Практические проблемы тарификации рабочих и служащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тарификация представляет собой отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации согласно ЕТКС, ЕКСД и иным квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке.[30]. Обязательность применения указанных справочников основывается на положениях статьи 61 ТК. При этом согласно названной статье порядок осуществления тарификации работ и тарификации рабочих (должностей) устанавливается коллективным договором, соглашением или нанимателем.

Тарификация рабочих и служащих независимо от организационно-правовой формы их нанимателя основана на применении ЕТС, а тарифно-квалификационные справочники являются неотъемлемой частью единой тарифной системы оплаты труда.

Тарификация рабочих и служащих – присвоение рабочим и служащим квалификационных разрядов, категорий, классов на основании требований тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих, должностей служащих.

Основные правила, касающиеся вопросов тарификации рабочих содержатся в Инструкции о порядке применения ЕТС, а также Общих положениях ЕТКС, ЕКСД, ОКРБ «Профессии рабочих должности служащих».

Законодатель проводит разграничение между понятиями тарификация работ и тарификация рабочих (должностей).

Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Термин «тарификация работ» используется в двух аспектах:

· группировка всех существующих работ по уровню их сложности (тарифное нормирование труда)

· отнесение конкретных работ, имеющихся в конкретной организации, к той или иной группе сложности

В мировой практике есть два метода тарификации:

- на основе аналитического разделения любой работы на ряд признаков (факторов) и балльной оценки этих признаков с учетом их различной значимости для тех или иных видов деятельности и последующей группировки работ по сложности на основе набранного количества баллов (аналитически расчетный метод);

- путем описания содержания работ и методов их выполнения в определенных организационно-технических условиях и последующей экспертной группировки работ на основе сделанных описаний (экспертный метод).[31]

Как было показано выше, тарифный разряд - это величина (показатель), отражающая сложность труда и соответствующую ей квалификацию рабочего.

После того, как сложность конкретного вида труда определена, с ней соотносится тот или иной тарифный разряд. Таким образом, сложность конкретного вида труда учтена в разряде.

Определив, труд какой сложности и каких видов соответствует тому или иному тарифному разряду, а соответственно и размеру оплаты, необходимо соотнести данные результаты с тем набором функций, который характерен для определенной профессии (должности).

Очевидно, что при всем разнообразии и динамизме видов деятельности, осуществляемых в каждом конкретном обществе, проведение такой работы на общегосударственном уровне требует значительных затрат времени. Как показывает практика Республики Беларусь, для выполнения такого громадного объема аналитического труда необходимы усилия научно-исследовательских институтов. При этом можно быть уверенным в том, что процесс работы над обобщением и сведением в единую систему данных обо всех профессиях и занятиях никогда не будет завершен, поскольку с течением времени (причем в условиях современного постиндустриального общества можно говорить - «с течением совсем не продолжительного отрезка времени») одни занятия и профессии исчезают, другие появляются, объем знаний, необходимых для выполнения работы по той же должности, ежедневно увеличивается.

Следовательно, сама постановка цели всеобщей классификации (на подобии системы Линнея в биологии) на наш взгляд нереалистична.

Между тем именно таким путем следует белорусский законодатель, нормативно закрепляющий обязательность привязки тарификации к положениям квалификационных справочников и классификаторов.

Отметим, однако, что тенденции либерализации затронули и вопросы тарификации рабочих и служащих. В частности это касается изменений в Инструкцию № 123. Основные новеллы в данной сфере:

конкретные тарифные разряды и соответствующие коэффициенты по профессиям (должностям) наниматели могут устанавливать самостоятельно в пределах диапазонов по строкам и уровням управления ЕТС с учетом квалификационных требований к уровню образования и стажу работы, изложенных в ЕКСД и ЕТКС;

собственник имущества (орган, уполномоченный заключать контракт) может выбирать в диапазоне из трех тарифных разрядов в зависимости от численности работающих по организации в целом тарифный разряд руководителя организации в диапазоне тарифных разрядов;

увеличен верхний предел тарификации руководителя структурного подразделения (по ранее действовавшей редакции наниматель мог установить тарификацию на один разряд ниже, чем предусмотрено для руководителя организации по соответствующему уровню управления);

отсутствует разделение тарификации должностей руководителей и специалистов основных и неосновных структурных подразделений организации;

диапазоны тарифных разрядов отдельных строк ЕТС расширились на один-два разряда.[32]

На наш взгляд, законодатель должен прийти к рекомендательному характеру положений квалификационных справочников и классификаторов, равно как и всей единой тарифной системы оплаты труда, существующей на данный момент.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.