Опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонениями в умственном развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Детям, непохожим на других, особенно с умственной отсталостью, в наше время жить чрезвычайно сложно. Иногда они попадают в специальные учреждения - интернаты, и тогда их дальнейшая судьба полностью зависит от созданных там бытовых условий, от профессионализма и человеческих качеств руководства учреждения и медицинских работников.

Темрюкский психоневрологический интернат, предназначенный для постоянного нахождения пациентов с хроническими формами заболеваний, был открыт в 1954 году.

Интернат планомерно проводит мероприятия по медико-социальной реабилитации больных с целью их полной или частичной адаптации к самостоятельной жизни и деятельности. Здесь регулярно консультируют врачи-специалисты узкого профиля, по их рекомендациям больным назначается дальнейшее профилактическое лечение. Для более успешной реабилитации пациентов учреждение использует не только медикаментозное лечение, но и альтернативные методы, в основе которых терапия окружающей средой и трудотерапия. На территории интерната есть подсобное хозяйство, где больные выращивают цветы, овощи, зелень. В производственных мастерских под руководством инструктора и врача пациенты занимаются шитьём постельного белья, ремонтом мягкого инвентаря, одежды, вязанием, рисованием. Многие трудятся в столовой и прачечной, помогают младшему медицинскому персоналу.

Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был открыт в 1963 году. В настоящее время здесь имеется всё необходимое для бытового обеспечения и медицинского обслуживания воспитанников: три жилых корпуса, столовая на 500 мест, оздоровительный комплекс (тренажёрный и спортивный зал, зал лечебной физкультуры, кабинет массажа и гидромассажных ванн, сенсорный кабинет), а также учебно-производственные мастерские, клуб, гараж, прачечная и домовый храм.

Большое внимание уделяется также учебно-воспитательной работе. Детям стараются привить навыки самообслуживания, обучить элементарной грамоте, счёту, бытовому труду. В специально оборудованных мастерских девочки шьют покрывала, шторы, фартуки, распашонки, мальчики делают вешалки, полочки, ремонтируют мебель - всё с учётом нужд детского дома-интерната. Дети постарше работают на свиноферме и земельном участке - выращивают картошку, капусту, морковь, свёклу, огурцы, лук и зелень. Проводятся в детском доме-интернате и культурно-массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности, театрализованные конкурсы, организовываются экскурсии в Москву и Московскую область. Кроме того, воспитанники регулярно принимают участие в специальных олимпийских соревнованиях - в кабинете преподавателя физкультуры висят медали и грамоты, полученные за призовые места.

Одной из основных задач Уваровского детского дома-интерната является осуществление медицинской помощи: доврачебной (по направлениям - диетология, лабораторная диагностика, сестринское дело в педиатрии, стоматология, физиотерапия) и стационарной (по специальностям - психиатрия и педиатрия).

Основной принцип работы в Уваровском детском доме-интернате - индивидуальный подход к воспитанникам. Не удивительно, что многие из них со временем находят своё место в жизни: устраиваются на работу, заводят семью. За большой вклад в развитие системы социальной защиты населения, успехи в педагогической и медицинской деятельности коллектив Уваровского детского дома-интерната неоднократно получал благодарственные письма, награждался грамотами различных министерств и ведомств.

Социально - психологическое и социально - педагогическое направления социальной работы с такими детьми представлены в работе специальных школ и школ-интернатов, а также общеобразовательных школ, где обучение умственно отсталых детей строится на основе интегрированного подхода.

Рассмотрим пример реализации интегрированного подхода в обучении детей с отклонениями в умственном развитии, который изучал Л. Пожар в одной из школ г. Гилфорда (Англия).

В школе, обучается свыше 600 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет, организовано обучение детей (30 человек) с ограниченными возможностями. Для данной группы детей было выделено два помещения. В одном из них дети встречаются перед началом уроков, после уроков и во время перерывов, чтобы отдохнуть, съесть свой завтрак и т.д. Там они оставляют и свои вещи. Во втором помещении специальные педагоги помогают им овладеть некоторыми разделами учебного материала.

Кроме главного специального педагога в школе работают четыре вспомогательных и, по необходимости, приходят другие специалисты: психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники. Родители таких детей могут в любое время прийти в школу, зайти к директору, а также они имеют право посещать класс и даже выполнять на добровольных началах роль вспомогательного учителя.

Здоровые дети с самого начала полностью приняли таких учеников. В свободное время они приходят в их помещение поиграть с ними, помочь им. Некоторые дети нашли себе друзей среди новичков.

Родители здоровых детей были заранее поставлены в известность, что с их детьми будут учиться дети с отклонениями в умственном развитии. Таким образом, были предотвращены некоторые негативные последствия устоявшихся стереотипов по отношению к таким детям. Доброжелательная обстановка сложилась в школе также благодаря усилиям сотрудников и учителей [6, с.150].

По принципу интеграции уже строится обучение таких детей в ряде школ различных регионов нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Кургане и др.

Необходимость интегрированного обучения возникла в связи с увеличением количества детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. По разным причинам такие дети не имеют возможности обучаться в специальных коррекционных школах. Поэтому в данной школе были созданы условия для проведения целенаправленной работы по организации обучения каждого ребёнка независимо от степени его отклонения в умственном развитии.

На базе класса, обучающегося по традиционной программе, была создана группа детей, имеющих отклонения в умственном развитии, которые обучаются по программам специальной коррекционной школы. Уроки строятся интегрировано, одновременно в двух классах. Дети занимаются по традиционным и специальным учебникам. Занятия строятся с учётом психологии умственно отсталых детей. Обучение детей в режиме интегрированного обучения ведётся на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

С множеством трудностей пришлось столкнуться в первый год организации этой группы. Было проведено родительское собрание, где родителей познакомили с положением об открытии коррекционной группы и рассказали о преимуществах обучения детей с особыми образовательными потребностями в таком классе. Необходимо было убедить родителей, что это в их интересах и в интересах их детей.

Кроме того, необходимо было создать правильное отношение всех детей к такой группе, провести диагностику и правильно спланировать предстоящую работу.

Учителя, работающие с такими детьми прошли необходимую курсовую подготовку в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) по проблеме “Интегрированное обучение детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями”, изучили психологические особенности умственно отсталых детей, нормативно - правовые документы по организации обучения таких детей, посетили консультации в специальных коррекционных школах.

В своей деятельности по обучению таких детей они тесно сотрудничают с психологом школы, который активно проводит диагностику, а также занимается коррекцией их дефектов.

Диагностика начинается уже с детского сада, где психолог, взаимодействуя с воспитателями, выявляет детей с отклонениями в умственном развитии и информирует об этом родителей. Диагностика продолжается и в процессе интегрированного обучения. Она направлена на изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей детей, их способностей, интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения, позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьи ребенка (если она имеется), взаимоотношения родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем прогнозировать влияние родных и близких на ребёнка.

Коррекция включает в себя мероприятия по развитию моторики, мышления, речи, внимания, памяти и основывается на следующих принципах:

Единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка.

Единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить “подгонку" под этот ориентир каждого ребёнка именно сейчас, в данный момент.

Единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития.

Деятельный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, и для первоклассников это - игра и учение.

Результаты не заставили себя долго ждать. С первых же дней дети смогли самостоятельно справиться с заданиями. Постепенно у них появился интерес к получению знаний, стали формироваться навыки учебной деятельности, самостоятельности. Результаты контрольных работ показывают, что дети вполне усваивают специальную программу. Успеваемость составляет - 100%, качество - 50%, средний балл - 3,5.

Приведённые примеры реализации интегрированного обучения детей с отклонениями в умственном развитии свидетельствует о том, что данная форма обучения является оптимальной для многих детей с ограниченными возможностями, не исключая при этом и подготовку детей с более тяжёлыми формами в специальных образовательных учреждениях. Однако, чтобы создать для этого благоприятные условия, требуются значительные материальные затраты, а также определённые физические и моральные усилия.

Таким образом, в настоящее время накоплен опыт социальной работы в специальных учреждений для умственно отсталых детей, который включает в себя различные направления социальной работы: социально - медицинское, социально - педагогическое, социально - психологическое.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.