложения малых предприятий регулировался Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Главным преимуществом упрощенной системы налогообложения (УСН) по сравнению с ранее действовавшей является возможность планирования налогового бремени самим налогоплательщиком за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.

Особенности УСН:

1. Если по итогам отчетного года доходы превысили 150 млн. руб., то налогоплательщик утрачивает право применять УСН.

2. Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения:

– организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

– банки;

– страховщики;

– негосударственные пенсионные фонды;

– инвестиционные фонды;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– ломбарды;

– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

– организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

– организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

– организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

– организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. руб.

3. Применение упрошенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:

1. налога на прибыль организаций;

2. налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

3. налога на имущество организаций;

4. единого социального налога.

Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

4. Объектом налогообложения признаются:

– доходы (налоговая ставка устанавливается в размере 6%);

– доходы, уменьшенные на величину расходов (в этом случае налоговая ставка устанавливается в размере 15%, но может быть снижена законами субъектов Российской Федерации до 5%). Для Республики Крым и г. Севастополь на 2017–2021 гг. налоговая ставка уменьшена до 3%.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

В отличие от упрошенной системы налогообложения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход обязательна к применению в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в гл. 26.3 НК РФ:

1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2. оказания ветеринарных услуг;

3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных стоянок);

5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;

7. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания;

9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10. распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11. размещения рекламы на транспортных средствах;

12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м и др.

Единый налог является местным налогом и поэтому должен быть обязательно установлен нормативными актами представительных органов муниципальных районов, городских округов. В указанных нормативных актах должен быть приведен конкретный перечень видов деятельности для обязательного применения этого специального режима налогообложения в пределах общефедерального списка.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога в отношении указанных видов деятельности. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики должны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает в первую очередь обязательное применение кассовой техники. Проект законопроекта с освобождением от использования кассовых аппаратов для плательщиков единого налога в течение нескольких лет обсуждается законодателями.

В качестве налоговой базы для исчисления налога принимается вмененный доход, который определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности различных факторов. Во-первых, нормативным актом устанавливается базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении в каждом виде деятельности. Во-вторых, определяется физический показатель, характеризующий определенный вид предпринимательской деятельности. Полученное произведение двух данных величин корректируется с помощью нескольких коэффициентов:

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля наружной рекламы.

Примеры показателей базовой доходности приведены в табл. 2.

Организации, осуществляющие определенные виды деятельности, должны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

 

Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей)
1 2 3
Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7 500
Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7 500
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 12 000
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках Общая площадь стоянки (в квадратных метрах) 50
Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов 6 000
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров Количество посадочных мест 1 500
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в квадратных метрах) 1 800
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров Количество торговых мест 9 000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров Площадь торгового места (в квадратных метрах) 1 800
Развозная и разносная розничная торговля Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 4 500
Реализация товаров с использованием торговых автоматов Количество торговых автоматов 4 500
Оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) 1 000
Оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 4 500
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах) 3 000
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения Площадь экспонирующей поверхности (в квадратных метрах) 4 000
Распространение наружной рекламы с использованием электронных табло Площадь светоизлучающей поверхности (в квадратных метрах) 5 000
Размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств Количество транспортных средств, используемых для размещения рекламы 10 000
Оказание услуг по временному размещению и проживанию Общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в квадратных метрах) 1 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них не превышает 5 квадратных метров Количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания 6 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них превышает 5 квадратных метров Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания (в квадратных метрах) 1 200
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 квадратных метров Количество переданных во временное владение и (или) в пользование земельных участков 10 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка превышает 10 квадратных метров Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование земельного участка (в квадратных метрах) 1 000

 

На уплату единого налога не переводятся:

1. организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

2. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода. Ежеквартально не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода налогоплательщики обязаны уплатить единый налог. При этом сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Сумма вмененного дохода рассчитывается путем умножения значения базовой доходности единицы физического показателя на количество таких единиц и на корректирующие коэффициенты.

 

3. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства. Тогда сфера применения единого сельскохозяйственного налога была ограничена растениеводством.

На уплату единого налога могут перейти на добровольной основе все организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, к коим отнесены также грандо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности жителей соответствующего населенного пункта.

Переход на указанную систему налогообложения предусматривает уплату единого сельскохозяйственного налога взамен уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС на импортируемые товары), налога на имущество организаций и единого социального налога. При этом установлено, что единый сельскохозяйственный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, каковым является календарный год.

Кроме того, за организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, оставлена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с российским законодательством.

Остальные налоги и сборы должны уплачиваться налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с обычным режимом налогообложения.

Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В этом случае на них распространяются правила, действующие для организаций и индивидуальных предпринимателей.

В связи с применением режима ЕСХН необходимо раскрыть понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». К таковым НК РФ относит организации и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную (и рыбную) продукцию, осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию. При этом в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного (и рыбного) сырья собственного производства (добычи), должна составлять не менее 70%. Указанная доля дохода определяется по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

К числу организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, относится производители подакцизных товаров (винодельной продукции, в частности). Организации, имеющие филиалы или представительства, также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговая ставка установлена в размере 6%. Для Республики Крым и г. Севастополь на период 2017-2021 гг. установлена ставка – 4%.

4. Патентная система налогообложения малых предприятий

Патент – документ, удостоверяющий право ИП на применение патентной системы в отношении одного из видов предпринимательской деятельности.

Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

3) парикмахерские и косметические услуги;

4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

7) ремонт мебели;

8) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

12) ремонт жилья и других построек;

13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

18) ветеринарные услуги;

19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности и т.д. согласно НК РФ.

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек.

Максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть превышать 1 млн. рублей.

Максимальный размер потенциально возможного к получению дохода подлежит индексации с учетом коэффициента-дефлятора, который составляет:

2017 г. – 1,425; 2018 г. – 1,481; 2019 г. – 1,518.

Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1) налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

2) налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения).

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом:

1) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;

2) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

3) при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Патент выдается на срок до 12 месяцев.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.