Прежде чем приступить к анализу современного состояния правового института заработной платы, определять его суть и закономерности функционирования, следует обратиться к истории возникновения, развития данного института, чтобы вскрыть причинно-следственные связи между тем или иными фактами прошлого и настоящим состоянием системы правового регулирования.
История института заработной платы берет начало из тех же времен, от которых начинают отсчет история трудового права как такового. Связано это с тем, что заработная плата является одним из основополагающих признаков трудовых отношений.
Однако для целей данного исследования интерес представляет именно тот период, в котором были заложены основы современного нормативного регулирования заработной платы, а также последующее развитие правовых норм об оплате труда вплоть до настоящего времени.
В этой связи условным началом для исторического анализа норм законодательства о труде, касающихся заработной платы, мы выберем 1918 год. Именно в 1918 году был принят первый кодифицированный акт трудового законодательства, который действовал на территории Беларуси – Кодекс законов о труде РСФСР (далее – КзоТ РСФСР 1918 года).[3]
Политическая и экономическая обстановка того времени характеризуется историками как период так называемого «военного коммунизма». Для данного периода характерна жесткая централизация, подчинение всех сфер жизни общество целям борьбы за сохранение результатов большевистской революции. Нехватка ресурсов (денежных, продовольственных и проч.), а также упрощенное толкование некоторых положений марксизма привели к закреплению принципа уравнительного распределения материальных благ (т. н. «уравниловке»).
Фактически нормы права того времени, в том числе и трудового, носили приказной характер. Кроме того, спецификой рассматриваемого периода в истории права было повсеместное преобладание подчинения общественных отношений не нормам писаного права, а принципам революционного правосознания.
Эти черты общественного строя времен «военного коммунизма» нашли отражение и в упомянутом нами КЗоТ РСФСР 1918 года. Квитесенцией первого кодифицированного акта советской власти, касающегося вопросов регулирования труда, стало закрепление трудовой повинности. Фактически общественные отношения в сфере труда сделали шаг назад более чем на полстолетия – во времена крепостного права.
По словам В.М. Догадова, «характерной чертой трудового законодательства разбираемой эпохи было то, что регулирование всех условий труда, в частности вознаграждения за труд, совершалось жесткими принудительными нормами, издаваемыми сверху в порядке декретов и предписаний, исходящих от государственных и отчасти профсоюзных органов».[4]
Согласно статьям 7-8 КЗоТ РСФСР 1918 года условия труда на предприятиях регулировались тарифными положениями, которые вырабатывались профсоюзами по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и утверждались Наркоматом труда (для государственных учреждений такие положения вырабатывались и утверждались Наркоматом труда).
Размеры вознаграждения за труд определялись тарифами в упомянутых выше тарифных положениях. Тарификация проводилась по группам и категориям в рамках профессий. Минимальная заработная плата определялась на уровне прожиточного минимума, устанавливаемого Наркоматом труда. Зарплата должна была выплачиваться не реже одного раза в две недели.
Принцип уравнительного распределения заработной платы был в полной мере реализован в вопросах оплаты труда. В частности статьей 65 КЗоТ РСФСР 1918 года устанавливался запрет на выплату каких-либо дополнительных вознаграждений (кроме оплаты сверхурочной работы), под каким бы предлогом и в какой бы форме они производились.[5] Таким образом, в пределах одной группы и категории заработная плата не могла отличаться.
Принцип уравниловки укоренился в общественном сознании настолько, что даже, несмотря на официальную отмену в последующем норм закреплявших «уравниловку», ее проявления встречались в иных нормах, касавшихся оплаты труда. Более того, распространено мнение о том, что современная система правового регулирования оплаты труда до сих пор не избавилась от наследия советской «уравниловки».
В качестве подтверждения этого мнения можно упомянуть закрепление в законодательстве Республики Беларусь таких норм как положения пункта 1.2. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. N 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». Данным постановлением Совет Министров Республики Беларусь дает поручение «принять меры по устранению и недопущению неоправданной дифференциации в оплате труда, сокращению расслоения работников по уровню заработной платы, обеспечению гарантий, предусмотренных законодательством». Некоторое сходство с нормами права времен «военного коммунизма» прослеживается.
Формально уравнительное распределение заработной платы было отменено в 1922 году с принятием Кодекса законов о труде РСФСР. В отличие от КЗоТ РСФСР 1918 года уравнительное распределение заработной платы устанавливалось в исключительных случаях.[6] В условиях перехода к т.н. «новой экономической политике» (НЭП) происходила определенная либерализация законодательства.
Однако уже с начала 30-х произошел возврат к принудительности в регулировании труда. В частности возродилась трудовая повинность, закрепилось централизованное регулирование трудовых отношений. С исторической точки зрения процесс этот абсолютно предсказуем и объясним: с конца 20-х годов в стране началась индустриализация, которая, как показало дальнейшее развитие событий, была ничем иным как подготовкой к мировой войне. В этих условиях возврат к модели «военного коммунизма», в том числе и в первую очередь в сфере трудовых отношений, был логичным шагом со стороны руководства советского государства.
Со второй половины 50-х начался процесс реформирования системы отношений в сфере оплаты труда, который, впрочем, не устранил, а лишь упорядочил систему централизованного регулирования оплаты труда, в том числе сформировал модель централизованной тарифной системы, являющейся основой существующей тарифной системы Республики Беларусь.
Этатистский характер правового регулирования вопросов оплаты труда закреплялся в статье 79 Кодекса законов о труде БССР 1972 года (далее – КЗОТ 1972 г.), согласно которой нормирование заработной платы осуществлялось государством с участием профсоюзов (как известно профсоюзы фактически представляли собой государственную организацию). Государственное нормирование заработной платы заключалось в том, что все основные вопросы заработной платы (утверждение тарифных ставок и схем должностных окладов, установление минимума заработной платы, систем доплат и надбавок, систем заработной платы и т.д.) решались в централизованном порядке.[7]
Тарифная система дифференциации заработной платы в СССР строилась раздельно для рабочих и для руководителей, специалистов и служащих. Кроме того, вместо существующей сегодня единой тарифной сетки применялись 6-разрядные (в машиностроении 7-разрядная) тарифные сетки каждой отдельной отрасли экономики.
С переходом к независимости правовое регулирование вопросов оплаты труда пережило ряд реформ, сохранив, однако основные подходы советской системы регламентации размеров заработной платы. До 2000 года на территории Республики Беларусь действовали нормы КЗоТ 1972 года, затем вступил в силу Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г. С 1 января 1992 г. вместо 200 тарифных сеток была введена Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) и рекомендации по ее применению. С 1 января 2003 года в Республике Беларусь ЕТС стала обязательна для применения нанимателями всех организационно-правовых форм. Несмотря на то, что ТК декларирует отсутствие всяких ограничений на максимальные размеры заработной платы, подзаконными актами закреплен ряд норм, в первую очередь касающихся отнесения выплат работникам на себестоимость продукции, устанавливающих фактически ограничения на размеры заработной платы.
Сохранение основных подходов советской модели правовых отношений в сфере оплаты труда, а также применение ЕТС оправдывается реализацией в Республике Беларусь модели социально-ориентированной рыночной экономики, одним из существенных моментов которой является недопущение резкого социального расслоения населения.
Эффективность единой тарифной системы подвергается критике с момента ее введения. На сегодняшний день существование ЕТС, а точнее ее общеобязательность, является одним из пунктов, по которым бизнес-сообщество добивается либерализации со стороны правительства.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.