В Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч природоохранных и экологических организаций. Некоторые из них так и не проявили себя в реализации уставной деятельности, другие ориентировались на решение сугубо местных проблем и добились определенных результатов. Необходимо рассмотреть и проанализировать те общественные организации, которые зарекомендовали себя как активные природоохранные организации, чья деятельность до сегодняшнего дня была и остается эффективной.
Калининградское региональное экологическое общественно-политическое движение (г. Калининград) организовано 11 августа 1999 г. В настоящее время оно насчитывает в своих рядах 14 юридических и 27 физических лиц. Движение входит в Российский экологический конгресс; активно сотрудничает с Центром экологической политики России, Институтом проблем рынка РАН, Экологической академией, правозащитными организациями, российскими и зарубежными общественными экологическими организациями. Движение создано с целью объединения усилий граждан для решения экологических проблем, координации их деятельности, оказания необходимой организационной и консультативной поддержки.
Приоритетами деятельности являются:
– улучшение состояния здоровья населения;
– эколого-просветительская деятельность среди населения;
– защита экологических прав граждан;
– выработка предложений для органов власти;
– осуществление общественного контроля при осуществлении хозяйственной и иной деятельностью с целью защиты окружающей среды, сохранения природы;
– сотрудничество с российскими, иностранными и международными экологическими организациями;
– разработка и реализация экологических проектов;
– формирование регионального экологического законодательства, соответствующего российским федеральным и международным нормам, распространение имеющегося опыта в других субъектах РФ [51].
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) – одна из старейших и самых массовых общественных организаций страны. В ее рядах насчитывается более 3 миллионов физических и около 10 тысяч юридических членов. Отделения Общества имеются в большинстве субъектов Федерации. Основное внимание ВООП в 1997 г. было направлено на осуществление мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию населения (неформальные методы работы), решение научно-технических и практических природоохранных мероприятий, организацию общественного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства и участие в законотворческой деятельности, оказание населению различных природоохранных услуг, организацию клубного движения по различным естественно-научным направлениям.
Традиционно занимаясь вопросами экологического просвещения и воспитания, Общество отдавало предпочтение работе с дошкольными и школьными учреждениями. Были проведены Всероссийская конференция по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях и очередной этап смотра-конкурса деятельности дошкольных учреждений в области экологического воспитания, издан сборник материалов, отражающих опыт работы лучших дошкольных учреждений, тиражированы лучшие программы, организованы школьные экологические лагеря и экспедиции.
На базе организаций Общества и Домов природы действовали различные учебные структуры: курсы, университеты охраны природы, экологические клубы, кружки. В 2004 г. в Обществе насчитывалось 89 университетов, 170 курсов, 3,5 тыс. любительских клубов и 37 Домов природы, организовано свыше 8 тысяч выставок.
Проводилась работа со средствами массовой информации, ряд организаций является соучредителями газет, информационных бюллетеней и листков, издавались различного рода пособия, брошюры, листовки.
Осуществляя общественный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства, Общество активно проводило различные рейды, проверки, экспедиции, общественную экспертизу, участвовало в государственной экспертизе, организовывало работу общественной инспекции.
Так, Иркутская организация ВООП выполнила общественную экспертизу федеральной целевой программы «Перепрофилирование БЦБК», экспертную оценку Федерального закона «Об охране озера Байкал». Краснодарская организация – экспертизу строительства нефтепровода, реконструкции морского порта в г. Геленджике. Мурманская организация подготовила заключения по реконструкции и ликвидации ряда котельных. Ленинградская организация представила 8 экспертных заключений, в том числе и по ВСМ Москва – Санкт-Петербург и т. д. Аналогичная работа проводилась и во многих других организациях (Липецкая, Саратовская, Нижегородская, Якутская, Дагестанская, Пермская, Воронежская).
Ассоциация развития российской экологической прессы (Ассоциация «Росэкопресс») активно работает на всей территории Российской Федерации, осуществляет сбор, анализ, квалифицированную интерпретацию информации об экологической ситуации в России и предоставляет эту информацию населению, общественным организациям, учебным заведениям, государственным структурам на страницах еженедельной общероссийской газеты «Зеленый мир. Экология: проблемы и программы», являясь ее соучредителем и издателем.
Ассоциация по просьбе Министерства образования России проводит на постоянной основе благотворительную просветительную программу «Зеленый мир – в школы России», рассылая в регионы целевым назначением от 2,5 до 12,5 тысяч экземпляров газеты «ЗМ» – Открытый университет» и брошюр серии «Открытый экологический университет «ЗМ».
Ассоциация «Росэкопресс» вместе с региональными структурами Госкомэкологии России участвовала в создании более двадцати региональных экологических изданий, редколлегии которых представлены в Совете Ассоциации, и оказывает им информационную и финансовую поддержку.
Ассоциация принимает активное участие в развитии общественного экологического движения в России и международного сотрудничества неправительственных экологических организаций. Совместно с Российским экологическим союзом и Всероссийским обществом охраны природы учреждено звание и Памятная медаль «Зеленый человек года», которыми удостоены активисты общественных экологических организаций, руководители общероссийских и региональных природоохранных структур, законодательных и правоохранительных органов.
Свидетельством авторитетности Ассоциации «Росэкопресс» может служить ее представительство в высших руководящих органах Всероссийского общества охраны природы, Российского экологического союза, Российского фонда «Инженерная экология», Российского экологического движения («Зеленые»), Федерального экологического фонда Российской Федерации, Коллегии Госкомэкологии России, Международного наблюдательного совета за созданием региональных экологических центров в России, Грузии, Молдавии, на Украине.
Российский Зеленый Крест в основу своей деятельности ставит конструктивный подход к проблемам охраны окружающей среды.
В 1997 г. в Обществе работало около 9 тысяч общественных инспекторов, ими выявлено и оформлено 19,4 тысяч различных нарушений природоохранительного законодательства.
В порядке общественного контроля Обществом проводились Всероссийские рейды по охране малых рек, проверке состояния зеленых насаждений в городах и населенных пунктах, Всероссийский поход «Биощит». Материалы по итогам проверок и обследований, а также предложения по ликвидации нарушений переданы в исполнительные органы на местах.
Природоохранная и просветительская деятельность осуществлялась и в рамках акций "Чистый воздух", "День воды", "День Земли", "День птиц", "Праздник весны", "Праздник золотой осени", "Память", "Отходы", "Ель" и др. Общество принимало активное участие в мероприятиях Общероссийских Дней защиты от экологической опасности, Всемирного Дня окружающей среды, Всемирного Дня защиты детей и др.
Располагая сетью лабораторий и квалифицированными специалистами, Общество осуществляло научно-исследовательскую деятельность по проблемам охраняемых территорий, зонам щадящего природопользования, природному наследию и т. д., принимало участие в законотворческой деятельности.
За многие годы своей деятельности, организации Общества оказывали природоохранные услуги предприятиям, организациям, населению, как на договорной основе, так и в порядке благотворительности. Всего в 1997 г. организациями Общества оказано благотворительных услуг на сумму 1,312 миллиардов рублей. Кроме того, через торговую сеть Общества реализовано населению товаров природоохранного назначения более чем на 15 миллиардов рублей.
Больших результатов добились организации ВООП в республиках Северная Осетия и Татарстан, Краснодарском крае, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Камчатской, Липецкой, Мурманской, Пермской и Свердловской областях, других регионах страны.
В центре внимания организации были такие проблемы, как ликвидация вредных последствий гонки вооружений, экологическое образование и воспитание, организационная работа по расширению региональных организаций и привлечению специалистов и общественности к участию в природоохранных мероприятиях.
Особое место в деятельности организации занимала Программа по уничтожению химического оружия, хранящегося в арсеналах Курганской области: выполнен предварительный анализ риска хранения и уничтожения боевых отравляющих веществ, проведены публичные слушания по данной программе.
В рамках программы «Экологическое образование» состоялась третья Международная конференция на тему «Экологическое образование в университетах».
Осуществляя проект «Оздоровительный детский лагерь», Российский Зеленый Крест организовал в августе в пригороде г. Владимир летний оздоровительный лагерь для 200 детей из семи регионов России, на территории которых размещены объекты хранения химических отравляющих веществ.
При поддержке Департамента образования Правительства г. Москва проведен семинар «Вариативные программы школьного экологического воспитания», на котором, под руководством академика Н. Н. Моисеева, учителя и методисты Москвы и Московской области знакомились с опытом педагогических коллективов школ с углубленным изучением экологии.
Всероссийская ассоциация профсоюзных объединений регионов с неблагополучной экологической обстановкой (ЭКОАССПРОФ). Природоохранная деятельность организации направлена на решение ряда экологических проблем и охраны здоровья населения различных регионов. В 1997 г. Ассоциация провела ряд мероприятий и общественных слушаний, прежде всего в рамках Общероссийских Дней защиты от экологической опасности (выполняла функции оргкомитета).
Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) играет важную роль в развитии общественного экологического движения. Вопросы участия профсоюзов в решении экологических проблем, осуществления общественного экологического контроля и независимых экологических экспертиз впервые нашли свое отражение в Уставе и Программном документе ФНПР, принятых на III съезде ФНПР.
Выполняя одну из главных задач профсоюзов – отстаивание конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, на здоровые и безопасные условия труда, ФНПР стремится не допустить снижения прав и гарантий работников и прав профсоюзов во вновь принимаемых и пересматриваемых законодательных и нормативных актах.
Специалисты ФНПР в 1997 г. принимали участие в разработке и экспертизе ряда проектов законодательных актов. Членские организации ФНПР также участвовали в разработке региональных законов.
Особое внимание в деятельности ФНПР уделялось развитию социального партнерства и совершенствованию практики включения вопросов экологической безопасности в коллективные договоры и соглашения всех уровней. Так, в результате проведенных в 1997 г. переговоров в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998–1999 гг. (раздел "Защита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность") внесен ряд взаимных обязательств, которые могли бы стать составной частью системы экологической безопасности.
Инициатива ФНПР по внесению в коллективные договоры и соглашения вопросов экологической безопасности поддержана территориальными и отраслевыми профсоюзными объединениями.
В отраслевых (тарифных) соглашениях основное внимание уделяется таким вопросам, как аттестация рабочих мест, в том числе и на соответствие требованиям экологической безопасности; обеспечение лабораторий на предприятиях измерительным оборудованием (дозиметрами); внедрение новейших средств и способов очистки отходящих газов (Электропрофсоюз, Профсоюз трудящихся авиационной промышленности).
В 1997 г. продолжалось выполнение «Программы действий ФНПР по улучшению условий и охраны труда, окружающей среды, а также социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф на 1996–2000 годы». В рамках мероприятий, предусмотренных Программой, Техническая инспекция труда ФНПР совместно с представителями других общественных организаций, государственными природоохранными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора участвовала в проведении проверок за соблюдением норм и требований экологической безопасности на предприятиях, очистных сооружениях и установках, за состоянием водоохранных зон, источников питьевого водоснабжения, малых рек.
С целью объединения усилий по оздоровлению экологической обстановки в Российской Федерации руководством ФНПР принято решение о взаимодействии с наиболее массовой общественной природоохранной организацией — Всероссийским обществом охраны природы (ВООП) и об участии в Российском экологическом движении (РЭД).
Для привлечения профсоюзных средств массовой информации к освещению экологических проблем ФНПР учредила два специальных приза для журналистов-победителей конкурса "Экология России".
ФНПР и ее членские организации участвовали в ежегодных Общероссийских Днях защиты от экологической опасности. ФНПР приняло участие в организации и проведении в Москве Всемирного Дня окружающей среды. Особое внимание решено уделить пропаганде участия ФНПР и ее членских организаций в решении экологических проблем России.
Центр экологической политики России объединяет более 40 видных экологов – ученых, политиков, журналистов и других специалистов, к работе в качестве экспертов и консультантов привлечено свыше 200 специалистов.
Задачи Центра – выявление и анализ экологических проблем, информированность общественного экологического движения, влияние на принятие решений в области охраны природы и рационального природопользования, обеспечение экологической безопасности.
Центр публикует аналитические обзоры, монографии, брошюры; проводит симпозиумы, семинары, «круглые столы»; издает ежеквартальный Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». Центром была опубликована книга «Атомная мифология». Социально-экологический Союз (СоЭС) объединяет организации и индивидуальных членов. Проблемы, над которыми работает СоЭС: экологическое образование, ядерная и химическая безопасность, альтернативные источники энергии, сохранение биоразнообразия, устойчивое лесное и сельское хозяйство, изменение климата, чистота воды и воздуха, здоровье и окружающая среда.
На шестой Конференции СоЭС приняты «Заявление Социально-экологического Союза», в котором речь идет о системном кризисе человеческой цивилизации и способах его преодоления, а также «Резолюция 6-й Конференции Социально-экологического Союза». Конференция утвердила ряд общих программ, среди них – программы «Экодом Экопоселения XXI века», «Экологическое образование», «Ядерная безопасность» и «Химическая безопасность».
Члены СоЭС осознают, что сохранение и обеспечение безопасной окружающей среды целиком зависит от практической работы – от защиты экологических прав и создания способов безопасной жизни до экологического образования и воспитания.
Продолжается выпуск журнала Ассоциации «Экологическое Образование» – «Вестник АсЭко», в котором рассматриваются вопросы экологического образования детей различного возраста, а также предлагаются практические отечественные и зарубежные методики обучения и воспитания.
Члены СоЭС проделали большую работу по созданию новых и сохранению имеющихся особо охраняемых территорий. Успешным оказалось и традиционное мероприятие по поддержке охраняемых природных территорий Центра Охраны Дикой природы СоЭС «Марш парков». В него вовлечены и общественные организации, и простые граждане, и представители бизнеса.
Активно и плодотворно работали в 1997 г. Краснодарское краевое отделение, Экоцентр Дронт, Алтайское отделение, Ассоциация зеленых Карелии, СоЭС Адыгеи, «Кайры» (г. Анадырь), программа «Экодом», Союз «За химическую безопасность», которые осуществили широкий круг конкретных мероприятий.
В России «Green peace» существует с 1992 г. Его активная деятельность в ориентирована на сохранение «легких планеты» – русского леса, на проведение кампаний против радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды, за сохранение чистоты озера Байкал, на подготовку и оформление материалов по Всемирному природному наследию.
По названным направлениям деятельности осуществлялся комплекс мероприятий (исследования, расследования, экспертные работы, «круглые столы», пресс-конференции, акции протеста, судебные иски и др.).
Среди ведущих партийных политических сил наиболее полно экологические разделы представлены в программах КПРФ и "Яблоко". Схожесть обоих программ относительно социально-экологической проблематики заключается в использовании терминологии устойчивого развития. Но между ними наблюдаются и наибольшие идеологические разночтения. Если, с одной стороны, (КПРФ) преобладает стремление к социальной справедливости в использовании природных ресурсов и «распределении» полученных при этом благ и экологических последствий (теория золотого миллиарда), то с другой («Яблоко») – большее внимание уделено демократии участия в решении экологической проблематики и защите прав граждан на здоровую окружающую среду. В то же время следует отметить, что в отличие от предыдущих компаний, впервые с 1993 года левые активно раскручивают проблему изъятия природно-ресурсной ренты у компаний, добывающих природные ресурсы страны. А «Яблоко», из всех политических партий, имеющих свои фракции в Думе, наиболее ярко участвовала в кампании по предотвращению ввоза в страну отработавшего ядерного топлива [50].
Сегодня, по данным опросов ИСПИ РАН, наиболее благоприятным для развития экологических движений вектором эволюции России эксперты считают: усиление исполнительной вертикали государственной власти; усиление государственного регулирования экономики на основе рыночных институтов; рост благосостояния людей и социальной защищённости; укрепление социального согласия и партнёрства в гражданском обществе. В этом случае:
– заметно улучшится деятельность госструктур по охране природы и регулированию природопользования - по мнению 82% экспертов;
– резко повысится активность экологических общественных организаций – по мнению 52% экспертов;
– заметно активизируется экологическое предпринимательство – по мнению 48% экспертов и т.д.
– экологические проблемы реально перейдут в число приоритетных – по мнению 36% экспертов [52].
Рекомендации по оптимизации экологической среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района
Современный период развития человечества отличается резким увеличением числа экологических проблем и усилением роли общественности в их решении. Сохранить окружающую природную среду можно, если участвовать в этом будут все – от политика до домохозяйки, от ребенка до старика.
Общественность – это физические или юридические лица, которые официально не являются ответственными за принятие решения по обсуждаемому вопросу. Ими могут быть:
– отдельные граждане;
– экологические общественные организации;
– предпринимательские структуры;
– другие общественные группы, объединяющие людей по месту жительства, профессиональным и личным интересам или другим признакам [1].
Граждане имеют право:
– создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;
– принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, демонстрациях, обращаться с жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;
– требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции экологически вредных объектов, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;
– ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда [24].
Степень вовлечения общественности в процесс принятия решений в значительной мере зависит от демократических традиций в обществе. Действующее законодательство обязывает государственные органы своевременно отвечать на запросы граждан о предоставлении им соответствующей экологической информации. Информация должны быть полной, достоверной, предоставляться в тех формах, в которых она существует.
За нарушение установленных в законодательстве правил предоставления экологической информации должностное лицо несет дисциплинарную, административную, а в случае причинения ущерба или морального вреда гражданину – гражданско-правовую ответственность [53].
Согласно проведенному анализу, существует целый свод законов Российской Федерации, в соответствии с которыми права граждан на благоприятную экологическую среду должны обеспечиваться. По крайней мере, так можно судить по объему разработанных и принятых нормативно-правовых актов, касающихся природоохранной деятельности. В реальности все происходит иначе. В силу определенных причин информация о состоянии окружающей среды и ее безопасности для здоровья доходит до населения не в полном объеме, либо ее некоторые составляющие утаиваются, и она становится не достоверной. Основываясь на фактах, полученных в ходе анализа результатов социологического исследования, можно утверждать, что население испытывает недоверие к органам государственной власти. Соответственно у заинтересованных граждан складывается искаженное представление о реальной экологической обстановке на территории проживания.
В связи с вышеизложенным рекомендую организовать на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» координацио-
нный центр «Эколокаль», который в процессе своей деятельности будет реализовывать основную и главную цель своей деятельности – информирование общественности о реальном состоянии окружающей среды. Задачи:
– создать условия для того, чтобы граждане проявляли активное участие в процессе принятия решений экологических проблем;
– боролись за свои прямые законные права на благоприятную экологическую среду;
– ориентировать личность на коллективные добрые дела и самостоятельные действия.
Для этого необходимо осуществлять:
– независимый сбор и предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды;
– независимую экологическую экспертизу и аналитический контроль над изменениями экологической обстановки по Нижнекамскому району;
– размещение полученной информации о ходе природоохранных мероприятий по району в собственном ежемесячном бюллетене центра – Вести «Эколокаль»;
– проведение агитаций, забастовок, акций и демонстраций;
– организацию семинаров, лекций, пресс-конференций, круглых столов с привлечением средств массовой информации;
– поддержку детского эколого-биологического центра, а также новых формирований, чья деятельность касается вопросов защиты и охраны окружающей среды;
– внедрение и разработку программ, проектов, конкурсов, способствующих оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности территории;
– оказание консультационных и образовательных услуг;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан;
– разработку предложений по повышению привлекательности туристического имиджа Нижнекамского района.
Организация работает на некоммерческой основе. Текущее финансовое обеспечение деятельности координационного центра «Эколокаль» осуществляется из единого фонда центра, куда будут поступать благотворительные отчисления от:
– предприятий города и района;
– населения;
– коммерческих структур;
– бюджета муниципального уровня;
– выплаты за оказанные консультационные и образовательные услуги.
Для проведения независимого сбора экологической информации необходимо:
– создать группу независимых экспертов, в состав которой будут входить научные деятели в области экологии, биологии, химии, технологических новшеств, правовому регулированию – преподаватели школ, СУЗов, ВУЗов и т.д. и другие специалисты;
– активная поддержка экспертов со стороны руководства предприятий, оказывающих наибольшую нагрузку на экологическую среду Нижнекамского района, в плане открытого доступа к проникновению на территории объектов, а также к необходимой информации путем подписания договоров;
– осуществлять комплекс мероприятий – исследования, расследования, экспертные работы, круглые столы, пресс-конференции.
Для открытого доступа к собранной информации планируется:
– организовать группу журналистов, компетентных в области природоохранной деятельности;
– организовать финансирование и издание собственного ежемесячного информационного бюллетеня – Вести «Эколокаль»;
– разработать проект телепередачи, которая будет основана на информационном содержании бюллетеня – Вести «Эколокаль»;
– каждый квартал года организовывать конкурс на лучшую публикацию об охране окружающей природной среды, а также за лучшую технологическую новинку, либо предложение или научно обоснованную программу мер по оздоровлению экологической обстановки;
Для повышения экологического образования населения проводить:
– каждый месяц в образовательных учреждениях массовые лекционные занятия с приглашением кандидатов географических, эколого-биологических, медицинских наук с привлечением СМИ;
– консультационные и образовательные услуги.
Для повышения активности и привлечения к участию граждан в процессе принятия решений экологических проблем проводить:
– дни прямой связи;
– дни приема по личным вопросам;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан и выдачи пояснительной информации о произошедшем в письменной форме с определенными сроками исполнения.
Для развития экологического туризма на территории Нижнекамского района координационным центром «Эколокаль» предусматривается:
– привлечение иностранного капитала для создания материально-технической базы туризма;
– создание развитой сети пеших, водных, лыжных, конных, велосипедных и автомобильных туристических маршрутов, проходящих по наиболее живописным экосистемам района, местам размещения уникальных памятников природы и садово-паркового строительства;
– осуществление рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях в пределах рекреационных зон и ее регулирование в соответствии с допустимыми рекреационными нагрузками, определяемыми природными условиями;
– международное сотрудничество в развитии туризма, включающее привлечение иностранных инвесторов и организацию совместных предприятий;
– разработка механизма распределения прибыли, полученной от туризма, в том числе иностранного, с целью использования средств на выпуск рекламной продукции и стимулирования развития научной работы;
– активная реклама и агитационная политика в этой области с целью привлечь внимание всех заинтересованных лиц.
Расширение сети заповедных территорий позволит сохранять и восстанавливать запасы природных ресурсов, использовать их для развития туризма, что улучшит экологическую обстановку в стране и укрепит здоровье населения.
Таким образом, появление новых общественных экологических движений – закономерный результат позитивных перемен в жизни страны, резко возросшей информированности и социально-политической активности всех слоев населения России, граждане сегодня все более осознают личную ответственность за экологическую обстановку в своих регионах, проявляют ярко выраженное стремление принимать непосредственное участие в природоохранных мероприятиях.
Человечество должно спешить с реализацией экологических природоохранных программ на всех уровнях развития природы и жизнедеятельности человека. У него не остается времени на обдумывание проблем, поскольку люди и так крайне поздно осознали происходящее. У нас нет даже сотен лет – счет идет на десятилетия [53].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.