Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
- изменения в структуре реализации продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
- изменение цен на 1 руб. продукции.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:
П=N-CPП, (6)
где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;
Срп - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС) имеет вид:
∆ПС = С2,1 – С2, (7)
где C2,1 - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода, руб.;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:
∆Поб.пр = Пб - К1 – Пб = Пб - (К1 – 1), (8)
где Пб - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1/С2
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Пс.сд):
∆Пс.сд = С1 - К2 – С2,1, (9)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам [37, с. 176].
Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул.
Общее изменение прибыли равно:
∆П = П1 – П0 = В1 - (1 – S1) – В0 - (1 – S0), (10)
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:
∆Пв = ∆- (1 – S0), (11)
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:
∆Пв = В1 - (S0 – S1), 12)
где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетный периоды; П - прибыль от реализации продукции
, (13)
В - объем реализации;
И - издержки на производство продукции;
S - себестоимость на один руб. продукции.
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п. Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.
На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.
2. Анализ себестоимости продукции на примере общества с ограниченной ответственностью «Астера»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.