Тема 3.2. Формирование цен на продукцию предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

план

1. Экономическое содержание и функции цен.

2. Виды цен и их структура.

3. Методы измерения ценовой эластичности.

4. Методы ценообразования.

 

1. Экономическое содержание и функции цен

Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка.

Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит и цены.

Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемую общественно необходимым рабочим временем.

Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стоны покупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта.

Большинство советских экономистов (Ш. Л. Турецкий, С. Г. Столяров, Г. А. Горина, Т. Г. Евдокимова, Д. Ф. Ковалевский, А. А. Вихляев, п Ф. Шавишвили и др.) ориентировались на марксистскую теорию цены.

В начале XX века российские экономисты, как и их зарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичной взглядам современных маркетологов. Например, В. С. Войтинский утверждал, что цена — это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основе мотивации как исходного пункта теории цены лежат соображения полезности.

В зарубежной экономической теории распространены взгляды П. Самуэльсона, который считал, что конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно – издержками производства, а также теория (Ф. Котлера), согласно которой цена есть денежная сумма, взимаемая за единицу товара, т. е. измеритель, эквивалент по которому товар обменивается на деньги.

Можно выделить функции цены: измерительную, балансирующую, стимулирующую, распределительную (перераспределительную).

Рисунок 1 – Роль и функции цены на рынке

1.Учетно-измерительная функция цены позволяет получать общественную оценку ресурсов, товаров, организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов и их результатов (производительности труда, прибыли, объема производства, емкости рынка, объема спроса, их структуры и динамики). ЦЕНА - индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие, важный показатель конъюнктуры рынка.

2. Балансирующая функция Цена – инструмент балансировки денежной и товарной массы, посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги, важным элемент инфляционных процессов.

3. Стимулирующая функция, т. е. цена способствует развитию или ограничению производства разных товаров. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами экономики с разной нормой прибыли, рациональное размещение производства.

4. Распределительная функция. Цена является формой рационального распределения ограниченных ресурсов, перераспределения вновь созданной стоимости между социальными группами, регионами, товарами, причем не только непосредственно, но и через налоговые составляющие цены (например, акцизные сборы, пошедшие на социальные выплаты). Цена – фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп.

Инфляция — повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

¾ инфляционный спрос (в России - это выпуск необеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства);

¾ рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров. (В мире - например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

¾ рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и скапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить цены и зарплату, например, торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

 

Виды цен и их структура

Цены можно классифицировать следующим образом:

1. По отношению к типу рынка:

1. цены внутреннего рынка;

2. цены внешней торговли.

2. По характеру регулирования:

фиксированные;

регулируемые;

свободные

3. О бъект сделки купли продажи. По объекту сделки цены распределяются на две большие группы: это цены на товары и цены на рыночные услуги (тарифы).

Цены на товары производственно-технического назначения:

—цены на сырье;

—цены на металл и металлоизделия;

—цены на топливо;

—цены на строительные материалы; и т. д.

Цены на потребительские товары:

– цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков);

– цены на непродовольственные товары;

– цены на алкогольные напитки.

4. П роисхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию:

—цены на промышленные товары;

—цены на продукцию сельского хозяйства;

—цены на продукцию строительства;

—тарифы на услуги транспорта и связи;

—тарифы на бытовые и коммунальные услуги. И т. д.

5. Х арактер торговли: продается ли товар партиями — оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.

Структуру розничной цены товара можно представить следующим образом (Таблица 1)

Таблица 1 – Структура розничной цены с учетом налогообложения выручки

Элементы цены

Производитель

Посредническая надбавка

Розничная торговля

Оптовая надбавка

Косвенные налоги

Торговая надбавка

Полная себестоимость продукции (издержки производства

и обращения)

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Издержки обращения

Прибыль оптовика

НДС оптовика (к оптовой надбавке)

Издержки обращения

Прибыль в розничной торговле

НДС розничной торговли

акциз НДС

Оптовая цена изготовителя

   

 

 

Отпускная цена изготовителя

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.