Оценка влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Именно товарооборот оказывает существенное влияние на прибыль и прежде всего через формирующие ее показатели: валовой доход и издержки обращения.

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности показал, что сумма прибыли от реализации товаров в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросла за счет прироста товарооборота в действительных ценах на 142 тыс. руб. Анализ влияния товарооборота на прирост прибыли от реализации товаров представлен в таблице 2.14

 

Таблица 2.14 – Анализ влияния товарооборота на прирост прибыли от реализации товаров

Показатели Порядок расчета 2007 г. 2008 г.
Товарооборот в действительных ценах

х

5983

6125

Товарооборот в сопоставимых ценах

х

5983

5280

Прирост товарооборота всего:

6125-5983

х

142

в т. ч за счет влияния:

 

 

 

 физического объема товарооборота

5280-5983

х

-703

 изменения цен

6125-5280

х

845

Прибыль от реализации товаров:

 

 

 

в сумме

х

560

953

в % к товарообороту

х

9,36

15,56

Прирост прибыли за счет товарооборота всего

(6125-5983)*9,36 %

х

13,29

в т.ч. за счет изменения:

 

 

 

 физического объема товарооборота

(-703)*9,36 %

х

-65,8

 изменения цен

 845*9,36%

х

79,09

 

Общий прирост прибыли за счет роста товарооборота составил 13,29 тыс. руб., при этом изменение физического объема товарооборота вызвало снижение прибыли на 65,8 тыс. руб., а изменение цен вызвало ее прирост на 79,09 тыс. руб. Очевидно, что рост прибыли обеспечен за счет фактора цены, а не прироста объемов продаж в натуральном выражении, что свидетельствует о неэффективной политике предприятия по увеличению реализации товаров.

Рассчитаем влияние валового дохода и издержек обращения на увеличение объема розничного товарооборота на 142 тыс. руб. (табл. 2.15)

 

Таблица 2.15 – Анализ влияния валового дохода и издержек обращения на прирост товарооборота

Показатели

Порядок расчета

Размер влияния

1. Влияние на сумму валового дохода всего:

142*17,38/100

24,68

в т.ч.:

 

 

 физического объема реализации

(-703)*17,38/100

-122,18

 изменения цен

845*17,38/100

146,86

2. Влияние на сумму издержек обращения всего:

142*8,02/100

11,39

в т.ч.:

 

 

 физического объема реализации

(-703)*8,02/100

-56,38

 изменения цен

845*8,02/100

67,77

 

Таким образом, можно заметить тенденции, аналогичные выявленным ранее: изменение физического объема реализации вызвало снижение валового дохода на 122,18 тыс. руб., а издержек обращения на 56,38 тыс. руб., изменение цен же вызвало прирост обоих показателей.

Оценим совокупное влияние всех показателей на товарооборот (табл. 2.16).

 

Таблица 2.16 – Совокупное влияние товарооборота на прибыль и формирующие ее показатели

Факторы

Влияние на показатель прибыли

Валового дохода Издержек обращения Прибыли от реализации
1. Изменение товарооборота за счет физического объема реализации

-122,18

56,38

-65,8

2. Изменение товарооборота за счет изменения цен

146,86

-67,77

79,09

Совокупное влияние факторов

24,68

-11,39

13,29

 

Из данных таблицы 2.16 следует, что валовой доход и товарооборот оказали разнонаправленное влияние на прибыль. За счет роста валового дохода, который произошел преимущественно за счет роста цен, прибыль могла бы увеличиться на 24,68 тыс. руб. Но этот прирост валового дохода был частично направлен на покрытие потери прибыли за счет прироста издержек обращения на 11,39 тыс. руб. Отсюда совокупное влияние этих двух факторов, которое произошло под воздействием изменения розничного товарооборота, и составило 13,29 тыс. руб.

Учитывая столь существенное влияние товарооборота на издержки обращения и валовой доход, представляет интерес более глубокое исследование данного вопроса.

В таблице 2.17 представлены результаты анализа издержек обращения ООО «Эла» за 2007-2008 годы.

 


Таблица 2.17 - Анализ издержек обращения ООО «Эла»

Показатели

Ед.измерения

2007 г.

2008 г.

Отклонение

Темп роста, %

Оборот торговли без НДС тыс.руб. 5983 6125 142 102,37
Издержки обращения: сумма          
- сумма тыс.руб. 480 637 157 132,71
- уровень % 8,02 10,40 2,38 129,63
Относительная экономия (перерасход) тыс. руб   145,61    

 

Расчет относительной экономии (перерасхода) осуществим с помощью следующей формулы:

 

Эотн = ((10,4 – 8,02) * 6125) / 100 = 145,61

 

Анализ данных, представленных в таблице показывает увеличение уровня издержек обращения в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 2,38 %, что негативно сказалось на полученной чистой прибыли предприятия.

Перерасход в 2008 году составил 145,61 тыс. руб.

Далее осуществим анализ уровня и суммы относительной экономии (перерасхода) издержек обращения ООО «Эла» за отчетный период по элементам (табл.2.18).

 

Таблица 2.18 - Анализ уровня и суммы относительной экономии (перерасхода) издержек обращения ООО «Эла»

Наименование статей издержек обращения

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+;-)

Сумма относительной экономии (перерасхода), руб.

сумма, тыс. руб. Уровень, % сумма, тыс. руб. Уровень, % по сумме, тыс. руб. По уровню, %
1. Транспортные расходы 28,66 0,48 61,92 1,01 33,26 0,53 32,58
2. Расходы на оплату труда 242,16 4,05 234,54 3,83 -7,62 -0,22 -13,36
3. Отчисления на социальные нужды 63,46 1,06 61,15 1,00 -2,30 -0,06 -3,81
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря 54,86 0,92 72,11 1,18 17,24 0,26 15,94
5. Амортизация основных средств 27,31 0,46 43,44 0,71 16,13 0,25 15,48
6. Расходы на ремонт основных средств 6,24 0,10 24,40 0,40 18,16 0,29 18,01
7. Расходы на санитарную, специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы и другие материалы 1,44 0,02 3,19 0,05 1,75 0,03 1,71
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров 8,40 0,14 17,84 0,29 9,44 0,15 9,24
9. Расходы на рекламу 23,04 0,39 66,25 1,08 43,21 0,70 42,66
10. Потери товаров и технологические отходы 6,05 0,10 11,78 0,19 5,74 0,09 5,59
11. Расходы на тару 3,02 0,05 5,80 0,09 2,77 0,04 2,70
12. Прочие затраты 15,36 0,26 34,59 0,56 19,23 0,31 18,86
Итого 480,00 8,02 637,00 10,40 157,00 2,38 x
Товарооборот 5983 100 6125 100     145,61

 

Итак, под воздействием товарооборота наибольшая сумма перерасхода допущена по статьям: расходы на рекламу, транспортные расходы, расходы на ремонт основных средств и прочие затраты. Экономию предприятие получило по затратам на оплату труда.

Продолжая анализ издержек обращения, следует обратить внимание на динамику условно-переменных и условно-постоянных расходов. Значительный рост издержек обращения в 1,33 раза обусловлен прежде всего резким ростом переменных затрат, которые произошли не столько под воздействием объема товарооборота, сколько за счет влияния прочих факторов.

 

Таблица 2.19 - Анализ динамики суммы и уровня издержек обращения

Показатели

Ед.изм.

Год

Отклонения

Темп изменения, %

2007 г. 2008г.
Оборот розничной торговли тыс.руб. 5983 6125 142 102,37
Сумма издержек обращения всего, в том числе:   480 637 157 132,71
- условно-постоянных тыс.руб. 387,79 411,25 23,46 106,05
- условно-переменных тыс.руб. 92,21 225,75 133,54 244,83
Уровень издержек обращения всего, в том числе:   8,02 10,40 2,38 129,63
- условно-постоянных % 6,48 6,71 0,23 103,59
- условно-переменных % 1,54 3,69 2,14 239,15

 

Влияние товарооборота

 

(6125 * 1,54 % + 387,79) – 480 = 2,115 тыс. руб.

Влияние прочих факторов

 

637 – 482 = 155 тыс. руб

 

Таким образом, уровень издержек обращения: условно-постоянных составляет в отчетном году 6,71% достигнув роста на 0,23 %, условно-переменных - 3,69 %, что выше уровня предыдущего года на 2,14 %.

Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Эла» за 2006-2008 гг., представленная в приложении 1, показал, что наблюдается значительный рост выручки в 2007 году на 252 тыс. руб., в 2008 году так же наблюдается увеличение данного показателя, но в значительно меньшем объеме (142 тыс. руб.).

При этом себестоимость продукции (услуг) росла значительно меньшими темпами, в 2008 году даже наблюдается снижение себестоимости на 408 тыс. руб., в связи с чем, валовая прибыль выросла в 2008 году на 550 тыс. руб., наблюдается рост доли валовой прибыли в выручке 2008 года до 25,96 %.

В связи с новой рекламной и маркетинговой политикой, разработанной на 2008 год, значительно увеличились коммерческие расходы. В 2008 году была проведена широкая рекламная акция.

По итогам деятельности чистая прибыль предприятия выросла в 2008 г. на 198 тыс. руб., обеспечив тем самым финансовые возможности для дальнейшего расширения деятельности, активизации сбытовой, рекламной, ассортиментной политики.

Таким образом, показатели товарооборота существенно влияют на финансовые результаты деятельности ООО «Эла».

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.