Условные обозначения и сокращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретико-методологические подходы в сфере природопользования

1.1 Естественнонаучные основы природопользования. Определение основных понятий

1.2 Основные элементы системы экологического управления

1.3 Механизмы охраны окружающей среды

2. Анализ экологического состояния в РТ и Нижнекамском районе

2.1 Анализ экологической обстановки в Республике Татарстан

2.2 Анализ экологической обстановки в Нижнекамском районе

2.3 Оценка проводимой в Нижнекамском районе природоохранной деятельности на основе результатов экспертного опроса.

3. Изучение опыта по организации экологических общественных формирований

3.1 Экологические общественные движения в зарубежных странах

3.2 Экологические общественные движения в Российской Федерации

3.3 Рекомендации по оптимизации экологической среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района

4. Программа мер по обеспечению ВКР

4.1 Обоснование экономической эффективности или социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обеспечение ВКР

4.2 Нормативно-правовое обеспечение ВКР

4.3 Социологическое обеспечение ВКР

4.4 Компьютерное обеспечение ВКР

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников


 


Условные обозначения и сокращения

БОС – биологические очистные сооружения

в. – век (а)

г., гг. – год (-ы)

г. – город

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГУ «ДЕЗ» – городское управление «Дирекция единого заказчика»

др. – другое (-ие)

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

ЗВ – загрязняющие вещества

КоАП РФ – Кодекс об административных нарушениях

КМ РТ – Кабинет Министров Республики Татарстан

МСУ – местное самоуправление

МПР РФ – Министерство природных ресурсов Российской Федерации

МВД – Министерство внутренних дел

МЭПР РТ – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

ОС – окружающая среда

ОАО «НКНХ» – открытое акционерное общество «Нижнекамскнефтехим

ОАО «НКШ» – открытое акционерное общество «Нижнекамскшина»

ОАО «НПЗ» – открытое акционерное общество «Нефтеперерабатывающий завод»

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПДВ – предельно допустимые выбросы

РСИАК МПР РТ – Республиканская специализированная инспекция аналитического контроля Министерства природных ресурсов РТ

руб. – рубль (-ей)

р. Кама – река Кама

ст. – статья

СанПиН – Санитарные правила и нормы

с. – село

т.е. – то есть

т.п. – тому подобное

т.д. – так далее

в т.ч. – в том числе

т – тонн

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ – Федеральный закон



Введение

 

Актуальность темы ВКР. Жизнь каждого человека и общества в целом, существование цивилизации на Земле неразрывно связаны с природными условиями. Несмотря на достижения науки, техники и технологии, человек и сейчас во многом зависит от природы. Вся его жизнь обеспечивается природными ресурсами – на земле он выращивает сельскохозяйственные культуры, нефть служит топливом и сырьем для нефтехимического синтеза, или источники питьевой воды.

Существующий экологический кризис уже не оставляет нам времени на многолетнее обдумывание наших отношений с природой. Рост населения, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов – это объективная реальность. Необходимо срочно искать выход из сложившегося положения, поскольку проблемы уже настолько велики, что практически в любой момент возможна катастрофа, последствия которой мы не можем предсказать. С каждым годом в мире повышается значимость и ценность чистой воды, незагрязненного воздуха, природных ненарушенных экосистем. Пока именно этими бесценными ресурсами Россия обеспечена лучше любой другой страны. Но распорядиться ими грамотно и сохранить их для потомков – задача очень сложная [1].

Интенсивное развитие страны, его индустриализация и химизация выдвинули в качестве одной из важнейших общегосударственных задач проблему охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Важный аспект этой проблемы – ликвидация нежелательных последствий, создаваемых концентрацией в крупных городах промышленных предприятий и ростом в них численности населения [2].

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории – существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации [3].

Город Нижнекамск по праву можно назвать столицей нефтехимиков. Градообразующими являются крупные предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефтеперерабатывающий завод». По итогам проведенных в 2003, 2004 годах исследований город Нижнекамск попал в «черный» список российских городов с экологически неблагополучной обстановкой.

Вопрос о состоянии окружающей среды остается для нижнекамцев одним из самых актуальных, в городе постоянно растет концентрация производств нефтехимии, нефтепереработки и энергетики, а вместе с тем нагрузка на население города и окружающую природную среду [4].

В настоящее время, если оставить экологические проблемы такими, какими они есть, пустить развитие неблагоприятных экологических факторов на самотек, то можно быстро завершить жизненный путь человечества, что и определяет актуальность темы данной работы.

Степень изученности и разработанности темы ВКР. В последние 30 – 40 лет ХХ в. внимание общества к проблемам взаимодействия человеческой цивилизации с окружающей средой резко усилилось. Можно выделить работы Э. Геккеля, Э. Зюсса, И.В. Вернадского. А.Д. Тенсли и других.

Значительный вклад в становление и развитие охраны окружающей среды как науки в 70 – 90-е годы ХХ столетия внесли видные ученые России – А.И. Воронцов, Н.З. Харитонов, И.П. Лаптев, А.Г. Банников, В.А. Анучин, Л.П. Астанин, К.Н. Благосклонов, Н.С. Иванченко, К.П. Митрюшкин, Л.К. Шапошников, Е.В. Миланова, А.М. Рябчиков, В.К. Лукашев, Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков, И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов, Н.Ф. Реймерс, С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козъяков, В.А. Красилов, А.С. Степановских и другие [5].

Теоретические подходы в управлении в сфере природопользования также были изучены такими авторами, как: Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лезебникова А.Ю., Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н., Елисеев Н.Ю., Болтрушко В. [6; 7; 8; 9; 10; 11], Велихов. Л.А., Денисов В.Н., Половцев И.Н., Евдокимов В.Т., Степановских А.С. [12; 13; 14], Таболин В.В., Емельянов А.С., Занадворов В.С., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л., Симонов Ю.Ф. и многие другие [15; 16; 17].

Анализ научных исследований по данной теме позволяет сделать вывод: отдельные аспекты исследуемой проблемы достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. В процессе проведения исследования были изучены работы таких авторов, как Винокурова Н.Ф., Трушина В.В., Ситарова В.А., Пустовойтова В.В. [18].

Таким образом, становление и развитие охраны природы в России свидетельствует, что масштабы хозяйственной деятельности и преобразование природных условий, воздействия их на окружающую среду, на здоровье человека требуют еще более эффективного и целенаправленного осуществления научных, технических и экономических мероприятий в области рационального природопользования, охраны и улучшения окружающей среды [5].

Цель ВКР заключается в изучении организации муниципального регулирования природопользования на примере города Нижнекамска.

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

– изучить основные теории формирования проблем окружающей среды;

– обозначить структурные элементы системы регулирования в области природопользования;

– рассмотреть инструменты урегулирования в природопользовании и природоохранной деятельности;

– проанализировать динамику природоохранной деятельности по Нижнекамскому районе;

– исследовать наиболее актуальные проблемы, характерные для Нижнекамского района;

– дать оценку результатам исследования;

– изучить отечественный и зарубежный опыт по разрешению подобных экологических проблем;

– разработать план мероприятий по совершенствованию экологической обстановки в Нижнекамском районе.

Объектом изучения является процесс муниципального регулирования в сфере природопользования на примере города Нижнекамска.

Предметом изучения являются механизмы реализации муниципальной экологической политики.

Научная новизна данной работы заключается в использовании статистических данных последних трех лет в городе Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан, а также дана оценка работе местных органов по управлению природоохранной деятельностью. Предлагаются конкретные рекомендации по оптимизации данного процесса.

Практическая значимость. Содержащиеся в выпускной квалификационной работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации окажутся полезными для дальнейших исследований, а также могут поспособствовать решению проблем экологической безопасности муниципального образования.

Данная работа может быть использована различными структурами и организациями, занимающимся решением проблемы охраны окружающей среды города Нижнекамска, государственными и муниципальными служащими для анализа и подготовки соответствующих программ, студентами в учебном процессе, а также средствами массовой информации. Предложенная программа может быть реализована в городе Нижнекамске для улучшения состояния экологической обстановки.

Методологическую основу работы составляет системный подход, который позволяет исследовать объект как сложную целостную социально-экономическую систему. В рамках системного подхода применялись исторический метод – для анализа развития проблемы во времени, что позволило проследить динамику изменения экологической обстановки в Нижнекамском муниципального образования за период 2003 – 2006 годы. Применен также правовой метод для изучения нормативно-правовых основ деятельности органов экологической защиты окружающей среды; социологический метод для изучения экспертных оценок в форме формализованного интервьюирования, который позволил отразить изучаемую проблему с точки зрения компетентных специалистов в сфере охраны окружающей среды; сравнительный метод для сбора, анализа необходимой информации, позволивший провести сравнительный анализ динамики состояния окружающей среды по предыдущим годам и сделать выводы о проделанной работе.

Эмпирическая база работы представлена разнообразными источниками информации, посвященных проблеме экологической безопасности, а именно:

– нормативно-правовыми источниками;

– учебными пособиями;

– материалами научных периодических изданий;

– средствами массовой информации;

– справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс»;

– словарями и справочной литературой;

– данными интернет сайтов;

– ежегодными отчетами главы муниципального образования;

– отчетами о проделанной работе Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;

– социологическим исследованием автора работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа, состоит из введения, четырех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение включает: определение актуальности темы, степень ее разработанности, новизну темы, цель, задачи работы, объект и предмет, а также методологическую и эмпирическую базу исследования.

Первый раздел – теоретико-методологический, посвящен изучению теорий о взаимодействии человека и природы, основных подходов к управлению экологическими процессами, системы органов экологического управления и ее основных способов регулирования охраны окружающей среды.

Второй раздел – проблемно-аналитический, содержит оценку экологической ситуации в Республике Татарстан и Нижнекамском муниципальном районе за период 2003-2006 годы, где в завершении проводится комплексный анализ проблемной ситуации на основе полученных данных социологического исследования.

Третий раздел – проектно-прогностический, содержит отечественный опыт по оптимизации и разрешению сложившейся экологической проблемы на территории муниципальных образований. На основе представленного опыта, результатов проведенного анализа и результатов социологического исследования разработана программа мероприятий для совершенствования природоохранной деятельности на территории муниципального образования, на примере города Нижнекамска.

Четвертый раздел содержит программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, включает обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий проекта, математическое и статистическое обоснование, обзор нормативно-правового, компьютерного, социологического обеспечения.

Заключение содержит краткие выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы, оценку полноты решения поставленных во введении задач, перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при написании основной части выпускной квалификационной работы.

Приложения включают таблицы и рисунки, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы и с программой социологического исследования, дополняющие текст дипломной работы.

 


 


Рекомендации по оптимизации экологической среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района

 

Современный период развития человечества отличается резким увеличением числа экологических проблем и усилением роли общественности в их решении. Сохранить окружающую природную среду можно, если участвовать в этом будут все – от политика до домохозяйки, от ребенка до старика.

Общественность – это физические или юридические лица, которые официально не являются ответственными за принятие решения по обсуждаемому вопросу. Ими могут быть:

– отдельные граждане;

– экологические общественные организации;

– предпринимательские структуры;

– другие общественные группы, объединяющие людей по месту жительства, профессиональным и личным интересам или другим признакам [1].

Граждане имеют право:

– создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

– принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, демонстрациях, обращаться с жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;

– требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции экологически вредных объектов, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

– ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда [24].

Степень вовлечения общественности в процесс принятия решений в значительной мере зависит от демократических традиций в обществе. Действующее законодательство обязывает государственные органы своевременно отвечать на запросы граждан о предоставлении им соответствующей экологической информации. Информация должны быть полной, достоверной, предоставляться в тех формах, в которых она существует.

За нарушение установленных в законодательстве правил предоставления экологической информации должностное лицо несет дисциплинарную, административную, а в случае причинения ущерба или морального вреда гражданину – гражданско-правовую ответственность [53].

Согласно проведенному анализу, существует целый свод законов Российской Федерации, в соответствии с которыми права граждан на благоприятную экологическую среду должны обеспечиваться. По крайней мере, так можно судить по объему разработанных и принятых нормативно-правовых актов, касающихся природоохранной деятельности. В реальности все происходит иначе. В силу определенных причин информация о состоянии окружающей среды и ее безопасности для здоровья доходит до населения не в полном объеме, либо ее некоторые составляющие утаиваются, и она становится не достоверной. Основываясь на фактах, полученных в ходе анализа результатов социологического исследования, можно утверждать, что население испытывает недоверие к органам государственной власти. Соответственно у заинтересованных граждан складывается искаженное представление о реальной экологической обстановке на территории проживания.

В связи с вышеизложенным рекомендую организовать на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» координацио-

нный центр «Эколокаль», который в процессе своей деятельности будет реализовывать основную и главную цель своей деятельности – информирование общественности о реальном состоянии окружающей среды. Задачи:

– создать условия для того, чтобы граждане проявляли активное участие в процессе принятия решений экологических проблем;

– боролись за свои прямые законные права на благоприятную экологическую среду;

– ориентировать личность на коллективные добрые дела и самостоятельные действия.

Для этого необходимо осуществлять:

– независимый сбор и предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды;

– независимую экологическую экспертизу и аналитический контроль над изменениями экологической обстановки по Нижнекамскому району;

– размещение полученной информации о ходе природоохранных мероприятий по району в собственном ежемесячном бюллетене центра – Вести «Эколокаль»;

– проведение агитаций, забастовок, акций и демонстраций;

– организацию семинаров, лекций, пресс-конференций, круглых столов с привлечением средств массовой информации;

– поддержку детского эколого-биологического центра, а также новых формирований, чья деятельность касается вопросов защиты и охраны окружающей среды;

– внедрение и разработку программ, проектов, конкурсов, способствующих оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности территории;

– оказание консультационных и образовательных услуг;

– рассмотрение жалоб и обращений граждан;

– разработку предложений по повышению привлекательности туристического имиджа Нижнекамского района.

Организация работает на некоммерческой основе. Текущее финансовое обеспечение деятельности координационного центра «Эколокаль» осуществляется из единого фонда центра, куда будут поступать благотворительные отчисления от:

– предприятий города и района;

– населения;

– коммерческих структур;

– бюджета муниципального уровня;

– выплаты за оказанные консультационные и образовательные услуги.

Для проведения независимого сбора экологической информации необходимо:

– создать группу независимых экспертов, в состав которой будут входить научные деятели в области экологии, биологии, химии, технологических новшеств, правовому регулированию – преподаватели школ, СУЗов, ВУЗов и т.д. и другие специалисты;

– активная поддержка экспертов со стороны руководства предприятий, оказывающих наибольшую нагрузку на экологическую среду Нижнекамского района, в плане открытого доступа к проникновению на территории объектов, а также к необходимой информации путем подписания договоров;

– осуществлять комплекс мероприятий – исследования, расследования, экспертные работы, круглые столы, пресс-конференции.

Для открытого доступа к собранной информации планируется:

– организовать группу журналистов, компетентных в области природоохранной деятельности;

– организовать финансирование и издание собственного ежемесячного информационного бюллетеня – Вести «Эколокаль»;

– разработать проект телепередачи, которая будет основана на информационном содержании бюллетеня – Вести «Эколокаль»;

– каждый квартал года организовывать конкурс на лучшую публикацию об охране окружающей природной среды, а также за лучшую технологическую новинку, либо предложение или научно обоснованную программу мер по оздоровлению экологической обстановки;

Для повышения экологического образования населения проводить:

– каждый месяц в образовательных учреждениях массовые лекционные занятия с приглашением кандидатов географических, эколого-биологических, медицинских наук с привлечением СМИ;

– консультационные и образовательные услуги.

Для повышения активности и привлечения к участию граждан в процессе принятия решений экологических проблем проводить:

– дни прямой связи;

– дни приема по личным вопросам;

– рассмотрение жалоб и обращений граждан и выдачи пояснительной информации о произошедшем в письменной форме с определенными сроками исполнения.

Для развития экологического туризма на территории Нижнекамского района координационным центром «Эколокаль» предусматривается:

– привлечение иностранного капитала для создания материально-технической базы туризма;

– создание развитой сети пеших, водных, лыжных, конных, велосипедных и автомобильных туристических маршрутов, проходящих по наиболее живописным экосистемам района, местам размещения уникальных памятников природы и садово-паркового строительства;

– осуществление рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях в пределах рекреационных зон и ее регулирование в соответствии с допустимыми рекреационными нагрузками, определяемыми природными условиями;

– международное сотрудничество в развитии туризма, включающее привлечение иностранных инвесторов и организацию совместных предприятий;

– разработка механизма распределения прибыли, полученной от туризма, в том числе иностранного, с целью использования средств на выпуск рекламной продукции и стимулирования развития научной работы;

– активная реклама и агитационная политика в этой области с целью привлечь внимание всех заинтересованных лиц.

Расширение сети заповедных территорий позволит сохранять и восстанавливать запасы природных ресурсов, использовать их для развития туризма, что улучшит экологическую обстановку в стране и укрепит здоровье населения.

Таким образом, появление новых общественных экологических движений – закономерный результат позитивных перемен в жизни страны, резко возросшей информированности и социально-политической активности всех слоев населения России, граждане сегодня все более осознают личную ответственность за экологическую обстановку в своих регионах, проявляют ярко выраженное стремление принимать непосредственное участие в природоохранных мероприятиях.

Человечество должно спешить с реализацией экологических природоохранных программ на всех уровнях развития природы и жизнедеятельности человека. У него не остается времени на обдумывание проблем, поскольку люди и так крайне поздно осознали происходящее. У нас нет даже сотен лет – счет идет на десятилетия [53].



Социологическое обеспечение

Программа социологического исследования эффективности работы органов экологического управления на примере г. Нижнекамска и Нижнекамского района

Обоснование проблемы социологического исследования.

Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления.

В городах активно протекают антропогенные процессы: промышленная и хозяйственная деятельность, строительство, движение транспорта – все это постоянно действующие факторы, вызывающие глубокие изменения, как в окружающей среде, так и в самой инфраструктуре города. Города, особенно крупные, загрязняют атмосферу, изменяют микроклимат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород геологического фундамента города. Климат большого города существенно отличается от климата окружающей местности. В атмосфере большого города всегда повышенное содержание ядер конденсации, что увеличивает число дней с туманами и количество осадков. Современные города выбрасывают в атмосферу и водную среду около 1000 химических соединений. Загрязненная атмосфера городов поглощает около 20% солнечного света, а при низком стоянии солнца – более 50%. Наиболее сильно задерживается ультрафиолетовое излучение.

Город Нижнекамск по праву можно назвать столицей нефтехимиков. Градообразующими являются крупные предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефтеперерабатывающий завод». По итогам проведенных в 2004, 2005 годах исследований город Нижнекамск попал в «черный» список российских городов с экологически неблагополучной обстановкой.

Вопрос о состоянии окружающей среды остается для нижнекамцев одним из самых актуальных, в городе постоянно растет концентрация производств нефтехимии, нефтепереработки и энергетики, а вместе с тем нагрузка на население города и окружающую природную среду.

Проблема охраны окружающей среды от загрязнений промышленными предприятиями является важной, потому что в настоящее время возрастает число промышленных предприятий, которые не в полную меру заботятся об экологии. Поэтому природоохранные мероприятия, предпринимаемые в этих направлениях, особенно актуальны.

Цель исследования – определить степень эффективности выполняемой природоохранной деятельности органами экологического управления.

Объектом исследования являются специалисты Закамского территориального Управления Министерства экологии и природных ресурсов, выступающие экспертами в сфере регулирования использования природных ресурсов.

Предметом исследования является система регулирования использования природных ресурсов в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе.

Гипотеза исследования – проблема неэффективного регулирования природопользованием негативно отражается на экологическом фоне Нижнекамского муниципального района.

Проверка сформулированной гипотезы требует решения следующих задач:

– дать оценку состоянию окружающей среды в Нижнекамском районе;

– выявить наиболее важные проблемы и причины неблагоприятной экологической обстановки в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе, требующие первоочередного решения;

– оценить деятельность каких органов экологического управления оказывает наибольшую эффективность по обеспечению экологической безопасности;

– определить насколько сопричастно население города и района и обозначить необходимость его вовлечения в процесс управления природопользованием;

– оценить насколько информация об экологическом состоянии среды в Нижнекамском районе освещена в СМИ и выявить степень ее прозрачности и доступности населению;

– определить способы разрешения экологических проблем в Нижнекамском районе и городе.

Определение выборочной совокупности

Генеральной совокупностью является вся численность рабочего коллектива Закамского территориального управления и составляет 32 человека, а выборочная совокупность – 20 человек, из них 65% – женщин и 35% – мужчин. Необходимо рассчитать ошибку выборки. Ошибка выборки равна квадратный корень из произведения отношения квадрата дисперсии контролируемого признака к объему выборочной совокупности и разницы единицы и отношения объема выборочной совокупности к объему генеральной совокупности.

Интерпретация основных понятий:

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание) — это наука о доме, связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Под экологической обстановкой подразумевается конкретное состояние окружающей среды, обусловленное взаимодействием природы и хозяйственной деятельности.

Природные ресурсы – это объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных, духовных потребностей людей.

Природопользование – удовлетворение различных потребностей общества путем использования различных природных ресурсов.

Экологическое образование и воспитание - сложная характеристика личности, означающая понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе;

Охрана природы - совокупность международных, государственных, региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий, направленных на использование, воспроизводство и сохранение ресурсов Земли в интересах существующих и будущих поколений людей;

Природная среда - совокупность объектов и условий природы, в которых протекает деятельность какого-либо субъекта;

Уровень загрязнения - абсолютная или относительная величина содержания в среде загрязняющих веществ;

Экологический мониторинг - организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором обеспечивается постоянная оценка экологической среды обитания человека, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Методы сбора информации:

– анализ документов – отчеты, текущие планы работы позволяют проследить динамику изменения экологической обстановки за период 2003 – 2006 годы;

– вторичный анализ статистических материалов, документов –позволяют сделать сравнительный анализ динамики состояния окружающей среды по предыдущим годам;

– сбор первичной социологической информации при помощи экспертного опроса (формализованное интервью), что позволит отразить изучаемую проблему с точки зрения специалистов в сфере охраны окружающей среды.

Логическая структура инструментария сбора социологической информации представлена в Приложении Л в таблице Л.3, рабочий план исследования представлен в Приложении Л в таблице Л.4.

 

Компьютерное обеспечение

 

Компьютерные и информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе, и в научную. Поэтому в рамках компьютерного обеспечения работы были использованы возможности программ компьютера.

Возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Word – составная часть офисного пакета – позволил вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую и грамматическую проверку текста, автоматизировать процесс форматирования документов. Печатание текста в шаблоне дало возможность набрать текст уже в заданных параметрах (поля страницы, шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, оформление названий таблиц и рисунков и многое другое) в соответствии с методикой оформления выпускной квалификационной работы.

С помощью табличного процессора Microsoft Excel, входящего в стандартную версию набора Microsoft Office 2003 представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций. С помощью данного пакета были построены приложенные таблицы и различные диаграммы. И простое построение последних, а также их форматирование – перемещение, изменение размера, цвета, шрифта представляется возможным благодаря имеющейся в Excel программе-подсказчику и путеводителю – мастеру диаграмм.

Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Гарант» – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные документы, позволяющий специалисту работать с этим массивом, производить поиск конкретных документов, выводить информацию на печать.

Комплект «Гарант max» содержит федеральное законодательство плюс законодательство одного региона, более 140 тысяч документов. Вся нормативно-правовая база, используемая в выпускной квалификационной работе, была получена с помощью справочных правовых систем Гарант и Консультант Плюс: Версия Проф и Выпуск Татарстан, содержащих законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан и комментарии к ним.

Сканированная документация обрабатывалась программой Fine Reader 7.0, компании ABBYY Software Ltd – омнифонтовая система оптического распознавания текстов, позволяющая распознавать тексты, набранные практически любыми шрифтами, без предварительного обучения. Особенностью программы Fine Reader является высокая точность распознавания и малая чувствительность к дефектам печати, что достигается благодаря применению технологии "целостного целенаправленного адаптивного распознавания".

При создании ВКР использовался самый массовый и оперативный источник информации – Интернет. В глобальной сети Интернет размещены «электронные» варианты литературы, журналов и газет, которые использовались в процессе работе. Вход в глобальную сеть и работа с документацией производилась с помощью программы Internet Explorer, компании Microsoft.

Обозреватель Internet Explorer упрощает как поиск новой информации в Интернете, так и просмотр избранных веб-узлов. Встроенная технология IntelliSense экономит время, взяв на себя выполнение некоторых стандартных операций, например, автоматически заполняя поля для веб-адресов и формы для пользователя, а также автоматически определяя состояние сети и соединения.

Глобальная компьютерная сеть Internet, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, веб-странички, базы данных или другое.

Использование здесь поисковых систем Yandex, Rambler и Apport позволило определить направление исследовательской работы, осуществить подборку материала.

Для оформления слайдов на презентацию работы была использована программа Microsoft Office Power Point. Программа позволяющая подготовить доклады в виде слайдов на экране компьютера, для собраний и совещаний и создавать веб-страницу.

Таким образом, компьютерные и информационные технологии позволяют расширить возможность доступа к информационным ресурсам, значительно упрощают труд по оформлению выпускной квалификационной работы и насыщают ее графическим содержанием.



Заключение

Отсутствие стратегического управления, неэффективная организация деятельности муниципальных служб, высокий уровень бюрократизации, закрытость и автономность власти ведут к утрате перспективы, снижению социально-экономической активности жителей и общему снижению уровня жизни. Эффективное муниципальное регулирование, способно минимизировать негативный эффект, связанный с неблагоприятными внешними факторами и сложностью сложившейся экологической ситуации, связанной с нерациональным использованием природных ресурсов.

Существующий экологический кризис уже не оставляет нам времени на многолетнее обдумывание наших отношений с природой. Рост населения, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов – это объективная реальность. Необходимо срочно искать выход из сложившегося положения, поскольку проблемы уже настолько велики, что практически в любой момент возможна катастрофа, последствия которой мы не можем предсказать. С каждым годом в мире повышается значимость и ценность чистой воды, незагрязненного воздуха, природных ненарушенных экосистем. Пока именно этими бесценными ресурсами Россия обеспечена лучше любой другой страны. Но распорядиться ими грамотно и сохранить их для потомков – задача очень сложная.

В последние годы наконец-то человечество осознало истину, что оно – лишь часть природы, и при том зависимы. Это очень существенное изменение в восприятии мира. Оно помогло понять, что изменение природы человеком уже резко негативно воздействует на социально-экономический процесс. А без воспроизводства природных систем не будет идти и экономическое воспроизводство. Потому что, возрастает действие антропогенного процесса на природу, не уменьшается демографическое давление, помноженное на рост потребностей, связанных с научно-техническим развитием. Серьезность экологической ситуации констатирована, но глубоко не осознана. Не преодолена тенденция разрозненного рассмотрения демографических процессов и ресурсного использования, а также раздельного анализа хода пользования отдельными природными ресурсами. Продолжает доминировать узко-экономический подход к анализу научно-технических успехов, хотя все больше вводится поправок на экологические ограничения [53, c. 29].

Таким образом, актуальность темы ВКР не вызывает сомнения. Эффективное муниципальное регулирование природопользование на территории муниципального образования, позволяет решить целый комплекс проблем городской экологии.

Можно выделить работы Э. Геккеля, Э. Зюсса, И.В. Вернадского. А.Д. Тенсли и других. Анализ научных исследований по данной теме позволяет сделать вывод: отдельные аспекты исследуемой проблемы достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. В процессе проведения исследования были изучены работы таких авторов, как Винокурова Н.Ф., Трушина В.В., Ситарова В.А., Пустовойтова В.В.

Таким образом, становление и развитие охраны природы в России свидетельствует, что масштабы хозяйственной деятельности и преобразование природных условий, воздействия их на окружающую среду, на здоровье человека требуют еще более эффективного и целенаправленного осуществления научных, технических и экономических мероприятий в области рационального природопользования, охраны и улучшения окружающей среды.

Для того чтобы сформулировать понятие «природопользование», необходимо было рассмотреть, разные точки зрения на это понятие. Определение понятия «природопользование» рассмотрены в работах таких научных деятелей, как, Степановских А.С., Таболин В.В., Емельянов А.С., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. Но наиболее близкий к истине, полноте содержания и своему смыслу является термин Коробкина, понимающего под природопользованием – общественно-производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

Каждый элемент системы экологического управления выполняет отдельные задачи экологического государственного управления по защите окружающей природной среды от вредных воздействий. Службы наделяются контрольно-надзорными полномочиями, агентства выполняют функции по оказанию государственных услуг, на министерства возлагаются правоустанавливающая, координирующая и другие функции.

Вся совокупность рассмотренных механизмов охраны окружающей среды подразделяется на четыре функциональные подгруппы в зависимости от вида деятельности:

– организационно-правовые;

– информационно-правовые;

– административно-правовые;

– экономико-правовые.

Проведенный анализ по состоянию окружающей среды территории городов Российской Федерации показал, что многие города России относятся к неблагоприятным, так как сильно загрязняются промышленными предприятиями и многочисленным транспортом. Но власти городов не забывают о большой значимости природоохранной деятельности на территории крупных городов и проводят мероприятия по защите и охране окружающей среды на территории города.

Изучая изменения экологической среды в Нижнекамском муниципальном районе было проведено социологическое исследование. Методом социологического исследования является сбор первичной информации с помощью экспертного опроса (формализованное интервью). Целью исследования является определение эффективности выполняемой природоохранной деятельности органами экологического управления.

По результатам исследования выявлено, что ведущими причинами неблагоприятной обстановки в Нижнекамске являются: огромная нагрузка промышленного узла на окружающую среду; несовершенство механизма управления природоохранной деятельностью и острая необходимость внедрения комплексных мер по природопользованию с ориентацией на устойчивое развитие города.

Сопоставление данных проведенного исследования позволяет сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Действительно, проблема не эффективного регулирования природопользования негативно отражается на экологическом фоне г. Нижнекамского и Нижнекамского района. Подводя итог, следует отметить, что данная проблема имеет не только собственно экологический и социально-экономический аспекты, но и нравственно-этический. Известно, что население при принятии решений, касающихся экологического благосостояния территории, остается отчужденным и безучастным. Выявлено, что без достижения общественной поддержки защита и охрана природной среды не возможна. Поэтому решение создать общественное экологическое движение считаю актуальным и вполне целесообразным.

Изучив, зарубежный и отечественный опыт, мы рассмотрели различные виды организаций общественных экологических движений и предпринимаемые ими меры по оптимизации экологической среды. И сделали вывод, что некоторые цели и задачи этих неправительственных формирований можно применить и в своем случае, т.е. создать некий прототип – свое экологическое общественное движение в городе Нижнекамск.

Экологические движения преследуют цели, сутью которых является охрана окружающей среды. Вместе с тем, на протяжении трех последних десятилетий, большая часть общества поняла всю важность проблем в области экологии. Одним из толчков к данному осознанию стала и деятельность экологических движений по защите природы и привлечению общественного внимания к экологическим проблемам. В результате, обществом были оценены заслуги экологических объединений в области охраны природы. И, благодаря этому, они заработали высокую степень общественного авторитета. Таким образом, две вышеназванные составляющие (сила и авторитет) образовали основу того влияния, которое экологические общественные движения имеют на данный момент в мире. И, благодаря наличию этого влияния, экологические объединения, несомненно, сыграют большую роль в дальнейшем будущем человечества.

Таким образом, цель и поставленные задачи ВКР изучены. При работе над темой ВКР было изучено большое количество литературы, исходя из этого, в процессе ознакомления с информацией о ходе деятельности и предпринимаемых мероприятиях в сфере природопользования городов, возникли новые вопросы, которые необходимо изучить. В рамках темы ВКР рассмотрены процессы муниципального регулирования в сфере природопользования на территории муниципального образования, на примере города Нижнекамска, РТ.

При изучении данной темы возникло большое желание изучить всю проблему загрязнения окружающей природной среды на территории города. Несмотря на то, что город Нижнекамск является самым благоустроенным, он также является и самым неблагоприятным городом в области загрязнения окружающей природной среды. Потому что, недалеко от территории города, находится большая промышленная зона, которая очень сильно загрязняет атмосферный воздух не только нашего города, но и другие близлежащие города.

Нижнекамск – промышленный город, поэтому муниципальные власти вопросы об охране окружающей природной среды должны ставить на первое место. Ведь от этого в первую очередь зависит благосостояние территории общая оценка качества окружающей среды, влияющая на жизнедеятельность населения.

Осуществляется работа промышленных предприятий в сохранении благоприятной окружающей среды на территории города. Поэтому на предприятиях устанавливаются различные очистительные сооружения, зона между городом и промышленными предприятиями засаживается зелеными насаждениями. На территории города высаживаются цветы, деревья и кустарники, которые очищают воздух, улавливают пыль, снижают шумовое и солнечное воздействие на городское население.

Природная среда будет в известной мере преобразовываться и изменяться, но эти процессы должны быть регулируемыми на современной научной основе с тем, чтобы обязательно было надежно сохранено оптимальное экологическое равновесие, которое, по заключению многих отечественных ученых, является крайне необходимым условием формирования комфортной среды обитания.

Таким образом, проблем на территории города очень много, но рациональное пользование природными ресурсами территорий муниципального образования является главным вопросом для муниципальных властей. Потому что, вопросы об охране окружающей среды не терпят отлагательств. В настоящее время, если оставить экологические проблемы такими, какими они есть, пустить развитие неблагоприятных экологических факторов на самотек, то можно быстро завершить жизненный путь человечества, что и определяет актуальность темы данной работы. В наших руках будущее наших детей!

 


 


Содержание

 

Введение

1. Теоретико-методологические подходы в сфере природопользования

1.1 Естественнонаучные основы природопользования. Определение основных понятий

1.2 Основные элементы системы экологического управления

1.3 Механизмы охраны окружающей среды

2. Анализ экологического состояния в РТ и Нижнекамском районе

2.1 Анализ экологической обстановки в Республике Татарстан

2.2 Анализ экологической обстановки в Нижнекамском районе

2.3 Оценка проводимой в Нижнекамском районе природоохранной деятельности на основе результатов экспертного опроса.

3. Изучение опыта по организации экологических общественных формирований

3.1 Экологические общественные движения в зарубежных странах

3.2 Экологические общественные движения в Российской Федерации

3.3 Рекомендации по оптимизации экологической среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района

4. Программа мер по обеспечению ВКР

4.1 Обоснование экономической эффективности или социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обеспечение ВКР

4.2 Нормативно-правовое обеспечение ВКР

4.3 Социологическое обеспечение ВКР

4.4 Компьютерное обеспечение ВКР

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников


 


Условные обозначения и сокращения

БОС – биологические очистные сооружения

в. – век (а)

г., гг. – год (-ы)

г. – город

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГУ «ДЕЗ» – городское управление «Дирекция единого заказчика»

др. – другое (-ие)

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

ЗВ – загрязняющие вещества

КоАП РФ – Кодекс об административных нарушениях

КМ РТ – Кабинет Министров Республики Татарстан

МСУ – местное самоуправление

МПР РФ – Министерство природных ресурсов Российской Федерации

МВД – Министерство внутренних дел

МЭПР РТ – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

ОС – окружающая среда

ОАО «НКНХ» – открытое акционерное общество «Нижнекамскнефтехим

ОАО «НКШ» – открытое акционерное общество «Нижнекамскшина»

ОАО «НПЗ» – открытое акционерное общество «Нефтеперерабатывающий завод»

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПДВ – предельно допустимые выбросы

РСИАК МПР РТ – Республиканская специализированная инспекция аналитического контроля Министерства природных ресурсов РТ

руб. – рубль (-ей)

р. Кама – река Кама

ст. – статья

СанПиН – Санитарные правила и нормы

с. – село

т.е. – то есть

т.п. – тому подобное

т.д. – так далее

в т.ч. – в том числе

т – тонн

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ – Федеральный закон



Введение

 

Актуальность темы ВКР. Жизнь каждого человека и общества в целом, существование цивилизации на Земле неразрывно связаны с природными условиями. Несмотря на достижения науки, техники и технологии, человек и сейчас во многом зависит от природы. Вся его жизнь обеспечивается природными ресурсами – на земле он выращивает сельскохозяйственные культуры, нефть служит топливом и сырьем для нефтехимического синтеза, или источники питьевой воды.

Существующий экологический кризис уже не оставляет нам времени на многолетнее обдумывание наших отношений с природой. Рост населения, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов – это объективная реальность. Необходимо срочно искать выход из сложившегося положения, поскольку проблемы уже настолько велики, что практически в любой момент возможна катастрофа, последствия которой мы не можем предсказать. С каждым годом в мире повышается значимость и ценность чистой воды, незагрязненного воздуха, природных ненарушенных экосистем. Пока именно этими бесценными ресурсами Россия обеспечена лучше любой другой страны. Но распорядиться ими грамотно и сохранить их для потомков – задача очень сложная [1].

Интенсивное развитие страны, его индустриализация и химизация выдвинули в качестве одной из важнейших общегосударственных задач проблему охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Важный аспект этой проблемы – ликвидация нежелательных последствий, создаваемых концентрацией в крупных городах промышленных предприятий и ростом в них численности населения [2].

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории – существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации [3].

Город Нижнекамск по праву можно назвать столицей нефтехимиков. Градообразующими являются крупные предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефтеперерабатывающий завод». По итогам проведенных в 2003, 2004 годах исследований город Нижнекамск попал в «черный» список российских городов с экологически неблагополучной обстановкой.

Вопрос о состоянии окружающей среды остается для нижнекамцев одним из самых актуальных, в городе постоянно растет концентрация производств нефтехимии, нефтепереработки и энергетики, а вместе с тем нагрузка на население города и окружающую природную среду [4].

В настоящее время, если оставить экологические проблемы такими, какими они есть, пустить развитие неблагоприятных экологических факторов на самотек, то можно быстро завершить жизненный путь человечества, что и определяет актуальность темы данной работы.

Степень изученности и разработанности темы ВКР. В последние 30 – 40 лет ХХ в. внимание общества к проблемам взаимодействия человеческой цивилизации с окружающей средой резко усилилось. Можно выделить работы Э. Геккеля, Э. Зюсса, И.В. Вернадского. А.Д. Тенсли и других.

Значительный вклад в становление и развитие охраны окружающей среды как науки в 70 – 90-е годы ХХ столетия внесли видные ученые России – А.И. Воронцов, Н.З. Харитонов, И.П. Лаптев, А.Г. Банников, В.А. Анучин, Л.П. Астанин, К.Н. Благосклонов, Н.С. Иванченко, К.П. Митрюшкин, Л.К. Шапошников, Е.В. Миланова, А.М. Рябчиков, В.К. Лукашев, Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков, И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов, Н.Ф. Реймерс, С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козъяков, В.А. Красилов, А.С. Степановских и другие [5].

Теоретические подходы в управлении в сфере природопользования также были изучены такими авторами, как: Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лезебникова А.Ю., Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н., Елисеев Н.Ю., Болтрушко В. [6; 7; 8; 9; 10; 11], Велихов. Л.А., Денисов В.Н., Половцев И.Н., Евдокимов В.Т., Степановских А.С. [12; 13; 14], Таболин В.В., Емельянов А.С., Занадворов В.С., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л., Симонов Ю.Ф. и многие другие [15; 16; 17].

Анализ научных исследований по данной теме позволяет сделать вывод: отдельные аспекты исследуемой проблемы достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. В процессе проведения исследования были изучены работы таких авторов, как Винокурова Н.Ф., Трушина В.В., Ситарова В.А., Пустовойтова В.В. [18].

Таким образом, становление и развитие охраны природы в России свидетельствует, что масштабы хозяйственной деятельности и преобразование природных условий, воздействия их на окружающую среду, на здоровье человека требуют еще более эффективного и целенаправленного осуществления научных, технических и экономических мероприятий в области рационального природопользования, охраны и улучшения окружающей среды [5].

Цель ВКР заключается в изучении организации муниципального регулирования природопользования на примере города Нижнекамска.

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

– изучить основные теории формирования проблем окружающей среды;

– обозначить структурные элементы системы регулирования в области природопользования;

– рассмотреть инструменты урегулирования в природопользовании и природоохранной деятельности;

– проанализировать динамику природоохранной деятельности по Нижнекамскому районе;

– исследовать наиболее актуальные проблемы, характерные для Нижнекамского района;

– дать оценку результатам исследования;

– изучить отечественный и зарубежный опыт по разрешению подобных экологических проблем;

– разработать план мероприятий по совершенствованию экологической обстановки в Нижнекамском районе.

Объектом изучения является процесс муниципального регулирования в сфере природопользования на примере города Нижнекамска.

Предметом изучения являются механизмы реализации муниципальной экологической политики.

Научная новизна данной работы заключается в использовании статистических данных последних трех лет в городе Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан, а также дана оценка работе местных органов по управлению природоохранной деятельностью. Предлагаются конкретные рекомендации по оптимизации данного процесса.

Практическая значимость. Содержащиеся в выпускной квалификационной работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации окажутся полезными для дальнейших исследований, а также могут поспособствовать решению проблем экологической безопасности муниципального образования.

Данная работа может быть использована различными структурами и организациями, занимающимся решением проблемы охраны окружающей среды города Нижнекамска, государственными и муниципальными служащими для анализа и подготовки соответствующих программ, студентами в учебном процессе, а также средствами массовой информации. Предложенная программа может быть реализована в городе Нижнекамске для улучшения состояния экологической обстановки.

Методологическую основу работы составляет системный подход, который позволяет исследовать объект как сложную целостную социально-экономическую систему. В рамках системного подхода применялись исторический метод – для анализа развития проблемы во времени, что позволило проследить динамику изменения экологической обстановки в Нижнекамском муниципального образования за период 2003 – 2006 годы. Применен также правовой метод для изучения нормативно-правовых основ деятельности органов экологической защиты окружающей среды; социологический метод для изучения экспертных оценок в форме формализованного интервьюирования, который позволил отразить изучаемую проблему с точки зрения компетентных специалистов в сфере охраны окружающей среды; сравнительный метод для сбора, анализа необходимой информации, позволивший провести сравнительный анализ динамики состояния окружающей среды по предыдущим годам и сделать выводы о проделанной работе.

Эмпирическая база работы представлена разнообразными источниками информации, посвященных проблеме экологической безопасности, а именно:

– нормативно-правовыми источниками;

– учебными пособиями;

– материалами научных периодических изданий;

– средствами массовой информации;

– справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс»;

– словарями и справочной литературой;

– данными интернет сайтов;

– ежегодными отчетами главы муниципального образования;

– отчетами о проделанной работе Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;

– социологическим исследованием автора работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа, состоит из введения, четырех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение включает: определение актуальности темы, степень ее разработанности, новизну темы, цель, задачи работы, объект и предмет, а также методологическую и эмпирическую базу исследования.

Первый раздел – теоретико-методологический, посвящен изучению теорий о взаимодействии человека и природы, основных подходов к управлению экологическими процессами, системы органов экологического управления и ее основных способов регулирования охраны окружающей среды.

Второй раздел – проблемно-аналитический, содержит оценку экологической ситуации в Республике Татарстан и Нижнекамском муниципальном районе за период 2003-2006 годы, где в завершении проводится комплексный анализ проблемной ситуации на основе полученных данных социологического исследования.

Третий раздел – проектно-прогностический, содержит отечественный опыт по оптимизации и разрешению сложившейся экологической проблемы на территории муниципальных образований. На основе представленного опыта, результатов проведенного анализа и результатов социологического исследования разработана программа мероприятий для совершенствования природоохранной деятельности на территории муниципального образования, на примере города Нижнекамска.

Четвертый раздел содержит программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, включает обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий проекта, математическое и статистическое обоснование, обзор нормативно-правового, компьютерного, социологического обеспечения.

Заключение содержит краткие выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы, оценку полноты решения поставленных во введении задач, перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при написании основной части выпускной квалификационной работы.

Приложения включают таблицы и рисунки, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы и с программой социологического исследования, дополняющие текст дипломной работы.

 


 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.