Традиционно рассматривается двухуровневая система – общего и специального экологического управления, поскольку органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся в зависимости от своего статуса на общие и специальные. Возможен анализ системы этих органов по масштабам деятельности в соответствии с их делением на федеральные и территориальные (субъектов РФ).
К органам общего управления (общей компетенции) относятся Президент РФ и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция их определена в Конституции РФ и конституциях субъектов РФ (базовая), в общих и специальных актах экологического законодательства (конкретная) [29].
Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за нею. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями (например, заключение Правительством РФ от имени Российской Федерации концессионных договоров на разработку лесных или иных ресурсов). С учетом масштабов деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции.
Подсистема органов специального экологического управления имеет более сложную структуру и предполагает выполнение более разнообразных функций. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ осуществлять экологическое управление.
В настоящее время подсистема органов специального экологического управления строится по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполнительной власти. Согласно указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» выделяются:
1 министерства: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел РФ;
2 агентства: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и другие;
3 федеральные службы: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба безопасности РФ и другие.
Понятно, что фактически все министерства, федеральные службы и агентства выполняют отдельные задачи экологического государственного управления. Для этого в некоторых из них выделены отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчиненный иным целям характер. Кроме того, на протяжении последних лет активно формировался такой институт управления, как государственные службы, которые также преобразуются в русле реформы 2004 г. [29].
Разделены правоустанавливающие, контрольно-надзорные функции по оказанию государственных услуг. Так, службы наделяются контрольно-надзорными полномочиями, обязанностями по регистрации прав и выдаче лицензий. Агентства выполняют функции по оказанию государственных услуг, управлению имуществом, которое находится в ведении головного министерства, и другое. На министерства возлагаются правоустанавливающая, координирующая и другие функции.
После преобразования весной 2000 г. системы органов исполнительной власти в стране, ликвидации Госкомэкологии и Федеральной службы лесного хозяйства главным стало Министерство природных ресурсов России, которое проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а в случаях, установленных законодательством РФ, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Именно на него и подчиненные ему службы и агентства возложены задачи, связанные с экологическим управлением фондом недр и лесным хозяйством, водным и лесным фондом [29].
Структура федеральных органов Министерства природных ресурсов РФ (МПР РФ) состоит из:
– Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования;
– Федерального агентства водных ресурсов;
– Федерального агентства лесного хозяйства;
– Федерального агентства по недропользованию. Более подробно структура МПР РФ в приложении А.
Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биоресурсов и сферы их обитания, осуществляет правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны здоровья. В задачи находящихся в его ведении структур, а именно Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным образом, а также Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития входят: санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания. Для решения поставленных перед ним задач Министерство и подчиненные ему службы агентства проводят: государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрации и сертификацию дезинфекционных средств, контроль за их качеством; государственный санитарно-эпидемиологический надзор и определяют единые требования к санитарной охране территории РФ от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека; контроль за экспортом и импортом потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ.
Федеральное агентство по атомной энергии уполномочено на оказание услуг в области производства, разработки, перевозки и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов и атомной энергетики, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии и координацию деятельности в этой сфере, обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного.
Министерство чрезвычайных ситуаций России – орган федеральной исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения единой государственной политики в данной сфере и координации деятельности иных органов, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также выполнять иные функции, в том числе информационного обеспечения.
Министерство внутренних дел России осуществляет разнообразную деятельность на основе Закона РФ «О милиции», Положения, утвержденного 18 июля 1996 г., и других актов. Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с руководством и организацией деятельности ГИБДД и участием в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением карантинных мероприятий во время эпидемий, обеспечением общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий. В рамках МВД России создана экологическая милиция.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии подчинено Министерству промышленности и энергетики РФ и является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования, стандартизации в переходный период, метрологии и сертификации, и осуществляет деятельность непосредственно или через находящиеся в его ведении территориальные органы, центры и государственных инспекторов по надзору за соблюдением государственных стандартов и обеспечению единства измерений. Важнейшие сферы экологического управления – информационное обеспечение экологического и иных видов управления, учет и анализ случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу вследствие нарушений требований технических регламентов, принятие и введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, в том числе общероссийских классификаторов стандартов (ОКС), продукции (ОКП), полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИ и ПВ), видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ), гидротехнических ресурсов (ОКГР) и другие [29].
Федеральная таможенная служба подчинена Министерству экономического развития и торговли РФ и действует в соответствии с Таможенным кодексом РФ 2003 г. Таможенные органы занимают особое место среди органов экологического управления, поскольку, одновременно являясь правоохранительными и военизированными, составляют единую федеральную централизованную систему, в которую включены: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, в том числе специализированные. Ведут борьбу с контрабандой и незаконным оборотом видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, радиоактивных веществ, иных товаров и содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей среды, обеспечивают уничтожение товаров по правилам таможенного режима.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ. Помимо контрольно-надзорной и иных функций на нее возлагаются задачи по обеспечению всех заинтересованных субъектов экологической информацией, по ведению систематических наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды. Деятельность этого органа исполнительной власти регулируется Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» и конкретизирующими его нормативными правовыми актами.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющий специальные функции по ведению государственного земельного кадастра, государственного кадастра объектов недвижимости, государственного градостроительного кадастра и системы учета зданий и сооружений, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и др.
Федеральная служба безопасности России – единая и централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных органов и войск, осуществляющая в пределах полномочий решение задач по обеспечению безопасности РФ. Направления ее деятельности: борьба с преступностью и террористической деятельностью; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий горный надзор, контроль за изготовлением, хранением и использованием промышленных взрывчатых веществ, надзор в области охраны атмосферного воздуха, экологическую экспертизу, лицензирование в установленной сфере деятельности, выполнение других функций. Ее наиболее важными задачами являются экологическое управление в области обращения с опасными веществами, контроль за работой опасных объектов, в том числе объектов атомной энергетики, регистрация опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, ведение реестра [29].
Территориальные управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан являются территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РТ, реализующими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, ведения лесного хозяйства, обеспечения экологической безопасности, а также координирующими в случаях, установленных законодательством, деятельность в этой сфере иных республиканских и местных органов исполнительной власти на подведомственной территории. Территориальные управления образуются Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Структура Закамской РСИАК МЭПР РТ в приложении Б.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проводит государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования и реализует нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан. Основные функции: управление в области использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды в пределах предоставленных полномочий; контроль в сфере природопользования. Более подробно – структура МЭПР РТ – в приложении В.
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха г. Нижнекамска проводятся Набережно-Челнинским отделением комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды (ОКЛМС) УГМС РТ, лабораторией Федерального Государственного Управления Здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района и санитарно-промышленной лабораторией ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Набережно-Челнинское отделение комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды (ОКЛМС) УГМС РТ осуществляет исполнительные, контрольные, сводно-аналитические, разрешительные, регулирующие и другие функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории деятельности управления. Основные задачи – организация работ по обеспечению потребностей органов государственной власти, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей природной среды, в том числе экстренной информацией; организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения; осуществление контроля за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; организация государственного надзора.
Лаборатория Федерального Государственного Управления Здравоохранения г. Нижнекамска и района проводит контроль за состоянием атмосферного воздуха на маршрутных точках и автомагистралях. Отбор проб проводится в часы пик на определение 16 ингредиентов.
Финансирование – это обеспечение выполнения природоохранных программ денежными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, бюджетами органов МСУ, собственных средств предприятий, учреждений, организация, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения и других источников.
В последние годы только природоохранные мероприятия включенные в состав государственных программ, осуществляются на средства федерального бюджета. ежегодно федеральный бюджет выделяет для нужд охраны окружающей природной среды сумму, составляющую менее 1 % всех федеральных расходов. Основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере остаются средства предприятий организаций всех форм собственности, местных бюджетов и экологических фондов.
Средства экологических фондов предназначены для финансирования воспроизводства природных ресурсов, научных исследований, финансовой поддержки строительства очистных сооружений, внедрения экологически чистых технологий, возмещение ущерба гражданам за причинение вреда здоровью, экологического воспитания и образования.
В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Страхование – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.
Договор экологического страхования заключается между страхователем и страховой организацией. Страхование осуществляется добровольно. Страховая компания выплачивает потерпевшим страховое возмещение, которое включает: компенсацию ущерба имуществу; расходы по спасению жизни и имущества граждан; компенсацию убытков в связи с ухудшением жизни в ОС; расходы по очистке загрязненных территорий. Споры, возникающие в процессе отношений по поводу экономического страхования, разрешаются арбитражным судом, если сторонами спора являются предприятия. Экономическое страхование становится одной из перспективных составляющих экономического механизма охраны природной среды [19].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.