а) Расчет токов с учетом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока (без учета влияния насыщения от полей рассеяния)
Расчет проводится по формулам табл. 8.30 в целях определения токов в пусковых режимах для дальнейшего учета влияния насыщения на пусковые характеристики двигателя. Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.1; 0,05; 0.064. Данные расчета пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока сведены в табл. 2.
Определим критическое сопротивление без учёта влияния эффекта вытеснения тока и влияния насыщения от полей рассеяния.
Активное сопротивление обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока:
nрасч. = 115 °С; r115 = 10-6 / 41 Ом × м; bc / bп = 0,9 (bс – ширина стержня, bп – ширина паза).
hc = hп – hш¢ = 40,5 – 0,5 = 40 мм.
x = 2p × hc × Ö[(bc / bп) × (f2 / r115) × 10-7] = 85,344 × hc × Ös = 3,4;
для x = 3,4 по рис. 8.57 находим j = 2,4.
Глубина проникновения тока по (8.246):
hr = hc / (1 + j) = 0,04 / (1 + 2,4) = 11,76 мм.
Площадь сечения qr при b1/2 £ hr £ h1 + b1/2
4/2 £ 11,76£ (44,5 + 4/2)
2£ 11,76 £ 46,5
по (8.253) qr = (pb12 / 8) + [(b1 + br)/2 × (hr – b1/2)] = [(p × 42) / 8] + [(4 + 4,015)/2 × (11,76 – 4/2)] = 45,41 мм2, где br = b1 + [(b2 – b1) / h1 × (hr – b1/2)] = 4 + [(7 – 4) / 44,5× (11,76 – 4/2)] = 4,015 мм.
Коэффициент kr по (8.247):
Коэффициент общего увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока по (8.257):
KR = 1 + [rc × (kr – 1)]/ r2 = 1 + [51,41 × 10-6 × (2,974 – 1)] /83 × 10-6= 2,223,
где rc¢ = rc = 51,41 × 10-6 Ом и r2 = 83 × 10-6 Ом.
Приведённое сопротивление ротора с учётом вытеснения эффекта тока по (8.260):
r2x¢ = KR × r2¢ = 2,223 × 0,02436 = 0,05415 Ом.
Индуктивное сопротивление обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока по рис. 8.58 для x = 3,4; j¢ = kд = 0,45:
по табл. 8.25, рис. 8.52а, ж и по (8.26)
Kx = (lп2x + lл2 + lд2) / (lп2 + lл2 + lд2), где lп2 = 3,1, lл2 = 0,64, lд2 = 1,626, lп2x – коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учётом эффекта вытеснения тока.
lп2x = lп2 – Dlп2x, здесь Dlп2x = lп2¢ × (1 – kд) = [(h0 / 3b1) × (1 – pb12/8qс)2 + 0,66 – hш/2b1] × (1 – kд) = [(45,3 / (3 × 4)) × (1 – (p42 / (8 × 185)))2 + 0,66 – (0,5 / (2 × 4))] × (1 – 0,45) = 2,31. Тогда lп2x = 3,1 – 2,31 = 0,79. Следовательно,
Kx = (0,79 + 0,64+ 1,626) / (3,1 + 0,64+1,626) = 0,57.
По (8.261) X2x¢ = x2¢ × Kx = 0,57 × 0,224 = 0,127.
Пусковые параметры по (8.277) и (8.278):
X12п = km × x12 = 1,595 × 7,975 = 12,719 Ом, где km = kr = 1,595 и x12 = 7,975 Ом;
c1п = 1 + (x1 / X12п) = 1 + (0,16 / 12,719) = 1,013, x1 = 0,16 Ом.
Расчёт токов с учётом влияния эффекта вытеснения тока:
по (8.280) для s = 1
Rп = r1 + (r2x¢ × c1п) / s = 0,026 + (0,054 × 1,013) = 0,081 Ом, где r1 = 0,026 Ом и r2x¢ = 0,054 Ом.
Xп = x1 + (c1п × x2x¢) = 0,16 + (1,013 × 0,127) = 0,29 Ом, где x2x¢ = 0,127 Ом.
По (8.281) ток в обмотке ротора:
I2¢ = U1 / Ö(Rп2 + Xп2) = 380 / Ö(0,0812 + 0,292) = 1264 А, где U1 = 380 В.
По (8.283): I1 = I2¢ × [Ö{Rп2 + (xп + X12п)2} / (c1п × X12п)] = 1264× [Ö(0,0812 + (0,29 + 12,719)2) / (1,013 × 12,719)] = 1276 А.
б) Расчет пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния.
Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.1; 0,05; 0,064, при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.2; 0. 1,0,064, при этом используем значения токов и сопротивлений с учетом влияния вытеснения тока. Данные расчета сводим в табл. 3. Пусковые характеристики представлены на рис. 4
Индуктивные сопротивления обмоток. Принимаем kнас = 1,2.
Средняя МДС обмотки, отнесенная к одному пазу обмотки статора по (8.263):
Fп.ср. = 0,7 × [(I1 × kнас × uп1) / a] × [kb¢ + (kу1 × kоб1 × Z1/Z2)], где
I1 – ток статора, I1 = 1276 А;
а – число параллельных ветвей обмотки статора, а = 4;
uп1 – число эффективных проводников в пазу статора, uп1 = 16;
kb¢ – коэффициент, учитывающий уменьшение МДС паза, вызванное укорочением шага обмотки, kb¢ = 0,8;
kу1 – коэффициент укорочения шага обмотки, kу1 = 1.
Тогда, Fп.ср. = 0,7 × [(1276× 1,2 × 16) / 4] × [0,8 + (1 × 0,798 × 60/50)] = 1882,5 А.
По средней МДС рассчитывают фиктивную индукцию потока рассеяния в воздушном зазоре по (8.264):
BФd = (Fп.ср. × 10-6) / (1,6d × CN), где коэффициент CN по (8.265): CN = 0,64 + 2,5 × Ö[0,9 / (tZ1 + tZ2)] = 0,64 + 2,5 × Ö[0,7 / (17,54 + 20,9)] = 1,022; d = 0,9 мм.
Тогда, BФd = (1882,5 × 10-6) / (1,6 × 0,9 × 10-3 × 1,022) = 1,279 Тл.
По полученному значению BФd определяем отношение потока рассеяния при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины, характеризуемое коэффициентом kd, значение которого находят по кривой рис. 8.61. Для BФd = 1,279 Тл kd = 0,94.
Далее рассчитываем значения дополнительного эквивалентного раскрытия пазов статора и ротора (cэ1 и cэ2), магнитные напряжения которых будут эквивалентны МДС насыщенных участков усиков зубцов.
Для пазов статора его принимают равным по (8.266):
cэ1 = (tZ1 – bш1) × (1 – kd) = (17,54 – 5,7) × (1 – 0,94) = 0,71 мм,
где bш1 = 5,7 мм.
Вызванное насыщением от полей рассеяния уменьшение коэффициента магнитной проводимости рассеяния паза статора по (8.269):
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния при насыщении определяют для статора из выражения (8.272):
lп1нас = lп1 – Dlп1нас, где lп1 – проводимость, рассчитанная без учёта насыщения lп1 = 1,87. Тогда lп1нас = 1,1 – 0,021 = 1,079.
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния при насыщении участков зубцов статора по (8.274):
lд1нас = lд1 × kd = 1,232 × 0,94 = 1,158, где lд1 = 1,232.
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учётом насыщения от полей рассеяния определяется по отношению сумм коэффициентов проводимости, рассчитанных без учёта и с учётом насыщения от полей рассеяния, по (8.275):
X1нас = x1 × (Sl1нас / Sl1) = x1 × (lп1нас + lд1нас + lл1) / (lп1 + lд1 + lл1) = 0,16 × (1,079 + 1.158+ 1.194) / (1,1 + 1,232 + 1.194) = 0,157 Ом.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока по (8.271):
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учётом влияния насыщения по (8.274):
lд2нас = lд2 × kd = 1.626× 0,94 = 1.529, где lд2 = 1.626.
Приведённое индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (8.276):
X¢2xнас = x2 × (Sl2нас / Sl2) = x2 × (lп2xнас + lд2нас + lл2) / (lп2 + lд2 + lл2) = 0,224 × (0.588+ 1.529+ 0.64) / (3,1 + 1.626+ 0.64) = 0.115 Ом.
По (8.278): c1пнас = 1 + (x1нас / X12п) = 1 + (0,157 / 12.719) = 1,012.
Расчёт токов и моментов (при s = 1).
Rп = r1 + (r2x¢ × c1пнас) / s = 0,026 + (0.054× 1,012) = 0.081 Ом, где r1 = 0,026 Ом и r2x¢ = 0,054 Ом.
Xпнас = x1нас + (c1пнас × x¢2xнас) = 0,157 + (1,012 × 0.121) = 0,28 Ом, где x¢2xнас = =0.121 Ом.
Ток в обмотке ротора по (8.281):
I¢2нас = Uном1 / Ö(R2пнас + X2пнас) = 380 / Ö(0.0812 + 0,282) = 1305.504 А, где Uном1 = 380 В.
По (8.283): I1нас = I¢2нас × [Ö{R2пнас + (xпнас + X12п)2} / (c1пнас × X12п)] = 1305.504× [Ö{0,0812 + (0,28 + 12.719)2} / (1,012 × 12.719)] = 1317.944 А.
Кратность пускового тока с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (8.284): Iп* = I1нас / Iном = 1317.944/ 202,86 = 6,499.
Кратность пускового момента с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (8.284): Mп* = (I¢2нас / I¢2ном)2 × KR × (sном / s) = (1305.504/ 190.468)2 × 2,223 × 0,0129 = 1.344.
Полученный в расчёте коэффициент насыщения:
k¢нас = I1пнас / I1 = 1317.944/ 1276= 1,033
Таблица 2. Данные расчета пусковых характеристик двигателя без учета влияния насыщения
№ п/п | Расчетная формула | Размернос ть | Скольжение | |||||
1 | 0,8 | 0,5 | 0,1 | 0,05 | ||||
1 | - | 3,414 | 3.05 | 2,414 | 1.08 | 0.763 | 0,862 | |
2 | - | 2,4 | 2,0 | 1,35 | 0,11 | 0.302 | 0.491 | |
3 | м | 0,0118 | 0,0133 | 0,017 | 0,036 | 0.0307 | 0,027 | |
4 | - | 2,974 | 2,478 | 1,681 | 1 | 1 | 1 | |
5 | - | 2,223 | 1,915 | 1,422 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Ом | 0,0542 | 0,0467 | 0,0346 | 0,024 | 0.024 | 0,024 | |
7 | - | 0,45 | 0,5 | 0,625 | 0,95 | 0.975 | 0,97 | |
8 | - | 0,57 | 0,609 | 0,706 | 0,961 | 0,98 | 0,977 | |
9 | Ом | 0,127 | 0,136 | 0,158 | 0,215 | 0.2195 | 0,22 | |
10 | Ом | 0,081 | 0,085 | 0,097 | 0,273 | 0.52 | 0,414 | |
11 | Ом | 0,29 | 0,298 | 0,321 | 0,378 | 0.383 | 0,382 | |
12 | А | 1264 | 1224 | 1135 | 814,6 | 588.77 | 675,2 | |
13 | А | 1276,4 | 1237,4 | 1149,2 | 828,5 | 599.4 | 687 |
Таблица 3. Данные расчета пусковых характеристик двигателя с учетом влияния насыщения
№ п/п | Расчетная формула | Размерность | Скольжение s | |||||
1 | 0,8 | 0,5 | 0,1 | 0,05 | sкр | |||
0,064 | ||||||||
1 | kнас | – | 1,2 | 1,16 | 1,15 | 1,08 | 1,05 | 1,08 |
2 | А | 1882 | 1764 | 1624 | 1099.8 | 773.52 | 912 | |
3 | Тл | 1,28 | 1,198 | 1,103 | 0.747 | 0.525 | 0,62 | |
4 | - | 0,94 | 0,94 | 0,955 | 0.98 | 0.98 | 0,98 | |
5 | мм | 0,71 | 0,71 | 0,533 | 0.237 | 0.237 | 237 | |
6 | - | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | |
7 | - | 1,158 | 1,158 | 1,177 | 1.208 | 1.208 | 1,208 | |
8 | Ом | 0,157 | 0,157 | 0,158 | 0.159 | 0.159 | 0,159 | |
9 | - | 1,012 | 1,012 | 1,012 | 1.013 | 1.013 | 1,013 | |
10 | мм | 1,022 | 1,022 | 0,767 | 0.341 | 0.341 | 0,341 | |
11 | - | 0,731 | 0,941 | 1,472 | 2.854 | 2.959 | 2,938 | |
12 | - | 1,529 | 1,529 | 1,553 | 1.594 | 1.594 | 1,594 | |
13 | Ом | 0,121 | 0,13 | 0,153 | 0.212 | 0.217 | 0,216 | |
14 | Ом | 0,081 | 0,085 | 0,096 | 0.273 | 0.52 | 0,413 | |
15 | Ом | 0,28 | 0,288 | 0,313 | 0.374 | 0.379 | 0,378 | |
16 | А | 1306 | 1263,4 | 1161,2 | 820.33 | 590.98 | 678,5 | |
17 | I1нас | А | 1318 | 1276,3 | 1175,2 | 834.2 | 601.52 | 690,4 |
18 | - | 1,033 | 1,031 | 1,023 | 1.007 | 1.004 | 1,005 | |
19 | - | 6,499 | 6,293 | 5,795 | 4.113 | 2.966 | 3,404 | |
20 | - | 1,344 | 1,36 | 1,43 | 2.388 | 2.479 | 2,564 |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.