Себестоимость продукции непосредственно влияет на рост или снижение прибыли предприятия, кроме того, факторы влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли. На рост прибыли одинаково влияют и снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первом случае «качество» прибыли можно будет считать более высоким, так как ее рост достигнуть интенсивным путем. Для факторного анализа прибыли сведем основные показатели в общую табл. 6.
Таблица 6 - Анализ динамики балансовой прибыли
Показатели | 2004 год | 2005 год | Темп роста, % | |
По себестоимости и ценам 2004 года | По себестоимости и ценам 2005 года | |||
Объем реализованной продукции | 15625 | 27986 | 28790 | 184,3 |
Себестоимость реализованной продукции | 13953 | 26413 | 25826 | 185 |
Прибыль от реализации продукции | 1672 | 1573 | 2964 | 135,8 |
Из табл. видно, что темпы роста прибыли составили 135,8 % от предыдущего года. Выясним, как повлияли на прибыль объем реализованной продукции и себестоимость реализованной продукции в 2005 году.
Для анализа будем использовать данные табл. 6.
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), дадим общую оценку изменения прибыли:
±П = П1-П0, (14)
2964 – 1672 = 1292 тыс.руб
где ±П — изменение прибыли;
П0, П1 — прибыль базисного и отчетного периода.
Прибыль от реализации продукции увеличилась на 1292 тыс.руб.
Затем определим количественное влияние изменений факторов.
Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации).
± Пz = ∑qlzl – ∑qlz0, (15)
28790 – 27986 = + 804 тыс.руб.
где ±Пz — изменение прибыли за счет изменения цены;
∑qlzl, ∑qlz0 — соответственно объем реализации в отчетном и базисном году.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции).
±Пс = Czo. от — Czб. от, (16)
25826 – 26413 = - 587 тыс.руб
где ±Пс — изменение прибыли за счет изменения себестоимости;
Czo. от — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;
Czб. от — себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах базисного года.
Данные расчеты показали, что в 2005 году произошло снижение себестоимости, что повлияло на увеличение прибыли от реализации.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной).
±Пv и стр = Прvф. zб — Прzб, (17)
1573 – 1672 = - 99 тыс.руб.
где ±Пv и стр — изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;
Прvф. zб — прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;
Прzб — прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции (Кр), т. е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральном исчислении.
Кр = qф / qпл, (18)
28790 / 15625 = 1,84
±Пv = ПоКр - По = По * (Кр - 1), (19)
1672 * 1,84 – 1672 = + 1404,48 тыс.руб.
где ±Пv — изменение прибыли за счет изменения объема реализации;
Пo — балансовая прибыль;
Кр — коэффициент роста объема реализованной продукции;
qф, qпл — фактический плановый выпуск продукции в условно-натуральном выражении.
Таким образом, увеличение объема выпуска продукции увеличило прибыль на 1404, 48 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом:
±Пстр = ±Пv и стр — ±Пv, (20)
(- 99) – (+ 1404,48) = - 1305,48 тыс.руб.
где +Пстр — изменение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции.
Изменение структуры выпуска продукции уменьшило величину прибыли на 1305,48 тыс.руб.
Анализ проведенных расчетов показывает, что увеличение прибыли от реализации произошло за счет увеличения цен, это привело к росту прибыли на 804 тыс.руб. и за счет снижения себестоимости на 587 тыс.руб., что собственно увеличило прибыль. Влияние изменения объема и структуры снизило прибыль в целом на 99 тыс.руб. Таким образом на прибыль предприятия оказали ценовые факторы и структурные сдвиги в производстве.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.