Проблемы правового регулирования заработной платы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы правового регулирования заработной платы

 

Минск

2010


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Исторический и понятийный аспекты института заработной платы

1.1 Историческое развитие и современное состояние законодательства об оплате труда

1.2 Понятие заработной платы и ее отличие от иных выплат

1.3 Структуры заработной платы

Глава 2. Тарифная система оплаты труда в Беларуси и за рубежом

2.1 Общая характеристика тарифной системы оплаты труда в Беларуси

2.2 Новеллы в тарифной системе оплаты труда и их значение

Глава 3. Иные проблемы правового регулирования заработной платы

3.1 Проблемы применения повременной и сдельной систем оплаты труда

3.2. Практические проблемы тарификации рабочих и служащих

3.3 Проблемы форм, сроков и порядка выплаты заработной платы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 




Введение

 

Проблемы правового регулирования заработной платы являются предметом дискуссий не только между юристами, но и экономистами, политиками, представителями профсоюзов, нанимателями и работниками.

Широкая аудитория участников таких дискуссий обусловлена тем, что вопрос заработной платы касается едва ли не каждого человека. Полярность же точек зрения участников дискуссии объясняется тем, что ее источник лежит не в правовой и даже не в экономической плоскости. Основы любой позиции по тем или иным проблемным моментам в системе оплаты труда заложены в мировоззренческой ориентации субъекта дискуссии по вопросу определения такого базового понятия как труд. Так, например, для одних труд – это товар, для других – социальная категория, для третьих – вид капитального ресурса и т.д.[1] Конституция Республик Беларусь определяет труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (статья 41).

Соответственно, взгляды на трактовку правовых норм, касающихся регулирования оплаты труда, а также на необходимость и направления реформирования данной сферы, различны в зависимости от того, как соотносятся такие категории как труд, заработная плата, социальная справедливость, рыночная экономика и т.п. в мировоззренческой установке выразителя данных взглядов.

В данной работе мы не ставим целью доказать правоту той или иной мировоззренческой установки, однако, стремимся четко определить какие из них фактически реализуются в законодательстве Республики Беларусь, регулирующем вопросы оплаты труда, какие предлагаются в качестве актуальной альтернативы.

Предметом данного исследования являются проблемы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере оплаты труда, в первую очередь, проблема применения модели тарифной системы оплаты труда, основывающейся на единой тарифной сетке.

Целью исследования является получение целостного представления о:

существующей системе правовых норм, образующих институт заработной платы;

нормах права, закрепляющих функционирование тарифной системы оплаты труда в Республике Беларусь, а также нормах, направленных на ее реформирование;

наиболее существенных проблемах правоприменительной практики, касающихся института заработной платы.

В исследовании применяются формально-догматический метод, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой метод.

Эмпирическую основу исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, ФРГ, Австрии, научная и учебная литература, материалы статей, комментариев.

Следует отметить, что институт заработной платы получил значительное правовое регулирование. Ему посвящена глава 6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), а также ряд подзаконных нормативных правовых актов, отдельных норм иных актов законодательства, не посвященных исключительно вопросам заработной платы. Кроме того, значителен объем локально-правового – тарифные соглашения, коллективные договоры, иные локальные нормативные акты, – и индивидуально-договорного правового регулирования.

На международном уровне вопросам оплаты труда также уделяется значительное внимание. Основными актами Международной организации труда ООН, содержащими принципы и нормы международного права в области заработной платы, являются: Конвенция (N 26) о создании процедуры установления минимальной заработной платы, Конвенция (N 95) об охране заработной платы, Рекомендация (N 85) об охране заработной платы, Конвенция (N 94) о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти, Конвенция (N 100) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция (N 132) об оплачиваемых отпусках и др.[2]

Уже сам факт столь значительного объема нормативного материала, свидетельствует о повышенном внимании со стороны общества и государства к вопросам заработной платы. Естественно, что такой большой массив правовой информации вызывает множество комментариев юристов, специалистов кадровых служб, экономистов. С оценками эффективности и справедливости тех или иных норм выступают и представители нанимателей и работников.

Все это свидетельствует о высокой степени актуальности рассматриваемых в исследовании вопросов и интересе к данной сфере со стороны самых широких слоев населения, начиная от представителей научных кругов и заканчивая рабочими и служащими организаций.



Структуры заработной платы

 

Заработная плата является одним из самых сложных институтов трудового права. Он состоит из множества элементов правового регулирования, образующих объемную и в некоторой степени сложную для восприятия систему.

Для уяснения сути и основных принципов функционирования правового механизма рассматриваемого института следует провести четкое структурирование нормативно-правового материала, выделить системные элементы заработной платы.

С этой целью мы выделим основные составные части системы правового института заработной платы и проведем соотнесение выделенных структур и соответствующего им нормативного материала.

Основным источником выплаты заработной платы всем категориям работников является фонд заработной платы (оплаты труда). В фонд оплаты труда включатся любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми и коллективными договорами.[11]

Основное структурное деление института заработной платы заключается в выделении тарифной и надтарифной части заработной платы.

Тарифная часть заработной платы – это сравнительно постоянный элемент вознаграждения работника, определяемый на основании системы критериев и показателей, устанавливающих зависимость между характеристиками выполняемой работы и размером ее оплаты. Как уже упоминалось ранее, тарифная часть заработной платы является ни чем иным как заработной платой в узком смысле.

Тарифная часть заработной платы формируется на основании тарифной системы оплаты труда. Тарифная система – это совокупность норм (установленных централизованно или в локальном порядке), обеспечивающих дифференцированную (то есть различную) оплату труда в зависимости от следующих критериев: 1) сложности выполняемой работы; 2) условий труда; 3) природно-климатческих условий выполнения работы; 4) интенсивности труда; 5) характера труда. Поскольку тарифная система оплаты труда является отдельным вопросом, входящим в предмет нашего исследования, то в данной его части мы лишь обозначим основные контуры тарифной системы.

Основными структурными элементами тарифной системы являются:

· тарифная сетка;

· тарифные ставки (тарифные оклады);

· тарифная ставка первого разряда;

· тарифный разряд;

· тарифные коэффициенты;

· повышения тарифной ставки (тарифного оклада);

· тарификация работ, должностей.

Нормативно-правовой материал, относящийся к данной части института заработной платы, составляют нормативные правовые акты согласно Приложению №1.

Надтарифная часть заработной платы – дискретный элемент вознаграждения работника, состоящий из ряда выплат, зависящих от наличия в процессе выполнения работы событий или факторов, служащих основанием для дополнения тарифных выплат, причитающихся работнику.

Основными чертами выплат, входящих в надтарифную часть заработной платы, являются:

- Переменность. Надтарифные выплаты более подвержены влиянию временных внутренних и внешних факторов, их выплата зависит от обстоятельств, которые могут изменяться во временном (перевыполнение плана, временное заместительство и т.д.) и (или) персональном (владение иностранными языками, ученая степень, руководство бригадой и т.д.) разрезе. Существование надтарифных выплат зависит от установленных государством гарантий и условий оплаты труда, установленных у данного нанимателя.

- Обусловленность размером тарифной части заработной платы. Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, работникам коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих (часть 4 пункта 9 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. N 123 (далее – Инструкция № 123). Обычно доплаты и надбавки устанавливаются в процентном отношении от тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих.

- Дополнительный характер. Надтарифную часть принято называть дополнительной заработной платой в сравнении с основной заработной платой – тарифной. Такой подход закрепляется не только в отечественной литературе, но и в праве западных стран. Например, в ФРГ выплаты надтарифной части называются Zulagen (Zuschlagen)[12], в этимологии этих названий заключено указание на то, что они прилагаются к основной заработной плате – Grundlohn.

- Преобладание метода локального регулирования, при определении законодательством основных правил их установления.

По целевому назначению элементы надтарифной части заработной платы делятся на компенсационные и стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты - денежные выплаты поощрительного (стимулирующего) характера, призванные стимулировать работников организации к достижению более высоких результатов в труде, к повышению своей квалификации и уровня профессионализма.

В состав стимулирующих выплат входят два основных компонента: надбавки и премии.

Отличие между надбавками и премиями в основном проходит по тем показателям трудовой деятельности, к достижению или приобретению которых стимулируют данные выплаты. Надбавки направлены на достижение работником более стабильных, продолжительных характеристик, повышающих ценность его как работника. Премии в свою очередь являются инструментом стимулирования и достойной оценки краткосрочных показателей работы (выполнение месячного плана и т.д.).

Надбавки: за высокие достижения в труде; за сложность и напряженность труда; за выполнение особо важной (срочной) работы на срок ее проведения; за продолжительность непрерывной работы (стаж работы); за квалификационные классы (классность); за профессиональное мастерство; специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях; за владение иностранными языками; за ученую степень.

Премии: за производственные результаты; по итогам работы за год; индивидуальные премии

Премии можно подразделить на две группы:

а) Премии, входящие в систему оплаты труда.

Право на получение данной премии у работника, и соответственно обязанность ее выплаты у работодателя, возникает при условии достижения конкретных показателей, заранее обусловленных системой премирования. В противном случае право на премию не возникает.

б) Премии, не предусмотренные системой оплаты труда.

Данные премии имеют характер разового поощрения по одностороннему усмотрению работодателя и выплачиваются, как правило, нерегулярно, кроме того, не связаны с конкретными достижениями в труде. В данном случае поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания.

С 1 января 2009 г. установлен общий норматив средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов работников субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, относимых на себестоимость и учитываемых при налогообложении и ценообразовании.

Общая сумма средств не превышает 80% суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом.[13]

Компенсационные выплаты (доплаты) - денежные выплаты, призванные компенсировать воздействие на работника неблагоприятных факторов труда, обусловленных характером работы: за совмещение профессий (должностей); за расширении зоны обслуживания (увеличении объема выполняемых работ); за выполнении обязанностей временно отсутствующего работника; за работу в ночное время; за ненормированный рабочий день водителям служебных автомобилей; за руководство бригадой; за заведование; за работу во вредных условиях труда; за разделение рабочего дня на части; за разъездной характер работы; за постоянную работу в пути.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 19 ТК трудовой договор с работником должен содержать в качестве обязательных условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом если размер тарифной ставки (оклада) на момент приема на работу должен быть прямо определен в трудовом договоре, то сведения о доплатах, надбавках и премиях могут быть указаны без определения конкретного размера. Но они должны быть обязательно поименованы в трудовом договоре.

Таким образом, при установлении компенсирующих и стимулирующих выплат просто ссылка на локальные нормативные правовые акты - положения об оплате труда, о премировании работников - не допускается, поскольку сами выплаты (их размеры) должны прямо прописываться в трудовом договоре.[14] Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надтарифной части заработной платы, указаны в Приложении 2.

 



Заключение

 

В настоящей работе рассмотрены основные проблемные пункты, существующие на данный момент в системе правового регулирования заработной платы в Республике Беларусь.

Центральным объектом исследования явилась тарифная система оплаты труда: ее основные черты, истоки, преимущества и недостатки, альтернативы, ее реформирование и перспективы дальнейшего существования. В работе нами четко обозначена позиция о необходимости придания тарифной системе оплаты, основанной на применении единой тарифной сетки, рекомендательного характера (в отношении организаций негосударственной формы собственности).

Практика доказывает, что ЕТС не выполняет функции справедливой дифференциации размеров заработной платы, ограничивает свободу договора, как в отношении нанимателя, так и работника, требует значительных затрат времени на исчисление заработной платы и участия в этом процессе профессионалов (что служит дополнительным финансовым и организационным обременением для малых предприятий). В конце концов, система применения ЕТС представляет собой еще один запутанный и громоздкий массив правовых норм, который служит индикатором привлекательности/непривлекательности страны для ведения бизнеса.

Реформирование тарифной системы в 2009 году четко определило понимание, в том числе и представителями государственной власти, ограничительного характера ЕТС, ее тормозящего воздействия на деловую активность. Проведенные реформы уже сейчас делают ЕТС формальностью в плане реального определения заработной платы (при помощи предоставленных инструментов повышения тарифной ставки размер заработной платы может регулироваться нанимателем со значительным отклонением от заложенных в ЕТС параметров справедливого вознаграждения за труд). Обязательная для применения всеми нанимателями ЕТС и порядок ее применения на сегодняшний день представляют собой несоответствия права реалиям и потребностям экономики.

Упразднение централизованного регулирования вопросов оплаты труда должно быть начато с уровня ТК и актов Президента Республики Беларусь, а это означает, что решение по ЕТС выходит из экономико-правовой сферы в сферу политики.

Наряду с ЕТС, как центральным звеном существующей тарифной системы оплаты труда, рекомендательный характер (а точнее, справочно-информационный) должны получить также положения ЕТКС, ЕКСД и иных справочников и классификаторов, регулирующих вопросы тарификации рабочих и служащих. Указанные справочники могут служить ориентиром для нанимателей и работников при определении, чем конкретно должен заниматься работник в рамках своей трудовой функции, но не должны быть универсальным источником отсылки при выяснении, у какого какие обязанности. При заключении трудового договора стороны должны четко определиться с правами и обязанностями (обычно стороны не уделяют этому должного внимания, концентрируясь на условиях оплаты труда, забывая, что заработная плата производна по отношению к выполненной работе – как это следует из самого определения заработной платы). И здесь ЕТКС, ЕКСД должны быть не более чем источником информации, но не инструкцией в действиях. Никакой, даже самый передовой справочник, не сможет предусмотреть все многообразие складывающихся в процессе трудовой деятельности комбинаций задач, обязанностей, профессиональных знаний и умений и т.п.

Законодатель должен прийти к установке о том, что всякое предприятие – это уникальный организм, со своими специфическими задачами, ресурсами, корпоративной политикой, конкурентной средой и другими факторами, от которых зависит оптимизация вопроса оплаты наемного труда, применяемого этим предприятием. Следовательно, лучше всего о существующей ситуации в этой фирме осведомлены сами руководители и работники предприятия, а не специалисты республиканского научно-исследовательского института или министерства (пускай по квалификации вторые могут и превосходить первых). Соответственно, решения должны приниматься на локальном уровне исходя из методических рекомендаций профильных государственных органов, а также при соблюдении гарантий социальной защиты.

Законодателю следовало бы заниматься не детальной регламентацией размеров заработной платы, а совершенствованием норм, касающихся сроков, форм, порядка выплаты заработной платы. Как показано в данном исследовании, существующее на сегодняшний день правовое регулирование указанных вопросов не идеально, есть необходимость и варианты корректировки соответствующих нормативных правовых актов.

 



Приложение № 1

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы определения тарифной части заработной платы.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (статьи 60, 61);
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 г. №17 «О некоторых вопросах правового регулирования оплаты труда работников»;
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины";
Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.1995 г. № 92 «О мерах по социальной поддержке населения»;
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23.08.2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 г. №17»;
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 27.12.2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций"
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 г. № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь»;
Постановление Министерства туда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 24.02.2005 г. № 18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями»;
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 15.06.2009 г. № 73 «О принятии Рекомендаций по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам»;
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.03.2004 г. № 32 «Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих";
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.03.2004 г. № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)";

 


Приложение № 2

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы определения надтарифной части заработной платы.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (статьи 66, 69, 70, 72)
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 N 2 "О стимулировании работников организаций отраслей экономики";
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины";
Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2007 N 450 "Об установлении доплат за ученые степени и звания";
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 N 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда";
Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 N 763 "Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)"
Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, утвержденные Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.10.2007 N 132/54

 


[1] Корнушенко Е. Труд – товар, социальная категория, вид капитального ресурса? / Е. Корнушенко // Юрист - № 11. – 2009 г. – С. 8

[2] Киселев И.Я. Сравнительное международное трудовое право: Учебник для вузов / И.Я. Киселев. – М.: Дело, 1999. – С. 49.

[3] Томашевский К.Л. Очерки трудового права (история, философия, проблемы систем и источников) / К.Л. Томашевский. - Мн.: "Изд. центр БГУ", 2009. - С. 38

[4] Томашевский К.Л. Указ. соч. – С.39

[5] Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. – 1918. - № 87- 88. – С.1104

[6] Томашевский К.Л. Указ. соч. – С. 41

[7] Законодательство о труде: Юридический справочник/Г.А.Василевич, Б.А.Волков, Н.А.Горбаток и др.; под ред. В.И.Семенкова, Г.И.Лях. – Мн.: Беларусь, 1991 – С.187

[8] Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Г.А. Василевича. - 4-е изд., пераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2008. – С. 355

[9] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Н. Гусова – М.: Велби, 2008 - 928с

[10] Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47

[11] Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях / М.С. Мейксин, Н.В. Пошерстник. – М.: Герда. – 2004. – С. 165

[12] Dütz W. Arbeitsrecht / W. Dütz – 11., neu bearbeitete Auflage unter Mitarbeit von Dr. Heike Jung. – Verlag C.H.Beck oHG. – 2006. –  S. 89

[13] Декрет Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 N 2 "О стимулировании работников организаций отраслей экономики"

[14] Григорьев В.А. Доплаты. Надбавки. Премии. / Н.Н. Владыко, В.А. Григорьев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

[15] Козлитинова И.А. Тарифная часть заработной платы работников коммерческих организаций / И.А. Козлитинова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

[16] Пошерстник Н.В. Указ. соч. – С. 167.

[17] Степаненко В.И. Оплата труда работников, занятых в реальном секторе экономики (на основе применения ЕТС) / В.И. Степаненко // Налоги Беларуси – 2009. -№ 34. – 35-38

[18] Смирнов О.С. Трудовое право. Учебник. Издание 4-ое. / О.С. Смирнов. – М.: «Проспект», - 2003. –  С. 283.

[19] Кривой В.И., Соснов А.В. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий. В 9 кн. Кн. III. Гл. 6. / В.И. Кривой, А.В. Соснов. - Минск: Технопринт, 2000. – С. 18.

[20] Горбач А. Оплата труда работников коммерческих организаций: что нового? // Юридический мир – 2009. – № 7. – С. 30

[21] Новая редакция Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников республики Беларусь. Интервью с начальником главного управления труда и заработной платы министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Г.В. Прохорчиком //Справочник кадровика - 2009 г.  - №3. – С. 20.

[22]Зазека П.В. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 / П.В. Зазека // Заработная плата – 2010. - № 3 – 35-37

[23] Нефагина К. Новое в законодательстве о стимулировании труда работников / К. Нефагина // Юрист.– 2009. - №3. – С. 82

[24] Оплата труда: новые перспективы // Юрист– 2010 - № 3  – С. 5.

[25] Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2010 г. № 23

[26] Фридкин Л. Шеф, вам бонус! / Л. Фридкин // Экономическая газета. – 2010. – 26 марта. – С. 3.

[27] Тучкова Э.Г. Заработная плата: Комментарий к Кодексу законов о труде / Э.Г. Тучкова. – М., Проспект - 1996. – С.16

[28] Киселёв И.Я. Указ. соч. – С. 188-195

[29] Петровский М.В. Заработная плата в Германии / М.В. Петровский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.job-germany.ru/com-DE?d&nd=901807664&nh=1 – Дата доступа: 26.03.2010.

[30] Беляева Т. Тарификация работников / Т. Беляева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

[31] Микушина М.Н. Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: Постатейный научно-практический комментарий / М.Н. Микушина. – М.: ИЦ Мысль, 2009. – С. 317

[32] Самарин В. Нововведения в тарификации рабочих (должностей) и структуры организации. Комментарий к новой редакции Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь от 23.03.2009 № 40 / В. Самарин // Юрист. – 2009. № 10. – С. 85

[33] Подробно данная позиция представлена в монографии Томашевский К.Л., Войтик А.А. Трудовые контракты: заключение, продление и прекращение. С учетом Декрета Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 10 и изменений и дополнений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-З. – Минск: Дикта, - 2008. – С. 23-24, 46.

[34] Arbeitsrecht / hrsg. von Thomas Radner. – 3. Aufl., Stand: 1. Oktober 2000. – Wien :Verl. Österreich, 2000. –S.67.



Проблемы правового регулирования заработной платы

 

Минск

2010


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Исторический и понятийный аспекты института заработной платы

1.1 Историческое развитие и современное состояние законодательства об оплате труда

1.2 Понятие заработной платы и ее отличие от иных выплат

1.3 Структуры заработной платы

Глава 2. Тарифная система оплаты труда в Беларуси и за рубежом

2.1 Общая характеристика тарифной системы оплаты труда в Беларуси

2.2 Новеллы в тарифной системе оплаты труда и их значение

Глава 3. Иные проблемы правового регулирования заработной платы

3.1 Проблемы применения повременной и сдельной систем оплаты труда

3.2. Практические проблемы тарификации рабочих и служащих

3.3 Проблемы форм, сроков и порядка выплаты заработной платы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 




Введение

 

Проблемы правового регулирования заработной платы являются предметом дискуссий не только между юристами, но и экономистами, политиками, представителями профсоюзов, нанимателями и работниками.

Широкая аудитория участников таких дискуссий обусловлена тем, что вопрос заработной платы касается едва ли не каждого человека. Полярность же точек зрения участников дискуссии объясняется тем, что ее источник лежит не в правовой и даже не в экономической плоскости. Основы любой позиции по тем или иным проблемным моментам в системе оплаты труда заложены в мировоззренческой ориентации субъекта дискуссии по вопросу определения такого базового понятия как труд. Так, например, для одних труд – это товар, для других – социальная категория, для третьих – вид капитального ресурса и т.д.[1] Конституция Республик Беларусь определяет труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (статья 41).

Соответственно, взгляды на трактовку правовых норм, касающихся регулирования оплаты труда, а также на необходимость и направления реформирования данной сферы, различны в зависимости от того, как соотносятся такие категории как труд, заработная плата, социальная справедливость, рыночная экономика и т.п. в мировоззренческой установке выразителя данных взглядов.

В данной работе мы не ставим целью доказать правоту той или иной мировоззренческой установки, однако, стремимся четко определить какие из них фактически реализуются в законодательстве Республики Беларусь, регулирующем вопросы оплаты труда, какие предлагаются в качестве актуальной альтернативы.

Предметом данного исследования являются проблемы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере оплаты труда, в первую очередь, проблема применения модели тарифной системы оплаты труда, основывающейся на единой тарифной сетке.

Целью исследования является получение целостного представления о:

существующей системе правовых норм, образующих институт заработной платы;

нормах права, закрепляющих функционирование тарифной системы оплаты труда в Республике Беларусь, а также нормах, направленных на ее реформирование;

наиболее существенных проблемах правоприменительной практики, касающихся института заработной платы.

В исследовании применяются формально-догматический метод, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой метод.

Эмпирическую основу исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, ФРГ, Австрии, научная и учебная литература, материалы статей, комментариев.

Следует отметить, что институт заработной платы получил значительное правовое регулирование. Ему посвящена глава 6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), а также ряд подзаконных нормативных правовых актов, отдельных норм иных актов законодательства, не посвященных исключительно вопросам заработной платы. Кроме того, значителен объем локально-правового – тарифные соглашения, коллективные договоры, иные локальные нормативные акты, – и индивидуально-договорного правового регулирования.

На международном уровне вопросам оплаты труда также уделяется значительное внимание. Основными актами Международной организации труда ООН, содержащими принципы и нормы международного права в области заработной платы, являются: Конвенция (N 26) о создании процедуры установления минимальной заработной платы, Конвенция (N 95) об охране заработной платы, Рекомендация (N 85) об охране заработной платы, Конвенция (N 94) о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти, Конвенция (N 100) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция (N 132) об оплачиваемых отпусках и др.[2]

Уже сам факт столь значительного объема нормативного материала, свидетельствует о повышенном внимании со стороны общества и государства к вопросам заработной платы. Естественно, что такой большой массив правовой информации вызывает множество комментариев юристов, специалистов кадровых служб, экономистов. С оценками эффективности и справедливости тех или иных норм выступают и представители нанимателей и работников.

Все это свидетельствует о высокой степени актуальности рассматриваемых в исследовании вопросов и интересе к данной сфере со стороны самых широких слоев населения, начиная от представителей научных кругов и заканчивая рабочими и служащими организаций.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.