Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми

Курсовая работа

 

Студент группы

Специальность - социальная работа (040101)

Руководитель: Еговцева Н.Н.

канд. пед. наук, доцент

 

Курган


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной работы с детьми, имеющими умственные отклонения

1.1 Дети, имеющие отклонения в умственном развитии как объект деятельности специалиста по социальной работе

1.2 Основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

1.3 Методы и формы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

2.1 Опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонениями в умственном развитии

2.2 Пути совершенствования социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

Заключение

Список литературы

 




Введение

 

В настоящее время в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда общая численность детского населения сокращается, а популяция детей с проблемами в психофизическом развитии растёт. Анализ статистики за последние 2 года показывает, что число таких детей только в нашей области увеличилось с 2832 до 8979 человек.

Таким образом, решение проблем таких детей относится к числу острых и актуальных задач социальной работы и ставит специалистов перед необходимостью как можно более ранней диагностики умственных отклонений.

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

К сожалению, в настоящее время в России социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии находиться в стадии формирования. Этим и определяется актуальность исследования.

Вопросами помощи умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.

Объект исследования - процесс социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Предмет исследования - организация деятельности специалиста по социальной работе в решении проблем детей с отклонениями в умственном развитии.

Гипотеза исследования. Дети, имеющие отклонения в умственном развитии нуждаются в социальном воздействии, направленном на восстановление социальных функций организма.

Цель исследования - изучение технологий социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить социальные проблемы детей с отклонениями в умственном развитии.

3. Определить основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

4. Изучить формы и методы социальной работы с такими детьми.

5. Проанализировать опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

6. Определить пути совершенствования социальной работы с такими детьми.

Методы исследования:

анализ и обобщение источников по проблеме исследования;

наблюдение.

Практическое значимость работы заключается в том, что она может быть использована в деятельности специалиста по социальной работе с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии в различных учреждениях социальной защиты населения, т.к в данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты социальной работы с умственно отсталыми детьми.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Она включает в себя рассмотрение социальных проблем таких детей, технологий, форм и методов социальной работы. Вторая глава включает в себя анализ опыта социальной работы различных учреждений для умственно отсталых лиц, а также пути совершенствования социальной работы с такими детьми.



Заключение

 

Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, ее социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.

В изменяющихся социально - экономических условиях особого внимания требует проблемы умственно отсталых детей. Любой ребёнок, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и обеспечивать себя в материальном отношении, быть полезным обществу.

В ходе данного исследования были проанализированы и систематизированы теоретические источники по рассматриваемой проблеме, выявлены социальные проблемы детей с отклонениями в умственном развитии, определены основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, изучены формы и методы социальной работы с такими детьми, проанализировать опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, определены пути совершенствования социальной работы с такими детьми.

В результате проведённой работы подтвердилось, что дети с отклонениями в умственном развитии нуждаются в социальном воздействии, направленном на восстановление социальных функций, т.е. оптимизацию умственных, физических, духовно - нравственных сил.

Для совершенствования социальной работы необходимо обновления содержания, форм и методов социальной работы. Основной целью различных специальных учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Также условиями совершенствования социальной работы является разработка концепции коррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью, проектирование моделей, типов, структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной недостаточностью.



Список литературы

 

1. “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”: Закон Российской Федерации от 19 декабря 1995 г.

2. “Об образовании в Российской Федерации”: Закон Российской Федерации в от 10 июля 1992 г.

3. Положение о специальных общеобразовательных школах - интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии от 25 апреля 1995 г.

4. Примерное положение о социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних от 27 ноября 2000 г. N 896

5. “О социальной защите инвалидов в Российской федерации”: Закон Российской Федерации от 15 ноября 1995г.

6. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с.59 - 65, 138 - 153.

7. Басов И.Ф. Основы социальной работы. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004, с.162 - 185, 208.

8. Вальдес Одриосола Н.С. Коррекционные возможности арттерапии. // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 5, с.81 - 83.

9. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. -1995. - №3. - с.21-28.

10. Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно отсталого школьника по совершенствованию внутрисемейного взаимодействия в рамках коррекционно-педагогической деятельности. // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №3, с.71 - 74.

11. Зубкова Т.Е. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семей. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003, с.152 - 156, 206 - 213.

12. Зуева Н.А. Коррекционное занятие в 3 классе. - Курган, 2006, с.3 - 4.

13. Казымова Е.Н. Психолого-педагогические основы проектирования коррекционно-развивающего образовательного процесса: учебно-методическое пособие в помощь учителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII видов. - Курган, 2003, с.4.

14. Концептуальные основы государственной политики по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 3, с.11 - 16.

15. Лапшин В.А., Пузанив Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1991, с.36 - 37, 127 - 137

16. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучения детей с отклонениями в развитии. - Москва, 2000

17. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

18. Основы социальной работы: Учебник для студ. вузов /Отв. ред. П.Д. Павленок, - М.: Инфра - М, 1997.

19. Технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии в современных условиях. Программа повышения квалификации. - г. Сочи. - 2002.

20. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. / Под ред. А.М. Панова. - М.: Институт соц. работы, 1997.

21. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа. - 1994. - № 11.

22. Сорочинская Т.В., Арсенова Л.А. “Особый" ребенок в центре внимания. // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 5, с.68 - 70.

 

Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми

Курсовая работа

 

Студент группы

Специальность - социальная работа (040101)

Руководитель: Еговцева Н.Н.

канд. пед. наук, доцент

 

Курган


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной работы с детьми, имеющими умственные отклонения

1.1 Дети, имеющие отклонения в умственном развитии как объект деятельности специалиста по социальной работе

1.2 Основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

1.3 Методы и формы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

2.1 Опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонениями в умственном развитии

2.2 Пути совершенствования социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии

Заключение

Список литературы

 




Введение

 

В настоящее время в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда общая численность детского населения сокращается, а популяция детей с проблемами в психофизическом развитии растёт. Анализ статистики за последние 2 года показывает, что число таких детей только в нашей области увеличилось с 2832 до 8979 человек.

Таким образом, решение проблем таких детей относится к числу острых и актуальных задач социальной работы и ставит специалистов перед необходимостью как можно более ранней диагностики умственных отклонений.

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

К сожалению, в настоящее время в России социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии находиться в стадии формирования. Этим и определяется актуальность исследования.

Вопросами помощи умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.

Объект исследования - процесс социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Предмет исследования - организация деятельности специалиста по социальной работе в решении проблем детей с отклонениями в умственном развитии.

Гипотеза исследования. Дети, имеющие отклонения в умственном развитии нуждаются в социальном воздействии, направленном на восстановление социальных функций организма.

Цель исследования - изучение технологий социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить социальные проблемы детей с отклонениями в умственном развитии.

3. Определить основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

4. Изучить формы и методы социальной работы с такими детьми.

5. Проанализировать опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

6. Определить пути совершенствования социальной работы с такими детьми.

Методы исследования:

анализ и обобщение источников по проблеме исследования;

наблюдение.

Практическое значимость работы заключается в том, что она может быть использована в деятельности специалиста по социальной работе с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии в различных учреждениях социальной защиты населения, т.к в данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты социальной работы с умственно отсталыми детьми.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Она включает в себя рассмотрение социальных проблем таких детей, технологий, форм и методов социальной работы. Вторая глава включает в себя анализ опыта социальной работы различных учреждений для умственно отсталых лиц, а также пути совершенствования социальной работы с такими детьми.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.